Усилия европейских структур и команды белорусского премьера Кобякова возымели результат: Лукашенко дал-таки добро на вступления Беларуси в ВТО. Но главные проблемы еще впереди. Предстоит интегрировать с нормами ВТО белорусское законодательство, которое во многом ему противоречит.

В последнее время многие международные организации открыто приглашают Беларусь поскорее вступить в ВТО. Создается даже ощущение, что теперь европейские структуры в этом заинтересованы даже больше, чем сама Беларусь. На этом фоне на второй план ушел принципиальный вопрос: а готова ли сама «невеста» к серьезным переменам в своей жизни?

Главный оппонент согласился

Глава представительства ЕС в Беларуси Андреа Викторин 23 марта в ходе встречи с министром торговли Беларуси Владимиром Колтовичем сообщила, что. Совет Европейского союза разработал меры по содействию вступлению Беларуси в ВТО, а также расширению доступа страны к ресурсам европейских финансовых институтов. В свою очередь координатор программы экономического и регионального развития ПРООН в Беларуси Игорь Северин недавно заявил, что процесс вступления Беларуси в ВТО «получил новый виток». «Я думаю, все будет ясно в течение года, и дело останется только за технической реализацией», – сказал он.

Нет сомнений, что Евросоюз и другие международные организации не только открыли Беларуси на пути в ВТО «зеленую улицу», но готовы оказать реальную помощь в этом деле.

Глава представительства Всемирного банка в Беларуси Ян Чул Ким на 21 декабря 2015 года в Минске на конференции «Содействие экспорту и экономическому росту посредством присоединения к ВТО» заявил, что ВБ даже готов даже провести «мозговой» штурм, чтобы убедить белорусское руководство в необходимости вступить в ВТО.

Между тем, убедить в этом шаге нужно было прежде всего белорусского президента, который был (похоже, что и остается) главным оппонентом интеграции в мировую торговлю. В сентябре прошлого года на Втором форуме регионов России и Беларуси он не стал скрывать, что Беларусь пока не определилась, станет ли она торопится в ВТО. По словам А. Лукашенко, «надо сильно проанализировать ситуацию, и, может быть, неучастие Беларуси сегодня в ВТО нам принесет пользу большую, нежели вступление в ВТО». Ибо Беларусь, как было сказано, может подвергнуться давлению с тем, чтобы Минск еще ниже опустил таможенные пошлины, «но это тогда разрушит весь Экономический союз».

Эта позиция белорусского президента вряд ли была вызвана тревогой за судьбу ЕАЭС. Скорее всего, причина его сомнений лежит в другой плоскости – способности белорусской экономики адаптироваться к правилам международной торговли. Ведь все страны мирового торгового альянса привержены правилам рыночной конкуренции. Беларусь со своими принципами по максимуму ограничить импорт, чтобы защитить отечественного производителя, мягко говоря, не вписывается в мировой торговый клуб.

Тем не менее, мозговой штурм, который предлагал провести ВБ с целью убедить белорусское руководство о необходимости вступления в ВТО, после прошедшего 29 марта совещания у белорусского президента на эту тему может не понадобиться.

На этом совещании А. Лукашенко вновь задался «главным вопросом»: а «надо ли нам это в нынешних условиях»? «Еще совсем недавно, вчера, говорили, что нас там, в общем-то, не хотели бы видеть. Сегодня нас уже активно к этому подталкивают. Кто? Что, у нас доброжелатели в мире есть? Нет. В экономике сплошная конкуренция. И я всегда, когда наши соперники подталкивают к каким-то вещам, серьезно задумываюсь, с чего бы это», – отметил А. Лукашенко.

Конечно, как было сказано, Беларуси приходится учитывать, что главные «союзники» страны по евразийской интеграции уже являются членами ВТО. «Тем не менее, мы имеем определенную степень свободы, не связанную правилами Всемирной торговой организации. Так вот эта степень свободы нам нужна или не нужна? При вступлении в ВТО мы получим что-то больше, или это ничего не даст, или мы повяжем сами себя определенными обязательствами?» – мучился вопросами президент.

Правительственной команде удалось-таки убедить Лукашенко в необходимости этого шага. После чего премьер Андрей Кобяков ожидаемо сообщил, что, белорусская сторона рассчитывает, что в ближайшее время и партнеры Беларуси по ВТО окончательно сформулируют свои предложения относительно условий вступления Беларуси в ВТО – чтобы незамедлительно был составлен график переговорного процесса и в ближайшее время в истории переговорного процесса была поставлена точка.

Надежды правительство питают

Надо отдать должное правительственным чиновникам, понимающим, что фактически альтернативы вступлению Беларуси в ВТО нет. Союзники по ЕАЭС уже там, да и все базовые документы в евразийском союзе тоже базируются на нормах и принципах ВТО. «Это практически универсальная организация, и правила эти универсальны. И, конечно, не будучи членом ВТО, это вызывает определенные сложности, даже во взаимоотношении с нашими самыми близкими партнерами. Этот дисбаланс тоже надо устранять», – пояснил мотивацию сторонников первый заместитель министра иностранных дел Александр Михневич.

Правительство также рассчитывает, что вступление Беларуси в ВТО сулит определенные дивиденды. Замминистра экономики Антон Кудасов считает, что в результате возрастет белорусский экспорт. Да, это не произойдет автоматически, но станет возможным, если белорусские экспортеры будут пользоваться возможностями, которые предоставляет ВТО, а правительство будет пользоваться правовыми механизмами, предусмотренными правилами ВТО для отстаивания торгово-экономических интересов.

Еще один весомый аргумент «за»: вступление Беларуси к ВТО положительно скажется и на сфере инвестиций, но это также не произойдет автоматически. «Но как механизм создания условий – безусловно, да. Ведь инвестиции осуществляются с целью производства товаров и услуг, у которых должна быть торговая перспектива, в том числе за пределами Беларуси. Поэтому, если мы говорим об инвестициях, ориентированных на экспорт, на международный товарообмен, безусловно, вступление в ВТО будет плюсом», отметил А. Кудасов.

Кроме того, по его словам, вступление Беларуси в ВТО даже с точки зрения формальных рейтингов должно повысить рынков определенные рейтинговые позиции Беларуси с точки зрения заимствований, выпуска и размещений государственных ценных бумаг, получения гарантийных инструментов.

Что ж, эта задача для Беларуси в условиях ограниченных возможностей привлечения внешнего кредитования весьма актуальна.

Приоритеты актуализируют?

Тема вступления Беларуси в ВТО до недавнего времени была в большей степени актуализирована благодаря усилиям европейских структур. Что касается позиции белорусских чиновников, то она была более чем сдержанной.

По крайней мере, до президентского совещания 29 марта ни в одной из государственных программ вступление Беларуси в ВТО не называлось в качестве государственного приоритета. Между тем, несколько лет назад, когда Казахстан четко определился с необходимостью этого шага, вступление страны в ВТО было возведено в ранг госприоритета, и работа всех чиновников была подчинена реализации этой задачи.

А у нас? Недавно подготовлена Программа деятельности правительства на 2016-2020 годы. В этом документе правительство расписало основные задачи на ближайшую пятилетку, в том числе и в сфере развития внешнего вектора. В документе говорится о диверсификации экспорта через распределение экспортных потоков между рынками ЕАЭС, ЕС и других стран в пропорции треть/треть/треть, повышении эффективности системы экспортной поддержки, интенсификации торгово-экономического сотрудничества с ЕС, КНР, странами дальней дуги, развитие экономической интеграции и т. д. Дежурный тезис о необходимости развития экономической интеграции тоже присутствует, но заявлений о необходимости вступления Беларуси в ВТО в качестве первоочередной задачи обнаружить не удалось.

Недавно на сайте МИДа был опубликован проект Национальной программы поддержки и развития экспорта на 2016–2020 годы. Составители этого документа предусмотрели очень многое: к 2020 году удельный вес экспорта товаров на новые перспективные рынки «дальней дуги» должен вырасти до 10% в общем объеме экспорта товаров, а доля экспорта услуг в общем объеме экспорта товаров и услуг – до 25%. Достичь этого попытаются за счет развития экономической интеграции в рамках ЕАЭС, создания общего рынка без изъятий и ограничений, сотрудничества с другими странами. В общем ряду этих задач названо и вступление Беларуси в ВТО, но она не звучит как приоритетная.

Сроки: обещают через 2-3 года

Заместитель департамента внешнеэкономической деятельности МИД Беларуси Валерий Колесник, отвечая недавно на вопросы журналистов, отметил, что Беларусь рассчитывает вступить в ВТО через 2-3 года. «Был момент, когда наши переговоры немного притормозились, но сейчас наблюдается их активизация, и мы рассчитываем закончить этот процесс в разумные сроки», – сказал Колесник. «Срок – два-три года может быть», – добавил он.

МИД как главный переговорщик по ВТО не первый раз делает прогнозы относительно сроков вступления Беларуси в эту организацию. Но пока ни один предыдущий прогноз министерства не оправдался.

Сегодня в это трудно поверить, но когда-то в МИДе считали, что Беларусь должна стать членом ВТО до окончания девятого раунда переговоров (январь 2005 года), иначе позже условия вступления в организацию станут гораздо жестче. В то время перед белорусскими переговорщиками стояла задача не отстать от России по срокам вступления в ВТО и не поступиться национальными интересами.

Летом 2012 года замминистра иностранных дел Беларуси Александр Гурьянов предположил, что Беларусь планирует выйти на «конкретное решение» о вступлении в ВТО к концу 2013 года. Правда, сразу же поспешил подчеркнуть, эта оценка сделана на уровне экспертов МИДа. Но она может стать реальностью, если Беларуси не будут чинить препятствия и если белорусская сторона будет эффективно делать свою «домашнюю работу». Опять не получилось.

И вот уже в апреле 2013 года А. Гурьянов сделал новый прогноз относительно сроков вступления в ВТО. Как было сказано, «если мы будем правильно делать свою домашнюю работу, а мы ее начали делать в лучшем виде, если все пойдет хорошо, то мы к 2015 году, если ускоримся, можем постараться быть в ВТО». Но, увы, ускориться опять не удалось.

Президентское совещание на тему ВТО 29 марта вновь дало надежды оптимистам.

«Мы получаем сегодня сигналы и от Секретариата ВТО из Женевы, и от ведущих стран-членов, от Европейского союза, Соединенных Штатов Америки, что нас ждут в ВТО, давайте подходить к завершающей стадии переговоров. Значит, в нас нуждаются», – заявил по итогам совещания первый заместитель министра иностранных дел Александр Михневич.

По его словам, 23 страны заявили о своих интересах к переговорам с Беларусью. Как было сказано, мы получаем сегодня сигналы от секретариата ВТО, от ведущих стран-членов организации, от ЕС, США, что «коллеги, мы ждем вас в ВТО, давайте подходить к завершающей фазе переговоров», – сказал он, заметив, что ранее 23 страны изъявили желание вести с Белоруссией консультации по ее вступлению в ВТО, и «традиционно самые сложные, но не значит, что напряженные, просто всеобъемлющие, ведутся с ближайшими партнерами, с которыми у нас реальный товарооборот» – ЕС, США, Японией, Канадой и Австралией.

Белорусский премьер А. Кобяков также подчеркнул, что западные партнеры выразили готовность перейти к активной фазе переговорного процесса по вступлению Беларуси в ВТО. «Уже эти факторы говорят о том, что наш процесс имеет все шансы на успех в относительно короткий промежуток времени», – сказал он. И, говоря о возможных сроках вступления Беларуси в ВТО, добавил: «Я бы не стал забегать вперед, но думаю, что это не более чем в среднесрочной перспективе».

Вступать в ВТО, не умея играть в гольф, – пустая трата времени

Нынешний осторожный оптимизм белорусского правительства относительно скорого вступления Беларуси в ВТО может снова обернуться большим разочарованиям, если в самое ближайшее время не будет определен комплекс задач по вступлению Беларуси в ВТО и, прежде всего, в области корректировки белорусского законодательства.

В этой связи стоит напомнить, что в августе 2002 года Совет министров своим постановлением уже одобрял план законотворческих работ по приведению законодательства страны в соответствие с требованиями ВТО. Кстати, в то время для адаптации белорусского законодательства с мировым требовалась корректировка около 40% законодательных актов, принятых в стране. Думается, что не менее колоссальная работа ждет правительство и сейчас. К тому же, очевидно, что главное ведь – не принять нужные документы, а выполнять их.

Так что на пути в ВТО белорусскому правительству придется решить не только процедурные, но и политические задачи, связанные с необходимостью реформирования отечественной экономики. Осилит ли оно эту задачу? Сегодня вопрос звучит риторически. Но, как образно отметил один из собеседников БЕЛРЫНКА, ВТО – это организация равных, куда принимают тех, кто имеет играть в гольф. Поэтому вступать в эту организацию, не умея играть, – пустая трата времени.

Справка БЕЛРЫНКА
Вступить в ВТО Беларусь пытается с 1993 года. С 2005 года перерыв в заседаниях многосторонней рабочей группы по вступлению Беларуси в ВТО растянулся на несколько лет. В мае-июне 2009 года белорусская сторона планировала провести в Женеве неформальное заседание многосторонней рабочей группы с участием ЕС и США по вступлению страны в ВТО, рассчитывая осенью того же года возобновить полномасштабную работу группы. Однако объявленная в июне 2009 года. инициатива Таможенного союза о вступлению в ВТО таможенной «тройкой» притормозила самостоятельный переговорный процесс Беларуси по вступлению в эту организацию.
Чуть позже Россия и Казахстан вскоре продолжили свой путь в ВТО самостоятельно. 6 декабря 2011 года в Брюсселе состоялась встреча постоянного представителя Беларуси при ЕС Андрея Евдоченко с заместителем генерального директора Еврокомиссии по торговле Питером Балашем, на которой обсуждался вопрос предоставления Беларуси статуса страны с рыночной экономикой и вступления Беларуси в ВТО.
В сентябре 2015 года Беларусь согласовала «дорожную карту» с ВТО, в соответствии с которой организуется дальнейший переговорный процесс и техническая работа, включая формат деятельности рабочей группы по Беларуси.
24-25 февраля 2016 года делегация Беларуси во главе с директором Департамента внешнеэкономической деятельности МИДа Романом Соболевым года приняла участие в заседании Генерального совета ВТО. В ходе этого мероприятия белорусская делегация провела встречи с представителями Австралии, Бразилии, Канады, США, Украины, председателем рабочей группы ВТО по присоединению Беларуси, а также с секретариатом ВТО. Обсуждены подходы по возобновлению переговорного процесса по вступлению Беларуси в ВТО, определены механизм дальнейшего взаимодействия.
Рабочая группа по вступлению Беларуси в ВТО включает 40 стран, при этом с 20 странами белорусским переговорщикам предстоит завершить переговоры по доступу на белорусский рынок.


Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,