• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Попытки ограничить доступ белорусской гражданской и военной автотехники на российский рынок заставляют отечественных производителей искать альтернативу

Проведение 8 апреля 2016 года Минским заводом колесных тягачей пресс-тура для представителей СМИ, освещающих вопросы автомобилестроения, многие комментаторы расценили как своеобразный ответ на недавнее заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о необходимости переноса производство шасси для российской военной техники с МЗКТ на КамАЗ из-за отказа белорусской стороны продать России свое предприятие. «… Если не хотят продавать – не надо, мы на КамАЗе наладим производство». Это вновь оживило полемику относительного того, смогут ли российские предприятия в приемлемые для тамошних военных сроки сконструировать специальные колесные шасси, аналогичные машинам МЗКТ, создать мощности для выпуска столь уникальных изделий и наладить их производство. Хватит ли у них интеллектуальных и денежных ресурсов. Насколько вообще целесообразны подобные попытки в условиях, когда низкие мировые цены на нефть и экономические санкции Запада подорвали бюджетную стабильность России.

Ведь уже в начале текущего года в связи с падением мировых цен на нефть и рецессией экономики российские власти решили внести поправки в бюджет на 2016 год и сократить его расходные статьи на 10%. Расходы по разделу «Национальная оборона», запланированные в размере 3,14 трлн. рублей (или 4% ВВП), было предложено сократить почти на 160 млрд. рублей или на 5%. Как считает директор Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Руслан Пухов, дальнейшее сокращение военных расходов такими темпами (угроза чего достаточно велика) поставит ВПК России в сложное положение и будет нести угрозу ее обороноспособности.

Можно предположить, что при любом сценарии развития событий в российской экономике в среднесрочной перспективе лишних денег в бюджете РФ (даже на нужды ВПК) не будет. А, следовательно, необходимое количество финансов на разработку и организацию производства всего модельного ряда колесных шасси, аналогичных выпускаемым на МЗКТ, изыскать вряд ли удастся. Это притом, что сравнимых по размеру затрат времени и средств потребует также «пересадка» размещенных на них вооружений на новую колесную базу и реконструкция всей сопутствующей инфраструктуры.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Российский ВПК готов отказаться от закупок колесных шасси МЗКТ

То, что нас не убивает – делает нас сильнее

Но даже если по какому-либо недоразумению такое решение состоится (умом Россию не понять), то это не приведет к глобальной потере спроса на продукцию Минского завода колесных тягачей. После распада СССР доля изделий военного назначения в портфеле заказов МЗКТ, выделившегося к тому времени из состава МАЗа, стала исчезающе малой, и заводу пришлось пережить весьма болезненную конверсию. Сокращение военных заказов послужило толчком к переосмыслению перспектив развития завода. Чтобы обеспечить загрузку производственных мощностей пришлось расширить модельный ряд, максимально используя существующую технологию. Применив модульный принцип конструирования, задействовав силовые агрегаты и комплектующие ведущих фирм мира, а также автокомпоненты собственного изготовления, разработчики МЗКТ создали обширное семейство унифицированных автомобилей самого различного назначения с колесными формулами 6х4, 6х6, 8х8, 8х4 и другими.

Сохранив перспективные наработки прошлых лет, предприятие пополнило номенклатуру выпускаемой гражданской автотехники новыми колесными шасси под монтаж оборудования для транспортного, строительного, нефтегазового и машиностроительного комплексов; более совершенными седельными тягачами и самосвалами. При этом даже в период полной неопределенности, несмотря на финансовые трудности, на МЗКТ не прекращалась работа над новыми изделиями военного назначения.

И не только для армии союзной РФ. Как бы ни рассуждали адепты интеграции о равных условиях для всех участников нынешнего ЕАЭС – понятно, что белорусские заводы никогда не окажутся впереди российских в очереди за порцией тамошнего бюджетного «пирога». Нашим предприятиям сегодня следует больше рассчитывать на собственные силы и максимально диверсифицировать не только продуктовый ряд, но и потребителей. Сегодня МЗКТ поставляет свою продукцию в 20 стран мира, в том числе в Россию, ОАЭ, Турцию, Китай. Завод обеспечен контрактами по некоторым позициям частично до 2020 года. Ежегодно предприятие выпускает от двух до семи новых видов изделий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Голубые ангелы» на колесах МЗКТ

Останавливаться не собираются

То, что на Минском заводе колесных тягачей осознают вызовы современности и готовы к ним говорит и увиденное во время недавнего посещения предприятия. Официально главным поводом для приглашения на МЗКТ ведущих экспертов и журналистов стал выпуск 1.000-го колесного шасси МЗКТ-7930. Семейство этих машин действительно заслуживает такого внимания: стартовав в начале 90-х, к настоящему времени оно стало лидером российского рынка военных шасси грузоподъемностью от 17,8 до 24 т.

На данной колесной базе размещаются пусковые установки и средства боевого обеспечения оперативно-тактических ракетных комплексов (ОТРК) «Искандер-М» и «Искандер-Э». МЗКТ-7930 является носителем радиолокационных станций зенитной ракетной системы (ЗРС) С-400; пусковых установок и транспортно-заряжающих машин противокорабельных береговых ракетных комплексов «Бастион», «Бал-Э», «Клаб-М»; мостоукладчиков ТММ-6 «Гусеница-2» и др. В 2015 году боевые и транспортно-заряжающие машины отечественной РСЗО «Полонез» в качестве базового получили модернизированное шасси с автоматической коробкой передач МЗКТ-7930-300.

По планам разработчиков дальнейшее развитие МЗКТ-7930 пойдет в направлении наращивания интеллектуального потенциала и защищенности автомобиля. Так, предполагается оснастить это шасси бортовой информационно-управляющей системой (БИУС), которая позволит экипажу машины в автоматическом режиме получать информацию о состоянии важнейших узлов и агрегатов автомобиля, о возникающих в процессе его эксплуатации неисправностях и неполадках. Разработка кабины с 5-м классом баллистической защиты позволит повысить выживаемость экипажа. В перспективе планируется оснастить машину противоминной защитой.

В 2015 году боевые и транспортно-заряжающие машины отечественной РСЗО «Полонез» в качестве базового получили модернизированное шасси с автоматической коробкой передач МЗКТ-7930-300.

В 2015 году боевые и транспортно-заряжающие машины отечественной РСЗО «Полонез» в качестве базового получили модернизированное шасси с автоматической коробкой передач МЗКТ-7930-300.

И тем не менее, не эта боевая «колесница» российской армии оказалась в центре интереса участников пресс-тура. Наибольшим вниманием пользовались новинки военной и коммерческой техники 2016 года, предназначенные для более широкого круга покупателей: тягач МЗКТ-750440, крановое шасси МЗКТ-740001, автопоезда МЗКТ-742960 + 820400 и МЗКТ-741351 + 999421 + 83721.

Любой каприз за ваши деньги

Хотя полноприводный седельный тягач МЗКТ-750440-010 (колесная формула 8×8) был представлен одним из последних, начать хотелось именно с него. Мы уже настолько привыкли к брутальному дизайну аля-милитари даже гражданской продукции Минского завода колесных тягачей, что иной облик одной из его последних машин вызвал у присутствующих легкий культурный шок. МЗКТ-750440-010 получил кабину с новым фирменным дизайном.

Подвергнутая рестайлингу «мазовская» кабина получила новую переднюю маску, новые накладки в нижней части дверей, фигурный солнцезащитный козырек и измененный бампер с блок-фарами. Визуальным «гвоздем» является серебристый элемент, объединяющий фары и решетку радиатора. Особо хотелось подчеркнуть то обстоятельство, что рестайлинг кабины выполнен заводским дизайн-бюро, силами молодых специалистов, прошедших стажировку в западноевропейских дизайн-студиях.

Тягач МЗКТ-750440-10 предназначен для коммерческого использования и способен в составе автопоезда транспортировать грузы максимальной массой до 90 т.  Фото www.mzkt.by

Тягач МЗКТ-750440-10 предназначен для коммерческого использования и способен в составе автопоезда транспортировать грузы максимальной массой до 90 т. Фото www.mzkt.by

Под стать внешнему виду кабины и ее начинка, в стандартную комплектацию входят: сидения повышенной комфортности с подогревом на пневмоподвеске, встроенный кондиционер, климат-контроль, электростеклоподъемники и электрическое управление зеркалами.

Тягач МЗКТ-750440-10 предназначен для коммерческого использования и способен в составе автопоезда транспортировать грузы максимальной массой до 90 т. Для чего он оснащен 6-цилиндровым двигателем PACCAR MX340 стандарта Евро-5 мощностью 462 л.с. (340 кВт) и максимальным крутящим моментом 2300 Нм, работающим в связке с механической коробкой передач Fast Gear 16JSD240TA (16 передач вперед и 2 назад).

Одним из традиционных видов продукции гражданского назначения МЗКТ являются крановые шасси. Отсюда тот интерес, который вызвало специальное колесное шасси МЗКТ-740001 (10х4). Оно изготовлено по заказу Галичского автокранового завода и предназначено под монтаж крана грузоподъемностью 44 т. Однако может использоваться для монтажа и другого навесного оборудования. На шасси установлена специальная эргономичная 3-местная низкая кабина китайского производства (которая, правда, очень напоминает аналогичные изделия фирмы Liebherr). Машина оснащена дизельным двигателем ЯМЗ-652 мощностью 412 л. с., изготовленном в Ярославле по лицензии фирмы Renault.

Пока есть танки, работа будет

Но расширяя линейку гражданских автомобилей, завод продолжает укреплять свои позиции в нише изделий двойного и военного назначения. Одним из них является автопоезд МЗКТ-742960 + 820400. Он имеет грузоподъемность 56 т и может перевозить по пересеченной местности и бездорожью один танк или два БМП, а также другие крупногабаритные и тяжеловесные грузы. Его общая масса может достигать 130 т. Заказчиком показанного образца являются вооруженные силы Анголы.

Седельный тягач МЗКТ-742960 (8х8) оснащен турбодизелем Deutz BF 8M1015C (V8) максимальной мощностью 400 кВт (544 л.с.) с крутящим моментом 2300 Нм и полностью автоматическая трансмиссия ALLISON 4500. Машина не боится длительных нагрузок, на ней установлена автоматическая система смазки наиболее нагруженных точек подвески, а система блокировки межколёсных и межосевых дифференциалов гарантирует надежность работы в условиях полного бездорожья. Тягач комплектуется двухбарабанной лебедкой, предназначенной для погрузки техники на 2-осный полуприцеп МЗКТ-820400.

Обращает на себя внимание двухрядная каркасно-металлическая кабина рубленных очертаний, изготовленная на самом предприятии. Она оборудована двумя спальными местами, системой отопления, кондиционером и позволяет разместить 7 человек (не только водителя тягача, но и экипажи перевозимой техники). Имеется возможность защиты кабины навесной броней.

Автопоезд ОАЭ МЗКТ-741351 + 999421 + 83721 по своему основному назначению также является танковозом и специально спроектирован для нужд вооруженных сил Объединенных Арабских Эмиратов. Он может перевозить до 3 гусеничных и колесных боевых машин или 20/40-футовых контейнеров общим весом до 140 т. Оснащен БИУС системой контроля давления и центральной системой подкачки шин. Полная масса автопоезда достигает 210 т.

Седельный тягач МЗКТ-741351 (8×8) оснащен двигателем CAT С18 (V6) с турбонаддувом и промежуточным охлаждением мощностью 597 кВт (812 л.с.), коробкой передач ALLISON с электронным управлением. Как и в предыдущем случае на тягач укомплектован двойной гидравлической барабанной лебедкой собственной разработки с тяговым усилием по 25 т на барабан. Для обеспечения высокой проходимости и управляемости автопоезда на тягаче использована полностью независимая подвеска. С целью облегчения обслуживания машины на ней установлена автоматическая система смазки, а также автоматическая система пожаротушения.

Стальная модульная кабина тягача подрессорена и выполнена в стиле нового фирменного дизайне. Ее объем позволяет достаточно комфортно разместить до 8 человек (водителя + экипажи перевозимой боевой техники). В стандартную комплектацию кабины входит регулировка сидения водителя, регулируемая рулевая колонка, холодильник и автоматический климат-контроль. Имеется возможность защиты кабины за счет навесной брони.

Полуприцеп МЗКТ-999421 и прицеп МЗКТ-83721 оснащены выдвижной грузовой платформой, ширина регулируется от 3,65 до 4,65 м. Для увеличения проходимости на полуприцепе МЗКТ-999421 может быть использован гидравлический привод колес (опционально). Специальное решение позволяет технике заезжать на полуприцеп транзитом через прицеп, не разъединяя сцепки, что дает экономию усилий и времени при погрузку техники. Перевозимую на полуприцепе/прицепе технику можно укрыть мобильным тентом.

Христиане – мусульманам

В настоящее время ведутся работы по наладке прототипа автопоезда и подготовке его к пробеговым испытаниям. Первоначальные испытания автопоезда должны пройти на территории Беларуси. Полный комплекс приемочных испытаний планируется провести в ОАЭ в июле 2016 года. Отметим, что Минский завод колесных тягачей уже имеет опыт сотрудничества с ОАЭ и опыт этот, несмотря на все перипетии, положительный.

В 1998 году армия Эмиратов объявила международный конкурс на создание тягачей-танковозов, способных в условиях пустыни перевозить бронетехнику общим весом до 130 т. МЗКТ разработал для него тягач МЗКТ-74135 совершенно новой для себя (на тот момент) капотной конструкции. Который, тем не менее, состоял в основном из хорошо освоенных в производстве узлов и агрегатов. В составе двухзвенного автопоезда тягач обеспечивал возможность перевозки по песку танка массой 70 т или двух БМП, а по хорошим дорогам в составе трехзвенного автопоезда – двух танков или трех БМП.

К началу тендера МЗКТ не успевал изготовить собственный полуприцеп, поэтому пришлось воспользоваться аналогом французской фирмы Lohr. На первом этапе испытаний МЗКТ-74135 пришлось вступить в борьбу с такими лидерами мирового автопрома в этом классе, как Tatra, Kynos, MAN, Mercedes-Benz и Oshkosh. Тягач МЗКТ с честью выдержал испытание, но заказчика не удовлетворили характеристики трейлера Lohr.

Второй этап тендера проходил в 2000 году, где МЗКТ-74135 соревновался уже с полуприцепом белорусского производств. На этот раз соревноваться с ним рискнули только Tatra, Titan и Liebherr. Как и на первом этапе, белорус был вне конкуренции. Однако и на этот раз дело до поставки в ОАЭ не дошло. «Лед тронулся» только в марте 2007 года, после официального визита в Эмираты президента Александра Лукашенко. Всего в ОАЭ было поставлено 200 танковозов МЗКТ-74135+99942+83721, стоимостью каждый порядка 1,4 млн. долларов.

Отсюда понятное желание руководства предприятия повторить успех этого «контракта века». Между тем, не исключено, что Минский завод колесных тягачей вскоре получит заказы и от других стран мусульманского мира. Вряд ли Александр Лукашенко посетил XIII саммит Организации исламского сотрудничества с целью полюбоваться достопримечательностями Стамбула.

Автопоезд МЗКТ-74135+99942+83721

Автопоезд МЗКТ-74135+99942+83721

Тэги:

, , , , ,

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Прогноз курса рубля на неделю 18-22 ноября

Ожидается совпадение нескольких негативных факторов для американской валюты, в связи с чем курс доллара на БВФБ может снизиться более чем на 1%. Уменьшение этого курса на доли процента возможно уже в понедельник 18 ноября. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как прогнозировалось, а вырос, хотя и всего на 0,1%,

ЦИК Беларуси опубликовал предварительные списки избранных 17 ноября депутатов в Палату представтелей

17 ноября 2019 года в Беларуси состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания. Как сообщает ЦИК РБ, общая явка составила 77,22%, при этом досрочно проголосовали 35,77% от общего числа избирателей, включенных в списки ( 6 859 866 человек) 18 ноября ЦИК обнародовал фамилии кандидатов, которые, по предварительным данным, избраны в состав Палаты представителей Национального собрания

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает