• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

В белорусской Ассоциации лизингодателей считают, что если в ближайшее время не довести уровень монетизации экономики РБ до 55-60% к ВВП, последствия могут иметь катастрофический характер. Услышат ли это мнение в Нацбанке?

Дискуссии по поводу денежно-кредитной политики для Беларуси не очень характерны. Правительство и Нацбанк в последнее время демонстрируют приверженность жесткой денежно-кредитной политике, которая обеспечивает относительную стабильность в виде сравнительно низких темпов инфляции. Поэтому появление точки зрения на монетарную политику Нацбанка, альтернативную официально принятой в настоящее время, представляет несомненный интерес.

Альтернативный взгляд предложили директор Ассоциации лизингодателей Сергей Шиманович и председатель совета Ассоциации Александр Цыбулько в обзоре «Белорусский рынок лизинга» за 2015 год.

Авторы констатировали, что руководство страны, выбирая между контролем инфляции и стимулированием экономики, отдало предпочтение первому. Они считают, что дальнейшее ужесточение монетарной политики окажет угнетающее воздействие на экономику. В результате экономика Беларуси получит как рецессию, так и высокую инфляцию из-за снижения объема выпускаемой продукции.

Связь инфляции и прироста денежной массы не очевидна

Они провели сравнение темпов инфляции и объема прироста денежной массы М2* и обнаружили, что уровень инфляции в Беларуси очень слабо зависит от прироста денежной массы. Напротив, повышение процентных ставок влечет за собой рост издержек у заемщиков, которые они перекладывают на себестоимость продукции. Более того, как отмечено в обзоре рынка лизинга, в стране, где 77% широкой денежной массы сформировано за счет иностранной валюты, где иностранная валюта используется для целей ценообразования, борьба с рублевой инфляцией теряет всякий экономический смысл.

По оценкам Сергея Шимановича и Александра Цыбулько, для обеспечения нормального функционирования белорусской экономики коэффициент монетизации экономики (отношение денежной массы к ВВП) должен составлять 55-60%. А в настоящее время он находится на уровне около 10%. Они отметили, что в экономически развитых странах данный коэффициент составляет более 100%, а в Китае – около 200%.

Поэтому, считают руководители Ассоциации лизингодателей, первое, что нужно сделать в Беларуси для обеспечения роста экономики, это увеличить коэффициент монетизации, как это происходило в развитых странах. Для этого, в частности, необходимо сформировать канал финансирования Национальным банком белорусских банков по льготным ставкам в целях предоставления ими кредитов предприятиям. А отбор проектов для финансирования следует осуществлять не государственным органам, а банкам по принципу эффективности и окупаемости.

Отметим, что попытки расширить предложения денег в истории Беларуси уже имели место, и обычно они заканчивались скачком цен и девальвацией белорусского рубля. Можно вспомнить усилия бывшего руководителя Национального банка РБ Петра Прокоповича, который придерживался похожей точки зрения и ратовал за увеличение коэффициента монетизации. Закончились его начинания плохо. Но стоит отметить, что идея Петра Прокоповича заключалось не только в постоянном увеличении денежной массы. Он предлагал также провести реформы белорусской экономики, которые позволили бы освоить возросшую денежную массу, и постоянно поторапливал правительство. Но никаких реформ не последовало, и возросшая рублевая масса, в конце концов, обвалила курс белорусского рубля.

Сергей Шиманович и Александр Цыбулько понимают существующие риски, и также предлагают осуществить ряд мер, которые позволили бы избежать дестабилизации финансового рынка. В частности, они отметили, что с целью исключения попадания льготных ресурсов на потребительский и финансовый рынки следует задействовать для реализации инвестиционных проектов уполномоченные лизинговые компании.

Они также подчеркнули, что для придания толчка белорусской экономике недостаточно снижения процентных ставок до уровня, не превышающего 7% годовых, и доведения монетизации экономики до приемлемого уровня. Необходимо, в частности, восстановить конкурентную среду, довести общий уровень налогообложения до величины, не превышающей средний уровень по странам ЕАЭС, упорядочить цены на услуги естественных монополий.

И это не все. Сергей Шиманович и Александр Цыбулько считают, что предприятия, не сумевшие вовремя приспособиться к изменившимся условиям, должны уйти с рынка, но к этому моменту должна быть сформирована инвестиционная среда, благоприятная как для национальных, так и для международных инвесторов.

А Нацбанк и не против

Точка зрения представителей лизинговых компаний Беларуси кажется вполне разумной. Более, того, в Национальном банке, возможно, с нею полностью согласятся, так как, в принципе, он также стремится реализовать подобный план, только не спешит увеличивать коэффициент монетизации, так как пока экономика Беларуси не готова к этому (чтобы не повторить ошибку Петра Прокоповича, опередившего события).

Так, например, Нацбанк с 1 мая снижает ставку рефинансирования с 24% годовых до 22% годовых. Более того, он рекомендовал банкам снизить ставки по депозитам и кредитам в еще большей степени. То есть, он ускорил темпы снижения ставок. Более того, в Нацбанке пытаются улучшить и инвестиционную среду, в частности, посредством развития рынков облигаций и акций. Борется Нацбанк и с долларизацией, хотя и без особого успеха.

Однако подобные планы реформирования никак в явном виде не связаны с увеличением коэффициента монетизации, хотя и подразумевают его, что, возможно, и является тем препятствием, которое мешает реализации этих планов. Дело в том, что на высшем уровне руководства страны нет понимания возможностей, которые открывает перед экономикой увеличение коэффициента монетизации, и необходимости осуществления реформ, которые позволили бы осуществить увеличение денежного предложения.

Поэтому сторонникам реформ, которые позволили бы осуществить денежную и кредитную эмиссию в нашей стране, наверное, следовало бы не ограничиваться общими рекомендациями по формированию благоприятной инвестиционной среды и т. п., а показать, каким образом и в какой степени отдельные компоненты этой среды позволяют наращивать денежную массу. Провести подобное исследование не просто, но оно кардинально изменило бы ситуацию с вопросом о денежной эмиссии и реформами, придало бы конкретный смысл последним и, кстати, обеспечило бы защиту от рисков возникновении нестабильности на финансовом рынке Беларуси в будущем. А это ведь не исключено: ведь если Нацбанк просто добьется снижения ставок по кредитам и депозитам до уровня единиц процентов, но реформы финансовой системы и экономики РБ не будут осуществлены, может повториться история с планами Петра Прокоповича. 

 

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 14-18 октября

На текущей неделе курс доллара, скорее всего, продолжит падение под давлением продаж валют в целях уплаты налогов и опустится еще на 1-1,5%. Снижение на величину до 0,5% возможно уже в понедельник 14 октября. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе значительно снизился: на 1,1% – до 2,0505 рубля за

Электробалансы поют романсы о стагнации «белорусской модели»

Эффект уличного фонаря – это желание искать решение проблемы там, где его легче всего найти. Как этот эффект работает на практике, Лукашенко продемонстрировал в сентябре, умудрившись дважды за один месяц обнаружить в школах бардак. Возражений со стороны педагогов, естественно, не последовало: 112,5 тыс. учителей промолчали, а молчание – знак согласия. Не нашел, что возразить и

Сергей КАМОРНИКОВ: «При такой маржинальности топливного бизнеса никто не будет строить новые АЗС в Беларуси»

Как налоговый маневр в нефтяной отрасли и политика ценообразования на моторное топливо на внутреннем рынке сказываются на спросе и бизнесе крупнейшего игрока отечественного рынка нефтепродуктов – компании «Белоруснефть»? Сохранили ли интерес российские компании к поставкам топлива в Беларусь, что еще недавно подстегивало конкуренцию продавцов топлива за белорусского потребителя? Об этом обозреватель БЕЛРЫНКА попросила рассказать заместителя

Проценты по валютным вкладам устремились к нулю

В некоторых европейских странах ставки по депозитам в евро для населения и предприятий уже стали отрицательными, а в России банки отказываются открывать вклады в евро. Такая же перспектива грозит и вкладам в долларах. И в Беларуси ставки стремительно падают, угрожая обнулиться уже в 2020 году. Так, в сентябре текущего года средняя ставка по новым депозитам

Российская авиационная база в Беларуси: если о ней не забывают, то это кому-то нужно

Несмотря на уверения в верности союзническим обязательствам перед РФ руководство РБ не готово жертвовать ради них независимостью и суверенитетом. «Неприятным эпизодом» назвал глава МИД России Сергей Лавров отказ Минска размещать российскую военную базу на территории Беларуси, комментируя 25 сентября 2019 года ситуацию в интервью «Коммерсанту». Данное заявление стало определенной неожиданностью для экспертов, которые помнят, что

БелАЭС: предстартовая готовность и грядущие проблемы

Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено построить до конца 2019 года, второй — в 2020 году. При этом пока нет ответов на ряд ключевых вопросов, которые несет масштабный проект белорусской экономике. На первом энергоблоке БелАЭС идут предпусковые операции Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью БелТА 17 сентября рассказал, что на

Жители Беларуси тратят на обслуживание кредитов десятую часть доходов

Отношение выплат домашних хозяйств Беларуси в счет обслуживания долга и процентов по кредитам на 1 июля 2019 года достигло 10,8% от их доходов. В сравнении с данными на 1 апреля текущего года отношение не изменилась, а с начала года увеличилось на 1 процентный пункт. В то же время, по данным Национального банка РБ, отношение долга

Анти-Криштапович, или в Поисках белорусской идентичности. Часть 3

В рамках Союзного государства достигнут очередной интеграционный прорыв: в сентябре Беларусь и Россия подписали программу, предусматривающую объединение экономик двух стран. Двум братским народам предстоит жить в условиях единого Налогового и Гражданского кодекса, унифицированного учета социальных гарантий, единого регулятора рынков газа и нефти и т. д. Все перечисленное начнет функционировать с января 2021 г. Как и