10.05.2016, 9:11
Как МАЗ переехал дорогу КрАЗу
Падение сбыта в России заставляет белорусских машиностроителей активизироваться на рынках других постсоветских государств.
В Украине продолжается скандал вокруг организации на мощностях компании «Богдан» в Черкассах лицензионного производства грузовиков двойного назначения МАЗ-6317 из белорусских машинокомплектов. Поводом для него стал тот факт, что значительная часть этих автомобилей будет изготавливаться по заказу государственных органов.
По мнению лидера Радикальной партии Олег Ляшко, объяснить столь «странное» решение (ведь в стране есть собственный поставщик таких машин – АвтоКрАЗ) можно только тем, что завод «Богдан» принадлежит президенту Петру Порошенко. Сам Порошенко неоднократно заявлял, что еще несколько лет назад вышел из бизнеса корпорации «Богдан», обменяв долю в ней со своим партнером Олегом Свинарчуком (Гладковским) на долю в корпорации «Рошен».
Из-за него национальный производитель, который является самым большим подрядчиком Министерства обороны и силовых структур, лишается значительной доли госзаказа. Эта же участь ждет и более двухсот украинских предприятий-смежников. Сокращение же всеми ими объемов реализации продукции означает, что государственный бюджет лишится значительной доли налоговых поступлений. А работники упомянутых заводов – заработной платы, а, возможно, и рабочих мест.
Но наиболее возмутительным, по мнению Олега Ляшко, является то обстоятельство, что, закупая белорусскую автотехнику, Киев «не только частично финансирует экономику этой страны, но и экономику Российской Федерации», так как МАЗ «преимущественно состоит из российских комплектующих материалов».
За все спрос с конечного производителя
Ответ на эти обвинения не замедлил последовать. Советник украинского президента Юрий Бирюков на своей странице в Facebook подверг резкой критике военную автотехнику марки «КрАЗ». Обвиняя холдинг «АвтоКрАЗ» в поставках некачественной автотехники для армии, он выложил фотокопию ответа ВСУ в ответ на запрос Военной прокуратуры центрального региона Украины об эксплуатации поставленных автомобилей КрАЗ.
Согласно этому документу, в 2014-2016 годах (по состоянию на 5 апреля), для армии поставлен 641 автомобиль семейства КрАЗа и 30 бронированных автомобилей КрАЗ-Спартан. За время эксплуатации данной автотехники выявлено 696 поломок автомобилей КрАЗ и 180 поломок броневиков «Спартан». В связи с чем Ю. Бирюков задается риторическим вопросом: неужели надо поддерживать отечественного производителя, не обращая внимания на то, что будет с бойцами?
Правда, на самом предприятии категорически отказываются принимать все эти претензии на свой счет. По заявлению пресс-службы «ХК АвтоКрАЗ», 70% описанных в документе случаев – это проблемы, возникающие вследствие неправильной эксплуатации. «Как можно вывести из строя карданный вал КрАЗа, который имеет 70% запаса прочности (по мировым стандартам 20-25%)?… Сцепление, мосты – также случаи низкой квалификации водителей.» Остальное – некачественные комплектующие.
Был МАЗ, стал «Богдан»
Но эти аргументы сочли неубедительными. Впервые информация о намерениях украинской корпорации «Богдан» собирать в Украине автомобили МАЗ прозвучала на XII Международной выставке «Зброя та безпека 2015», проходившей в Киеве 22-25 сентября 2015 года. Как сообщал AUTO-Consulting, под брендом «Богдан» предполагалось начать сборку армейских версий МАЗ-5316 (4×4), МАЗ-6317 (6×6), а также тягачей МАЗ-6425 (6×6)».
Существует расхожее мнение, что эти автомобили являются чисто военным, однако это далеко не так. Шасси машин данного семейства позволяют устанавливать различные виды специализированных надстроек: манипуляторы, краны, эвакуаторы, цистерны, автоподъемники и пр. Они также могут быть оборудованы бортовой платформой для транспортировки людей и грузов. Лишь при соответствующем оснащении базовые шасси подойдут для перевозки личного состава, буксировки военной несамоходной техники и гусеничной техники на трейлерах-танковозах.
На первом этапе в Черкассах планируется организовать крупноузловое производство базовых моделей, включая: сборку шасси, сварку, покраску и установку грузовой платформы. В дальнейшем там намерены локализовать производство, привлекая украинских производителей комплектующих. Если говорить об объемах выпуска, то согласно данным того же AUTO-Consulting, госзаказом на 2016 год предусмотрена закупка 120 автомобилей Богдан-6317, Богдан-5316 и Богдан-6425 в армейском исполнении. Судя по индексам – это те самые армейские МАЗы, сборка которых начата на заводе «Богдан» по лицензии белорусского производителя.
Колеса белорусские – броня скандинавская
По словам директора завода Владислава Сопита, производимая на предприятии техника двойного назначения может быть использована как гражданскими, так и силовыми структурами в зоне проведения АТО. А вот что касается бронированных версий, то в корпорации «Богдан» не стали изобретать собственный «бронированный велосипед», а решили привлечь в партнеры компанию, которая уже не первый год специализируется на бронировании автотехники – киевскому НПО «Практика».
В Киев поступают стандартные шасси МАЗ-6317, с которых демонтируется «гражданская» кабина и вместо нее устанавливается бронекабина собственного производства с уровнем защиты STANAG 1. Позади нее устанавливается бронированный кунг также производства НПО «Практика». При его изготовлении используют только импортный бронелист шведского или финского производства. Пуленепробиваемые стеклопакеты «Практика» изготавливает самостоятельно.
23 сидения для бойцов внутри кунга имеют верхнее крепление и расположены вдоль оси автомобиля, что позволяет минимизировать травмы при подрывах на мине. Десантный отсек оборудуется переговорным устройством, вентиляцией и соответствующим набором фильтров, отопителем и подсветкой. Уровень защиты кунга на данный момент составляет STANAG 1, но в будущем он вполне может быть повышен до STANAG 2.
Помимо кунга, защищаются также топливные баки, аккумуляторы, баллоны тормозной системы и ступичные элементы системы подкачки шин. Общий вес брони и дополнительных элементов составляет 4,5 т. Такая нагрузка для автомобиля грузоподъемностью до 12 т – не существенна, но бронирование повышает выживаемость личного состава в зоне боевых действий. В остальном все основные агрегаты – стандартные для МАЗов, включая двигатель ЯМЗ мощностью 330 л.с.
Родом из СССР
Но, возвращаясь к началу нашего повествования, попытаемся выяснить, действительно ли у корпорации «Богдан» были веские основания для выбора автомобилей семейства МАЗ-6317 в качестве базового для своего сборочного проекта.
Полноприводной МАЗ-6317 (6×6) был создан по техническим условиям Министерства обороны СССР. Его опытные образцы прошли приемочные испытания во всех природно-климатических зонах бывшего СССР. По их результатам автомобиль был рекомендован к принятию на вооружение и включен в план на 1991 год. Однако после распада Советского Союза про машину как бы забыли.
Вспомнили только в лишь в декабре 1995 года, когда в одной из африканских стран машина успешно прошла показательные тесты у потенциального заказчика. Год спустя автомобилем заинтересовались и белорусские военные. Проведя серию своих испытаний, они пришли к выводу, что МАЗ-6317 может быть использован в белорусской армии в качестве замены выслуживших свой срок автомобилей советского производства типа «КрАЗ», «КамАЗ» и «Урал».
Главным достоинством этого детища белорусского автопрома является его экстраординарная проходимость. МАЗ-6317 уверенно преодолевает участки даже с полным отсутствием дорожного покрытия. Высокий дорожный просвет, широкопрофильные вездеходные шины, девятиступенчатая КПП и мощный силовой агрегат обуславливают отличные внедорожные качества автомобиля, который при необходимости может преодолеть даже достаточно солидный брод.
Протекционизм круче бездорожья
Подлинной сенсацией стала презентация МАЗ-6317 на выставке RUSSIAN EXPO ARMS 2000 в Нижнем Тагиле. Во время показательных заездов они смогли успешнее машин российских автозаводов преодолеть препятствия на специальном участке полигона. Все рвы и эскарпы преодолевались, как правило, «с ходу». В то же время другие участники испытывали на трассе значительные трудности (пробуксовки, откат назад и т. д.).
Особый ажиотаж на трибунах и среди участников вызвал эпизод, когда автомобили МАЗ, по ошибке выехав на трассу с препятствиями для танков, преодолели ее, не испытав при этом особых трудностей. Бурные эмоции присутствующие выражали и в процессе преодоления МАЗами своего «коронного» препятствия – глубокого брода. Тут даже Владимир Путин поинтересовался характеристиками вездеходного грузовика из Минска. Но протекционизм взял верх и грузовики семейства МАЗ-6317 так и не попали в российскую армию. Хотя в гражданских отраслях РФ успешно применяются.
В заключение отметим, что на первый взгляд острота полемики вокруг поставки из Беларуси машинокомплектов на каких-то 120 автомобилей кажется чрезмерной, ведь потребность в армейских и бронированных машинах в Украине исчисляется тысячами. Но одно дело суммарный спрос, другое — платежеспособный. И тут разница в десятки раз.
Согласно сообщению интернет-ресурса AUTO-Consulting, в январе-марте текущего года «АвтоКрАЗ» выпустил 140 автомобилей, из которых 63% по внешнеэкономическим контрактам, тогда как за аналогичный период 2015 года – 265, из которых 73% — по украинским заказам. И тут даже уступка сотни с небольшим автомобилей МАЗу представляется достаточно серьезной потерей.