• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Падение сбыта в России заставляет белорусских машиностроителей активизироваться на рынках других постсоветских государств.

В Украине продолжается скандал вокруг организации на мощностях компании «Богдан» в Черкассах лицензионного производства грузовиков двойного назначения МАЗ-6317 из белорусских машинокомплектов. Поводом для него стал тот факт, что значительная часть этих автомобилей будет изготавливаться по заказу государственных органов.

По мнению лидера Радикальной партии Олег Ляшко, объяснить столь «странное» решение (ведь в стране есть собственный поставщик таких машин – АвтоКрАЗ) можно только тем, что завод «Богдан» принадлежит президенту Петру Порошенко. Сам Порошенко неоднократно заявлял, что еще несколько лет назад вышел из бизнеса корпорации «Богдан», обменяв долю в ней со своим партнером Олегом Свинарчуком (Гладковским) на долю в корпорации «Рошен».

Из-за него национальный производитель, который является самым большим подрядчиком Министерства обороны и силовых структур, лишается значительной доли госзаказа. Эта же участь ждет и более двухсот украинских предприятий-смежников. Сокращение же всеми ими объемов реализации продукции означает, что государственный бюджет лишится значительной доли налоговых поступлений. А работники упомянутых заводов – заработной платы, а, возможно, и рабочих мест.

Но наиболее возмутительным, по мнению Олега Ляшко, является то обстоятельство, что, закупая белорусскую автотехнику, Киев «не только частично финансирует экономику этой страны, но и экономику Российской Федерации», так как МАЗ «преимущественно состоит из российских комплектующих материалов».

За все спрос с конечного производителя

Ответ на эти обвинения не замедлил последовать. Советник украинского президента Юрий Бирюков на своей странице в Facebook подверг резкой критике военную автотехнику марки «КрАЗ». Обвиняя холдинг «АвтоКрАЗ» в поставках некачественной автотехники для армии, он выложил фотокопию ответа ВСУ в ответ на запрос Военной прокуратуры центрального региона Украины об эксплуатации поставленных автомобилей КрАЗ.

Согласно этому документу, в 2014-2016 годах (по состоянию на 5 апреля), для армии поставлен 641 автомобиль семейства КрАЗа и 30 бронированных автомобилей КрАЗ-Спартан. За время эксплуатации данной автотехники выявлено 696 поломок автомобилей КрАЗ и 180 поломок броневиков «Спартан». В связи с чем Ю. Бирюков задается риторическим вопросом: неужели надо поддерживать отечественного производителя, не обращая внимания на то, что будет с бойцами?

Правда, на самом предприятии категорически отказываются принимать все эти претензии на свой счет. По заявлению пресс-службы «ХК АвтоКрАЗ», 70% описанных в документе случаев – это проблемы, возникающие вследствие неправильной эксплуатации. «Как можно вывести из строя карданный вал КрАЗа, который имеет 70% запаса прочности (по мировым стандартам 20-25%)?… Сцепление, мосты – также случаи низкой квалификации водителей.» Остальное – некачественные комплектующие.

Был МАЗ, стал «Богдан»

Но эти аргументы сочли неубедительными. Впервые информация о намерениях украинской корпорации «Богдан» собирать в Украине автомобили МАЗ прозвучала на XII Международной выставке «Зброя та безпека 2015», проходившей в Киеве 22-25 сентября 2015 года. Как сообщал AUTO-Consulting, под брендом «Богдан» предполагалось начать сборку армейских версий МАЗ-5316 (4×4), МАЗ-6317 (6×6), а также тягачей МАЗ-6425 (6×6)».

Существует расхожее мнение, что эти автомобили являются чисто военным, однако это далеко не так. Шасси машин данного семейства позволяют устанавливать различные виды специализированных надстроек: манипуляторы, краны, эвакуаторы, цистерны, автоподъемники и пр. Они также могут быть оборудованы бортовой платформой для транспортировки людей и грузов. Лишь при соответствующем оснащении базовые шасси подойдут для перевозки личного состава, буксировки военной несамоходной техники и гусеничной техники на трейлерах-танковозах.

На первом этапе в Черкассах планируется организовать крупноузловое производство базовых моделей, включая: сборку шасси, сварку, покраску и установку грузовой платформы. В дальнейшем там намерены локализовать производство, привлекая украинских производителей комплектующих. Если говорить об объемах выпуска, то согласно данным того же AUTO-Consulting, госзаказом на 2016 год предусмотрена закупка 120 автомобилей Богдан-6317, Богдан-5316 и Богдан-6425 в армейском исполнении. Судя по индексам – это те самые армейские МАЗы, сборка которых начата на заводе «Богдан» по лицензии белорусского производителя.

Колеса белорусские – броня скандинавская

По словам директора завода Владислава Сопита, производимая на предприятии техника двойного назначения может быть использована как гражданскими, так и силовыми структурами в зоне проведения АТО. А вот что касается бронированных версий, то в корпорации «Богдан» не стали изобретать собственный «бронированный велосипед», а решили привлечь в партнеры компанию, которая уже не первый год специализируется на бронировании автотехники – киевскому НПО «Практика».

В Киев поступают стандартные шасси МАЗ-6317, с которых демонтируется «гражданская» кабина и вместо нее устанавливается бронекабина собственного производства с уровнем защиты STANAG 1. Позади нее устанавливается бронированный кунг также производства НПО «Практика». При его изготовлении используют только импортный бронелист шведского или финского производства. Пуленепробиваемые стеклопакеты «Практика» изготавливает самостоятельно.

23 сидения для бойцов внутри кунга имеют верхнее крепление и расположены вдоль оси автомобиля, что позволяет минимизировать травмы при подрывах на мине. Десантный отсек оборудуется переговорным устройством, вентиляцией и соответствующим набором фильтров, отопителем и подсветкой. Уровень защиты кунга на данный момент составляет STANAG 1, но в будущем он вполне может быть повышен до STANAG 2.

Помимо кунга, защищаются также топливные баки, аккумуляторы, баллоны тормозной системы и ступичные элементы системы подкачки шин. Общий вес брони и дополнительных элементов составляет 4,5 т. Такая нагрузка для автомобиля грузоподъемностью до 12 т – не существенна, но бронирование повышает выживаемость личного состава в зоне боевых действий. В остальном все основные агрегаты – стандартные для МАЗов, включая двигатель ЯМЗ мощностью 330 л.с.

МАЗ-6317 об­за­велся эм­бле­мами «Бог­дан» и «Козак». Фото gruzovikpress.ru

МАЗ-6317 об­за­велся эм­бле­мами «Бог­дан» и «Козак». Фото gruzovikpress.ru

Родом из СССР

Но, возвращаясь к началу нашего повествования, попытаемся выяснить, действительно ли у корпорации «Богдан» были веские основания для выбора автомобилей семейства МАЗ-6317 в качестве базового для своего сборочного проекта.

Полноприводной МАЗ-6317 (6×6) был создан по техническим условиям Министерства обороны СССР. Его опытные образцы прошли приемочные испытания во всех природно-климатических зонах бывшего СССР. По их результатам автомобиль был рекомендован к принятию на вооружение и включен в план на 1991 год. Однако после распада Советского Союза про машину как бы забыли.

Полноприводной МАЗ-6317 (6x6) был создан по техническим условиям Министерства обороны СССР.

Полноприводной МАЗ-6317 (6×6) был создан по техническим условиям Министерства обороны СССР.

Вспомнили только в лишь в декабре 1995 года, когда в одной из африканских стран машина успешно прошла показательные тесты у потенциального заказчика. Год спустя автомобилем заинтересовались и белорусские военные. Проведя серию своих испытаний, они пришли к выводу, что МАЗ-6317 может быть использован в белорусской армии в качестве замены выслуживших свой срок автомобилей советского производства типа «КрАЗ», «КамАЗ» и «Урал».

Главным достоинством этого детища белорусского автопрома является его экстраординарная проходимость. МАЗ-6317 уверенно преодолевает участки даже с полным отсутствием дорожного покрытия. Высокий дорожный просвет, широкопрофильные вездеходные шины, девятиступенчатая КПП и мощный силовой агрегат обуславливают отличные внедорожные качества автомобиля, который при необходимости может преодолеть даже достаточно солидный брод.

Протекционизм круче бездорожья

Подлинной сенсацией стала презентация МАЗ-6317 на выставке RUSSIAN EXPO ARMS 2000 в Нижнем Тагиле. Во время показательных заездов они смогли успешнее машин российских автозаводов преодолеть препятствия на специальном участке полигона. Все рвы и эскарпы преодолевались, как правило, «с ходу». В то же время другие участники испытывали на трассе значительные трудности (пробуксовки, откат назад и т. д.).

Особый ажиотаж на трибунах и среди участников вызвал эпизод, когда автомобили МАЗ, по ошибке выехав на трассу с препятствиями для танков, преодолели ее, не испытав при этом особых трудностей. Бурные эмоции присутствующие выражали и в процессе преодоления МАЗами своего «коронного» препятствия – глубокого брода. Тут даже Владимир Путин поинтересовался характеристиками вездеходного грузовика из Минска. Но протекционизм взял верх и грузовики семейства МАЗ-6317 так и не попали в российскую армию. Хотя в гражданских отраслях РФ успешно применяются.

В заключение отметим, что на первый взгляд острота полемики вокруг поставки из Беларуси машинокомплектов на каких-то 120 автомобилей кажется чрезмерной, ведь потребность в армейских и бронированных машинах в Украине исчисляется тысячами. Но одно дело суммарный спрос, другое — платежеспособный. И тут разница в десятки раз.

Согласно сообщению интернет-ресурса AUTO-Consulting, в январе-марте текущего года «АвтоКрАЗ» выпустил 140 автомобилей, из которых 63% по внешнеэкономическим контрактам, тогда как за аналогичный период 2015 года – 265, из которых 73% — по украинским заказам. И тут даже уступка сотни с небольшим автомобилей МАЗу представляется достаточно серьезной потерей.

 

Тэги:

, , ,

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Средства ПВО: простой ответ на сложный вопрос

Предприятия ВПК Беларуси разрабатывают средства противодействия ударным малогабаритным беспилотным летательным аппаратам. Практически сразу после атаки дронов и крылатых ракет хуситов на НПЗ Саудовской Аравии в СМИ началась полемика на тему защиты от кустарно изготовленных БПЛА и таких же крылатых ракет. Из которой однозначно следовал вывод о том, что на сцене появился очень серьезный противник для

Прогноз курса рубля на неделю 23-27 сентября

Возможно изменение курса доллара на БВФБ на доли процента как в сторону уменьшения, так и роста. В понедельник 23 сентября курс может подняться на доли процента. Прогнозируемого обвала курса доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не произошло, однако средневзвешенный курс американской валюты все же снизился, хотя и всего на 0,5% – до 2,0412

Украинский рынок: бонус для белорусского дизтоплива и риски для бензина

Основной и самый высокомаржинальный украинский рынок для экспорта светлых белорусских нефтепродуктов может в скором времени преподнести сюрпризы. Сюрприз со знаком плюс – рост поставок дизтоплива в связи с новой возможностью транспортировки по трубе, со знаком минус – введение пошлин на белорусские бензины. Белорусский бензин «под напряжением» В последние годы Украина несколько раз пыталась ограничить импорт

Фольксваген выпускает первый народный электромобиль

Автомобильный концерн Volkswagen на Международном автосалоне во Франкфурте-на-Майне представил свой первый серийный электромобиль, созданный на собственной платформе, который, как надеются в концерне, станет третьим народным автомобилем после «Жука» и «Гольфа». Модель называется ID.3. Ее запас хода в зависимости от батареи составляет от 330 до 550 км. Автомобиль действительно, будет сравнительно дешев: в базовой комплектации с пробегом в 330 км он

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в