• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

В течение недели музыканты, которые уже много лет выступают на мировых сценах в составе ансамбля Ombra e luce («Свет и тени»), проведут мастер-классы для исполнителей на струнных инструментах, а также выступят с докладами «Скрипичные сонаты раннего XVII века – пространство для интерпретаций и импровизаций и возможности партий соло и бассо континуо» и «Значение гармонии в интерпретации барочной музыки», проведут семинар по орнаментике. Кроме этого, 28 апреля в большом зале академии Ombra e luce выступит с концертом  «Альпийские «свидания» в стиле барокко», а 29 апреля там же состоится концерт студентов – слушателей мастер-классов.

Проект подготовлен Институтом им. Гете в Минске в партнерстве с академией музыки. Об ансамбле Ombra e luce, о том, какое внимание уделяется в Германии музыке эпохи барокко, а также о сотрудничестве института с академией музыки БЕЛРЫНКУ рассказал Игорь Куксин,  координатор культурных программ Института им. Гете в Минске.

OMBRA E LUCE

Музыканты Георг Кальвайт (скрипка) и Бьёрн Колел (теорба/лютня), которые составляют дует Ombra e luce, очень известны во всем мире, — рассказывает И. Куксин. —  Они — постоянные участники фестивалей  в Германии и других странах, много выступают с сольными концертами и в составе оркестров, в том числе и составе одного из лучших музыкальных коллективов Германии — ансамбля Akamus/Berlin («Академия старинной музыки/ Берлин»), который выступал в Минске осенью прошлого года.

Это был уникальный концерт для Минска, потому что послушать коллектив такого уровня и такого масштаба – редкая удача. Мы опасались, что белорусская публика ничего не знает об этом ансамбле, и что билеты в филармонию не продадутся, но мы ошиблись: билеты проданы были на стоячие места, что бывает нечасто.

Кальвайт – солист и один из концертмейстеров этого ансамбля. И когда мы узнали, что он играет в дуэте Ombra e luce с лютнистом Бьёрном Колелом, нам показалось интересным такое  редкое сочетание — скрипка и лютня. Мы подумали, что было бы здорово, если бы они приехали и выступили с концертом, а самое главное — чтобы у них состоялись общение с молодыми белорусскими музыкантами, с теми, кто интересуется старинной музыкой.

Эту идею мы предложили академии музыки, которая всегда открыта для интересных проектов, и в итоге там с 25 по 30 апреля Кальвайт и Колел проведут курс для студентов по специальности  «Лютня». Такой специальности  в нашей академии музыки нет, зато есть специальность «Гитара»; этот инструмент похож на лютню, и есть много переработок музыки лютни для гитары. Музыканты расскажут об особенностях исполнения барочной музыки.

Много лет назад мы обратили внимание на то, что у нас, в Беларуси, музыка эпохи барокко нигде не преподается как предмет, никто не учит разбираться в ней, вникать в особенности исполнения и т. д.  Имена многих композиторов, которые творили в те времена, здесь неизвестны или известны узкому кругу лиц. Фактически нет преподавателей, нет инструментов…  Правда, есть энтузиасты, которые время от времени ее исполняют. История музыки, которую преподают в наших учебных заведениях, дает информацию о том, что в эпоху барокко творили те или иные композиторы, но одно дело — знать об этом, а другое — глубоко разбирать их произведения, готовить для отчетных концертов, дипломных работ.

В академии музыки есть студенты, которые очень интересуются старинной музыкой, хотят посвятить ей свою жизнь, и нашим гостям интересны их комментарии. Мы надеемся, что мастер-классы в академии музыки пройдут успешно, и не менее успешно пройдут два концерта в академии. На одном из них Ombra e luce сыграет вместе с белорусскими студентами.

А КАК В ГЕРМАНИИ?

А в Германии все по-другому. Я бы не сказал, что музыка эпохи барокко популярнее другой классической музыки. Но этому направлению, действительно, уделяется много внимания, потому Германия была одной из стран, где эта музыка зарождалась. Там есть много учреждений образования и различных курсов, которые дают возможность изучать барочную музыку; сохранились инструменты, на которых можно ее исполнять.  Есть даже специальные предприятия, которые сейчас производят инструменты, идентичные тем, что звучали в ту эпоху.

Однажды мы организовали поездку группы музыкантов в общину Грайфенберг (Германия) в мастерскую, где восстанавливают и изучают старинные клавесины, органы, другие инструменты. В этой мастерской инструменты разбирают до деталей, измеряют их, изучают, как сохранилось дерево, какое это было дерево, какой тип клея использовался и т. д. Это делается для того, чтобы максимально точно воссоздать инструмент.

В Германии есть много коллективов, которые исполняют музыку эпохи барокко. Не могу утверждать, но, мне кажется, что там вообще классической музыке и, в частности, барочной музыке,  больше внимания уделяется, чем в нашей стране.  По крайней мере, там есть школы, есть специалисты, есть концерты. А самое главное, есть аудитория, которая хочет это слушать и  регулярно ходит на такие концерты.

В Аугсбурге есть Высшая школа музыки – Центр Леопольда-Моцарта, в котором белорусские музыканты благодаря Институту им. Гете посетили серию мастер-классов. Кроме этого в программу входило посещение музеев. В одном из них представлена широчайшая коллекция старинных инструментов. Самым примечательным в этом музее было то, что там можно было играть на этих инструментах.

Наш преподаватель Кристоф Хаммер убирал ленточку, отделяющую экспозицию, и показывал, как звучит, например, родоначальник современного рояля. Он рассказывал, что примерно на таком инструменте Моцарт сочинял такое и такое произведение, и демонстрировал, как оно звучало столетия назад. Совершенно по-другому воспринимается и музыка, и история музыки, и творчество композитора при такой лекции.

В Германии сохранились старинные инструменты, там уделяется внимание преподаванию игре на них, есть возможность учиться. Проводится много различных мероприятий, в том числе конкурсов. И есть студенты, которые могут позволить себе иметь аутентичные инструменты или их аналоги. У наших студентов, к сожалению, такой возможности нет. Поэтому Институт им. Гете в Минске из года в год прикладывает много усилий, чтобы провести в Беларуси мастер-классы, организовать специальный курс, концерт, чтобы поддерживать интерес к музыке эпохи барокко. Это, как правило, напряженно организационно и довольно дорого. Но результат того стоит.

МУЗЫКА СВОБОДЫ

В преподавании музыки на постсоветском пространстве существует такая практика: студентам надо максимально четко донести, как то или иное произведение исполняется. У нас принято руководствоваться какими-то рекомендациями. Например, возьмем ноты какого-либо произведения Иоганна-Себастьяна Баха. Там будет предписан темп исполнения, всякие дополнительные значки будут стоять в нотах, и все это для того, чтобы студент максимально точно исполнил произведение. А это на самом деле есть абсолютное противоречие тому, как это было в эпоху барокко. Бах, например, даже  намеренно не оставлял никаких указаний относительно темпа исполнения. Да и не только он, многие композиторы той эпохи поступали точно так же.

Барочная музыка – это музыка свободы. В Западной Европе считается, что при исполнении музыки эпохи барокко музыкант должен учитывать эпоху, в которую создавалось музыкальное произведение. А кроме этого надо представлять или знать, какие чувства композитор испытывал при создании произведения, для чего он писал его — для церковной службы или какого-то особенного события и т. д. В результате каждый исполнитель имеет больше свободы интерпретировать то или иное произведение, и каждый концерт уникален. Вот этому учат наши гости на мастер-классах.

Институт им. Гете в Минске в сотрудничестве со своими партнерами по мере возможности способствует развитию интереса к музыке эпохи барокко в Беларуси. А такой интерес  есть и среди музыкантов, и среди студентов, и среди публики, что и неудивительно, потому что в прежние времена музыка барокко звучала и на территории  нашей страны.

ЧИТАЙТЕ В РУБРИКЕ «НОВОСТИ ГЕРМАНИИ»:

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 14-18 октября

На текущей неделе курс доллара, скорее всего, продолжит падение под давлением продаж валют в целях уплаты налогов и опустится еще на 1-1,5%. Снижение на величину до 0,5% возможно уже в понедельник 14 октября. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе значительно снизился: на 1,1% – до 2,0505 рубля за

Себестоимость, стоимость и цена рабочей силы

В отличие от заработной платы, которая  всегда заканчивается в тот момент, когда деньги больше всего нужны,  идеи, тем паче художественные образы, особенно удачные, могут кормить всех и всегда. И богачей, и бедняков одинаково. Многие помнят сценку из музыкальной комедии «Свадьба в Малиновке»,  когда дед Нечипор интересуется у новоявленного атамана (верховного правителя села), есть ли у

Новая реальность: жители Беларуси привыкли к скачкам курса рубля

На валютном рынке РБ в августе-сентябре традиционно происходят всякие неприятности. В этом году они заключались в повышенной нестабильности курса рубля. Население на этот раз сохранило хладнокровие, но если нестабильность сохранится, это может вызвать рост спроса на валюту. Год назад сентябрь был довольно беспокойным месяцем – вслед за обвалом курса российского рубля по отношению к доллару

Сергей КАМОРНИКОВ: «При такой маржинальности топливного бизнеса никто не будет строить новые АЗС в Беларуси»

Как налоговый маневр в нефтяной отрасли и политика ценообразования на моторное топливо на внутреннем рынке сказываются на спросе и бизнесе крупнейшего игрока отечественного рынка нефтепродуктов – компании «Белоруснефть»? Сохранили ли интерес российские компании к поставкам топлива в Беларусь, что еще недавно подстегивало конкуренцию продавцов топлива за белорусского потребителя? Об этом обозреватель БЕЛРЫНКА попросила рассказать заместителя

Российская авиационная база в Беларуси: если о ней не забывают, то это кому-то нужно

Несмотря на уверения в верности союзническим обязательствам перед РФ руководство РБ не готово жертвовать ради них независимостью и суверенитетом. «Неприятным эпизодом» назвал глава МИД России Сергей Лавров отказ Минска размещать российскую военную базу на территории Беларуси, комментируя 25 сентября 2019 года ситуацию в интервью «Коммерсанту». Данное заявление стало определенной неожиданностью для экспертов, которые помнят, что

БелАЭС: предстартовая готовность и грядущие проблемы

Строительство БелАЭС приближается к финишу – первый энергоблок намечено построить до конца 2019 года, второй — в 2020 году. При этом пока нет ответов на ряд ключевых вопросов, которые несет масштабный проект белорусской экономике. На первом энергоблоке БелАЭС идут предпусковые операции Заместитель министра энергетики Беларуси Михаил Михадюк в интервью БелТА 17 сентября рассказал, что на

Жители Беларуси тратят на обслуживание кредитов десятую часть доходов

Отношение выплат домашних хозяйств Беларуси в счет обслуживания долга и процентов по кредитам на 1 июля 2019 года достигло 10,8% от их доходов. В сравнении с данными на 1 апреля текущего года отношение не изменилась, а с начала года увеличилось на 1 процентный пункт. В то же время, по данным Национального банка РБ, отношение долга

Анти-Криштапович, или в Поисках белорусской идентичности. Часть 3

В рамках Союзного государства достигнут очередной интеграционный прорыв: в сентябре Беларусь и Россия подписали программу, предусматривающую объединение экономик двух стран. Двум братским народам предстоит жить в условиях единого Налогового и Гражданского кодекса, унифицированного учета социальных гарантий, единого регулятора рынков газа и нефти и т. д. Все перечисленное начнет функционировать с января 2021 г. Как и