Попытки ограничить доступ белорусской гражданской и военной автотехники на российский рынок заставляют отечественных производителей искать альтернативу

Проведение 8 апреля 2016 года Минским заводом колесных тягачей пресс-тура для представителей СМИ, освещающих вопросы автомобилестроения, многие комментаторы расценили как своеобразный ответ на недавнее заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о необходимости переноса производство шасси для российской военной техники с МЗКТ на КамАЗ из-за отказа белорусской стороны продать России свое предприятие. «… Если не хотят продавать – не надо, мы на КамАЗе наладим производство». Это вновь оживило полемику относительного того, смогут ли российские предприятия в приемлемые для тамошних военных сроки сконструировать специальные колесные шасси, аналогичные машинам МЗКТ, создать мощности для выпуска столь уникальных изделий и наладить их производство. Хватит ли у них интеллектуальных и денежных ресурсов. Насколько вообще целесообразны подобные попытки в условиях, когда низкие мировые цены на нефть и экономические санкции Запада подорвали бюджетную стабильность России.

Ведь уже в начале текущего года в связи с падением мировых цен на нефть и рецессией экономики российские власти решили внести поправки в бюджет на 2016 год и сократить его расходные статьи на 10%. Расходы по разделу «Национальная оборона», запланированные в размере 3,14 трлн. рублей (или 4% ВВП), было предложено сократить почти на 160 млрд. рублей или на 5%. Как считает директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов, дальнейшее сокращение военных расходов такими темпами (угроза чего достаточно велика) поставит ВПК России в сложное положение и будет нести угрозу ее обороноспособности.

Можно предположить, что при любом сценарии развития событий в российской экономике в среднесрочной перспективе лишних денег в бюджете РФ (даже на нужды ВПК) не будет. А, следовательно, необходимое количество финансов на разработку и организацию производства всего модельного ряда колесных шасси, аналогичных выпускаемым на МЗКТ, изыскать вряд ли удастся. Это притом, что сравнимых по размеру затрат времени и средств потребует также «пересадка» размещенных на них вооружений на новую колесную базу и реконструкция всей сопутствующей инфраструктуры.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Российский ВПК готов отказаться от закупок колесных шасси МЗКТ

То, что нас не убивает – делает нас сильнее

Но даже если по какому-либо недоразумению такое решение состоится (умом Россию не понять), то это не приведет к глобальной потере спроса на продукцию Минского завода колесных тягачей. После распада СССР доля изделий военного назначения в портфеле заказов МЗКТ, выделившегося к тому времени из состава МАЗа, стала исчезающе малой, и заводу пришлось пережить весьма болезненную конверсию. Сокращение военных заказов послужило толчком к переосмыслению перспектив развития завода. Чтобы обеспечить загрузку производственных мощностей пришлось расширить модельный ряд, максимально используя существующую технологию. Применив модульный принцип конструирования, задействовав силовые агрегаты и комплектующие ведущих фирм мира, а также автокомпоненты собственного изготовления, разработчики МЗКТ создали обширное семейство унифицированных автомобилей самого различного назначения с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х8, 8х4 и другими.

Сохранив перспективные наработки прошлых лет, предприятие пополнило номенклатуру выпускаемой гражданской автотехники новыми колесными шасси под монтаж оборудования для транспортного, строительного, нефтегазового и машиностроительного комплексов; более совершенными седельными тягачами и самосвалами. При этом даже в период полной неопределенности, несмотря на финансовые трудности, на МЗКТ не прекращалась работа над новыми изделиями военного назначения.

И не только для армии союзной РФ. Как бы ни рассуждали адепты интеграции о равных условиях для всех участников нынешнего ЕАЭС – понятно, что белорусские заводы никогда не окажутся впереди российских в очереди за порцией тамошнего бюджетного «пирога». Нашим предприятиям сегодня следует больше рассчитывать на собственные силы и максимально диверсифицировать не только продуктовый ряд, но и потребителей. Сегодня МЗКТ поставляет свою продукцию в 20 стран мира, в том числе в Россию, ОАЭ, Турцию, Китай. Завод обеспечен контрактами по некоторым позициям частично до 2020 года. Ежегодно предприятие выпускает от двух до семи новых видов изделий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Голубые ангелы» на колесах МЗКТ

Останавливаться не собираются

То, что на Минском заводе колесных тягачей осознают вызовы современности и готовы к ним говорит и увиденное во время недавнего посещения предприятия. Официально главным поводом для приглашения на МЗКТ ведущих экспертов и журналистов стал выпуск 1.000-го колесного шасси МЗКТ-7930. Семейство этих машин действительно заслуживает такого внимания: стартовав в начале 90-х, к настоящему времени оно стало лидером российского рынка военных шасси грузоподъемностью от 17,8 до 24 т.

На данной колесной базе размещаются пусковые установки и средства боевого обеспечения оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер-М» и «Искандер-Э». МЗКТ-7930 является носителем радиолокационных станций зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400; пусковых установок и транспортно-заряжающих машин противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бастион», «Бал-Э», «Клаб-М»; мостоукладчиков ТММ-6 «Гусеница-2» и др. В 2015 году боевые и транспортно-заряжающие машины отечественной РСЗО «Полонез» в качестве базового получили модернизированное шасси с автоматической коробкой передач МЗКТ-7930-300.

По планам разработчиков дальнейшее развитие МЗКТ-7930 пойдет в направлении наращивания интеллектуального потенциала и защищенности автомобиля. Так, предполагается оснастить это шасси бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), которая позволит экипажу машины в автоматическом режиме получать информацию о состоянии важнейших узлов и агрегатов автомобиля, о возникающих в процессе его эксплуатации неисправностях и неполадках. Разработка кабины с 5-м классом баллистической защиты позволит повысить выживаемость экипажа. В перспективе планируется оснастить машину противоминной защитой.

В 2015 году боевые и транспортно-заряжающие машины отечественной РСЗО «Полонез» в качестве базового получили модернизированное шасси с автоматической коробкой передач МЗКТ-7930-300.

В 2015 году боевые и транспортно-заряжающие машины отечественной РСЗО «Полонез» в качестве базового получили модернизированное шасси с автоматической коробкой передач МЗКТ-7930-300.

И тем не менее, не эта боевая «колесница» российской армии оказалась в центре интереса участников пресс-тура. Наибольшим вниманием пользовались новинки военной и коммерческой техники 2016 года, предназначенные для более широкого круга покупателей: тягач МЗКТ-750440, крановое шасси МЗКТ-740001, автопоезда МЗКТ-742960 + 820400 и МЗКТ-741351 + 999421 + 83721.

Любой каприз за ваши деньги

Хотя полноприводный седельный тягач МЗКТ-750440-010 (колесная формула 8×8) был представлен одним из последних, начать хотелось именно с него. Мы уже настолько привыкли к брутальному дизайну аля-милитари даже гражданской продукции Минского завода колесных тягачей, что иной облик одной из его последних машин вызвал у присутствующих легкий культурный шок. МЗКТ-750440-010 получил кабину с новым фирменным дизайном.

Подвергнутая рестайлингу «мазовская» кабина получила новую переднюю маску, новые накладки в нижней части дверей, фигурный солнцезащитный козырек и измененный бампер с блок-фарами. Визуальным «гвоздем» является серебристый элемент, объединяющий фары и решетку радиатора. Особо хотелось подчеркнуть то обстоятельство, что рестайлинг кабины выполнен заводским дизайн-бюро, силами молодых специалистов, прошедших стажировку в западноевропейских дизайн-студиях.

Тягач МЗКТ-750440-10 предназначен для коммерческого использования и способен в составе автопоезда транспортировать грузы максимальной массой до 90 т.  Фото www.mzkt.by

Тягач МЗКТ-750440-10 предназначен для коммерческого использования и способен в составе автопоезда транспортировать грузы максимальной массой до 90 т. Фото www.mzkt.by

Под стать внешнему виду кабины и ее начинка, в стандартную комплектацию входят: сидения повышенной комфортности с подогревом на пневмоподвеске, встроенный кондиционер, климат-контроль, электростеклоподъемники и электрическое управление зеркалами.

Тягач МЗКТ-750440-10 предназначен для коммерческого использования и способен в составе автопоезда транспортировать грузы максимальной массой до 90 т. Для чего он оснащен 6-цилиндровым двигателем PACCAR MX340 стандарта Евро-5 мощностью 462 л.с. (340 кВт) и максимальным крутящим моментом 2300 Нм, работающим в связке с механической коробкой передач Fast Gear 16JSD240TA (16 передач вперед и 2 назад).

Одним из традиционных видов продукции гражданского назначения МЗКТ являются крановые шасси. Отсюда тот интерес, который вызвало специальное колесное шасси МЗКТ-740001 (10х4). Оно изготовлено по заказу Галичского автокранового завода и предназначено под монтаж крана грузоподъемностью 44 т. Однако может использоваться для монтажа и другого навесного оборудования. На шасси установлена специальная эргономичная 3-местная низкая кабина китайского производства (которая, правда, очень напоминает аналогичные изделия фирмы Liebherr). Машина оснащена дизельным двигателем ЯМЗ-652 мощностью 412 л. с., изготовленном в Ярославле по лицензии фирмы Renault.

Пока есть танки, работа будет

Но расширяя линейку гражданских автомобилей, завод продолжает укреплять свои позиции в нише изделий двойного и военного назначения. Одним из них является автопоезд МЗКТ-742960 + 820400. Он имеет грузоподъемность 56 т и может перевозить по пересеченной местности и бездорожью один танк или два БМП, а также другие крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Его общая масса может достигать 130 т. Заказчиком показанного образца являются вооруженные силы Анголы.

Седельный тягач МЗКТ-742960 (8х8) оснащен турбодизелем Deutz BF 8M1015C (V8) максимальной мощностью 400 кВт (544 л.с.) с крутящим моментом 2300 Нм и полностью автоматическая трансмиссия ALLISON 4500. Машина не боится длительных нагрузок, на ней установлена автоматическая система смазки наиболее нагруженных точек подвески, а система блокировки межколёсных и межосевых дифференциалов гарантирует надежность работы в условиях полного бездорожья. Тягач комплектуется двухбарабанной лебедкой, предназначенной для погрузки техники на 2-осный полуприцеп МЗКТ-820400.

Обращает на себя внимание двухрядная каркасно-металлическая кабина рубленных очертаний, изготовленная на самом предприятии. Она оборудована двумя спальными местами, системой отопления, кондиционером и позволяет разместить 7 человек (не только водителя тягача, но и экипажи перевозимой техники). Имеется возможность защиты кабины навесной броней.

Автопоезд ОАЭ МЗКТ-741351 + 999421 + 83721 по своему основному назначению также является танковозом и специально спроектирован для нужд вооруженных сил Объединенных Арабских Эмиратов. Он может перевозить до 3 гусеничных и колесных боевых машин или 20/40-футовых контейнеров общим весом до 140 т. Оснащен БИУС системой контроля давления и центральной системой подкачки шин. Полная масса автопоезда достигает 210 т.

Седельный тягач МЗКТ-741351 (8×8) оснащен двигателем CAT С18 (V6) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением мощностью 597 кВт (812 л.с.), коробкой передач ALLISON с электронным управлением. Как и в предыдущем случае на тягач укомплектован двойной гидравлической барабанной лебедкой собственной разработки с тяговым усилием по 25 т на барабан. Для обеспечения высокой проходимости и управляемости автопоезда на тягаче использована полностью независимая подвеска. С целью облегчения обслуживания машины на ней установлена автоматическая система смазки, а также автоматическая система пожаротушения.

Стальная модульная кабина тягача подрессорена и выполнена в стиле нового фирменного дизайне. Ее объем позволяет достаточно комфортно разместить до 8 человек (водителя + экипажи перевозимой боевой техники). В стандартную комплектацию кабины входит регулировка сидения водителя, регулируемая рулевая колонка, холодильник и автоматический климат-контроль. Имеется возможность защиты кабины за счет навесной брони.

Полуприцеп МЗКТ-999421 и прицеп МЗКТ-83721 оснащены выдвижной грузовой платформой, ширина регулируется от 3,65 до 4,65 м. Для увеличения проходимости на полуприцепе МЗКТ-999421 может быть использован гидравлический привод колес (опционально). Специальное решение позволяет технике заезжать на полуприцеп транзитом через прицеп, не разъединяя сцепки, что дает экономию усилий и времени при погрузку техники. Перевозимую на полуприцепе/прицепе технику можно укрыть мобильным тентом.

Христиане – мусульманам

В настоящее время ведутся работы по наладке прототипа автопоезда и подготовке его к пробеговым испытаниям. Первоначальные испытания автопоезда должны пройти на территории Беларуси. Полный комплекс приемочных испытаний планируется провести в ОАЭ в июле 2016 года. Отметим, что Минский завод колесных тягачей уже имеет опыт сотрудничества с ОАЭ и опыт этот, несмотря на все перипетии, положительный.

В 1998 году армия Эмиратов объявила международный конкурс на создание тягачей-танковозов, способных в условиях пустыни перевозить бронетехнику общим весом до 130 т. МЗКТ разработал для него тягач МЗКТ-74135 совершенно новой для себя (на тот момент) капотной конструкции. Который, тем не менее, состоял в основном из хорошо освоенных в производстве узлов и агрегатов. В составе двухзвенного автопоезда тягач обеспечивал возможность перевозки по песку танка массой 70 т или двух БМП, а по хорошим дорогам в составе трехзвенного автопоезда – двух танков или трех БМП.

К началу тендера МЗКТ не успевал изготовить собственный полуприцеп, поэтому пришлось воспользоваться аналогом французской фирмы Lohr. На первом этапе испытаний МЗКТ-74135 пришлось вступить в борьбу с такими лидерами мирового автопрома в этом классе, как Tatra, Kynos, MAN, Mercedes-Benz и Oshkosh. Тягач МЗКТ с честью выдержал испытание, но заказчика не удовлетворили характеристики трейлера Lohr.

Второй этап тендера проходил в 2000 году, где МЗКТ-74135 соревновался уже с полуприцепом белорусского производств. На этот раз соревноваться с ним рискнули только Tatra, Titan и Liebherr. Как и на первом этапе, белорус был вне конкуренции. Однако и на этот раз дело до поставки в ОАЭ не дошло. «Лед тронулся» только в марте 2007 года, после официального визита в Эмираты президента Александра Лукашенко. Всего в ОАЭ было поставлено 200 танковозов МЗКТ-74135+99942+83721, стоимостью каждый порядка 1,4 млн. долларов.

Отсюда понятное желание руководства предприятия повторить успех этого «контракта века». Между тем, не исключено, что Минский завод колесных тягачей вскоре получит заказы и от других стран мусульманского мира. Вряд ли Александр Лукашенко посетил XIII саммит Организации исламского сотрудничества с целью полюбоваться достопримечательностями Стамбула.

Автопоезд МЗКТ-74135+99942+83721

Автопоезд МЗКТ-74135+99942+83721

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,