Несмотря на исполнение бюджета в целом за I квартал текущего года с профицитом, в марте республиканский бюджет начал испытывать текущий дефицит.

Доходы: НДС спасает бюджет

По данным Минфина, за январь-март 2016 года доходы бюджета сектора государственного управления, куда входят республиканский бюджет, местные бюджеты, ФСЗН, государственный внебюджетный фонд универсального обслуживания Минсвязи и государственный внебюджетный фонд гражданской авиации, сложились в сумме 87,3 трлн. рублей, или 21,2% уточненного годового плана.

По сравнению с тем же периодом прошлого года доходы выросли на 6,6 трлн. рублей или на 8%. Однако с учетом того, что потребительские цены выросли за год (I квартал 2016/ I квартал 2015) на 12,4%, можно говорить о том, что в реальном выражении доходы бюджета снизились. Это подтверждают и данные по исполнению плана по доходам за прошлый год – тогда удалось за первые три месяца собрать 21,9% от плана.

Доходы республиканского бюджета в абсолютном выражении выросли еще меньше – лишь на 6,4%, в итоге республиканский бюджет исполнен лишь на 21% от плана, хотя в прошлом году за тот же период было собрано в республиканский бюджет 22,9% от плана.

Самым провальным оказался налог на прибыль. В республиканский бюджет было собрано всего 2% от плана, в прошлом году показатель составлял 6,3%.

Впрочем, надо отметить, что из республиканского бюджета в данных за январь-март исчезли как минимум более 116 млрд. налога на прибыль. По данным за три месяца, в республиканский бюджет поступило 184,3 млрд. рублей налога на прибыль, в то время как в данных за два месяца в республиканском бюджете было 300,6 млрд. рублей. Вероятно, они теперь учтены в других бюджетах. В целом же по бюджету сектора госуправления налога на прибыль было собрано на 2,1 трлн. рублей. Что даже с учетом взрывного роста за март – на 1,7 трлн. рублей, не позволило достичь уровня прошлого года по абсолютному значению – тогда за первый квартал было собрано почти 3,3 трлн. рублей налога на прибыль. То есть даже без учета темпов роста цен падение поступлений по данному налогу составило 25%.

Оно и неудивительно. По данным Белстата, за первые два месяца текущего года чистый убыток предприятий и организаций превысил 20 трлн. рублей, а почти 50% предприятий промышленности были убыточными.

Вторым в рейтинге по провалу поступлений ожидаемо идут доходы от внешнеэкономической деятельности, которые целиком зачисляются в республиканский бюджет. Снижение объемов внешней торговли в целом на пространстве ЕАЭС и цен на нефть снизили поступления по этому пункту в номинальном выражении на 8%, в реальном выражении можно говорить о падении примерно на 20%, а в долларовом эквиваленте вообще лучше не считать. Акцизы в номинальном выражении удалось удержать на уровне прошлого года (плюс 2%), хотя в сопоставимых ценах опять-таки можно говорить о снижении.

Единственным налогом, который «спасает» белорусский бюджет, остается НДС. Его поступления в номинальном выражении выросли на 26% по бюджету сектора госуправления и на 23% по республиканскому бюджету. С учетом роста цен это все, конечно же, стоит поделить на два, но очевидно, что рост на уровне 10-13% есть и в реальном выражении.

Но он определяется не столько ростом потребительской активности и активности бизнеса, сколько изменением налогового законодательства, которое с начала года резко ограничило возможности бизнеса по применению упрощенной системы налогообложения, загнав многие виды деятельности под ОСН с уплатой НДС. Кроме того, с нового года НДС ввели для тарифов на газ и свет.

В любом случае, это не привело к росту реальных доходов бюджета в целом. Более того, больше всего поступлений по НДС пришлось на январь – более 10 трлн. рублей. Эту сумму не смогли перекрыть поступления за февраль и март вместе взятые. Вероятно поэтому, как известно, с 1 апреля была увеличена ставка НДС на услуги связи (с 20% до 25%), а также введена ставка НДС на пассажирские перевозки. Но это уже отразится на доходах бюджета во втором квартале.

Стоит также отметить, что по состоянию на 1 апреля задолженность по налогам и сборам составила 1,0 трлн. рублей. В прошлом году она была на эту дату на уровне 420 млрд. рублей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Расходы: меньше в экономику, больше – в социалку

Между тем расходы, в отличие от доходов месяц от месяца только нарастают. Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-март 2016 года составили 82,2 трлн. рублей, или 20,5% уточненного годового плана. Расходы республиканского бюджета составили 34,3 трлн. рублей, или 19,9% уточненного годового плана. Год тому назад показатели по выполнению от плана составляли 21,1% и 19,8% соответственно.

Вроде бы в целом идем в графике. Однако расходы на национальную экономику не дотянули до прошлогодних даже по номиналу, не говоря уже об уровне исполнения от плана. На финансирование национальной экономики за три первых месяца было потрачено 7,0 трлн. рублей или 17,0% от запланированных на год расходов. Годом ранее из всех бюджетов по разделу «национальная экономика» было направлено за три месяца 7,5 млрд. рублей. То есть в реальном выражении снижение уровня финансирования национальной экономики составило почти 20%.

Зато значительно выросли расходы на общегосударственную деятельность. За I квартал на эти цели было направлено 15,8 трлн. рублей (21,0% от годового плана), что в полтора раза превысило размер финансирования в I квартале прошлого года.

Характерной особенностью расходов на общегосударственную деятельность является то, что сумма расходов из республиканского бюджета превышает общую сумму расходов из всех бюджетов и фондов. Таким образом, можно предположить, что расходы из республиканского бюджета по данной статье за счет межбюджетных трансфертов, скорее всего, идут на финансирование других сфер.

Например, социальной сферы. В эту сферу, куда входят такие бюджетные разделы, как социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, а также Фонд социальной защиты населения за первые три месяца направлено – 55,2 трлн. рублей, что составляет 22,5% от годового плана и 67% от расходов за I квартал бюджетов и фондов всех уровней. В прошлом году в I квартале этот показатель составлял 65,7%.

Минфин не приводит данных по расходам Фонда социальной защиты населения отдельно, зато приводит по доходам. Наполняется ФСЗН вроде бы лучше, чем в прошлом году даже в сопоставимых ценах.

Профицит: неустойчивая динамика

Возможно, именно это, а также сокращение расходов на экономику позволило завершить квартал с профицитом, хотя по сравнению с прошлым годом он оказался значительно ниже. Профицит бюджета сектора государственного управления за январь-март 2016 года сложился в сумме 5,1 трлн. рублей, или 2,4% к ВВП, профицит республиканского бюджета – 3,8 трлн. рублей, или 1,8% процента к ВВП. В прошлом году показатели были 3,2% и 4,2% соответственно.

При этом профицит республиканского бюджета по итогам двух первых месяцев еще составлял 4,3% (6,1 трлн. рублей), но очевидно все то же межбюджетное перераспределение значительно снизило его как по абсолютной величине, так и по отношению к ВВП. Что, впрочем, неудивительно, так как в марте, если судить по данным, предоставляемым Минфином в формате Специального стандарта распространения данных (ССРД МВФ), в марте белорусский бюджет центрального правительства (включает республиканский бюджет и ФСЗН) испытал текущий дефицит размере 670,7 млрд. рублей.

Но, как известно, в марте страна получила первый транш кредита ЕСФР в размере 500 млн. долларов, что, безусловно, поддержало и золотовалютные резервы страны и сняло некоторое напряжение с бюджета в связи с выплатами по внешним долгам. Однако в ближайшие месяцы бюджет снова может столкнуться с большими сложностями по его бездефицитному исполнению.

Конечно, наполнению бюджета помогут новые ставки НДС, а также налог на депозиты (подоходный налог зачисляется в местные бюджеты), однако Минфину предстоит и в дальнейшем кропотливая работа по латанию постоянно возникающих дыр в связи с рецессией в экономике и необходимости поддерживать социальную сферу, по крайней мере – до парламентских выборов. Ну, а там, если повезет, может быть наконец-то будет выделен долгожданный кредит МВФ.

 

 

Тэги:

, , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,