• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Несмотря на исполнение бюджета в целом за I квартал текущего года с профицитом, в марте республиканский бюджет начал испытывать текущий дефицит.

Доходы: НДС спасает бюджет

По данным Минфина, за январь-март 2016 года доходы бюджета сектора государственного управления, куда входят республиканский бюджет, местные бюджеты, ФСЗН, государственный внебюджетный фонд универсального обслуживания Минсвязи и государственный внебюджетный фонд гражданской авиации, сложились в сумме 87,3 трлн. рублей, или 21,2% уточненного годового плана.

По сравнению с тем же периодом прошлого года доходы выросли на 6,6 трлн. рублей или на 8%. Однако с учетом того, что потребительские цены выросли за год (I квартал 2016/ I квартал 2015) на 12,4%, можно говорить о том, что в реальном выражении доходы бюджета снизились. Это подтверждают и данные по исполнению плана по доходам за прошлый год – тогда удалось за первые три месяца собрать 21,9% от плана.

Доходы республиканского бюджета в абсолютном выражении выросли еще меньше – лишь на 6,4%, в итоге республиканский бюджет исполнен лишь на 21% от плана, хотя в прошлом году за тот же период было собрано в республиканский бюджет 22,9% от плана.

Самым провальным оказался налог на прибыль. В республиканский бюджет было собрано всего 2% от плана, в прошлом году показатель составлял 6,3%.

Впрочем, надо отметить, что из республиканского бюджета в данных за январь-март исчезли как минимум более 116 млрд. налога на прибыль. По данным за три месяца, в республиканский бюджет поступило 184,3 млрд. рублей налога на прибыль, в то время как в данных за два месяца в республиканском бюджете было 300,6 млрд. рублей. Вероятно, они теперь учтены в других бюджетах. В целом же по бюджету сектора госуправления налога на прибыль было собрано на 2,1 трлн. рублей. Что даже с учетом взрывного роста за март – на 1,7 трлн. рублей, не позволило достичь уровня прошлого года по абсолютному значению – тогда за первый квартал было собрано почти 3,3 трлн. рублей налога на прибыль. То есть даже без учета темпов роста цен падение поступлений по данному налогу составило 25%.

Оно и неудивительно. По данным Белстата, за первые два месяца текущего года чистый убыток предприятий и организаций превысил 20 трлн. рублей, а почти 50% предприятий промышленности были убыточными.

Вторым в рейтинге по провалу поступлений ожидаемо идут доходы от внешнеэкономической деятельности, которые целиком зачисляются в республиканский бюджет. Снижение объемов внешней торговли в целом на пространстве ЕАЭС и цен на нефть снизили поступления по этому пункту в номинальном выражении на 8%, в реальном выражении можно говорить о падении примерно на 20%, а в долларовом эквиваленте вообще лучше не считать. Акцизы в номинальном выражении удалось удержать на уровне прошлого года (плюс 2%), хотя в сопоставимых ценах опять-таки можно говорить о снижении.

Единственным налогом, который «спасает» белорусский бюджет, остается НДС. Его поступления в номинальном выражении выросли на 26% по бюджету сектора госуправления и на 23% по республиканскому бюджету. С учетом роста цен это все, конечно же, стоит поделить на два, но очевидно, что рост на уровне 10-13% есть и в реальном выражении.

Но он определяется не столько ростом потребительской активности и активности бизнеса, сколько изменением налогового законодательства, которое с начала года резко ограничило возможности бизнеса по применению упрощенной системы налогообложения, загнав многие виды деятельности под ОСН с уплатой НДС. Кроме того, с нового года НДС ввели для тарифов на газ и свет.

В любом случае, это не привело к росту реальных доходов бюджета в целом. Более того, больше всего поступлений по НДС пришлось на январь – более 10 трлн. рублей. Эту сумму не смогли перекрыть поступления за февраль и март вместе взятые. Вероятно поэтому, как известно, с 1 апреля была увеличена ставка НДС на услуги связи (с 20% до 25%), а также введена ставка НДС на пассажирские перевозки. Но это уже отразится на доходах бюджета во втором квартале.

Стоит также отметить, что по состоянию на 1 апреля задолженность по налогам и сборам составила 1,0 трлн. рублей. В прошлом году она была на эту дату на уровне 420 млрд. рублей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Расходы: меньше в экономику, больше – в социалку

Между тем расходы, в отличие от доходов месяц от месяца только нарастают. Расходы бюджета сектора государственного управления за январь-март 2016 года составили 82,2 трлн. рублей, или 20,5% уточненного годового плана. Расходы республиканского бюджета составили 34,3 трлн. рублей, или 19,9% уточненного годового плана. Год тому назад показатели по выполнению от плана составляли 21,1% и 19,8% соответственно.

Вроде бы в целом идем в графике. Однако расходы на национальную экономику не дотянули до прошлогодних даже по номиналу, не говоря уже об уровне исполнения от плана. На финансирование национальной экономики за три первых месяца было потрачено 7,0 трлн. рублей или 17,0% от запланированных на год расходов. Годом ранее из всех бюджетов по разделу «национальная экономика» было направлено за три месяца 7,5 млрд. рублей. То есть в реальном выражении снижение уровня финансирования национальной экономики составило почти 20%.

Зато значительно выросли расходы на общегосударственную деятельность. За I квартал на эти цели было направлено 15,8 трлн. рублей (21,0% от годового плана), что в полтора раза превысило размер финансирования в I квартале прошлого года.

Характерной особенностью расходов на общегосударственную деятельность является то, что сумма расходов из республиканского бюджета превышает общую сумму расходов из всех бюджетов и фондов. Таким образом, можно предположить, что расходы из республиканского бюджета по данной статье за счет межбюджетных трансфертов, скорее всего, идут на финансирование других сфер.

Например, социальной сферы. В эту сферу, куда входят такие бюджетные разделы, как социальная политика, образование, здравоохранение, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации, а также Фонд социальной защиты населения за первые три месяца направлено – 55,2 трлн. рублей, что составляет 22,5% от годового плана и 67% от расходов за I квартал бюджетов и фондов всех уровней. В прошлом году в I квартале этот показатель составлял 65,7%.

Минфин не приводит данных по расходам Фонда социальной защиты населения отдельно, зато приводит по доходам. Наполняется ФСЗН вроде бы лучше, чем в прошлом году даже в сопоставимых ценах.

Профицит: неустойчивая динамика

Возможно, именно это, а также сокращение расходов на экономику позволило завершить квартал с профицитом, хотя по сравнению с прошлым годом он оказался значительно ниже. Профицит бюджета сектора государственного управления за январь-март 2016 года сложился в сумме 5,1 трлн. рублей, или 2,4% к ВВП, профицит республиканского бюджета – 3,8 трлн. рублей, или 1,8% процента к ВВП. В прошлом году показатели были 3,2% и 4,2% соответственно.

При этом профицит республиканского бюджета по итогам двух первых месяцев еще составлял 4,3% (6,1 трлн. рублей), но очевидно все то же межбюджетное перераспределение значительно снизило его как по абсолютной величине, так и по отношению к ВВП. Что, впрочем, неудивительно, так как в марте, если судить по данным, предоставляемым Минфином в формате Специального стандарта распространения данных (ССРД МВФ), в марте белорусский бюджет центрального правительства (включает республиканский бюджет и ФСЗН) испытал текущий дефицит размере 670,7 млрд. рублей.

Но, как известно, в марте страна получила первый транш кредита ЕСФР в размере 500 млн. долларов, что, безусловно, поддержало и золотовалютные резервы страны и сняло некоторое напряжение с бюджета в связи с выплатами по внешним долгам. Однако в ближайшие месяцы бюджет снова может столкнуться с большими сложностями по его бездефицитному исполнению.

Конечно, наполнению бюджета помогут новые ставки НДС, а также налог на депозиты (подоходный налог зачисляется в местные бюджеты), однако Минфину предстоит и в дальнейшем кропотливая работа по латанию постоянно возникающих дыр в связи с рецессией в экономике и необходимости поддерживать социальную сферу, по крайней мере – до парламентских выборов. Ну, а там, если повезет, может быть наконец-то будет выделен долгожданный кредит МВФ.

 

 

Тэги:

, , , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы

Почему белорусские облигации с высокой доходностью не продаются на белорусской бирже?

В Беларуси доходность государственных и корпоративных облигаций, номинированных в иностранной валюте, намного превышает проценты по валютным депозитам. Но вот парадокс: белорусские облигации, по которым начисляются самые высокие проценты, продаются не на Белорусской валютно-фондовой бирже, а на иностранных биржах или в интернете. Финансовый рынок Беларуси представляет собой довольно странную конструкцию. С одной стороны, существует довольно продвинутая