• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Белорусская калийная компания (БКК) совместно с «Беларуськалием» за 3 года реализовала две крупные сделки по покупке собственности в Клайпедском порту, что помогло компании заметно повысить  эффективность экспортных продаж и увеличить долю на мировом рынке.

В то же время спецэкспортер белоруских нефтепродуктов – Белорусская нефтяная компания (БНК), несмотря на стремление приобрести актив в прибалтийском порту, пока сделать это не смогла.

Логистический коридор Солигорск-Клайпеда приблизил Беларусь к морю

Первый проект по покупке «Беларуськалием» 30% акций терминала БКТ (ЗАО «Бирю Кровиню Терминалас», владеет терминалом насыпных грузов в Клайпедском порту. – Прим. Т. М.) был завершен в апреле 2013 года. Тогда называлась сумма сделки – 30 млн. долларов. Сообщалось также, что «Беларуськалий» выкупит пакет акций БКТ с 10-летней рассрочкой. Реализация этой сделки, по сути, означала, что ведущее белорусское предприятие впервые «привязалось» собственностью к порту европейской страны.

Покупка «Беларуськалием» доли в литовской стивидорной компании позволила БКК заметно повысить эффективность экспорта за счет оптимизации логистики.

Уже в 2014 году БКК стала одним из мировых лидеров по продажам калийных удобрений, чему во многом способствовала успешная реализации совместного логистического проекта Солигорск-Клайпеда.

«Суть логистического проекта Солигорск-Клайпеда – в четком взаимодействии и взаимопонимании между всеми участниками логистической цепочки, в сформировавшемся балансе объемов перевалки грузов и ценового фактора предоставляемых услуг», – отмечает заместитель генерального директора БКК по логистике и фрахту Константин Дедук.

Приобретение доли в портовом терминале предоставило белорусской калийной отрасли возможность развиваться как в плане обычной традиционной перевалки, так и в области контейнерного бизнеса, а налаженный в БКТ сервис позволил сделать серьезный рывок в наращивании контейнерных перевозок.

В результате получилось, что Беларусь, не имея прямого выхода к морю, благодаря сделке с БКТ и грамотному взаимодействию менеджеров обеих стран обеспечила для себя стабильный коридор для гарантированного и оперативного экспорта калийных удобрений по морю. При этом капитализация БКТ за последние пару лет выросла, и, как следствие, увеличилась стоимость доли «Беларуськалия» в этом активе.

Подтверждением того, что БКК нацелена на эффективную доставку продукции «до дверей потребителя» с использованием в своих продажах преимущественно базисов поставки CFR/CIF, стал еще один проект, который компания также реализовала достаточно оперативно.

Около года назад БКК стала основным акционером литовской компании Fertimara (создана в 2004 году), которая занимается, агентированием в Клайпедском порту и фрахтованием судов, а также предоставлением транспортно-экспедиторских услуг. Сумма сделки не раскрывается.

В БКК отмечают, что покупка этого актива позволила компании оформить логистическую цепочку и непосредственно участвовать практически во всех операциях, связанных с экспортом калийных удобрений.

Сейчас БКК развивает компанию Fertimara в качестве своего приоритетного судового брокера, что позволяет ей получать дополнительные преимущества и доходы в области фрахта судов. Ведь теперь все звенья экспортной цепи работают в одной связке: производитель, продавец, стивидор, судовой агент, брокер, а также Белорусская и Литовская железные дороги. Такая «сцепка» позволяет БКК постоянно повышать уровень сервиса и эффективность продаж.

В прошлом году на фоне ухудшившейся конъюнктуры на рынке БКК снизила экспорт калийных удобрений на 3,1% в сравнении с 2014 годом до 9,2 млн. тонн. При этом, по данным Международной Ассоциации производителей удобрений, мировой объем экспортных поставок в 2015 году сократился на 5,7%. В то же время, доля БКК в мировом экспорте увеличилась с 18,8% в 2014 году до 19,3% в 2015 году, что стало рекордным результатом за всю историю белорусской калийной отрасли.

«Рост доли достигнут при сохранении взвешенного и ответственного отношения к рынку. Мы неизменно придерживались баланса, ориентировались прежде всего на эффективность продаж, за счет чего в денежном выражении экспорт калия в 2015 году также вырос по сравнению с предыдущим годом» – так прокомментировала БЕЛРЫНКУ этот результат генеральный директор БКК Елена Кудрявец.

БНК и SIA Woodison Terminal пока не финишировали

По логике, вхождение калийного экспортера в собственность профильных портовых компаний – первая ласточка. Ведь белорусское правительство давно требует от отечественных экспортеров расширить логистическую цепочку транзита белорусских грузов. Совмин еще в 2006 году принял программу, которая нацеливает отечественные предприятия на переход на 100-процентную продажу основных экспортных объемов нефтепродуктов на условиях торговли FOB (доставка товара на судно) и CIF (до порта назначения).

Тогда же называлось одно из главных условий реализации этой программы – приоритетный доступ к терминалам в прибалтийских портах, через которые транспортируется львиная доля белорусской экспортной продукции.

Еще на этапе создания ЗАО «Белорусская нефтяная компания» (БНК) правительство обязало эту компанию зарабатывать больше валюты за счет консолидации экспортных объемов нефтепродуктов, а также эффективной логистики. Специалистам уже тогда было понятно, что компания может решить эту задачу, если перейдет от традиционных продаж нефтепродуктов на торговлю с базисами поставки FOB и CIF. Но, как выяснилось, сделать это не так-то просто: высокая степень монополизации рынка транспортировки и перевалки нефтепродуктов не позволяла БНК достичь цели. Выход из этой ситуации белорусские специалисты озвучили не один раз: это – покупка, аренда или собственное строительство терминалов в прибалтийских портах.

Эта тема давным-давно обсуждается в правительственных кругах Беларуси. Зная о таком приоритете, в адрес белорусского руководства в свое время поступали предложения о создании собственности в латвийских портах от «Магнат Групп», Рижского контейнерного терминала, латвийской компании Dinaz и т. д. Однако ни одно из этих предложений не было реализовано.

Логично было бы предположить, что сегодня такого рода проекты будут ускорены. Ведь в условиях падения мировых цен на нефть эффективная логистика в большей степени может повлиять на размер объем валютной выручки от экспорта нефтепродуктов.

Сейчас БНК около 65% всей экспортируемой продукции компания поставляет через порты. Компания работает с 12 терминалами в 7 портах Балтийского моря (Клайпеда, Вентспилс, Рига, Мууга, Таллин) и Черного (Николаев, Одесса). В структуре экспорта БНК пока доминируют темные нефтепродукты – 51% (они поставляются в основном через порты), светлые – 49% (они реализуются на премиальных рынках близлежащих стран – Латвии, Литвы, Польши, Украины, России, Молдовы и т. д.).

Стратегическая задача БНК на латвийском рынке – покупка или аренда нефтеналивного терминала в Рижском порту. В 2014 году БНК и латвийская SIA Woodison Terminal подписали протокол о намерениях по развитию совместной деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в Рижском порту. Речь идет о перевалке в первую очередь темных нефтепродуктов – мазута, газойля.

Вслед за этим, в июне 2015 года, БНК и владельцы компании латвийского SIA Woodison Terminal в ходе бизнес-форума «Восточное партнерство» подписали соглашение о намерениях по развитию совместной деятельности в области организации перевалки белорусских нефтепродуктов в Рижском порту. Подписи под соглашением поставили гендиректор БНК Александр Демидов, председатель правления латвийской компании Андрей Максимов и член ее правления Олег Черненко. При подписании соглашения присутствовали первый заместитель министра экономики Беларуси Александр Заборовский и министр экономики Латвии Дана Рейзниеце-Озола. На этой церемонии гендиректор БНК также сообщил, что планируется модернизация одного из терминалов в Рижском свободном порту, которая займет 2-2,5 года.

Однако пока нет информации о том, что проекты скоро финишируют. По данным БЕЛРЫНКА, стороны «завязли» на этапе обсуждения деталей сделки. Осложняет переговоры заметно ухудшившаяся в последнее время конъюнктура на нефтяном рынке.

Отметим также, что три года назад ОАО «Гродно Азот» тоже обсуждало планы по развитию сотрудничества с клайпедской стивидорной компанией «Бега». Через этот терминал в последние годы переваливается практически весь объем экспортных поставок азотных удобрений.

Однако реализовать эту сделку по аналогии с покупкой акций «Беларуськалием» клайпедского терминала оказалось делом пока нерешенным. Дело в том, что азотные удобрения, в отличие от калийных, Беларусь экспортирует не круглый год, а в течение лишь нескольких месяцев. К тому же основной объем азотных удобрений (около 60%) продается на внутреннем рынке. Поэтому обсуждать условия сделки, в том числе гарантировать партнеру определенный объем перевалки белорусской продукции через Клайпедский порт, отечественному экспортеру азотных удобрения сложно.

Экономика приоритетнее мифических рисков

Еще недавно белорусские власти боялись привязаться собственностью к европейским портам из-за потенциальной угрозы введения европейских санкций в случае обострения политических отношений с ЕС. Однако перед лицом реальной потери прибыли из-за неэффективной логистики эта угроза отошла на задний план.

Желание заработать максимально больше на экспорте своей продукции стимулирует белорусских экспортеров интегрироваться в инфраструктурные объекты европейских государств. Пример «Беларуськалия» и БКК, которые достаточно оперативно и профессионально реализовали сценарии покупки части профильных европейских активов, показал, что подобная интеграция с европейскими компаниями позволяет отечественным экспортерам заработать хорошие дивиденды и получить серьезный эффект синергии от взаимного сотрудничества.

Справка БЕЛРЫНКА
Компания SIA Woodison Terminal была основана в 1996 году и действует на территории Рижского свободного порта. Компания оказывает услуги по приему нефтепродуктов, поступающих на терминал по железной дороге в вагоно-цистернах и на танкерах (импорт) для его дальнейшей отправки на экспорт. Погрузка/выгрузка на танкеры осуществляется на двух причалах. Мощности терминала позволяют переваливать 1,26 млн. тонн нефтепродуктов в год. На территории компании имеется резервуарный парк, включающий 12 резервуаров различного объема, с общей вместимостью 27 300 куб. м. Большое количество резервуаров позволяет хранить широкий спектр наименований нефтепродуктов, и использовать его для получения нужного качества груза при погрузке танкера. Статус SIA Woodison Terminal — таможенный склад. Технические характеристики причалов позволяют принимать танкеры длиной до 150 м с возможностью постановки танкеров большей длинны, шириной до 30 м и осадкой до 8,9 м.


Тэги:

, , , ,

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Сравнительный тест шин: «еврозима» против всесезонки

Зимние шины делятся не только на фрикционные и шипованные. Среди первых, то есть шин без шипов, выделяют две группы. Это шины, предназначенные для мягкой зимы европейского типа, а также шины для суровой зимы скандинавского типа. Важная разница между этими двумя типами шин состоит в том, что «европейки» предназначены для эксплуатации по относительно чистым асфальтовым дорогам

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает