• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)

В этой и последующих публикациях мы собираемся кратко ознакомить читателей с наиболее успешной экономической моделью послевоенной Европы.

Модель социального рыночного хозяйства существует не только в теории. Она удачно реализована на практике в ФРГ в послевоенные десятилетия и в современной Польше. В той или иной степени на эту модель ориентируются во многих европейских странах, ее принципы проявляются в экономической политике Европейского Союза. Немалый интерес она вызывает и во многих посткоммунистических странах, поскольку содержит, кроме прочего, модель перехода от преимущественно централизованной экономике к развитому социальному рыночному хозяйству. Помимо краткого описания принципов социального рыночного хозяйства, опыта их практического применения в Германии, Польше, других европейских странах, нам хотелось бы поразмышлять о том, что необходимо сделать в Беларуси, если поставить социальное рыночное хозяйство как ориентир ее экономического развития.

Альфред Мюллер-Армак (1900-1978)

Альфред Мюллер-Армак (1900-1978)

Впервые словосочетание «социальное рыночное хозяйство» (Soziale Marktwirtschaft) появилось в работе Альфреда Мюллера-Армака (1900-1978) «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство» (1947), в которой он отметил, что «Социальное рыночное хозяйство соединяет свободу рынка с социальной защитой».

Эта фраза стала формулой социального рыночного хозяйства в Германии. Современное понимание социального рыночного хозяйства, на наш взгляд, лучше всего выражено в статье 20 Конституции Польской Республики, принятой в 1997 году: «Социальное рыночное хозяйство, которое опирается на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также на солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров, является основой экономического строя Польской Речи Посполитой». В этой модели удалось довольно успешно соединить экономическую эффективность с социальной справедливостью. Свободная от воздействия государства рыночная экономика ведет к значительному социальному неравенству, т.е. к социальной несправедливости. Это наглядно показала история капитализма XVIII – начала XX века. Популярность марксизма и социальные революции начала XX века стали следствием такого развития либерального капитализма. В то же время социальное государство без хорошо работающей рыночной экономики не в состоянии обеспечить высокий уровень благосостояния для большинства членов общества. История XX века дает яркие примеры этого, да и сегодня такие страны, как Северная Корея и Венесуэла, являются живым подтверждением этой мысли.

Людвиг Эрхард (1897-1967)

Людвиг Эрхард (1897-1967)

Вернемся к послевоенной Западной Германии. Альфред Мюллер-Армак был членом команды единомышленников, которым посчастливилось реализовать на практике то, что было их убеждениями. В конце 1940-х – 1950–х годах он возглавлял отдел экономической политики Министерства экономики ФРГ. Главой министерства в то время был ключевой реформатор, выдающийся теоретик и практик социального рыночного хозяйства Людвиг Эрхард (1897–1967).

Под руководством Эрхарда еще до начала реформ группа экономистов разработала так называемый гамбургский план, впоследствии во многом реализованный Эрхардом и его сподвижниками. О взглядах и деятельности Эрхарда на посту министра экономики и федерального канцлера мы планируем рассказать подробнее, когда коснемся практической реализации этой модели в послевоенной Германии. Успешная деятельность Людвига Эрхарда и его сподвижников вряд ли была бы возможна без полной поддержки первого федерального канцлера ФРГ (1949-1963), основателя и лидера Христианско-демократического союза (ХДС) Конрада Аденауэра (1876-1967).

Конрад Аденауэр (1876-1967)

Конрад Аденауэр (1876-1967)

Конрад Аденауэр в самом начале реформ объявил о создании модели «социального рыночного хозяйства» как главной задаче экономической политики. Он поддержал данную экономическую политику прежде всего потому, что она, с его точки зрения, в наибольшей степени соответствовала христианским ценностям – единственной альтернативе, по его мнению, как нацистской, так и коммунистической идеологии.

Одним из важнейших принципов социального рыночного хозяйства является идея о том, что правильно организованный, упорядоченный рынок, если можно так выразиться, «более социален», чем две крайние формы – командная экономика и стихийный рынок. В то время это был серьезный вызов коммунистической идеологии, господствовавшей в середине XX века в СССР, Китае, зависимых от них странах и популярной во многих странах мира. Согласно коммунистическим взглядам, разделяемых до сих пор многими в постсоветских страхах, в том числе и в Беларуси, подлинно социально ориентированной может быть только централизованная командная экономика.

Вальтер Ойкен (1891-1950)

Вальтер Ойкен (1891-1950)

Базовая идея социального рыночного хозяйства, разделяемая его теоретиками и практиками, созрела в недрах Фрайбургской школы ордолибералзма и связана с именем ее крупнейшего теоретика Вальтера Ойкена (1891–1950) О его взглядах мы скажем подробнее, поскольку это очень важно для понимания сути социального рыночного хозяйства. Слово «ордолиберализм» в переводе с латинского означает «упорядоченная свобода».

Здесь имеется в виду упорядоченная экономическая свобода или упорядоченный рынок. В своих знаменитых работах «Основания национальной экономии» (1940) и «Основные принципы экономической политики» (издана посмертно в 1952 году), Ойкен выделяет два идеальных типа экономики или экономических порядка: централизованно управляемую и рыночную или меновую экономику.

Первая основана на централизованном принятии решений, вторая — на децентрализованных решениях субъектов рынка. Ойкен отмечает, что в «исторической реальности» элементы этих идеальных типов причудливо переплетаются. В то же время, существует и доминирующий экономический порядок, например, административно командный в СССР в середине XX века. Меновый прядок при этом лишь дополняет общую картину. Ойкен отдавал принципиальное предпочтение децентрализованному порядку, основанному на конкуренции. Такой порядок, по Ойкену, не только более эффективен (это лишь следствие), он в гораздо большей степени способствует реализации человеческой свободы и ответственности.

По убеждению Ойкена, без реализации свободы личности невозможно решить социальный вопрос, ибо о какой социальности может идти речь, если индивид не свободен в принятии решений. Ойкен очень ценил и во многом опирался на идеи великого немецкого философа Иммануила Канта. В частности, характеризуя централизованную командную экономику, Ойкен отмечал, что центральные плановые органы подчиняют своему влиянию повседневную хозяйственную жизнь людей и в приказном порядке ориентируют на центральные плановые цели. При этом люди превращаются в средство достижения цели.

Таким образом, при ней нельзя действовать в соответствии с фундаментальным моральным принципом «использовать человека во всякое время как цель, а не просто как средство» (второй императив Канта). При этом сфера свобод и чувство личной ответственности еще более ограничиваются. Децентрализованный порядок, в отличие от командного, создает условия, при которых свободный совершеннолетний человек свои решения принимает с ответственностью перед Богом и другими людьми.

Рыночный конкурентный порядок, по Ойкену, оптимизируется не автоматически, а при участии государства. В этом главное отличие взглядов ордолибералов от либералов классических. Главной задачей государства в ее экономической политике является поддержка конкуренции на рынках. Без его участия на рынках конкуренция гаснет и они зачастую дрейфуют к монополии.

Позже Людвиг Эрхард сравнил роль государства с ролью футбольного арбитра на поле, который не участвует в игре, но следит за тем, чтобы она шла по правилам. Государство виделось ордолибералам архитектором конкурентного экономического порядка. Вальтер Ойкен описывает, как он назвал, конституирующие и регулирующие принципы конкурентного порядка, которые должны лежать в основе экономической политики государства, о чем мы планируем сказать в следующей части.

Продолжение следует.

Тэги:

, , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 15-19 июля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на текущей неделе может уменьшиться еще примерно на 0,5-1%. В понедельник 15 июля курс может сохраниться на текущем уровне. На прошедшей неделе мы прогнозировали рост курса доллара в том случае, если Дональд Трамп не предпримет меры по снижению курса. Президент США бездействовал, но его заменил глава ФРС Джером Пауэлл, который

Президент США хочет девальвировать доллар, Беларуси придется ответить

Чтобы поддержать экономику США перед президентскими выборами 2020 года, Дональд Трамп может прибегнуть к девальвации доллара посредством  проведения валютных интервенций. Это будет настоящая мировая валютная война, в которой жители Беларуси окажутся в числе пострадавших. Дональд Трамп еще 3 июля текущего года в твиттере написал, что Китай и Европа занимаются масштабными валютными манипуляциями и вливают деньги

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

В поисках альтернативы устаревшей либеральной идее

Жить двойной жизнью способны не только герои остросюжетных кинофильмов, но и политические режимы, претендующие на собственный путь развития. Подобные режимы принято называть «имитационными». Их лидеры периодически решаются на публичное осуждение «либеральной идеи» (вспомним июньское интервью Путина газете The Financial Times: «Есть современная так называемая либеральная идея, она, по-моему, себя просто изжила окончательно»). Но осуждать что-либо

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.