Низкая безработица является самым примечательным социальным достижением белорусской модели. Если, например, безработица в Европе в благополучные времена не опускается ниже 5%, то с приходом кризиса этот показатель увеличивается до 13% и больше. У многих сердобольных белорусов это вызывает сочувствие к бедным европейцам, у многих появляется гордость своей высокой социальной защищенностью.

Мол, что ж тут говорить, две системы – две экономики, разные показатели, разные подходы к подсчету безработных и определению уровня безработицы. Как пишут в учебниках, безработица есть особое состояние экономики, когда часть трудоспособного населения, желая трудиться, не имеет работы и становится вынужденно незанятой, избыточной. На улице бывает порой сложно отличить безработного от занятого, хотя специалисты по социальной психологии находят безработных даже в самой что ни есть беззаботной праздничной толпе. Но Международная организация труда (МОТ) для определения численности безработицы в рыночной экономике рекомендует относить к безработным лиц, способных и желающих трудится, активно ищущих работу, но не имеющие ее в данный момент.

В определении безработицы участвуют статистики, опрашивающих домохозяйства на предмет отношения к безработице ее трудоспособных членов. На самом деле, безработица, ее уровень обусловлены объективным состоянием экономики. При этом безработица оказывает негативное воздействие на микро- и макроэкономику. Безработица оборачивается экономическими и социальными издержками. Экономика теряет от недопроизводства товаров и услуг, роста затрат на выплату пособий по безработице, а также затрат на содержание аппарата государственной службе занятости.

Главное — безработица подрывает человеческий капитал общества, качественный уровень рабочей силы. Социальные потери от безработицы выражаются в ухудшении качества жизни безработных и членов их семей. Как следствие (в обществе взаимосвязано!), снижается уровень рождаемости, повышается смертность, снижается средняя продолжительность жизни, усиливается отток специалистов за рубеж, снижается доля активной части населения. Как считают специалисты, особо негативные последствия возникают при продолжительной безработицы, которые могут быть необратимыми для людей.

В странах с рыночной экономикой, очень внимательно относятся к этому явлению. Понимая, что отменить безработицу нельзя, стараются минимизировать ее последствия. Соответственно, государственные чиновники, когда человек теряет работу и обращаются за пособием, интересуются состоянием его домашнего бюджета. Беда, если в семье теряют работу муж. А если и жена?.. На уровне макроэкономики влияние безработицы на объем ВВП выражается законом Оукена – если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1%, отставание фактического ВВП от потенциального ВВП составляет 2-2,5%.

Как отмечалось выше, фактический уровень безработицы определяется по методики МОТ. А естественный уровень безработицы – это такой уровень, при котором обеспечена полная занятость рабочей силы, наиболее активное и рациональное ее использования. Естественный уровень безработицы поэтому называют уровнем безработицы при полной занятости, а объем выпуска, соответствующий естественному уровню безработицы, называют естественным объемом выпуска.

Фрикционная безработица вызывается тем, что часть рабочей силы не устраивают условия труда, уровня зарплаты и т. д. Такие работники увольняются. Для поиска выгодной работы требуются необходимое время, в течение которого они считаются безработными. Такая безработица считается кратковременной, так как работники находят подходящую для себя работу.

Структурная безработица определяется изменениями в структуре народного хозяйства, что вызывает снижение спроса на продукцию определенной отрасли. Обычно структурная безработица провоцируется НТП, изменяющего технологии производства, структуру занятости, нарушают баланс между структурой спроса на рабочую силу и его предложением. Для его восстановления требуются значительные усилия для переквалификации или подготовки новых специалистов для новых технологий. Структурная безработица считается объективным условием существования (важно это подчеркивать) рыночной экономики и способом ее развития.

Циклическая (конъюнктурная) безработица вызывается экономическим кризисом, который приводит к существенному падению совокупного спроса на товары и услуги по сравнению с совокупным предложением. Предпринимателю в такой ситуации приходится сокращать производство и увольняет часть своих работников. Эта безработица носит вынужденный характер, которая преодолевается стимулированием экономического роста.

Также бывает явная и неявная (скрытая) безработица. Скрытая форма безработицы выражается в том, что человек числится на работе, но по независящим от него причинам не может быть занят полный рабочий день или полную рабочую неделю. По данным Белстата, в январе-сентябре 2015 года общее количество неотработанного времени по причине вынужденной незанятости составило 3.486 тыс. человеко-дней, что равнозначно ежегодному невыходу на работу 18,3 тыс. человек (в январе-сентябре 2014 года – 6 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия промышленности приходилось 70,8%, на строительные организации – 19,2%. Кроме того, 169,8 тыс. работников (5,4% среднемесячной численности) находилось в целодневном (целосменном) простое. Продолжительность простоев составила 3.230,7 тыс. человеко-дней или 19 дней на одного работника, находившегося в простое.

Но бывает и скрытая безработица иного рода, о которой говорила вице-премьер Наталья Кочанова на коллегии Минспорта: «Вот приходит молодой тренер на зарплату 1,3 миллиона. Ну и что делать, такая зарплата! Вы государевы люди и должны понимать ситуацию в стране». Обращаясь к медикам, она же отметила, что «молодой человек, который приходит учиться в медицинский вуз, вряд ли рассчитывает на огромную зарплату». Странно звучит эта фраза в устах высокой государственной чиновницы, которая в этом вопросе должна оставаться предельно конкретной. Какой бы «огромной» ни была зарплата у молодого врача, он должен получать столько, сколько ему нужно. А, получается, нанимаем работника и эксплуатируем его труд полной мерой, а платим – как выйдет. Это уже было в советском анекдоте: они делают вид, что нам платят, мы делаем вид, что работаем.

Какое отношение эти откровение имеют отношение к рынку труда в Беларуси? На самом деле задача государства в этой сфере заключается в том, чтобы не подорвать рыночный механизм, дополнить его, смягчив негативные аспекты рынка, научиться воздействовать на безработицу. Давно признано, что существует зависимость между уровнем безработицы и состоянием экономики, выраженная рядом Фибоначчи: безработица до 5% свидетельствует о процветании и подъеме экономики, 5-8% – о спаде, 13-21% – об остром кризисе, 21-34% – крахе существующей системы.

Многолетнее сосуществование с безработицей выработало у государств с рыночной экономикой разнообразные способы воздействия на рынок труда. Это законодательно-правовые методы, социально-экономические, административные, организационные, идеологические, социально-психологические. Но применять их можно только к определенному объекту – к рынку труда. Если его нет, то все теряет смысл. Например, в советской системе безработица объявлялась преодоленной, поэтому не было смысла искать безработных, следовало выискивать и наказывать тунеядцев. Этим занимались милиция и отделы по труду исполкомов. Сейчас они возвратились к этой практике и взяли в помощники налоговиков. Под тем предлогом, что государство дотирует ЖКХ и сельскохозяйственное производство, поддерживает «социализм» в медицине, образовании, хотя все меньше и реже.

Никак оно не может приступить к комплексной рыночной реформе в полном наборе ее структурных, правовых, организационных институтов, идеологических и общественно-психологических аргументаций. Как уже отмечалось, во всем мире, чтобы стать безработным человеку достаточно не иметь работы, искать работу и приступить к работе, когда появится такая возможность. Во всем мире работники страхуются от структурной и цикличной безработицы, получают пособия или возможность к переобучению по новым требуемым обновляющемуся рынку труда специальностям.

В Беларуси безработному требуется обрести «статус безработного», зарегистрировавшись в государственной службе занятости, где чиновники определят – имеет ли он право на грошовое пособие или нет. И назначают его к участию в общественных работах. Поначалу считалось, что оплачиваемые общественные работы являются подспорьем в жизни безработного, после — были объявлены обязательными. Бюрократическая канитель, которая отталкивает от государственных услуг по трудоустройству и переквалификации. Поэтому регистрируются только социальные аутсайдеры. Все остальные ищут себе работу самостоятельно. Или не ищут, ограничивая свое вынужденное трудовое сотрудничество с государством выплатой налога за право считать себя свободным.

А что же до учета безработных в период кризиса, пускай он существует «только в головах»? Как сообщает Белстат, официальная безработица составляет 1,1%. Это намного меньше, чем в Европе. Следовательно, экономика Беларуси пошла на подъем и переходит к процветанию. В отдельно взятых головах.

 

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,