«Славяне были пасынками истории, но с течением времени это пройдет, и Украина, возможно, станет однажды новой Элладой»
Иоганн Гердер, немецкий философ (1744 – 1803 гг.)


Граждане Нидерландов на референдуме высказались против ратификации Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. По официальным данным, обнародованным Избирательным советом Нидерландов 12 апреля, явка составила 32,28%. 61% прибывших на участки проголосовали «против», 38,21% проголосовали «за». Этот референдум сильно отличается от референдумов, практикуемых у нас. Например, низкой планкой участия граждан – для признания референдума состоявшимся она должна была превысить 30%.

Таким образом, волеизъявление всех граждан по важному для всех вопросу могут выразить немногие, принявшие участие. Соответственно, мнение относительного большинства участников референдума составит очевидное меньшинство всей численности граждан.

Правительства не пойдут на поводу

В этом есть резон, поскольку в референдуме участвуют граждане, а не население. Гражданин – тот, кто имеет свою позицию, которую отстаивает. Или соглашается с любой, которая предлагается референдумом. По этой причине референдумы обычно считаются консультативными, их результаты учитываются правительством и парламентом в своей практической политике.

Данный референдум тоже является консультативным для властей Нидерландов. К тому же до сего времени Голландия, единственная из всех стран ЕС, не ратифицировала документ об ассоциации. Соответственно, все другие ее ратифицировали, ратифицировал ее и Европарламент. Можно сказать, что референдум стал делом внутренним для голландской общественности, которая засомневалась: «Все ли так гладко идет в нашем общем европейском доме?». Имеем право знать.

Организатор референдума накануне его проведения объяснял: «Конечно, нас не волнует Украина. У нас есть цель добиться выхода Нидерландов из ЕС. Но пока такой референдум невозможен, мы используем любую возможность, чтобы осложнить отношение Амстердама с Брюсселем». Как говорится, за неимением гербовой, пишут на простой. То есть отказывают Украине сегодня (которая не виновата), чтобы обрушить в будущем весь дом.

Правительства не пойдут на поводу таких настроений, но игнорировать их не могут. Еще накануне референдума премьер-министр Нидерландов Марк Рютте заявил, что Украине не место в Евросоюзе. Де мол, Украина должна иметь хорошие отношения как с Европой, так и с Россией, однако это будет невозможно, если Украина станет членом Евросоюза. Но он считал, что большинство граждан на референдуме проголосуют «за».

А то, что случилось, очень напоминает Мюнхен 38 года, когда ради сохранения мира на континенте Чехословакию вынудили принять предложение Германии, от которого она в одиночку отказаться не смогла.

Соглашение об ассоциации между Украиной и Европейским союзом является международным договором, имеющим целью углубление интеграции между Украиной и Европейским союзом в сфере политики, торговли, культуры и укрепления безопасности. Соглашение об ассоциации заменило прежнее соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Европейским сообществом и Украиной.

В ноябре 2013 года, за несколько Вильнюсского саммита «Восточного партнерства», где планировалось провести подписание Соглашении об Ассоциации, процесс подготовки к подписанию был по инициативе украинского правительства приостановлен.

Отказ президента Виктора Януковича подписать Соглашение привел к Майдану, к смене власти. Новое правительство возобновило подготовительный процесс, а 21 марта 2014 года представители ЕС и премьер Арсений Яценюк подписали политический блок Соглашения, который касался политического взаимодействия, вопросов безопасности и борьбы с терроризмом. Экономическая часть Соглашения была подписано 27 июня того же года.

Синица в руке есть

16 сентября 2014 года Верховная рада одобрила законопроект о ратификации Соглашения об ассоциации между Украиной и Евросоюзом. Благодаря телевидению голосование в Верховной раде и в европейском парламенте проводилось одновременно с помощью телемоста. Как сказал президент Петр Порошенко: «Сегодняшняя синхронная ратификация, я убежден, будет праздником не только Украины, но и для объединенной Европы». И все бы было хорошо, если бы накануне ратификации ЕС и Украина не уступили настойчивому желанию России, не согласились отсрочить создание зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС.

Как говорится, свободная торговля — необходимое условие интеграции, хоть и недостаточное. Но без свободной торговли она немыслима, при наличие всех других условий. С 1 января ЗСТ между Украиной и ЕС начала полноценно работать. И как считают специалисты, обещают стране очевидные выгоды. Это приведет к постепенному улучшению условии труда, повышению качества украинских товаров и стандартов экологии для производства украинской тяжелой промышленности.

По данным официальной статистики, более 30% украинского экспорта поставляется в страны Европы уже сегодня. В течение 2015 года действовали торговые преференции, предоставленные Украиной Брюсселем. Фактическое снятие торговых барьеров для украинской продукции не привело к значительному росту экспорта только по причине переживаемых страной трудностей: аннексия Крыма Россией, война на Донбассе и последовавший за этим общий экономический спад.

Ожидаются быстрые прибыли в сельском хозяйстве и легкой промышленности. Труднее придется тяжелому машиностроению и некоторым высокотехнологичным предприятиям. Специалисты не ожидают жесткого столкновения украинских предприятий в конкуренции с европейскими производителями. Это объясняется тем, что украинский рынок уже является открытым все последние годы, поскольку внешнеторговый оборот выглядит сбалансированным – экспорт и импорт составляют по 50% в его структуре. Таким образом, старт ЗСТ с ЕС не может вызвать резкого изменения в ситуации.

Нельзя ожидать и существенного снижение цен, но ассортимент товаров и услуг расширится. Это поможет замедлить темпы инфляции, поэтому население получит большую выгоду от роста реальных доходов, чем от снижения цен. Хотя после отмены ввозных пошлин на европейские товары можно ожидать падения их номинальной стоимости на 10-15%, поскольку повысится рост интереса к украинскому рынку со стороны европейских экспортеров. А вслед за ним повысится конкуренция между ними за украинского потребителя.

Работая последний год во внешней торговле в режиме автономных преференций ЕС, большинство украинских экспортеров перешла на стандарты, которые требуются с переходом к свободной торговли. Так что, синица в руках есть. Можно подумать о журавле в небе. В этой связи отметим, что одновременно с ратификацией Соглашения Рада приняла постановление «О европейском выборе Украины», что можно считать политическим манифестом страны, которая будет добиваться членства в Европейском союзе.

Турецкий гамбит

Но соглашения об ассоциации с ЕС имеют многие страны: Турция, Египет, Израиль, Иордания, Канада, Южная Корея, ЮАР и Мексика. Очень разные страны. С другой стороны, большинство из них вполне разделяют европейские ценности – приверженность к демократии (с национальным лицом), к рыночной экономике, в которой присутствие государство не поднимается до командно-административной системы. Сама жизнь «подправила» школьную географию. Сегодня Запад может быть и на Севере, и на Востоке и даже на Юге земного шара. Например, в Японии или в той же Южной Корее. В отличие от Северной Кореи.

Европа, безусловно, расположилась на географическом, культурном и социально-экономическом Западе. Правда, не полностью. Это важное обстоятельство, которое учитывается всеми ассоциированными с ЕС странами, но никто из них не стремится к членству в нем. А вот для Турции это очень важно.

Турция впервые заявила о желании присоединиться к объединенной Европе (к ЕЭС) еще в 1959 году. Ее заявку приняли, оформили официально, но предъявили претензии. Все иные последующие соискатели оказались намного успешнее. Например, страны бывшего социалистического лагеря и приравненные к ним Литва, Латвия и Эстония принимались так, как это было с приемом в комсомол. Написал заявление, ознакомился с уставом, и принимай поздравление комитета.

А Турция приобрела только полувековую историю интеграции. Заодно вспомнила и свою собственную, безусловно, богатую историю. Например, турки завоевали Константинополь в 1453 году, назвали Стамбулом, который стал главным городом Османской империи. Империи уже нет, но есть Турецкая Республика, образно говоря, правопреемница (подобно современной России в отношении СССР) империи, и Стамбул остался Стамбулом, соединяющим азиатскую часть Турции с европейской. Азию – с Европой, Европу – с Азией.

Вот такие обстоятельства определяют особые требования Евросоюза к этой стране, претендующей на членство в ЕС. Они поднимаются до культурологических вопросов, связанных с принадлежностью Турции к миру ислама, что вызывает скептицизм относительно ее приверженности к «европейской семье народов». Эта «метафизика» усугубляется сложностями текущей политики, среди которых выделяется проблема Кипра, которая не поддается удовлетворительному решению.

В то же время в Турции считают, что переговоры по присоединению к ЕС стали важнейшим стимулом к модернизации и реформированию. В 1998 году Турция получила статус страны-кандидата, наряду с государствами Центральной и Восточной Европы, но последним помимо обещания финансовой поддержки гарантировалось членство по факту исполнения ими обычных требований. Турцию же обязали сделать то же самое, но без гарантий на будущее членство. Вы работайте, а мы посмотрим. После завершения холодной войны, ЕС проявил пристальный интерес к качеству турецкой демократии и состоянию дел в области прав человека. Турция согласилась с этими упреками, провела конституционную реформу, пересмотрела Гражданский кодекс, провела экономическую реформу и достигла в этом замечательных результатов.

Само по себе сотрудничество с ЕС потребовало от Турции конкретной работы в определенных сферах, что позволяет сделать вывод о модернизации государства и общества. Можно сказать, что это делалось для ЕС, для ускорения присоединения, но, оказалось, что наибольшую выгоду в итоге получила Турция. Тем не менее, европейцы не соглашаются взять на себя ответственность за положительное решение вопроса о членстве Турции – уникального во многих отношениях современного государства, отличного от европейских государств. Как заметил однажды бывший президент Франции Валери Жискар д’Эстен, он «выступает против членства Турции, поскольку у нее другая культура, другой подход, другой образ жизни».

Разумеется, жизнь продолжается. Турция продолжает переговоры с Евросоюзом и сотрудничает с ним. И, как отмечают эксперты, Турция за последние годы превратилась в важного регионального игрока, несмотря на то, что она входит в некоторые евроатлантические организации. Приобретя большой экономический потенциал, она стремится к лидерству на бывшем оттоманском пространстве. Все это напоминает стремление России к гегемонии на постсоветском пространстве. Но, обладая абсолютным военным перевесом в регионе, она проигрывает Турции в экономическом и политическом отношении.

Что будет дальше? Никита Хрущев, комментируя разногласия СССР и Китая, сказал: время покажет. Время показало, что КНР стал почти сверхдержавой, а СССР умер. Еще будучи премьер-министром Турции Реджеп Эрдоган, заявлял: «Какие бы препятствия не стояли, мы будем терпеливо продолжать идти по этому пути. Конечно, этому может быть положен конец, если все страны ЕС скажут: «Мы не принимаем Турцию». Но пока они этого не скажут, мы не остановимся».

Откуда у хлопца «голландская грусть?»

В бытность президентом Украины Виктор Янукович не скупился на громкие заявления. Порой он просто цитировал Эрдогана: «Несмотря на сложности, которые есть на пути европейской интеграции, Украина была и остается сторонником этого движения, и мы будем идти по этому пути. Мы считаем, что это прежде всего пойдет на пользу Украине. Это те реформы, которые приближают нас к юридически-правовым, демократическим, экономическим и техническим стандартам».

По сути, Янукович объявлял программу модернизацию страны и общества, которую провели европейцы. «Наше государство проходит непростой, сложный путь, как и каждая страна, которая шла по пути европейской интеграции». Тот же путь проделала Турция, но от нее требовалось большего. От Украины – намного меньше. Как признавался Янукович: «Наши друзья прекрасно понимают украинскую ситуацию, и они помогают идти этим путем. Важно, чтобы мы пришли к конечно цели – подписание Соглашения о европейской ассоциации».

Как известно, в самый ответственный момент Янукович вышел из игры, отказавшись подписать Соглашение. Но парадокс в том, что ему на самом деле удалось пройти необходимую для реальной интеграции часть пути. А когда решил затормозить, было поздно. Была пройдена «точка возврата» и в его политической карьере. Новые власти Украины, уполномоченные на это «революцией годности», просто завершили начатое дело. Что касается стран-членов ЕС, они в этот момент пережили облегчение. Подписание Соглашения продемонстрировало политическую прочность ЕС, способность к решению серьезных проблем в самых сложных ситуациях. Представляется, не только в международных делах, но и внутренних, где проблемы возникают, благодаря самой демократической природой Европы.

Несомненно, Украина – государство и общество – за последние 2-3 года сделали много ошибок, большинство из которых сочувствующий наблюдатель склонен объяснить болезнями роста, но приходит время взрослеть. Это вполне возможно, поскольку ни сама Украина, ни ЕС, ни Россия не смогут повернуть процесс вспять. Теперь все участники могут работать только на улучшение, выбирать альтернативы и варианты, ограниченные рамками проекта. До той поры, пока будет существовать единая Европа. Даже в том случае, если ее покинет Голландия.

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,