На днях РФ и РБ полностью завершили процесс формирования объединенной системы ПВО в Восточно-Европейском регионе коллективной безопасности. Соглашение между странами о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы ЕРС (ПВО) было подписано и ратифицировано в 2009 году.

Как заявил представителям СМИ начальник Главного штаба — первый заместитель главкома Воздушно-космических сил (ВКС) России генерал-лейтенант Павел Кураченко по итогам 44-го заседания Координационного комитета по вопросам ПВО при Совете министров обороны стран-участниц СНГ, «практическая реализация соглашения завершена, в дальнейшем основные усилия будут сосредоточены на несении совместного боевого дежурства по ПВО и проведении практических совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки».

Отметим, что о заступлении в 2016 году на боевое дежурство сил и средств ЕРС ПВО Беларуси и России генерал Кураченко сообщил еще 8 сентября 2015 года. На тот момент главы военных ведомств двух стран уже утвердили перечень органов военного управления, пунктов управления, объединений, соединений и воинских частей, выделяемых в состав ЕРС ПВО, а также «Положение о командующем и командном пункте Единой региональной системы ПВО». На стадии утверждения тогда находились только «Инструкции по организации и несению боевого дежурства в ЕРС ПВО».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ЕРС ПВО: старт, растянувшийся на годы

Де-факто и де-юре

Между тем, как отмечают многие эксперты, де-факто совместное боевое дежурство сил ПВО РБ и РФ ведется уже давно, и началось оно задолго до того как были подписаны все регламентирующие документы, оформление которых затянулось на годы.

Напомним, что официальные переговоры о юридическом оформлении ЕРС ПВО Беларуси и России начались еще в 2001 году. Причем проект межгосударственного соглашения о создании такой системы был представлен главам двух союзных стран осенью 1999 года. Сама же идея подобной структуры появилась гораздо раньше, когда 10 февраля 1995 года была создана Объединенная система ПВО стран СНГ «Содружество», после чего по инициативе России стали разрабатываться планы организации на ее основе трех региональных систем ПВО — Восточно-Европейской, Кавказской и Центрально-Азиатской.

Причем первой структурой подобного рода должна была стать именно Восточно-Европейская региональная система противовоздушной обороны, которую предстояло создать Беларуси и России. Ее особая важность определялась тем, что она должна была стать не только своеобразным полигоном для отработки соответствующих юридических и технических процедур, но и примером взаимовыгодного и равноправного военного сотрудничества для остальных стран СНГ.

При этом самой приоритетной задачей для высшего военно-политического руководства России изначально являлось создание мощного противовоздушного заслона на западном направлении. По его мнению, после того как в НАТО вступили Чехия, Польша, Венгрия и страны Балтии, вокруг европейской части России создалась очень опасная стратегическая обстановка, которая характеризуется высокой степенью уязвимости российского ракетно-ядерного потенциала в центральной части страны перед воздушным нападением Запада. В связи с чем для РФ резко возросло значение белорусского противовоздушного щита, который на фоне процессов деградации и распада в армиях других бывших советских республик смотрелся особо выигрышно.

Однако процесс создания ЕРС ПВО затянулся на долгие годы. За время, прошедшее со старта переговорного процесса, подписание документа о создании единой региональной системы ПВО двух стран анонсировалось не раз. Но реальное юридическое оформление ЕРС постоянно откладывалось. По мнению многих аналитиков, причины хронических задержек не имели отношения ни к технике, ни к тактике, ни к стратегии. Стороны никак не могли прийти к консенсусу относительно экономической компенсации за услуги Беларуси по обороне западных воздушных рубежей России.

Наконец, по истечении восьми лет точки соприкосновения по основным спорным вопросам вроде бы были найдены. И 3 февраля 2009 года на заседании Высшего госсовета Союзного государства соглашение о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Беларуси и России было подписано.

В соответствии с ним состав ЕРС ПВО должны были войти соединения и воинские части сторон, находящиеся на территории Республики Беларусь, Калининградского особого района и западных областей Российской Федерации. В боевой состав ЕРС предполагалось включить: авиационных частей — 5; зенитных ракетных частей — 10; радиотехнических частей — 5; частей радиоэлектронной борьбы — 1.

Возглавлять ЕРС должны поочередно представители каждой из стран, назначаемые совместным указом президентов Российской Федерации и Республики Беларусь по представлению министров обороны. Координация совместных действий соединений и воинских частей, выделенных в состав ЕРС ПВО, должна осуществляться с центрального командного пункта главнокомандующего российскими ВВС. В угрожаемый период для управления ЕРС ПВО создается объединенное командование.

Сколько стоит закрыть «амбразуру»

Но, как выяснилось уже вскоре, подписание соглашения о создании ЕРС ПВО еще не означало запуск процедуры ее реального создания. По мнению многих наблюдателей, белорусская сторона всячески тормозила ратификацию документа, и причиной этого по-прежнему называлось недовольство размером экономических преференций со стороны России.

Ситуация изменилась в начале 2012 года, когда, как считает ряд аналитиков, между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко было заключено негласное соглашение: интеграция (в том числе и в военной сфере) в обмен на экономические льготы и преференции. Если интерес Путина в этой сделке носил явно предвыборный характер, то Лукашенко были необходимы средства для поддержания экономической и социальной стабильности в своей стране.

Официального подтверждения этой версии нет, но факт остается фактом, 13 февраля 2012 года Лукашенко своим указом №65 утвердил договор с Россией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании ЕРС ПВО. Но и этим дело не кончилось. Процесс оформления ЕРС нельзя было считать завершенным без назначения командующего. А оно, как водится, раз за разом все откладывалось. И опять не спешила белорусская сторона. Желая сохранить на всякий случай «в рукаве» важный козырь.

И только 28 августа 2013 года стало известно о назначении командующим ЕРС ПВО Олега Двигалева, командующего войсками ПВО и ВВС Беларуси. Что многие расценили как знак того, что длительный (и без преувеличения мучительный) процесс создания ЕРС ПВО вступил в завершающую стадию.

Надо сказать, что на протяжении всей эпопеи создания ЕРС ПВО немало официальных и неофициальных представителей российской стороны выражали крайнее недовольство упрямством белорусского руководства и заявляли о слишком высокой экономической цене для России положительного решения этого вопроса. Но большинство специалистов уверено, что «овчинка стоит выделки».

Конечно, в российском Генштабе вряд ли надеются, что белорусские силы ПВО смогут перехватить все 100% крылатых ракет, если те полетят на Россию с Запада. Однако, похоже, рассчитывают с их помощью минимизировать количество целей, которое придется на долю российской противовоздушной обороны и тем самым обеспечить более надежное прикрытие объектов на своей территории от воздушного нападения.

Российские колеса белорусским не компания

Между тем, в последние годы помимо экономических выгод Беларусь требует от России более совершенных зенитных вооружений. В частности, речь идет и о зенитной ракетной системе дальнего действия (ЗРС) С-400 «Триумф». Еще в 2010 году Минск направил Москве заявку на поставку двух дивизионов ЗРС С-400. Однако согласно заявлениям официальных представителей ВПК и Минобороны России, этих систем пока не хватает самой российской армии. Поэтому вместо них предложили подержанные ЗРК С-300.

По данным российского Центра анализа международной торговли оружием (ЦАМТО), в 2005 и 2006 годах были заключены два контракта между компаниями «Рособоронэкспорт» и «Белтехэкспорт» на поставку белорусской стороне из запасов российских вооруженных сил 4 дивизионов (48 пусковых установок) средних С-300ПС. Эти самоходные ЗРК заменили морально и физически устаревшие ЗРК ближнего действия С-125.

В 2014 году сторонами был подписан еще один контракт на передачу министерством обороны России военному ведомству Беларуси 4 дивизионов С-300. Согласно информации командующего ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майора Олега Двигалева: «В настоящее время завершается поставка из Российской Федерации четырех зенитных ракетных дивизионов С-300, они войдут в состав межрегиональной системы ПВО. Три дивизиона уже на территории Республики Беларусь, четвертый уже в пути».

Но белорусам удалось получить кое-что и из новейшей техники ПВО. Так, в конце 2011 года поступила первая батарея ЗРК ближнего действия «Тор-2МК» на шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-6922, и к настоящему времени в составе войск ПВО и ВВС страны сформирован дивизион этих ЗРК «Тор-2МК» из 12 боевых машин. Поставки этой техники будут продолжаться: на авиасалоне МАКС-2015 «Рособоронэкспорт» подписал контракт с Минобороны РБ на поставку в 2016 году еще 5 боевых машин ЗРК «Тор-М2К». Приобретение боевых машин на белорусских шасси позволила не только снизить их стоимость, но и обещает снизить затраты на эксплуатацию.

В случае закупки ЗРС С-400 (а она рано или поздно состоится) есть все основания полагать, что наши военные поступят аналогичным образом: закажут систему, базирующуюся на отечественных шасси. ЗРС С-400 «Триумф» способна использовать несколько типов ракет. Как доставшихся в «наследство» от ЗРК С-300ПМУ-1 и С-300ПМУ-2 (48Н6Е3, 48Н6Е2, 48Н6Е, 9М96Е2 и 9М96Е), так и разработанных специально для С-400 (40Н6Е сверхбольшой дальности). Поэтому и пусковые установки (ПУ) С-400 5П85СЕ2/3 (самоходные на колесных шасси МЗКТ-7310/МАЗ-543М), и 5П85ТЕ2/3 (буксируемые тягачами брянского автозавода БАЗ-64022) являются версиями ПУ применявшихся в С-300ПМ, С-300ПМУ-1 и С-300ПМУ2 «Фаворит».

Для новых ракет ЗРС С-400 — 40Н6Е, а также 9М96Е2 и 9М96Е специально спроектирована пусковая установка 51П6Е на базе шасси Минского завода колесных тягачей МЗКТ-7930. Также на МЗКТ-7930 размещены входящие в состав ЗРС С-400 РЛС дальнего обнаружения 91Н6Е, многофункциональные РЛС управления 92Н6Е, а также опционно придаваемые им всевысотная РЛС 96Л6Е и передвижная вышка 40В6М для антенного поста 92Н6Е. Использование разных типов ПУ для одинаковых ракет эксперты объясняют тем, что буксируемые проще и дешевле (немаловажная вещь для экспортных поставок), самоходные же обладают лучшей маневренностью и проходимостью по бездорожью. Последнее слово за заказчиком. Что касается белорусских военных, то при выборе пусковых установок одним из решающих аргументов будет тип шасси на которых они базируются: естественно они предпочтут те, которые смонтированы на машинах МЗКТ. А заказчик — всегда прав.

В данном контексте излишне категоричным выглядит недавнее заявление газете «Известия» пожелавшего остаться неизвестным представителя дирекции концерна «Алмаз-Антей» (производителя зенитных ракетных систем С-400) о намерении полностью отказаться от продукции МЗКТ в пользу техники Брянского автомобильного завода при производстве систем С-400. Причем это соображение относится не только к Беларуси, но и к Китаю (в перспективе к одному из крупнейших покупателей ЗРС С-400), который по лицензии производит колесные шасси и тягачи, разработанные в Минске, на СП «Санцзян-Волат».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Российский ВПК готов отказаться от закупок колесных шасси МЗКТ


Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,