• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Нынешняя относительная политическая оттепель в Беларуси, отсчет которой ведется от освобождения политзаключенных в августе 2015 года, достигла своего максимума и теперь может пойти только на убыль.

Споры о том, можно ли вообще называть то, что сейчас происходит в Беларуси «оттепелью»  или «либерализацией» идут не первый день. Никто, конечно, не пытается говорить о глубинных изменениях политической модели в Беларуси или о том, что Александр Лукашенко взял курс на последовательную демократизацию – тут как раз все очевидно. Однако в остальном единодушия нет. Скептики считают, что ничего значимого не произошло и видят в происходящем исключительно временную смену декораций  за которой последует новый виток репрессий – мол, снятие западных санкций лишь развязало белорусским властям руки. Оптимисты же полагают, что отказ от репрессий сам по себе немаловажен, а внутренняя логика нынешних политических и экономических процессов подтолкнет белорусское руководство к дальнейшим уступкам.

Что произошло

В конце августа 2015 года произошло то, чего ждали уже давно – был помилован экс-кандидат в президенты Николай Статкевич и еще пять политзаключенных. Вскоре на свободу были выпущены фигуранты «дела граффитистов», которые, казалось, уже неизбежно станут новым узниками совести. Новых же политических арестов в последующие 7 месяцев не наблюдалось.

Одновременно кардинально изменилось отношение властей к несанкционированным митингам: теперь такие акции никто не разгонял, а их участников не арестовывали – только лишь штрафовали лидеров. Причем митингующим (которых, впрочем, всегда было немного) позволялось беспрепятственно гулять не где-нибудь на окраине Минска, а в самом центре  – по проспекту Независимости, у здания КГБ и Дома правительства.

Смягчилась и официальная риторика: оппозиция в какой-то момент перестала быть сборищем «отморозков», а наиболее умеренные представители гражданского общества даже стали изредка появляться на телевидении. Герб «Погоня» и лозунг «Жыве Беларусь» (который еще недавно даже в судах называли «антигосударственным») получили определенную амнистию и даже в единичных случаях стали использоваться  сторонниками властей в качестве доказательства широты своих взглядов.

Все перечисленное выше может показаться несущественными мелочами только в том случае, если сравнивать подобную оттепель с общественно-политическими реалиями в странах Евросоюза. Но если сравнивать нынешнюю ситуацию с репрессивным психозом белорусских властей в 2010-2014 гг., становится совершенно понятным, почему сейчас идет речь о либерализации и оттепели – общая атмосфера за последние полгода действительно заметно изменилась.

К тому же следует признать, что нынешняя оттепель оказалась теплей предыдущей, образца 2008-2010 годов – тогда в разгар так называемой либерализации гремело беспрецедентное политическое дело «волковысских предпринимателей» с расстрельными статьями, активистов регулярно задерживали, а зеленый свет несанкционированным протестным акциям никто не давал.   

Чего ждут дальше

Тем временем правозащитники продолжают говорить о необходимости законодательных изменений – в сфере выборов, уголовного и административного законодательства, а также законов о СМИ и об общественных организациях. Политики снова пытаются зарегистрировать свои политические партии. Политологи вспоминают о предстоящих парламентских выборах и рассуждают о том, что в Палату представителей вполне могут пропустить ряд оппозиционеров.

Как уже отмечалось, все без исключения соглашаются с тем, что принципиальных изменений в белорусской общественно-политической системе не произошло – речь идет лишь об ослаблении гаек.  Однако оптимисты полагают, что власть могла бы и еще больше ослабить эти самые гайки.

И не то, чтобы кто-то сегодня всерьез на это рассчитывал, однако повод для подобных разговоров все-таки имеется. Логика тут проста: если власть сказала «а», то почему бы ей не сказать и «б»? Новые уступки благотворно отразятся на отношениях Минска с США и Евросоюзом, улучшат имидж Александра Лукашенко, не поставив при этом под угрозу его личную власть.

Однако на самом деле любые иллюзии здесь безосновательны: очевидно, что политический режим в Беларуси на дополнительные уступки не пойдет.

Почему надеяться не стоит

Игр в демократию не будет по одной простой причине: Александр Лукашенко не видит в этом необходимости. Ради чего, в сущности, белорусский политический режим должен идти на уступки?

Снизить напряжение в обществе в условиях нарастания социального недовольства? Но шаги по демократизации мало волнуют массового избирателя. Их нисколько не заботят особенности законодательства в сфере СМИ, и для них не принципиально, попадет ли в новый парламент оппозиция – просто потому что и уровень доверия к оппозиции, и уровень доверия к парламенту, как государственному институту, в обществе крайне низкий (последнее исследование НИСЭПИ тому лучшее подтверждение).

Сделать еще один шаг навстречу Евросоюзу и США? Но санкции уже сняты, а дополнительные уступки принципиально ничего в отношениях с Западом не изменят. Регистрация парочки оппозиционных партий не избавит Лукашенко от имиджа диктатора, и не заставит Запад без всяких условий вливать в Беларусь безграничные финансовые ресурсы.  Да, риторика Запада наверняка станет еще более дружелюбной, но этого ведь явно недостаточно.

Сущность внешней политики Александра Лукашенко заключается в бесконечной спекуляции на той или иной внешнеполитической конъектуре: проще говоря, он привык продавать за рубль то, что стоит 10 копеек.  Именно это в последнее время мы и наблюдали в отношениях с Евросоюзом:  полное снятие санкций было куплено не значительной демократизацией общественно-политической жизни, а лишь помилованием шестерых политзаключенных, которые большую часть своих сроков к тому моменту уже отсидели.  И вопрос здесь не в том, хороша ли подобная спекулятивная тактика или плоха. Вопрос в том, что продавать какой-то политический товар по себестоимости Лукашенко не станет, пусть бы в долгосрочной перспективе это и было бы выгодной сделкой. История взаимоотношений Минска и Брюсселя в 2008-2010 гг. – лучшая иллюстрация к этому тезису.

Собственно говоря, свое отношение к «играм в демократию» Лукашенко абсолютно недвусмысленно выразил на недавней встрече со спикером Палаты представителей Владимиром Андрейченко.  Как подчеркнул глава государства, работа парламента – это работа на государство, своеобразная школа кадров и в данном случае нет нужды «играть в какую-то непонятную демократию». Очевидно, что власть не видит нужды «играть в демократию» и во всех остальных вопросах.

Что будет

Таким образом рассчитывать на повышение градуса оттепели нет никаких оснований. Куда более вероятно, что все будет как раз наоборот. Следует понимать, что освобождение политзаключенных и лояльность к уличным акциям стали возможными не только потому, что Минску было необходимо налаживать отношения с США и Евросоюзом. Они стали возможными еще и благодаря нынешнему состоянию ума Лукашенко – тому благодушию и самоуспокоенности, которые легко прослеживаются в его риторике начиная с весны 2015 года. Однако человеческое настроение быстро меняется, и политика белорусских властей может вполне повторить кульбит подобный тому, что можно было наблюдать вечером 19 декабря 2010 года – достаточно чтобы Лукашенко увидел реальную или даже мнимую угрозу существующему порядку вещей. Или хотя бы просто не пожелал больше терпеть  рядом с собой «расширение пространства свободы».

А учитывая неповоротливость политических структур Евросоюза, не стоит рассчитывать, что на новые заморозки в Беларуси Брюссель отреагирует оперативно.  А если к тому же заморозки эти будут не такими суровыми как в 2010-2011 годах, то внятной реакции в практической плоскости может не оказаться вообще – вернуть только недавно отмененные санкции будет совсем не просто.  

Тэги:

, , , , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 15-19 июля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на текущей неделе может уменьшиться еще примерно на 0,5-1%. В понедельник 15 июля курс может сохраниться на текущем уровне. На прошедшей неделе мы прогнозировали рост курса доллара в том случае, если Дональд Трамп не предпримет меры по снижению курса. Президент США бездействовал, но его заменил глава ФРС Джером Пауэлл, который

Компенсация за налоговый маневр для Беларуси: как минимум, через несколько лет и с пакетными условиями

Налоговый маневр и поставки некачественной нефти уже затормозили темпы экономического роста в Беларуси. И если белорусским властям в ближайшее время не удастся договориться с Москвой о компенсации понесенных потерь, прогнозные показатели в 2019 году могут быть провалены. Рост ВВП в Беларуси, согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития страны на 2019 год, запланирован на уровне 4%.

Президент США хочет девальвировать доллар, Беларуси придется ответить

Чтобы поддержать экономику США перед президентскими выборами 2020 года, Дональд Трамп может прибегнуть к девальвации доллара посредством  проведения валютных интервенций. Это будет настоящая мировая валютная война, в которой жители Беларуси окажутся в числе пострадавших. Дональд Трамп еще 3 июля текущего года в твиттере написал, что Китай и Европа занимаются масштабными валютными манипуляциями и вливают деньги

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.