• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

На днях РФ и РБ полностью завершили процесс формирования объединенной системы ПВО в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности. Соглашение между странами о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы ЕРС (ПВО) было подписано и ратифицировано в 2009 году.

Как заявил представителям СМИ начальник Главного штаба — первый заместитель главкома Воздушно-космических сил (ВКС) России генерал-лейтенант Павел Кураченко по итогам 44-го заседания Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны стран-участниц СНГ, «практическая реализация соглашения завершена, в дальнейшем основные усилия будут сосредоточены на несении совместного боевого дежурства по ПВО и проведении практических совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки».

Отметим, что о заступлении в 2016 году на боевое дежурство сил и средств ЕРС ПВО Беларуси и России генерал Кураченко сообщил еще 8 сентября 2015 года. На тот момент главы военных ведомств двух стран уже утвердили перечень органов военного управления, пунктов управления, объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав ЕРС ПВО, а также «Положение о командующем и командном пункте Единой региональной системы ПВО». На стадии утверждения тогда находились только «Инструкции по организации и несению боевого дежурства в ЕРС ПВО».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЕРС ПВО: старт, растянувшийся на годы

Де-факто и де-юре

Между тем, как отмечают многие эксперты, де-факто совместное боевое дежурство сил ПВО РБ и РФ ведется уже давно, и началось оно задолго до того как были подписаны все регламентирующие документы, оформление которых затянулось на годы.

Напомним, что официальные переговоры о юридическом оформлении ЕРС ПВО Беларуси и России начались еще в 2001 году. Причем проект межгосударственного соглашения о создании такой системы был представлен главам двух союзных стран осенью 1999 года. Сама же идея подобной структуры появилась гораздо раньше, когда 10 февраля 1995 года была создана Объединенная система ПВО стран СНГ «Содружество», после чего по инициативе России стали разрабатываться планы организации на ее основе трех региональных систем ПВО — Восточно-Европейской, Кавказской и Центрально-Азиатской.

Причем первой структурой подобного рода должна была стать именно Восточно-Европейская региональная система противовоздушной обороны, которую предстояло создать Беларуси и России. Ее особая важность определялась тем, что она должна была стать не только своеобразным полигоном для отработки соответствующих юридических и технических процедур, но и примером взаимовыгодного и равноправного военного сотрудничества для остальных стран СНГ.

При этом самой приоритетной задачей для высшего военно-политического руководства России изначально являлось создание мощного противовоздушного заслона на западном направлении. По его мнению, после того как в НАТО вступили Чехия, Польша, Венгрия и страны Балтии, вокруг европейской части России создалась очень опасная стратегическая обстановка, которая характеризуется высокой степенью уязвимости российского ракетно-ядерного потенциала в центральной части страны перед воздушным нападением Запада. В связи с чем для РФ резко возросло значение белорусского противовоздушного щита, который на фоне процессов деградации и распада в армиях других бывших советских республик смотрелся особо выигрышно.

Однако процесс создания ЕРС ПВО затянулся на долгие годы. За время, прошедшее со старта переговорного процесса, подписание документа о создании единой региональной системы ПВО двух стран анонсировалось не раз. Но реальное юридическое оформление ЕРС постоянно откладывалось. По мнению многих аналитиков, причины хронических задержек не имели отношения ни к технике, ни к тактике, ни к стратегии. Стороны никак не могли прийти к консенсусу относительно экономической компенсации за услуги Беларуси по обороне западных воздушных рубежей России.

Наконец, по истечении восьми лет точки соприкосновения по основным спорным вопросам вроде бы были найдены. И 3 февраля 2009 года на заседании Высшего госсовета Союзного государства соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Беларуси и России было подписано.

В соответствии с ним состав ЕРС ПВО должны были войти соединения и воинские части сторон, находящиеся на территории Республики Беларусь, Калининградского особого района и западных областей Российской Федерации. В боевой состав ЕРС предполагалось включить: авиационных частей — 5; зенитных ракетных частей — 10; радиотехнических частей — 5; частей радиоэлектронной борьбы — 1.

Возглавлять ЕРС должны поочередно представители каждой из стран, назначаемые совместным указом президентов Российской Федерации и Республики Беларусь по представлению министров обороны. Координация совместных действий соединений и воинских частей, выделенных в состав ЕРС ПВО, должна осуществляться с центрального командного пункта главнокомандующего российскими ВВС. В угрожаемый период для управления ЕРС ПВО создается объединенное командование.

Сколько стоит закрыть «амбразуру»

Но, как выяснилось уже вскоре, подписание соглашения о создании ЕРС ПВО еще не означало запуск процедуры ее реального создания. По мнению многих наблюдателей, белорусская сторона всячески тормозила ратификацию документа, и причиной этого по-прежнему называлось недовольство размером экономических преференций со стороны России.

Ситуация изменилась в начале 2012 года, когда, как считает ряд аналитиков, между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко было заключено негласное соглашение: интеграция (в том числе и в военной сфере) в обмен на экономические льготы и преференции. Если интерес Путина в этой сделке носил явно предвыборный характер, то Лукашенко были необходимы средства для поддержания экономической и социальной стабильности в своей стране.

Официального подтверждения этой версии нет, но факт остается фактом, 13 февраля 2012 года Лукашенко своим указом №65 утвердил договор с Россией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании ЕРС ПВО. Но и этим дело не кончилось. Процесс оформления ЕРС нельзя было считать завершенным без назначения командующего. А оно, как водится, раз за разом все откладывалось. И опять не спешила белорусская сторона. Желая сохранить на всякий случай «в рукаве» важный козырь.

И только 28 августа 2013 года стало известно о назначении командующим ЕРС ПВО Олега Двигалева, командующего войсками ПВО и ВВС Беларуси. Что многие расценили как знак того, что длительный (и без преувеличения мучительный) процесс создания ЕРС ПВО вступил в завершающую стадию.

Надо сказать, что на протяжении всей эпопеи создания ЕРС ПВО немало официальных и неофициальных представителей российской стороны выражали крайнее недовольство упрямством белорусского руководства и заявляли о слишком высокой экономической цене для России положительного решения этого вопроса. Но большинство специалистов уверено, что «овчинка стоит выделки».

Конечно, в российском Генштабе вряд ли надеются, что белорусские силы ПВО смогут перехватить все 100% крылатых ракет, если те полетят на Россию с Запада. Однако, похоже, рассчитывают с их помощью минимизировать количество целей, которое придется на долю российской противовоздушной обороны и тем самым обеспечить более надежное прикрытие объектов на своей территории от воздушного нападения.

Российские колеса белорусским не компания

Между тем, в последние годы помимо экономических выгод Беларусь требует от России более совершенных зенитных вооружений. В частности, речь идет и о зенитной ракетной системе дальнего действия (ЗРС) С-400 «Триумф». Еще в 2010 году Минск направил Москве заявку на поставку двух дивизионов ЗРС С-400. Однако согласно заявлениям официальных представителей ВПК и Минобороны России, этих систем пока не хватает самой российской армии. Поэтому вместо них предложили подержанные ЗРК С-300.

По данным российского Центра анализа международной торговли оружием (ЦАМТО), в 2005 и 2006 годах были заключены два контракта между компаниями «Рособоронэкспорт» и «Белтехэкспорт» на поставку белорусской стороне из запасов российских вооруженных сил 4 дивизионов (48 пусковых установок) средних С-300ПС. Эти самоходные ЗРК заменили морально и физически устаревшие ЗРК ближнего действия С-125.

В 2014 году сторонами был подписан еще один контракт на передачу министерством обороны России военному ведомству Беларуси 4 дивизионов С-300. Согласно информации командующего ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майора Олега Двигалева: «В настоящее время завершается поставка из Российской Федерации четырех зенитных ракетных дивизионов С-300, они войдут в состав межрегиональной системы ПВО. Три дивизиона уже на территории Республики Беларусь, четвертый уже в пути».

Но белорусам удалось получить кое-что и из новейшей техники ПВО. Так, в конце 2011 года поступила первая батарея ЗРК ближнего действия «Тор-2МК» на шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-6922, и к настоящему времени в составе войск ПВО и ВВС страны сформирован дивизион этих ЗРК «Тор-2МК» из 12 боевых машин. Поставки этой техники будут продолжаться: на авиасалоне МАКС-2015 «Рособоронэкспорт» подписал контракт с Минобороны РБ на поставку в 2016 году еще 5 боевых машин ЗРК «Тор-М2К». Приобретение боевых машин на белорусских шасси позволила не только снизить их стоимость, но и обещает снизить затраты на эксплуатацию.

В случае закупки ЗРС С-400 (а она рано или поздно состоится) есть все основания полагать, что наши военные поступят аналогичным образом: закажут систему, базирующуюся на отечественных шасси. ЗРС С-400 «Триумф» способна использовать несколько типов ракет. Как доставшихся в «наследство» от ЗРК С-300ПМУ-1 и С-300ПМУ-2 (48Н6Е3, 48Н6Е2, 48Н6Е, 9М96Е2 и 9М96Е), так и разработанных специально для С-400 (40Н6Е сверхбольшой дальности). Поэтому и пусковые установки (ПУ) С-400 5П85СЕ2/3 (самоходные на колесных шасси МЗКТ-7310/МАЗ-543М), и 5П85ТЕ2/3 (буксируемые тягачами брянского автозавода БАЗ-64022) являются версиями ПУ применявшихся в С-300ПМ, С-300ПМУ-1 и С-300ПМУ2 «Фаворит».

Для новых ракет ЗРС С-400 — 40Н6Е, а также 9М96Е2 и 9М96Е специально спроектирована пусковая установка 51П6Е на базе шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-7930. Также на МЗКТ-7930 размещены входящие в состав ЗРС С-400 РЛС дальнего обнаружения 91Н6Е, многофункциональные РЛС управления 92Н6Е, а также опционно придаваемые им всевысотная РЛС 96Л6Е и передвижная вышка 40В6М для антенного поста 92Н6Е. Использование разных типов ПУ для одинаковых ракет эксперты объясняют тем, что буксируемые проще и дешевле (немаловажная вещь для экспортных поставок), самоходные же обладают лучшей маневренностью и проходимостью по бездорожью. Последнее слово за заказчиком. Что касается белорусских военных, то при выборе пусковых установок одним из решающих аргументов будет тип шасси на которых они базируются: естественно они предпочтут те, которые смонтированы на машинах МЗКТ. А заказчик — всегда прав.

В данном контексте излишне категоричным выглядит недавнее заявление газете «Известия» пожелавшего остаться неизвестным представителя дирекции концерна «Алмаз-Антей» (производителя зенитных ракетных систем С-400) о намерении полностью отказаться от продукции МЗКТ в пользу техники Брянского автомобильного завода при производстве систем С-400. Причем это соображение относится не только к Беларуси, но и к Китаю (в перспективе к одному из крупнейших покупателей ЗРС С-400), который по лицензии производит колесные шасси и тягачи, разработанные в Минске, на СП «Санцзян-Волат».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Российский ВПК готов отказаться от закупок колесных шасси МЗКТ


Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 10-14 августа

Рост курса доллара на БВФБ, скорее всего, продолжится и составит около 1%, несмотря на любое развитие событий после выборов президента, так как Нацбанк будет проводить валютные интервенции. В понедельник 10 августа возможен рост курса доллара на доли процента. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе, как и прогнозировалось, вырос, но не так

МВД озвучило количество пострадавших в акциях в ночь с 9 на 10 августа

Во время акций 9 августа пострадали 39 правоохранителей и более 50 гражданских лиц, передает БЕЛТА со ссылкой на МВД. Как добавили в пресс-службе Министерства здравоохранения, всем, кто нуждался, оказана медицинская помощь в полном объеме. «Погибших нет! Обращаем внимание, что распространяемая в некоторых интернет-изданиях информация является полным фейком», — отметили в ведомстве.

Дирижер Владимир Спиваков отказался от награды Лукашенко

Известный дирижер Владимир Спиваков написал открытое письмо Лукашенко. В нем он отказался от врученного ему белорусского ордена Франциска Скорины, сообщает Би-Би-Си со ссылкой на Новую газету. «Я вынужден отказаться от ордена, которым Вы меня ранее наградили. Мне стыдно его носить, так как это связано с Вашим правлением. Ваша «черная» сила — это Ваша огромная слабость».

Тихановская: власть полностью оторвалась от народа

Кандидат в президенты Светлана Тихановская на пресс-конференции подчеркнула, что произошедшее вчера ночью в Минске и других городах Беларуси — недопустимо, передает TUT.by. «Хочу поговорить о том, что произошло вчера в Минске. То, что вчера было, недопустимо. Тот факт, что мы вообще не могли отслеживать, что было в городе из-за отсутствия интернета, в такой момент оставлять

Евразийская интеграция споткнулась о газ

Стратегию развития ЕАЭС до 2025 года вряд удастся согласовать, если не будут снижены цены на газ для Беларуси. И для Минска неважно, как это произойдет – путем унификация тарифов на транспортировку газа в евразийском союзе или в результате договоренностей с РФ в рамках союзной «двойки». Проект евразийской Стратегии-2025 состоит из общих положений и 330 мер

По его воле белорусы остались бедными

Александр Лукашенко посетил Гомель и пообщался со своими соратниками. Провел, так сказать, расширенный хозпартактив областного масштаба перед выборами, на которых он рассчитывает победить. Оснований у него очень много. Это традиционная ситуация, которая сложилась очень давно и ни разу не прерывалась. Тем не менее, время и, как говорится, пространство изменяются, а вместе с ними и люди.

Нефтяная альтернатива для Беларуси: конъюнктурный расчет или долгосрочная стратегия?

Это вопрос пока остается риторическим, несмотря на заверения белорусских чиновников, что взятый курс на диверсификацию поставок нефти в страну – это всерьез и надолго. Казалось бы, все точки над «i» в этой теме уже расставлены: в 2020 году белорусские власти осознанно занялась организацией поставок альтернативной нефти, даже несмотря на то, что для Беларуси российская нефть

Экономическая программа президента Беларуси: отказ от рынка и давление на частников

Судя по предвыборным обещаниям Александра Лукашенко, его президентская программа заключается в поддержке и расширении государственного сектора экономики и усилении государственного контроля над частным бизнесом. Похоже, что на президента Беларуси очень сильное впечатление произвело появление сразу двух серьезных конкурентов на президентских выборах – Виктора Бабарико и Валерия Цепкало, и сам факт того, что люди из бизнеса