Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)

Продолжение.
См. также 1 часть

Рассмотрим подробнее принципы конкурентного порядка Вальтера Ойкена. На них ориентировались практики социального рыночного хозяйства в послевоенной Германии, реформаторы посткоммунистической эпохи в Польше и других странах. Эти принципы показывают, что должно стать постоянной заботой государства и общества, если они желают получить в результате своих усилий хорошо работающую рыночную экономику, дающую возможность решать социальные задачи. Мы также поразмышляем о том, насколько современная экономика Беларуси соответствует этим принципам.

В своих работах Вальтер Ойкен сформулировал семь конституирующих принципов конкурентного порядка: 1. Конкуренция и работа ценового механизма; 2. Стабильность валюты; 3. Открытость рынков; 4. Частная собственность на средства производства; 5. Свобода заключения договоров и соглашений; 6. Ответственность за результаты деятельности; 7. Последовательность и неизменность экономической политики. Раскрывая эти принципы, Ойкен постоянно писал о том, что можно назвать его восьмым и, возможно, самым важным принципом – комплексность. Эти принципы не работают изолированно, будучи оторванными от других принципов, как не работают органы человеческого тела, не связанные с другими органами. Используя ту же аналогию, можно сказать, что органы хорошо работают только вместе, если возникает сбой в работе одного из них, это ухудшает состояние всех остальных.

1. Конкуренция и работа ценового механизма

Задачей экономической политики является, по словам Ойкена: «Сделать механизм цен способным к функционированию». В экономике множество рынков, от рынка коммерческой недвижимости до рынка плиточного шоколада. Постоянно появляются новые и отмирают старые рынки. На всех этих рынках, по мнению Ойкена, должен работать механизм цен, т. е. цена должна уравновешивать во всякий момент времени величину спроса и величину предложения на отдельном рынке. В этом случае ее изменения будут давать точные сигналы всем действующим и потенциальным субъектам на этом рынке. Товары или услуги и ресурсы для их производства будут распределяться наилучшим образом. Работа этого механизма тем лучше, чем, согласно известному положению экономической теории, сильнее конкуренция на этом рынке.

Государству для обеспечения лучшей работы этого механизма следует, по мнению Ойкена, избегать предоставления государственных субсидий, создания государственных принудительных монополий, проведения общего замораживания цен, введения запрета на импорт. В реальной экономике, даже в странах с очень развитыми многочисленными рынками, таких мер полностью не избегают. Весь вопрос в степени их применения. В Беларуси количество рынков и их качество (т. е. степень конкуренции на них) явно отстают от развитых стран. Некоторые рынки, например фондовый, рынок земли находится в малоразвитом состоянии. Общая неразвитость рынков сказывается сразу, когда беларуские предприятия пытаются выйти на внешние рынки с гораздо более высокой степенью конкуренции.

2. Стабильность валюты

Вальтер Ойкен придавал очень большое значение этому принципу. По его словам: «Все усилия, направленные на реализацию конкурентного порядка, оказываются тщетными до тех пор, пока не будет обеспечена определенная стабильность стоимости денег». Рынкам нужны четкие ценовые сигналы, возможные только при низкой инфляции на уровне 2-4% в год. Примечательно, что размышления о важности стабильной валюты Вальтер Ойкен в своих «Основных принципах экономической политики» начинает с цитирования Ленина: «Чтобы разрушить буржуазное общество, нужно разорить его финансовую систему». Валюта с устойчивой покупательной способностью это, по Ойкену, необходимое условие децентрализованного конкурентного порядка.

В альтернативном централизованном хозяйственном порядке деньги играют гораздо меньшую роль. Можно сказать, что они выполняют несколько иные функции. Инфляция открытая, а чаще — подавленная, является характерной чертой денежного обращения в преимущественно централизованной экономике. Хорошо известен феномен хронической подавленной инфляции в СССР в 1960-1980-е годы. Явление открытой инфляции мы можем наблюдать в современных Вьетнаме, Венесуэле и, к сожалению, Беларуси, тяготеющих к централизованному хозяйству. Денежное обращение – это одно из самых слабых мест экономики Беларуси. Наша страна уже третье десятилетие лидирует по уровню инфляции не только в Европе, но и на постсоветском пространстве.

В централизованном секторе важнейшей функцией белоруского рубля является перераспределение. Рыночный сектор в качестве меры стоимости уже четверть века использует доллар США, к которому в 2002 году добавилось евро. Государственные предприятия Беларуси настолько привыкли к денежным инъекциям, что даже небольшое ужесточение денежно-кредитной политики, которое имеет место в последние месяцы, приводит к их резкому проседанию. Для централизованной экономики жесткая монетарная политика губительна, для конкурентного порядка – чаще наоборот, благотворна. Вальтер Ойкен считал, что децентрализованная конкурентная экономика нуждается в жестко централизованной денежно–кредитной политике, ставящей перед собой главную задачу – стабильность покупательной способности национальной валюты. Это еще одна характерная черта ордолиберального взгляда на экономику.

3. Открытые рынки

По мнению Ойкена, закрытие спроса и предложения является тем методом, который использовался и используется чаще всего для того, чтобы нарушить или воспрепятствовать сильной тенденции к конкуренции. Такое закрытие или ограничение может осуществляться через таможенные пошлины, ограничение импорта, создание неблагоприятной среды для капиталовложений, учреждения новых компаний. К таким мерам можно отнести и сдерживание внутренней миграции населения. Все эти меры существенно облегчают образование монополий, разрушающих конкурентный порядок.

Следует заметить, что в закрытии рынков Беларусь также немало преуспела. В связи с этим принципом Ойкен подчеркивал очень важную мысль: «Даже если на отдельных рынках возникает полная конкуренция, то закрытие спроса и предложения на других рынках нарушает связи между рынками и вся система полной конкуренции не в состоянии функционировать в полном объеме».

4. Частная собственность

Полноценный конкурентный порядок возможен только при доминировании частной собственности в экономике. Ойкен отмечал, что практика свидетельствует о необходимости иметь тонкое чутье, без которого невозможно выживание в условиях конкуренции. Как раз это качество не может быть проявлено чиновниками в рамках экономического порядка, в котором доминирует всеобщая коллективная собственность на средства производства, и в которой чиновники управляют средствами производства. Вальтер Ойкен и его единомышленники считали очень опасным миф о большей «социальности» коллективной собственности.

Александер Рюстов (1885–1963)

Александер Рюстов (1885–1963)

По мнению выдающегося немецкого экономиста Александера Рюстова, «коллективная собственность делает возможным гораздо более высокую степень и более острые формы социального неравенства, чем частная собственность… То, что принадлежит всем, не принадлежит никому, или принадлежит, скорее, тем немногим, которые реализуют это право от имени всех».

Ойкен, тем не менее, не считал, что доминирование частной собственности само по себе решит все проблемы, что институт частной собственности означает гарантию установления конкурентного порядка. Рынки могут дрейфовать к монополии и при доминировании этого института. Он отмечал, что критика частной собственности нередко была справедливой, поскольку концерны, используя преимущества, которые давала им частная собственность, осуществляли власть, направленную против интересов рабочих, потребителей, конкурентов. Эта власть была столь велика, что гарантии правового государства оказалось недостаточно для ее ограничения.

При этом он отмечал, что этот принцип не исключает того, что отдельные предприятия могут находиться в руках государства, например, лесничества, угольные шахты или банки. До тех пор, пока такие государственные предприятия вписываются в рынки, работающие в условиях конкуренции, а субсидии этим предприятиям не нарушают процесс ценообразования на рынках, существование последних в рамках конкурентного порядка вполне допустимо. С точки зрения этого принципа, Беларусь пока остается страной, в которой доминирует государственная и коллективная собственность, управляемая чиновниками, не обладающими «тонким чутьем» собственника.

5. Свобода заключения договоров

Это также необходимое условие конкурентного порядка. Если отдельно взятые домохозяйства и предприятия не в состоянии проводить выбор самостоятельно, проверять возможности и после этого заключать договоры, если они выполняют приказы и получают по распределению разнарядки, то тогда не может возникнуть конкуренции.

6. Экономическая ответственность

Инвестиции осуществляются с тем большей тщательностью, чем большая ответственность ложится на того, кто отвечает за эти капиталовложения. Таким образом, ответственность предотвращает разбазаривание капиталов и побуждает тщательно зондировать рынки. Ойкен считал очень опасной тенденцию к все большему ограничению ответственности и отмечал, что любое ограничение ответственности порождает тенденцию развития в направлении к централизованно управляемой экономике.

7. Неизменность экономической политики

Определенная неизменность экономической политики необходима для того, чтобы дать импульс деятельности по осуществлению достаточных капиталовложений. Важное значение здесь имеют установление на длительную перспективу экономического законодательства, особенно касающегося налогообложения, обозначение стратегических целей экономического развития на 10-15 и более лет. Такая неизменность является важной составляющей благоприятного инвестиционного климата в стране.

Помимо перечисленных конституирующих принципов конкурентного порядка, Ойкен также сформулировал и регулирующие принципы, которые сводились, в основном, к мерам противодействия монополизации рынков, где нет естественных монополий и регулированию цен и деятельности последних.

Продолжение следует.

Тэги:

,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,