В белорусской Ассоциации лизингодателей считают, что если в ближайшее время не довести уровень монетизации экономики РБ до 55-60% к ВВП, последствия могут иметь катастрофический характер. Услышат ли это мнение в Нацбанке?

Дискуссии по поводу денежно-кредитной политики для Беларуси не очень характерны. Правительство и Нацбанк в последнее время демонстрируют приверженность жесткой денежно-кредитной политике, которая обеспечивает относительную стабильность в виде сравнительно низких темпов инфляции. Поэтому появление точки зрения на монетарную политику Нацбанка, альтернативную официально принятой в настоящее время, представляет несомненный интерес.

Альтернативный взгляд предложили директор Ассоциации лизингодателей Сергей Шиманович и председатель совета Ассоциации Александр Цыбулько в обзоре «Белорусский рынок лизинга» за 2015 год.

Авторы констатировали, что руководство страны, выбирая между контролем инфляции и стимулированием экономики, отдало предпочтение первому. Они считают, что дальнейшее ужесточение монетарной политики окажет угнетающее воздействие на экономику. В результате экономика Беларуси получит как рецессию, так и высокую инфляцию из-за снижения объема выпускаемой продукции.

Связь инфляции и прироста денежной массы не очевидна

Они провели сравнение темпов инфляции и объема прироста денежной массы М2* и обнаружили, что уровень инфляции в Беларуси очень слабо зависит от прироста денежной массы. Напротив, повышение процентных ставок влечет за собой рост издержек у заемщиков, которые они перекладывают на себестоимость продукции. Более того, как отмечено в обзоре рынка лизинга, в стране, где 77% широкой денежной массы сформировано за счет иностранной валюты, где иностранная валюта используется для целей ценообразования, борьба с рублевой инфляцией теряет всякий экономический смысл.

По оценкам Сергея Шимановича и Александра Цыбулько, для обеспечения нормального функционирования белорусской экономики коэффициент монетизации экономики (отношение денежной массы к ВВП) должен составлять 55-60%. А в настоящее время он находится на уровне около 10%. Они отметили, что в экономически развитых странах данный коэффициент составляет более 100%, а в Китае – около 200%.

Поэтому, считают руководители Ассоциации лизингодателей, первое, что нужно сделать в Беларуси для обеспечения роста экономики, это увеличить коэффициент монетизации, как это происходило в развитых странах. Для этого, в частности, необходимо сформировать канал финансирования Национальным банком белорусских банков по льготным ставкам в целях предоставления ими кредитов предприятиям. А отбор проектов для финансирования следует осуществлять не государственным органам, а банкам по принципу эффективности и окупаемости.

Отметим, что попытки расширить предложения денег в истории Беларуси уже имели место, и обычно они заканчивались скачком цен и девальвацией белорусского рубля. Можно вспомнить усилия бывшего руководителя Национального банка РБ Петра Прокоповича, который придерживался похожей точки зрения и ратовал за увеличение коэффициента монетизации. Закончились его начинания плохо. Но стоит отметить, что идея Петра Прокоповича заключалось не только в постоянном увеличении денежной массы. Он предлагал также провести реформы белорусской экономики, которые позволили бы освоить возросшую денежную массу, и постоянно поторапливал правительство. Но никаких реформ не последовало, и возросшая рублевая масса, в конце концов, обвалила курс белорусского рубля.

Сергей Шиманович и Александр Цыбулько понимают существующие риски, и также предлагают осуществить ряд мер, которые позволили бы избежать дестабилизации финансового рынка. В частности, они отметили, что с целью исключения попадания льготных ресурсов на потребительский и финансовый рынки следует задействовать для реализации инвестиционных проектов уполномоченные лизинговые компании.

Они также подчеркнули, что для придания толчка белорусской экономике недостаточно снижения процентных ставок до уровня, не превышающего 7% годовых, и доведения монетизации экономики до приемлемого уровня. Необходимо, в частности, восстановить конкурентную среду, довести общий уровень налогообложения до величины, не превышающей средний уровень по странам ЕАЭС, упорядочить цены на услуги естественных монополий.

И это не все. Сергей Шиманович и Александр Цыбулько считают, что предприятия, не сумевшие вовремя приспособиться к изменившимся условиям, должны уйти с рынка, но к этому моменту должна быть сформирована инвестиционная среда, благоприятная как для национальных, так и для международных инвесторов.

А Нацбанк и не против

Точка зрения представителей лизинговых компаний Беларуси кажется вполне разумной. Более, того, в Национальном банке, возможно, с нею полностью согласятся, так как, в принципе, он также стремится реализовать подобный план, только не спешит увеличивать коэффициент монетизации, так как пока экономика Беларуси не готова к этому (чтобы не повторить ошибку Петра Прокоповича, опередившего события).

Так, например, Нацбанк с 1 мая снижает ставку рефинансирования с 24% годовых до 22% годовых. Более того, он рекомендовал банкам снизить ставки по депозитам и кредитам в еще большей степени. То есть, он ускорил темпы снижения ставок. Более того, в Нацбанке пытаются улучшить и инвестиционную среду, в частности, посредством развития рынков облигаций и акций. Борется Нацбанк и с долларизацией, хотя и без особого успеха.

Однако подобные планы реформирования никак в явном виде не связаны с увеличением коэффициента монетизации, хотя и подразумевают его, что, возможно, и является тем препятствием, которое мешает реализации этих планов. Дело в том, что на высшем уровне руководства страны нет понимания возможностей, которые открывает перед экономикой увеличение коэффициента монетизации, и необходимости осуществления реформ, которые позволили бы осуществить увеличение денежного предложения.

Поэтому сторонникам реформ, которые позволили бы осуществить денежную и кредитную эмиссию в нашей стране, наверное, следовало бы не ограничиваться общими рекомендациями по формированию благоприятной инвестиционной среды и т. п., а показать, каким образом и в какой степени отдельные компоненты этой среды позволяют наращивать денежную массу. Провести подобное исследование не просто, но оно кардинально изменило бы ситуацию с вопросом о денежной эмиссии и реформами, придало бы конкретный смысл последним и, кстати, обеспечило бы защиту от рисков возникновении нестабильности на финансовом рынке Беларуси в будущем. А это ведь не исключено: ведь если Нацбанк просто добьется снижения ставок по кредитам и депозитам до уровня единиц процентов, но реформы финансовой системы и экономики РБ не будут осуществлены, может повториться история с планами Петра Прокоповича. 

 

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,