25.04.2016, 9:02
Военное противостояние: у кого какие цели
Усиление военных приготовлений в Восточной Европе может спровоцировать дальнейшее обострение военно-стратегической ситуации в нашем регионе.
12 апреля 2016 года в День космонавтики президент Беларуси Александр Лукашенко посетил космический комплекс в Станьково. Выступая перед его сотрудниками, президент, помимо всего прочего, затронул вопросы обороноспособности страны и развития новых военных технологий. Особое внимание Лукашенко уделил развитию белорусских ракетных программ.
Из его слов следует, что сегодня именно ракеты являются самым действенным фактором сдерживания потенциального противника. Сам факт наличия у Беларуси такого оружия, способного поразить цели на расстоянии нескольких сотен километров, заставит любого агрессора задуматься о том, что в случае необходимости будет пресечен на корню любой вариант военного нападения на нашу страну.
Между тем отдельные комментаторы, обратив внимание на то, что белорусский лидер уже не в первый раз произносит эту тираду, стали гадать какое из соседних государств в случае обострения ситуации может претендовать на роль адресата такого рода предупреждения. И хотя сам Александр Лукашенко вряд ли имел ввиду какую-либо конкретную страну, непредвзятый анализ последних событий, по мнению сторонников подобной точки зрения, указывает, что скорее всего это будет Польша.
В ответ на реальную угрозу
11 апреля 2016 года на встрече с польскими военнослужащими в Афганистане министр обороны Польши Антони Мацеревич заявил, что страна должна обладать большой и сильной армией. А программы военной модернизации должны быть адаптированы к реальным угрозам, возникшим перед ней. За два дня до этого в газете Rzeczpospolita господин Мацеревич назвал главную из них: «Все российские действия говорят о систематической подготовке к агрессивным действиям».
Как подчеркнул тогда глава польского военного ведомства, речь идет не только о создании подразделений территориальной обороны, в которых через полтора года будет 35 тыс. резервистов , но и о наращивании численности самой армии. Эту же мысль он повторил 20 апреля 2016 года: «Польская армия будет больше. Мы планируем значительное увеличение вооруженных сил, как минимум на 50% в течение ближайших лет».
На данный момент польская профессиональная армия насчитывает около 95 тыс. человек. Хотя всего три года назад ее численность достигала 120 тыс. человек. Снижение численности было вызвано переходом на контрактную армию.
Однако, вряд ли этим планам будет суждено скоро сбыться, пояснил российской интернет-газете Взгляд лидер польской партии «Смена», бывший депутат сейма Матеуш Пискорский. Чтобы резко увеличить численность армии, у Польши в настоящее время нет бюджетных средств. Пока речь идет только о формировании на добровольческой основе частей территориальной обороны с целью подготовки обученного резерва. «Это напоминает ополчение, его готовят только на случай внешнего нападения».
По словам Пискорского, разговоры о создании системы территориальной обороны ведутся еще с 90-х годов, но все это время на нее не находилось денег. Программа же развития территориальных частей была подготовлена при предыдущем правительстве, в соответствии с ней максимальная численность личного состава таких формирований была определена в 35 тыс. человек. А несколько месяцев назад уже Антони Мацеревич пообещал, что территориальная оборона наконец-то будет создана, правда пока в тестовом режиме.
По данным портала «Ритм Евразии», 35 тыс. солдат территориальной обороны должны быть сведены в 364 роты. Последние, в свою очередь, составят 86 батальонов, батальоны — 17 бригад численностью каждая в 1,5-2,5 тыс. человек. Командные структуры бригад будут базироваться в каждом воеводстве. Личное оружие будет складировано в районных комендатурах полиции, а тяжелые вооружения и боевая техника — в специальных хранилищах.
Так как нынешнему руководству страны в качестве наиболее реальной видится угроза с востока, то первые три территориальных бригады будут сформированы в восточных регионах Польши. По словам Пискорского, в настоящий момент речь идет только о 10-15 тыс. резервистов. Штабы первых бригад намечается разместить в Белостоке и Люблине (у границ России и Беларуси), а также в Жешуве (у границы с Украиной). На это стратегическое направление планируется передислоцировать и значительную часть подразделений национальных вооруженных сил, реализовав тем самым идею бывшего заместителя генштаба Войска Польского генерала Леона Коморницкого. По мнению которого в случае возможного нападения с востока Польше нечего противопоставить: в настоящий момент части ее армии расположены так, что на всем протяжении польской восточной границы на глубину до 150 км, вплоть до Варшавы зияет огромная брешь.
Запад им поможет. А Восток?
И для закрытия ее Польша собирается использовать не только собственные силы. Как заявил 18 апреля 2016 года министр внутренних дел РП Мариуш Блащак, правящая партия «Право и Справедливость» будет продолжать добиваться создания баз НАТО в стране. «Это решение, в общем-то, уже принято. Оно будет объявлено на саммите НАТО в Варшаве. Эти базы будут носить ротационный характер, но в действительности это будет постоянное присутствие НАТО. Безусловно, это потребует дополнительных мер со стороны польской дипломатии и мы эти меры предпримем».
Не подлежит сомнению, что наращивание группировки сил и средств польской армии у границ России и Беларуси и почти неминуемое размещение там техники американских бронетанковых частей вызовут жесткие ответные действия со стороны Москвы и Минска. Но наибольшим раздражителем для российского руководства является перспектива создания на польской территории в 2018 году передовой базы американской противоракетной обороны.
Как заявил в свое время президент РФ Владимир Путин, особое беспокойство России вызывает развертывание элементов системы ПРО США в приграничных странах. «Если кто-то угрожает нашей безопасности, мы должны будем нацелить наши ударные силы и средства на те территории, с которых исходит угроза». Какие это будут силы и средства Путин не уточнил, но за него это сделали ведущие российские эксперты.
Так, по мнению доктора военных наук Константина Сивкова, первоначально сосредоточиться на развертывании на западных стратегических направлениях группировки оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» и «Искандер-К» на 400-500 ракет в ядерном оснащении. Этих сил будет достаточно, чтобы разгромить в первом ядерном ударе группировки войск НАТО на оперативно-стратегическую глубину их построения с уничтожением системы ПВО и ПРО, а также тактической авиации в передовой зоне.
«Полонез» для Польши
И хотя Беларусь в связи с «Искандерами» упомянута не была, многие эксперты согласны в том, что из Калининградской области невозможно достать все достойные поражения объекты на территории той же Польши. Более того, некоторые из них уверены, что наряду с российскими ОТРК «Искандер» объекты НАТО на сопредельной территории будут взяты на прицел белорусских систем залпового огня (РСЗО) «Полонез», которые вот-вот поступят на вооружение армии Беларуси.
С этой точки зрения представляет интерес публикации на ресурсе www.belvpo.com от 8 июня 2015 года. По мнению автора, для гипотетического Европейского театра военных действий (ТВД) белорусские РСЗО «Полонез» можно поставить в один ряд с российскими ОТРК. Возможности данных систем могут взаимно дополнять друг друга при выполнении задач комплексного огневого поражения, как по плану обороны Республики Беларусь, так и в интересах нейтрализации объектов ЕвроПРО.
Причем в условиях Европейского ТВД залп корректируемых реактивных снарядов РСЗО «Полонез» по эффективности будет в несколько раз превышать возможный залп ОТРК «Искандер-М». Он позволит практически «стереть с лица земли» целое войсковое подразделение потенциального противника на дальности 200 км и более.
Вполне вероятно, что в гипотетическом военном противостоянии Беларуси и России с НАТО целями для «Полонезов» могут стать авиабазы Минск-Мазовецкий, Демблин (Польша), авиабазы Зокняй (Литва), Резекне и Лиелварде (Латвия). Характеристики отечественных РСЗО позволяют «достать» передовые командные пункты соединений быстрого реагирования НАТО, полигоны Нова-Демба, Елк (Польша), Рукла и Пабраде (Литва), на которых возможно размещение воинских формирований альянса.