• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)

В этой и последующих публикациях мы собираемся кратко ознакомить читателей с наиболее успешной экономической моделью послевоенной Европы.

Модель социального рыночного хозяйства существует не только в теории. Она удачно реализована на практике в ФРГ в послевоенные десятилетия и в современной Польше. В той или иной степени на эту модель ориентируются во многих европейских странах, ее принципы проявляются в экономической политике Европейского Союза. Немалый интерес она вызывает и во многих посткоммунистических странах, поскольку содержит, кроме прочего, модель перехода от преимущественно централизованной экономике к развитому социальному рыночному хозяйству. Помимо краткого описания принципов социального рыночного хозяйства, опыта их практического применения в Германии, Польше, других европейских странах, нам хотелось бы поразмышлять о том, что необходимо сделать в Беларуси, если поставить социальное рыночное хозяйство как ориентир ее экономического развития.

Альфред Мюллер-Армак (1900-1978)

Альфред Мюллер-Армак (1900-1978)

Впервые словосочетание «социальное рыночное хозяйство» (Soziale Marktwirtschaft) появилось в работе Альфреда Мюллера-Армака (1900-1978) «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство» (1947), в которой он отметил, что «Социальное рыночное хозяйство соединяет свободу рынка с социальной защитой».

Эта фраза стала формулой социального рыночного хозяйства в Германии. Современное понимание социального рыночного хозяйства, на наш взгляд, лучше всего выражено в статье 20 Конституции Польской Республики, принятой в 1997 году: «Социальное рыночное хозяйство, которое опирается на свободу хозяйственной деятельности, частную собственность, а также на солидарность, диалог и сотрудничество социальных партнеров, является основой экономического строя Польской Речи Посполитой». В этой модели удалось довольно успешно соединить экономическую эффективность с социальной справедливостью. Свободная от воздействия государства рыночная экономика ведет к значительному социальному неравенству, т.е. к социальной несправедливости. Это наглядно показала история капитализма XVIII – начала XX века. Популярность марксизма и социальные революции начала XX века стали следствием такого развития либерального капитализма. В то же время социальное государство без хорошо работающей рыночной экономики не в состоянии обеспечить высокий уровень благосостояния для большинства членов общества. История XX века дает яркие примеры этого, да и сегодня такие страны, как Северная Корея и Венесуэла, являются живым подтверждением этой мысли.

Людвиг Эрхард (1897-1967)

Людвиг Эрхард (1897-1967)

Вернемся к послевоенной Западной Германии. Альфред Мюллер-Армак был членом команды единомышленников, которым посчастливилось реализовать на практике то, что было их убеждениями. В конце 1940-х – 1950–х годах он возглавлял отдел экономической политики Министерства экономики ФРГ. Главой министерства в то время был ключевой реформатор, выдающийся теоретик и практик социального рыночного хозяйства Людвиг Эрхард (1897–1967).

Под руководством Эрхарда еще до начала реформ группа экономистов разработала так называемый гамбургский план, впоследствии во многом реализованный Эрхардом и его сподвижниками. О взглядах и деятельности Эрхарда на посту министра экономики и федерального канцлера мы планируем рассказать подробнее, когда коснемся практической реализации этой модели в послевоенной Германии. Успешная деятельность Людвига Эрхарда и его сподвижников вряд ли была бы возможна без полной поддержки первого федерального канцлера ФРГ (1949-1963), основателя и лидера Христианско-демократического союза (ХДС) Конрада Аденауэра (1876-1967).

Конрад Аденауэр (1876-1967)

Конрад Аденауэр (1876-1967)

Конрад Аденауэр в самом начале реформ объявил о создании модели «социального рыночного хозяйства» как главной задаче экономической политики. Он поддержал данную экономическую политику прежде всего потому, что она, с его точки зрения, в наибольшей степени соответствовала христианским ценностям – единственной альтернативе, по его мнению, как нацистской, так и коммунистической идеологии.

Одним из важнейших принципов социального рыночного хозяйства является идея о том, что правильно организованный, упорядоченный рынок, если можно так выразиться, «более социален», чем две крайние формы – командная экономика и стихийный рынок. В то время это был серьезный вызов коммунистической идеологии, господствовавшей в середине XX века в СССР, Китае, зависимых от них странах и популярной во многих странах мира. Согласно коммунистическим взглядам, разделяемых до сих пор многими в постсоветских страхах, в том числе и в Беларуси, подлинно социально ориентированной может быть только централизованная командная экономика.

Вальтер Ойкен (1891-1950)

Вальтер Ойкен (1891-1950)

Базовая идея социального рыночного хозяйства, разделяемая его теоретиками и практиками, созрела в недрах Фрайбургской школы ордолибералзма и связана с именем ее крупнейшего теоретика Вальтера Ойкена (1891–1950) О его взглядах мы скажем подробнее, поскольку это очень важно для понимания сути социального рыночного хозяйства. Слово «ордолиберализм» в переводе с латинского означает «упорядоченная свобода».

Здесь имеется в виду упорядоченная экономическая свобода или упорядоченный рынок. В своих знаменитых работах «Основания национальной экономии» (1940) и «Основные принципы экономической политики» (издана посмертно в 1952 году), Ойкен выделяет два идеальных типа экономики или экономических порядка: централизованно управляемую и рыночную или меновую экономику.

Первая основана на централизованном принятии решений, вторая — на децентрализованных решениях субъектов рынка. Ойкен отмечает, что в «исторической реальности» элементы этих идеальных типов причудливо переплетаются. В то же время, существует и доминирующий экономический порядок, например, административно командный в СССР в середине XX века. Меновый прядок при этом лишь дополняет общую картину. Ойкен отдавал принципиальное предпочтение децентрализованному порядку, основанному на конкуренции. Такой порядок, по Ойкену, не только более эффективен (это лишь следствие), он в гораздо большей степени способствует реализации человеческой свободы и ответственности.

По убеждению Ойкена, без реализации свободы личности невозможно решить социальный вопрос, ибо о какой социальности может идти речь, если индивид не свободен в принятии решений. Ойкен очень ценил и во многом опирался на идеи великого немецкого философа Иммануила Канта. В частности, характеризуя централизованную командную экономику, Ойкен отмечал, что центральные плановые органы подчиняют своему влиянию повседневную хозяйственную жизнь людей и в приказном порядке ориентируют на центральные плановые цели. При этом люди превращаются в средство достижения цели.

Таким образом, при ней нельзя действовать в соответствии с фундаментальным моральным принципом «использовать человека во всякое время как цель, а не просто как средство» (второй императив Канта). При этом сфера свобод и чувство личной ответственности еще более ограничиваются. Децентрализованный порядок, в отличие от командного, создает условия, при которых свободный совершеннолетний человек свои решения принимает с ответственностью перед Богом и другими людьми.

Рыночный конкурентный порядок, по Ойкену, оптимизируется не автоматически, а при участии государства. В этом главное отличие взглядов ордолибералов от либералов классических. Главной задачей государства в ее экономической политике является поддержка конкуренции на рынках. Без его участия на рынках конкуренция гаснет и они зачастую дрейфуют к монополии.

Позже Людвиг Эрхард сравнил роль государства с ролью футбольного арбитра на поле, который не участвует в игре, но следит за тем, чтобы она шла по правилам. Государство виделось ордолибералам архитектором конкурентного экономического порядка. Вальтер Ойкен описывает, как он назвал, конституирующие и регулирующие принципы конкурентного порядка, которые должны лежать в основе экономической политики государства, о чем мы планируем сказать в следующей части.

Продолжение следует.

Тэги:

, , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 6-10 июля

Курс доллара на БВФБ может продолжить подъем, но увеличение, скорее всего, окажется не таким значительным, как на прошедшей неделе и составит примерно 0,5-1%. Но в понедельник 6 июня не исключен скачек курса примерно на 1%. Как и прогнозировалось, на прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже значительно вырос: – на 1,6% (до 2,4214

Финансовая система Беларуси: тренд на кризис

Из-за обострения ситуации в стране в связи с президентскими выборами, девальвационные настроения населения снова усиливаются, а из-за экономического кризиса банки сокращают объемы кредитования экономики, и их чистая прибыль падает. И это становится тенденцией. Еще месяц назад казалось, что выборная компания в РБ пройдет спокойно, но  ситуация довольно неожиданно обострилась, после того как самый опасный конкурент

Два пункта пропуска возобновили работу на белорусско-украинской границе

С полуночи 7 июля 2020 года на границе с Беларусью возобновлена работа пунктов пропуска «Дольск» (Волынская область) и «Вильча» (Киевская область). Еще в девяти пунктах пропуска на украинско-российской и украинско-белорусской границах восстановлена возможность пешего пересечения границы. Об этом сообщила Госпогранслужба Украины.В ГПСУ подчеркнули, что в «Дольске» и «Вильче» границу можно пересечь пешком, на пассажирском или

Экспорт белорусской электроэнергии в Украину: только прагматичный интерес

Ключевым вопросом белорусско-украинской повестки в ближайшее время могут стать поставки электроэнергии в Украину. Еще недавно Минск рассматривал украинский рынок в качестве приоритетного для экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС. Однако эти надежды вряд ли оправданы. Актуальная экономическая повестка белорусско-украинского сотрудничества будет обсуждаться на третьем Форуме регионов Украины и Беларуси, который планируется провести в этом году в

Экспорт белорусской электроэнергии в Украину: только прагматичный интерес

Ключевым вопросом белорусско-украинской повестки в ближайшее время могут стать поставки электроэнергии в Украину. Еще недавно Минск рассматривал украинский рынок в качестве приоритетного для экспорта электроэнергии после запуска БелАЭС. Однако эти надежды вряд ли оправданы. Актуальная экономическая повестка белорусско-украинского сотрудничества будет обсуждаться на третьем Форуме регионов Украины и Беларуси, который планируется провести в этом году в

Противотанковые средства: хотя “Барражирующая труба” и не Иерихонская

Дефицит финансовых средств и отсутствие необходимой технологической базы заставляют наш оборонный комплекс идти на нетривиальные технические решения при создании вооружений для успешного противодействия современным танкам и бронетехнике. В последние несколько лет на мировом рынке беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) военного назначения набирает силу новая многообещающая тенденция: растет предложение ударных БПЛА на базе мультикоптеров. Причем в качестве

Анекдот о спорте и политике

Сейчас мало кто слушает Галича, в том числе и «репортаж о матче британских и советских футболистов», но кто прослушал его в юности, видимо, запомнил многое из этого текста на всю жизнь. Главное в нем, по форме и содержанию, это классный современный анекдот на тему спорта и политики. Точнее, полного поглощение спортом политикой в тоталитарном обществе при авторитарном методе его управлением.

Экспорт под вирусом: как пандемия повлияет на продажи минеральных удобрений?

Динамику белорусского ВВП во многом определяет конъюнктура на рынке минеральных удобрений. Каковы прогнозы для этой отрасли на 2020 год? Для белорусской экономики цена этого вопроса достаточна высока. В первом квартале текущего года белорусский экспорт товаров и услуг снизился на 11,7% к аналогичному периоду 2019 года и составил 16, 833 млрд долларов. При этом основное снижение