Все знают, что Америки в этом мире очень много. Видимо, нет таких стран, в которых бы она не «отметилась» своим присутствием. И если появляется на карте мира новое государство, она лаконично сообщает: «Мы идем к вам!»

Америка не терпит многословия. Поэтому ее реальная дипломатия в вербальном плане напоминает рекламные слоганы. Первый выражает намерение, второй – действие: «Тетя Ася приехала!» Такая обязательность одних возмущает, других обижает, третьих радует, а прочие расстраиваются, что «рука Вашингтона» долго к нам тянется с помощью. Многие симпатизируют Америке (США), хотя иногда возмущаются географической тотальности ее национальных интересов.

КОГДА «УПРАЗДНИЛИ» ПОЛЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Бывало, что США даже изгоняли из страны, раздражаемые ее бесцеремонностью, граничащей с вмешательством во внутренние дела суверенного государства. Иногда годами то или иное государство стремилось к заключению отношений с США, а после всячески ограничивало работу его дипломатов. Примеров множество, как и мнений разных людей по этому поводу.

С начала второй мировой войны и до июня 1941 года отношения между США и СССР были названы «холодным миром». Так, в сентябре 1939 года Германия и СССР «упразднили» Польское государство, разделив его территорию между собой, а после приступили к «освоению» прочих государств, отнесенные пактом Молотова-Риббентропа к сфере их стратегических (читай, национальных) интересов. Для начала СССР избрал Финляндию, объявил войну и обрушился на нее всей доступной на то время мощью Красной Армии. В марте 1940 года война закончилась мирным договором, который удовлетворил главные претензии СССР к Финляндии. А 1940 года СССР ввел войска в Прибалтику и в июне «советизировал» Литву, Латвию и Эстонию, который попросились и были приняты в качестве союзных республик.

В мировой войне уже участвовали главные европейские государства, а большинство готовилось к ней. Кто-то хотел сохранить нейтралитет, кто-то выбирал наилучшего заступника-союзника, а СССР делала своим соседкам «предложения, от которых они заведомо не могли отказаться». Ни Англия, ни Франция не могли в то время поддержать ни Финляндию, ни Прибалтику. СССР действовал по ситуации, ничего не боялся, присваивал себе, что хотел.

Но США, которые в тот момент придерживались политики невмешательства в европейские дела, тем не менее, не признали вхождения прибалтийских государств в состав СССР, посчитали их оккупированными. В итоге в 1991 году прибалтийские республики обрели независимостьВполне логично, что Литва, Латвия и Эстония считают себя продолжателями государств, существовавших в 1918—1940 годах, а советские республики – незаконными оккупационными режимами.

ДЕ-ЮРЕ И ДЕ-ФАКТО

Прибалтийская дилемма: де-юре, вы нас оккупировали, де-факто, мы вас освободили. Но США ее для себя решили и настаивают – РФ должна признать незаконность советской оккупации Литвы, Латвии и Эстонии. И де-юре, и де-факто. Обратим внимание, их суверенитет был восстановлен еще до распада СССР. Прецедент был создан, и им воспользовались остальные, что, собственно, разрушило Красную метрополию. Нужно заметить, что в продолжение всего периода плодотворного сотрудничества США с СССР в военные годы, США принципиально дистанцировались от многих решений, которые партия и правительство принимали во внутренней и международной политике.

Так же США относятся к политике РФ, к ее победам в Крыму и в Донбассе. Они не соглашаются с аннексией Крыма, требуют выполнения Минских договоренностей, от которых зависит отмена санкций. Тут сочетается принципиальность и прагматизм, которые всегда присутствуют в реальной политике. Но американцы не раз доказывали, что умеют достигать своих целей тогда, когда это станет возможным. Сегодня трудно сказать, кто кого переигрывает, но часто очевидная победа провоцирует сокрушительное поражение.

Это относится и к белорусско-американским отношениям. В самом начале своей суверенной истории у Беларуси случился бурный роман с Америкой. Дипломатические отношения между США и РБ были установлены 28 декабря 1991 года. Мы пообещали избавиться от ядерного оружия и технологий по его производству, американцы – поддержать наши усилия в рыночном реформировании и желании жить в демократической стране. В январе 1994 года Беларусь посетил Билл Клинтон, год тому назад избранный на пост президента США. Как признавался после бывший председатель Верховного Совета РБ, Клинтона приглашали для того, чтобы о существовании белорусского государства узнали все американцы. И в народе, и в истэблишменте, и на высочайшем государственном уровне.

А спустя полгода после визита Клинтона в должность вступил первый в истории президент Беларуси Александр Лукашенко, который через год посетил Штаты для участия в саммите, посвященному 50-летию ООН. Молодой президент молодого государства получил трибуну и аудиторию, где его слушали многие мировые лидеры. Темой его выступления стала угроза расширения НАТО на Восток, что чревато «непредсказуемыми последствиями для будущего в Европе». К его опасениям мир не прислушался, но его услышали в Кремле, который оставлял свои послевоенные позиции в Европе, но стремился сохранить свой прежний внешнеполитический вес.

ТРИ РЕФЕРЕНДУМА – ТО, ЧТО НАДО!

Лукашенко к тому времени уже провел комплиментарный для Москвы референдум, определяясь с союзником на всю свою последующую политическую стратегию. Впереди у него маячил второй референдум, который наделил его «царскими полномочиями». В том же 1996 году по договору с США с территории Беларуси были выведены межконтинентальные ракеты с ядерными боеголовками. Согласно этому договору Беларусь получила от США и России гарантии безопасности и неприменение санкций.

Позже, когда США выразили неудовольствие его внутренней политикой, Лукашенко пожалел, что в свое время не воспротивился отказу от ядерного вооружения. Это можно объяснить его раздражением по поводу «вмешательства» Запада, в том числе США, в его внутреннюю политику, определяемую целями практически бессрочного удержания власти в своих руках. В сентябре 2004 года США объявили о намерении добиваться отстранения его от власти. Как пояснял сенатор Джон Маккейн: «Мы будем бороться за то, чтобы Беларусь освободилась от тирании. Смена режима президента Лукашенко в Беларуси планируется не вооруженным путем, а с помощью международного давления». Американцы выступили за введения санкций против Беларуси и лично Лукашенко. В пику американским сенаторам, Лукашенко провел третий референдум, который разрешил одному кандидату баллотироваться на пост президента неограниченное количество раз.

Сейчас сложно оценить фактические материальные потери Беларуси и Лукашенко от тех санкций, но можно представить утраченные выгоды, которые страна не получила, сохрани она хорошие отношения с США. Так же, например, трудно оценивать финансовые выгоды, которые Беларусь получала от России, если соотнести с ними такие безусловные достоинства, как экономическая эффективность и конкурентоспособность.

В 2004 году США потребовали от Лукашенко освободить политических заключенных, отказаться от политически мотивированных обвинений оппозиционеров и журналистов, от репрессий против независимых СМИ и профсоюзов, неправительственных и религиозных организаций. Все эти требования Минск выполнят ситуационно и порционно. Если, например, проводится массовая посадка по поводу президентской кампании, то Лукашенко получает возможность проводить акцию перманентного гуманизма, освобождая одних по прошению о помиловании (как осознавших) сразу, позже, после проведения следствия, как менее значительных нарушителей, в последнюю очередь – лидеров. Например, за 50 дней до последних президентских выборов Лукашенко помиловал Николая Статкевича. Как бы идя на встречу Западу, настаивавшего на его освобождении четыре года. На самом деле Лукашенко шел на свои очередные беспроблемные, которые такими и оказались. Как и для Лукашенко, так и для Запада. Поскольку никто в Минске не может выполнить требование США провести в Беларуси свободные и честные президентские и парламентские выборы. Лукашенко не может этого сделать в принципе, а США, даже используя международное давление, не могут вынудить его к политическому самоубийству.

ПРИЛЕТЕЛИ СЛУЧАЙНО, СБИЛИ ПРИЦЕЛЬНО

Вашингтон в 2004 году требовал от Минска предоставить исчерпывающее объяснение исчезнувших оппозиционеров и журналистов, но его не получил. И не получит, равно как не дождется организованных режимом честных и свободных выборов.

Как говорится, момент истины: одни не могут и не хотят, другие хотят, но не могут. Выборы – они есть выборы. Несвободные и нечестные выборы – это не выборы. Лукашенко не может стать северокорейским вождем, ему для жизни нужны псевдовыборы. Вот и приходится Вашингтону в этих манипуляциях выискивать положительные подвижки, а Минску остается только подтверждать правильность выбранного им пути. Как говорится, хочется многого, но много сразу не получается. Утешает то, что у Америки времени больше, чем у Лукашенко.

Вот такая, как я ее понимаю, сложилась ситуация в настоящий момент. Одни вошли в положение других и пошли на взаимные уступки. В прессе даже заговорили о потеплении, что достаточно нервно воспринимается в России, где антиамериканизм достиг апогея. А белорусский министр г-н Макей заявляет на церемонии открытия памятной доски в честь секретаря первой гуманитарной миссии ООН (UNRRA) в Беларуси Рут Уоллер, что «надо не смотреть друг на друга через оружейные прицелы, а разговаривать, чтобы находить компромиссные решения тех сложных вопросов, которые кажутся непреодолимыми».

То есть вы не говорите о своих невозможных требованиях, и мы не станем о них вспоминать. Надо говорить о хорошем. Как в басне, где петух хвалит кукушку. Г-н Макей, например, признается: «Я убежден, что это продолжиться. У обоих сторон есть готовность к полной нормализации наших отношений. Мы маленькая страна, и мы понимаем, какую роль играют США в мире». А присутствующий на церемонии поверенный в делах США в Беларуси Скотт Роланд поясняет, что хорошим шагом вперед могло бы стать возвращение в Минск посла в США. Это можно обсудить. Макей с ним тоже согласен и более того: «Я могу вам продать маленький секрет: на одной из последних встреч с нашими американскими партнерами наш президент сказал господину Роланду: «Так давайте мы вас назначим послом!»

Оказывается, могут назначить и назначат. Как могли в 2008 году сократить персонал американского посольства, так и сократили с 35 до 5 человек. Могли отозвать своего посла из Вашингтона, а американскому пришлось уезжать самому. По той причине, что США ввели санкции в отношении «Белнефтехима», поскольку в Минске нарушаются права человека. Они нарушаются и сейчас, но США получат полноценный штат для посольства и посла. Великой стране требуется представительное посольство.

Дипломатия, однако. Говорят, язык дан дипломату для того, чтобы скрывать свои мысли. А тут коллеги выражаются без затей. На мой взгляд, слегка переборщил г-н Макей с эстетикой: никогда белорусские военные, тем более цивильные граждане, не смотрели «сквозь прицелы» на американцев. Если не вспоминать тот прискорбный случай 12 сентября 1995 года, когда белорусские вертолетчики, прицелившись, сбили спортивный американский воздушный шар с экипажем под Березой. Они случайно залетели в нашу суверенную страну, но сбили их прицельно.

 

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,