• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Минск намерен подписать трехстороннее межправительственное соглашение с Китаем и одной из стран Балтийского региона о трансконтинентальном сотрудничестве в сфере логистики, надеясь увеличить свои шансы стать узловой платформой Шелкового пути.

С какой страной Балтии может быть заключено межправсоглашение, белорусские чиновники не уточняют. Если же судить уже по уже реализованным и намеченным к реализации проектам в рамках глобальной китайской инициативы, то страной соглашения может стать Литва.

Морские пути уже известны, сухопутный – еще нет

Строительство нового Шелкового пути, который должен соединить Китай со странами Европы и укрепить сотрудничество с Азией и Африкой (глава КНР выдвинул эту идею еще в 2013 году), означает создание торгового коридора для прямых поставок товаров с Востока на Запад. Китай, по сути, хочет создать транспортную сеть от Тихого океана до Балтики, но при этом минимизировать барьеры для торговли и инвестиций.

Инфраструктура будущего Шелкового пути пока формируется. Для этого проекта четко обозначены несколько маршрутов, а вот сухопутный коридор для этого проекта окончательно не определен. Нет пока окончательной ясности и по узловым точкам Шелкового пути.

Беларусь пытается сделать максимально возможное, чтобы новый Шелковый путь прошел по ее территории. Если получится, это сулит стране серьезные бонусы. В частности, подключившись к сухопутному транспортному коридору между Азией и Европой, у Беларуси появится шанс примерно в 2 раза увеличить транзитный грузопоток.

И поэтому Минск попытался заблаговременно застолбить место для сухопутного коридора в масштабном проекте, заранее развернув строительство китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень». Этот проект уже подвиг высокопоставленных китайских чиновников заявить, что «Великий камень» является «важной узловой платформой инициативы Си Цзиньпина по возрождению Экономического пояса Шелкового пути». Получить статус узловой платформы китайского проекта стремится каждая страна. Ибо он означает, что грузы через территорию страны будут не только проходить транзитом, — главное, здесь будет организована их обработка.

События последнего времени подтверждают желание многих стран быть интегрированными в проект Шелкового пути. В частности, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев на встрече с Александром Лукашенко 14 апреля в Стамбуле на полях саммита Организации исламского сотрудничества предложил Беларуси активнее использовать его транспортную структуру для торговли с Китаем. В свою очередь премьер-министра Грузии Георгия Квирикашвили во время первого в истории дипломатических отношений между Беларусью и Грузией визита в Минск 22 марта также обсуждал возможности сотрудничества с Беларусью в рамках инициативы экономического пояса Шелкового пути. «В этом плане мы наметили пути обеспечения более активного участия Грузии и Беларуси в этом процессе. Обсудили и другие важные вопросы, например, как использовать выгодное расположение наших стран в транспортных коридорах», — заявил Г. Квирикашвили по итогам встречи с белорусским премьером Андреем Кобяковым.

Минск попытался заблаговременно застолбить место для сухопутного коридора масштабного проекта, заранее развернув строительство китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень».

Минск попытался заблаговременно застолбить место для сухопутного коридора масштабного проекта, заранее развернув строительство китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень».

 

China Merchants Group торит дорожку для сухопутного маршрута

После того, как в «Великий камень» пришла корпорация China Merchants Group, специализирующаяся на оказании транспортных, логистических, финансовых услуг, шансов у Беларуси стать узловой площадкой Шелкового пути прибавилось.

China Merchants Group планирует построить в парке «Великий камень» торгово-логистический субпарк на территории порядка 100 гектаров стоимостью около 150 млн. долларов. В 2016 году в этот проект намечено инвестировать около 90 млн. долларов. Китайская корпорация к ноябрю нынешнего года планирует ввести объекты общей площадью 100 тыс. кв. м.

Ход реализации этого проекта белорусская сторона держит под особым контролем. Ведь это — первый коммерческий объект, строительство которого началось в парке «Великий камень». Вице-премьер Беларуси Анатолия Калинина 13 апреля обсуждал ход реализации этого проекта с представителем компании в Центральной Азии и странах Балтийского региона Ху Чжэном. По итогам этой встречи было, как и ожидалось, заявлено, что China Merchants Group готова построить логистический субпарк в «Великом камне» в кратчайшие сроки.

Как сообщили в Компании по развитию Китайско-белорусского индустриального парка, в «Великом камне» уже приступает к проектированию компания «Цзюйсинь «Солод Технология», которая собирается реализовать здесь проект по производству пивоваренного солода мощностью 300 тыс. тонн с объемом инвестиций 112 млн. долларов (вся продукция будет экспортироваться в Китай). Высокую степень готовности имеет проект компании «Зумлион Бел-Рус», которая планирует наладить производство специализированной техники «Зумлион». Также в этом году компания «Чэнду Синьджу Шелковый Путь Развитие» намерена приступить к реализации в парке проекта по производству оборудования и материалов для рельсового транспорта.

Литовцы сыграли на опережение

Получается, что теперь, чтобы стать полноценной узловой площадкой Великого шелкового пути, «Великому камню» не хватает лишь выхода к морю. Но это – не проблема. Дело в том, что Литва со своей стороны заранее приложила максимум усилий, чтобы стать для китайского Шелкового пути своего рода морской узловой платформой.

Неслучайно China Merchants Group, приступившая к строительству в «Великом камне» логистического субпарка, покупает терминал в Клайпедском порту. Это как раз и позволит белорусской платформе Шелкового пути получить выход в морю.

Со своей стороны Литовские железные дороги (ЛЖД), имеющие богатый опыт работы по организации контейнерных линий, мультимодальных перевозок и экспедировании грузов в направлениях Восток – Центральная Европа, Восток – Запад, заранее подписали соглашение о сотрудничестве с China Railway International Co (CRIMT), которая занимается международными перевозками грузов морским и железнодорожным транспортом, а также договоры по экспедированию грузов с компаниями China CAMC Engineering, Sinotrans Limited, Kerry Logistics, Genertec International Logistics, Bondex Logistics.

Повышению транзитной привлекательности Беларуси и Литвы в этом проекте послужит, безусловно, и реализация международного транспортного проекта Rail Baltica, который в свою очередь интегрирует Литву и другие страны Балтии в железнодорожную сеть Европы. После прокладки Rail Baltica (в октябре 2015 года открыта часть линии, а полностью проект завершится в 2017 году) Литва станет единственным местом в Балтийском регионе, где будут соединены железнодорожные колеи российского и европейского стандартов. Это даст положительный эффект для экономики не только Литвы, но и Беларуси, поскольку позволит привлечь новые грузы транзитом через ее территорию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Беларусь – Литва: логистическая сцепка для «Нового Шелкового пути»

Китайские компании готовы работать в «чистом поле»

Старт «Великому камню» был дан, напомним, в апреле 2015 года. Пока в качестве резидентов «Великого камня» здесь зарегистрировано 8 компаний, с другими компаниями подписано 23 соглашения. В числе первых резидентов парка в 2014 году зарегистрированы китайские корпорации Huawei и ZTE (ООО «Бел Хуавэй Технолоджис» и ООО «Завод телекоммуникационного оборудования» (ЗТО, учредитель – китайская корпорация ZTE). «Бел Хуавэй Технолоджис» планирует реализовать в парке инвестпроект по созданию центра НИОКР «Хуавэй». ЗТО собирается организовать в парке производство современного телекоммуникационного оборудования для операторов мобильной и проводной телефонной связи, производство компонентов систем транспорта, а также производство электротранспорта и комбинированных источников электроснабжения, собственное производство в области 4G. Среди резидентов «Великого камня» также белорусская компания ООО «НаноПектин» — производитель оболочки для лекарственных средств, производители комплектующих для сельхозтехники, аккумуляторов, трансформаторов, коммунальной техники.

В «Компании по развитию индустриального парка» отмечают, что интерес к парку достаточно высокий, и поэтому компания предварительно уже распределила все большие территории первого этапа строительства и приступила к разработке второго этапа. При этом идет строгий отбор проектов на соответствие тем требованиям, которые установило белорусское правительство по направлениям деятельности парка. Напомним, резидентам парка предложено развивать производство по 15 направлениям. Среди основных — производство фармацевтической продукции, офисного оборудования и вычислительной техники, изделий медицинской техники, средств измерений, оптических приборов и аппаратуры, часов, фармацевтики, тонкой химии, машиностроения, биотехнологий и новых материалов и т.д.

Европейские компании в парк не спешат

Несмотря на беспрецедентные льготы, предоставленные белорусской стороной резидентам парка, интерес к «Великому камню» проявляют преимущественно китайские компании. Европейцы пока присматриваются. Дело в том, что европейские компании приходят в индустриальные парки, как правило, с развитой инфраструктурой. Беларусь, как известно, не может профинансировать строительство инфраструктуры. Отметим, что в 2015 году в «Великом камне» за счет средств китайско-белорусской управляющей компании были выполнены проектные и строительно-монтажные работы на 48 млн. долларов, также благодаря технико-экономической помощи КНР были профинансированы работы по строительству трансформаторной подстанции и линий электропередач на 6,4 млн. долларов.

И если китайские компании готовы финансировать проекты фактически в «чистом поле» и нести риски, то европейцы – нет. К тому же, европейским компаниям важно наличие в стране кластерной политики. К примеру, тот же производитель фармакологической продукции, приходя в страну с новым проектом, должен понимать, у кого он купит сырье, комплектующие и т. д. Поэтому чтобы в «Великий камень» пришли действительно высокотехнологичные и инновационные предприятия, здесь сначала нужно создать условия для развития их бизнеса.

В послании к народу и Национальному собранию 22 апреля Лукашенко подчеркнул, что на территории этого парка должны быть созданы предприятия послезавтрашнего дня. «Предприятиям вчерашнего и сегодняшнего дня на этой площадке делать нечего. Знаете, по каким причинам? Прежде всего, продукцию мы не сможем реализовать здесь, в Европейском союзе и мире вообще», — констатировал А. Лукашенко.

При этом саму работу по созданию Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» он подверг критике и пообещал в ближайшее время принять «жесточайшие меры, в том числе кадровые». Но, что очевидно, «жесточайшие меры», которыми грозит президент, не помогут в одночасье создать привлекательные условия для бизнеса «послезавтрашнего дня» в стране, — а иначе вряд ли получится создать их и в парке.

Систему реформируют

Тем не менее, недавно первый заместитель генерального директора СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» Кирилл Коротеев сообщил, что система работы с инвесторами «Великого камня» в ближайшее время будет реформирована. «Самое важное для инвестора при принятии решения по инвестированию в ту или иную страну — это комфорт работы с государственными учреждениями, скорость принятия административных решений и процедур», — отметил К. Коротеев.

При Минэкономики создана рабочая группа по реформированию законодательства, связанного с деятельностью парка с учетом опыта применения действующих нормативно-правовых актов и лучших мировых практик. По словам К. Коротеева, «мы закладываем инновационные и даже экспериментальные подходы, которые позволят нам создать еще более конкурентоспособный режим».

Одна из основных задач на сегодня, по его словам, — реализация на территории парка кластерной политики с учетом приоритетных направлений его развития (биотехнологии, фармацевтика, электроника и т. д.). «Ведь для инвестора важны не только льготы и преференции, устранение административных барьеров, но и цепочка похожих предприятий, которые можно вовлекать в производственный процесс», — констатировал К. Коротеев.

Прогноз курса рубля на неделю 21-25 октября

Курс доллара на БВФБ может вырасти примерно на 0,5% на фоне существенного снижения курса евро. Скачек курса доллара может произойти уже в понедельник 21 октября. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, как и прогнозировалось, снизился, но не так значительно, как ожидалось, всего на 0,6% – до 2,0388 рублей за доллар Средневзвешенный

Проценты по валютным вкладам устремились к нулю

В некоторых европейских странах ставки по депозитам в евро для населения и предприятий уже стали отрицательными, а в России банки отказываются открывать вклады в евро. Такая же перспектива грозит и вкладам в долларах. И в Беларуси ставки стремительно падают, угрожая обнулиться уже в 2020 году. Так, в сентябре текущего года средняя ставка по новым депозитам

Ребус для «Газпрома»: как обойтись без транзита через Украину?

Один из самых резонансных в истории газовой отрасли контрактов – действующий контракт на транзит российского газа через Украину в Европу истекает практически через два месяца. По условиям нового контракта стороны пока не договорились, что вызывает обеспокоенность не только у европейцев в преддверии зимы, но и у российской монополии, которая обязана выполнить свои обязательства по поставкам

Авторитарная модернизация по-белорусски: почему миссия невыполнима

Часть первая В широком смысле модернизация представляет собой процесс обновления традиционного общества и его перехода к обществу современного типа. Этот процесс имеет несколько составляющих: политическую (расширение политических прав, разделение властей, выборы, политическая конкуренция), экономическую (развитие рыночных отношений, индустриализация, урбанизация, рост доходов), социальную (образование, профессионализация, доступ к информации, сокращение неравенства) и культурную (секуляризация, освобождение личности, терпимость,

Российская авиационная база в Беларуси: если о ней не забывают, то это кому-то нужно

Несмотря на уверения в верности союзническим обязательствам перед РФ руководство РБ не готово жертвовать ради них независимостью и суверенитетом. «Неприятным эпизодом» назвал глава МИД России Сергей Лавров отказ Минска размещать российскую военную базу на территории Беларуси, комментируя 25 сентября 2019 года ситуацию в интервью «Коммерсанту». Данное заявление стало определенной неожиданностью для экспертов, которые помнят, что

БелАЭС: предстартовая готовность и грядущие проблемы

Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено построить до конца 2019 года, второй — в 2020 году. При этом пока нет ответов на ряд ключевых вопросов, которые несет масштабный проект белорусской экономике. На первом энергоблоке БелАЭС идут предпусковые операции Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью БелТА 17 сентября рассказал, что на

Жители Беларуси тратят на обслуживание кредитов десятую часть доходов

Отношение выплат домашних хозяйств Беларуси в счет обслуживания долга и процентов по кредитам на 1 июля 2019 года достигло 10,8% от их доходов. В сравнении с данными на 1 апреля текущего года отношение не изменилась, а с начала года увеличилось на 1 процентный пункт. В то же время, по данным Национального банка РБ, отношение долга

Анти-Криштапович, или в Поисках белорусской идентичности. Часть 3

В рамках Союзного государства достигнут очередной интеграционный прорыв: в сентябре Беларусь и Россия подписали программу, предусматривающую объединение экономик двух стран. Двум братским народам предстоит жить в условиях единого Налогового и Гражданского кодекса, унифицированного учета социальных гарантий, единого регулятора рынков газа и нефти и т. д. Все перечисленное начнет функционировать с января 2021 г. Как и