В белорусской налоговой системе существует налог, который является индикатором изменений не только в фискальной, но и в макроэкономической политике государства. Этим налогом является налог при упрощенной системе налогообложения (далее – упрощенное налогообложение).

Либерализация и упрощенка

Анонсированная в Директиве № 4 в 2010 году экономическая либерализация была в первую очередь связана с увеличение границ использования упрощенного налогообложения до 12 млрд. рублей. В то время верилось, что государство поняло необходимость создания стимулов для развития бизнеса посредством формирование простой системы налогообложения, позволяющей развиваться малому и среднему бизнесу в условиях белорусской экономической модели.

Последующие годы показали, что отказ от процессов экономической либерализации шел параллельно с ужесточением требований к применению упрощенного налогообложения. В современных условиях упрощенной предложенную систему налогообложения можно назвать только в отношении бизнеса, оказывающего услуги. В отношении остальных сфер малого и среднего бизнеса упрощенная система налогообложения либо не применима, либо не имеет экономического смысла. В этой связи законодательные изменения упрощенного налогообложения в 2016 году лишь продолжают тенденцию последних лет по сокращению потенциального количества субъектов хозяйствования, имеющих право платить налог при упрощенной системе налогообложения.

Упрощенка с налогами

Основной идеей упрощенной системы налогообложения являлась уплата одного налога, который бы заменил уплату всех прочих платежей в бюджет. Данный принцип не только не соблюдается в белорусской налоговой системе, но и, наоборот, постоянно нарушается.

С 2016 года обязаны платить налог на недвижимость предприятия, использующие в предпринимательской деятельности более 1000 кв. метров капитальных строений (зданий, площадей). В 2015 году данное ограничение составляло 1500 кв. метров. Также, с 2015 года все предприятия, применяющие упрощенное налогообложение, обязаны платить земельный налог.

Помимо перечисленных налогов, начиная с 2010 года (момента введения современной модели упрощенного налогообложения), обязательный перечень уплачиваемых упрощенцами налогов расширился за счет: налога на добычу (изъятие) природных ресурсов, экологического налога за захоронение отходов, утилизационного сбора, подоходного налога с участников коммерческих организаций. На сегодняшний день предприятия, работающие на УСН, фактически обязаны платить те же налоги, что и предприятия, работающие на общих основаниях. Для средних предприятий, являющихся плательщиками НДС, единственным реальным отличием между общей системой налогообложения и упрощенным налогообложением является обязанность первых — уплачивать налог на прибыль, а вторых — налог при упрощенной системе налогообложения. В остальном данные системы налогообложения, для субъектов хозяйствования, подпадающих под требования уплаты НДС, практически идентичны.

Упрощенка видов деятельности

В этой связи выбор системы налогообложения для предприятий среднего бизнеса во многом зависит от вида деятельности и уровня рентабельности. При рентабельности выручки без НДС выше 16% выгоднее с точки зрения налогового планирования работать на упрощенной системе налогообложения. При более низком уровне рентабельности выручки без НДС выгоднее работать на общей системе налогообложения.

Также выбор системы налогообложения зависит и от вида деятельности. Практика показывает, что, например, для предприятий общественного питания, выгоднее работать на общей системе налогообложения, чем на упрощенном налогообложении.

К сожалению, у бизнеса не всегда есть возможность выбора системы налогообложения, так как законодательством установлено список видов деятельности, при занятии которым запрещено уплачивать налог по упрощенной системе налогообложения. При этом список запрещенных для упрощенной системы налогообложения видов деятельности с каждым годом расширяется. Не стал исключением и 2016 год.

Так, в текущем году не имеют право применять упрощенное налогообложение субъекты предпринимательства, осуществляющие розничную торговлю через интернет магазины. Также запрещено упрощенное налогообложение для субъектов хозяйствования, оказывающих рекламные услуги посредством сети Интернет. Под рекламными услугами понимается размещением на интернет сайте информации о продаже товаров субъектом торговли и (или) субъекте торговли, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина, зарегистрированного субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь, и (или) адресации (гиперссылки) на зарегистрированный субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин. При этом термины «субъект торговли», «интернет-магазин» используются в значениях, определенных Законом Республики Беларусь от 8 января 2014 года «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь».

Фактически государство запретило упрощенное налогообложение для розничной интернет-торговли и для услуг, связанных с рекламой интернет-магазинов. При этом в качестве объяснения налоговые органы приводят причину необходимости устранения «необоснованного конкурентного преимущества интернет торговли за счет применения УСН по сравнению с традиционной торговлей». Во всем мире налоговые органы озабочены формирование государственного бюджета, а в Республике Беларусь созданием равных конкурентных условий в сфере торговли. Может поэтому у нас и такое положение в экономике, что министерства занимаются не своими прямыми обязанностями?

Не проще ли было увеличить ставку налога по упрощенной системе налогообложения для интернет-магазинов и рекламы интернет-магазинов до 10-15% и тем самым не только получить больше доходов в бюджет, но и выровнять конкурентные налоговые условия? Или увеличение налоговых ставок ухудшит налоговый рейтинг Республики Беларусь в глазах Международного валютного фонда, а прямой запрет эксперты не заметят? Так нам важен рейтинг МВФ или дополнительные поступления в бюджет?

При этом установило же государство 16% налоговую ставку по упрощенному налогообложению для безвозмездного поступления товаров, работ, услуг, денежных средств. Почему точно так же было не поступить с интернет-магазинами? Вопросы эти не праздные, так как существенно влияют на формирование доходной части бюджета. К сожалению, в современных белорусских условиях общая система налогообложения требует ведения дополнительного бухгалтерского и налогового учета, что для малых и средних предприятий не всегда экономически выгодно и возможно. В этой связи изменения условий налогообложения интернет-торговли либо приведут к росту теневого оборота, либо к сокращению сферы интернет-торговли. И в первом, и во втором случае государство потеряет доходы бюджета.

Налоговые аксиомы

Налоговым чиновникам давно необходимо понять общеизвестную аксиому о том, что ухудшение условий налогообложения никогда не приводят к росту поступлений в бюджет. Поэтому в ближайшей перспективе можно ожидать только их дальнейшего сокращения. 

И ни какие меры тотального контроля не позволят кардинально ситуацию исправить. Только благоприятные налоговые условия позволяют добиться роста поступлений в бюджет. В этой связи некой юридической казуистикой является обязанность отказа от упрощенного налогообложения, в случае безвозмездного размещения рекламы интернет-магазина. В ходе плановой документальной проверки налоговые органы проверяют документы и факт оказания безвозмездных рекламных услуг в интернете без документов доказать невозможно.

На практике для доказательства факта рекламы интернет-магазина налоговые органы стали делать скриншоты сайтов, например, с размещенными на них данными рекламных блоков Яндекс.Директ, Google AdSense. Далее эти скриншоты направляются в адрес субъектов предпринимательства с предложением перехода на общую систему налогообложения. В этой связи возникает вопрос, является ли скриншот юридическим документов обосновывающим факт нарушения?

Любое нарушение может быть выявлено только в ходе проверки: камеральной или документальной. Если считать, что скриншот является доказательством факта нарушения требований налогового законодательства выявленного камеральной налоговой проверкой, то он должен быть соответственно документально оформлен. То есть скриншот должен содержать обязательные реквизиты, предъявляемые, например, к первичному учетному документу, в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете и отчетности». Или скриншот должен подпадать под действие иного нормативного документа, которое определяло бы понятие скриншота и требования к его оформлению.

Отсюда возникает следующая налоговая аксиома. Прежде чем принимать нормативный документ необходимо четко представлять, как этот документ будет работать на практике. Для этого необходимо общественное обсуждение проекта, но не формальное, как это происходит с электронными счетами-фактурами по НДС (когда у нас все хорошо, а будет еще лучше), а реальное, при котором каждое аргументированное замечание рассматривается и учитывается в нормативном акте. Только в этом случае удастся избежать ошибок и пробелов в налоговом законодательстве и привлечь дополнительные поступления в бюджет без большого ущерба для бизнеса.

Обобщая изменения в налоговом законодательстве по упрощенной системе, следует отметить, что существующая в настоящее время система упрощенного налогообложения в полной мере может быть использована только предприятиями и предпринимателями в сфере услуг. При этом для индивидуальных предпринимателей с 2016 года граница применения упрощенной системы налогообложения снижена до 1,5 млрд. рублей в год. В остальных сферах бизнеса упрощенное налогообложение либо запрещено законодательно, либо экономически не выгодно.

В этой связи у бизнеса практически отсутствует маневр для использования различных форм налогообложения для повышения эффективности деятельности, а соответственно, можно говорить о том, что деловой и налоговый климат в государстве ухудшился. Отсюда следует ожидать роста теневой экономики и сокращения поступлений в бюджет в ближайшей перспективе.

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,