В течение недели музыканты, которые уже много лет выступают на мировых сценах в составе ансамбля Ombra e luce («Свет и тени»), проведут мастер-классы для исполнителей на струнных инструментах, а также выступят с докладами «Скрипичные сонаты раннего XVII века – пространство для интерпретаций и импровизаций и возможности партий соло и бассо континуо» и «Значение гармонии в интерпретации барочной музыки», проведут семинар по орнаментике. Кроме этого, 28 апреля в большом зале академии Ombra e luce выступит с концертом  «Альпийские «свидания» в стиле барокко», а 29 апреля там же состоится концерт студентов – слушателей мастер-классов.

Проект подготовлен Институтом им. Гете в Минске в партнерстве с академией музыки. Об ансамбле Ombra e luce, о том, какое внимание уделяется в Германии музыке эпохи барокко, а также о сотрудничестве института с академией музыки БЕЛРЫНКУ рассказал Игорь Куксин,  координатор культурных программ Института им. Гете в Минске.

OMBRA E LUCE

Музыканты Георг Кальвайт (скрипка) и Бьёрн Колел (теорба/лютня), которые составляют дует Ombra e luce, очень известны во всем мире, — рассказывает И. Куксин. —  Они — постоянные участники фестивалей  в Германии и других странах, много выступают с сольными концертами и в составе оркестров, в том числе и составе одного из лучших музыкальных коллективов Германии — ансамбля Akamus/Berlin («Академия старинной музыки/ Берлин»), который выступал в Минске осенью прошлого года.

Это был уникальный концерт для Минска, потому что послушать коллектив такого уровня и такого масштаба – редкая удача. Мы опасались, что белорусская публика ничего не знает об этом ансамбле, и что билеты в филармонию не продадутся, но мы ошиблись: билеты проданы были на стоячие места, что бывает нечасто.

Кальвайт – солист и один из концертмейстеров этого ансамбля. И когда мы узнали, что он играет в дуэте Ombra e luce с лютнистом Бьёрном Колелом, нам показалось интересным такое  редкое сочетание — скрипка и лютня. Мы подумали, что было бы здорово, если бы они приехали и выступили с концертом, а самое главное — чтобы у них состоялись общение с молодыми белорусскими музыкантами, с теми, кто интересуется старинной музыкой.

Эту идею мы предложили академии музыки, которая всегда открыта для интересных проектов, и в итоге там с 25 по 30 апреля Кальвайт и Колел проведут курс для студентов по специальности  «Лютня». Такой специальности  в нашей академии музыки нет, зато есть специальность «Гитара»; этот инструмент похож на лютню, и есть много переработок музыки лютни для гитары. Музыканты расскажут об особенностях исполнения барочной музыки.

Много лет назад мы обратили внимание на то, что у нас, в Беларуси, музыка эпохи барокко нигде не преподается как предмет, никто не учит разбираться в ней, вникать в особенности исполнения и т. д.  Имена многих композиторов, которые творили в те времена, здесь неизвестны или известны узкому кругу лиц. Фактически нет преподавателей, нет инструментов…  Правда, есть энтузиасты, которые время от времени ее исполняют. История музыки, которую преподают в наших учебных заведениях, дает информацию о том, что в эпоху барокко творили те или иные композиторы, но одно дело — знать об этом, а другое — глубоко разбирать их произведения, готовить для отчетных концертов, дипломных работ.

В академии музыки есть студенты, которые очень интересуются старинной музыкой, хотят посвятить ей свою жизнь, и нашим гостям интересны их комментарии. Мы надеемся, что мастер-классы в академии музыки пройдут успешно, и не менее успешно пройдут два концерта в академии. На одном из них Ombra e luce сыграет вместе с белорусскими студентами.

А КАК В ГЕРМАНИИ?

А в Германии все по-другому. Я бы не сказал, что музыка эпохи барокко популярнее другой классической музыки. Но этому направлению, действительно, уделяется много внимания, потому Германия была одной из стран, где эта музыка зарождалась. Там есть много учреждений образования и различных курсов, которые дают возможность изучать барочную музыку; сохранились инструменты, на которых можно ее исполнять.  Есть даже специальные предприятия, которые сейчас производят инструменты, идентичные тем, что звучали в ту эпоху.

Однажды мы организовали поездку группы музыкантов в общину Грайфенберг (Германия) в мастерскую, где восстанавливают и изучают старинные клавесины, органы, другие инструменты. В этой мастерской инструменты разбирают до деталей, измеряют их, изучают, как сохранилось дерево, какое это было дерево, какой тип клея использовался и т. д. Это делается для того, чтобы максимально точно воссоздать инструмент.

В Германии есть много коллективов, которые исполняют музыку эпохи барокко. Не могу утверждать, но, мне кажется, что там вообще классической музыке и, в частности, барочной музыке,  больше внимания уделяется, чем в нашей стране.  По крайней мере, там есть школы, есть специалисты, есть концерты. А самое главное, есть аудитория, которая хочет это слушать и  регулярно ходит на такие концерты.

В Аугсбурге есть Высшая школа музыки – Центр Леопольда-Моцарта, в котором белорусские музыканты благодаря Институту им. Гете посетили серию мастер-классов. Кроме этого в программу входило посещение музеев. В одном из них представлена широчайшая коллекция старинных инструментов. Самым примечательным в этом музее было то, что там можно было играть на этих инструментах.

Наш преподаватель Кристоф Хаммер убирал ленточку, отделяющую экспозицию, и показывал, как звучит, например, родоначальник современного рояля. Он рассказывал, что примерно на таком инструменте Моцарт сочинял такое и такое произведение, и демонстрировал, как оно звучало столетия назад. Совершенно по-другому воспринимается и музыка, и история музыки, и творчество композитора при такой лекции.

В Германии сохранились старинные инструменты, там уделяется внимание преподаванию игре на них, есть возможность учиться. Проводится много различных мероприятий, в том числе конкурсов. И есть студенты, которые могут позволить себе иметь аутентичные инструменты или их аналоги. У наших студентов, к сожалению, такой возможности нет. Поэтому Институт им. Гете в Минске из года в год прикладывает много усилий, чтобы провести в Беларуси мастер-классы, организовать специальный курс, концерт, чтобы поддерживать интерес к музыке эпохи барокко. Это, как правило, напряженно организационно и довольно дорого. Но результат того стоит.

МУЗЫКА СВОБОДЫ

В преподавании музыки на постсоветском пространстве существует такая практика: студентам надо максимально четко донести, как то или иное произведение исполняется. У нас принято руководствоваться какими-то рекомендациями. Например, возьмем ноты какого-либо произведения Иоганна-Себастьяна Баха. Там будет предписан темп исполнения, всякие дополнительные значки будут стоять в нотах, и все это для того, чтобы студент максимально точно исполнил произведение. А это на самом деле есть абсолютное противоречие тому, как это было в эпоху барокко. Бах, например, даже  намеренно не оставлял никаких указаний относительно темпа исполнения. Да и не только он, многие композиторы той эпохи поступали точно так же.

Барочная музыка – это музыка свободы. В Западной Европе считается, что при исполнении музыки эпохи барокко музыкант должен учитывать эпоху, в которую создавалось музыкальное произведение. А кроме этого надо представлять или знать, какие чувства композитор испытывал при создании произведения, для чего он писал его — для церковной службы или какого-то особенного события и т. д. В результате каждый исполнитель имеет больше свободы интерпретировать то или иное произведение, и каждый концерт уникален. Вот этому учат наши гости на мастер-классах.

Институт им. Гете в Минске в сотрудничестве со своими партнерами по мере возможности способствует развитию интереса к музыке эпохи барокко в Беларуси. А такой интерес  есть и среди музыкантов, и среди студентов, и среди публики, что и неудивительно, потому что в прежние времена музыка барокко звучала и на территории  нашей страны.

ЧИТАЙТЕ В РУБРИКЕ «НОВОСТИ ГЕРМАНИИ»:

Тэги:

, , , , ,

Прогнозы на 2021 год: доллару грозит девальвация

После потрясений 2020 года хочется надеяться на стабильность в 2021 году, но существуют значительные риски того, что мир потрясет новый кризис, который не обойдет стороной и Беларусь: доллар, который является основной валютой для сбережения у жителей Беларуси, подешевеет, а золото вырастет в цене, что поддержит резервы страны. Эксперты Всемирного банка прогнозируют рост мировой экономики в

Беларусь закрывает наземные границы на выезд

Постановлением Совета министров № 705 от 7 декабря 2020 года в Беларуси вводится временный запрет на выезд из страны через наземные пункты пропуска. Действовать запрет начнет с 20 декабря. Данное постановление вносит дополнения в постановление от 30 октября 2020 г. № 624 «О мерах по предотвращению распространения инфекционного заболевания», которым вводятся ограничения на въезд в Беларусь через

Прогноз курса рубля на неделю 4-6 января

Январь 2021 года вполне может оказаться удачным месяцем для белорусского рубля, и курс доллара на БВФБ уже за первую неделю месяца способен снизиться на 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за последнюю неделю 2020 года не вырос, как прогнозировалось, а уменьшился: на 0,4%, составив 30 декабря 2,5789 рубля. Причиной этого стало неожиданное ослабление

Прогноз курса рубля на неделю 25-29 января

За последнюю неделю января курс доллара на БВФБ может вырасти еще примерно на 1% на фоне небольшого роста курсов других валют. Уже в понедельник 25 января доллар может подорожать где-то на 0,5%. В начале прошедшей недели курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился, как и ожидалось, но в пятницу 22 января он резко вырос, и

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия