В интервью БЕЛРЫНКУ Чрезвычайный и Полномочный Посол Федеративной Республики Германия в Республике Беларусь г-н Петер Деттмар рассказал о перспективах развития отношений между странами после отмены санкций Евросоюза в отношении Беларуси, а также о задачах Германии в период председательства этой страны в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

– По данным Белстата, товарооборот между Германией и Беларусью в последние годы снижается,  и в 2015 году он существенно сократился по сравнению с уровнем 2014 года. Может ли, на Ваш взгляд, отмена санкций в отношении Беларуси способствовать его стабилизации и в перспективе – увеличению?

– Несомненно, снятие санкций было одновременно важным сигналом и в адрес экономики Германии. С сожалением приходится констатировать, что торговый оборот между нашими странами действительно значительно снизился – в 2015 году на 40% по сравнению с 2014 годом до 2,5 миллиардов долларов. Конечно, снятие санкций не означает, что автоматически объем торговли между ними вновь достигнет прежних размеров – 4-4,5 миллиардов долларов.

Ориентирами для германской экономики будут, прежде всего, меры, которые будут предприняты белорусским правительством для того, чтобы выйти из сложной ситуации, в которой находится сейчас белорусская экономика. Также важно знать, чем завершатся переговоры с Международным валютным фондом (МВФ),  потому что МВФ будет принимать решение, в том числе, в зависимости от того, на какие реформы готова пойти Беларусь. Аналогичное действие возымели бы сигналы о том, насколько успешно идет переговорный процесс со Всемирной торговой организацией (ВТО).

И еще один момент. Очевидно, что Беларусь стремится играть важную роль своего рода моста между Европейским союзом и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Но для этого требуется все же больше ясности в понимании функционирования ЕАЭС как единого экономического пространства. А здесь остается еще много открытых вопросов, решение которых, как известно, будет продолжаться до 2025 года. Конечно же, такая временная растянутость не способствует принятию решений в актуальном отрезке времени.

Предприятия в Германии самостоятельны в принятии своих экономических решений, при этом они учитывают целый ряд элементов. Эти решения основываются на том, насколько рынок привлекателен для сотрудничества, открываются ли какие-то перспективы для конкретных проектов. Именно эти моменты важны, когда принимается решение об инвестировании. Или же предприятия занимают своего рода выжидательную позицию, пока не наступит больше ясности в плане общих рамочных условий функционирования экономики в потенциальных странах – партнерах.

– В каких областях интенсификация экономического сотрудничества может принести наиболее заметные результаты?

– Теоретически возможен целый ряд направлений, где сотрудничество было бы эффективным. Когда речь идет о возможной интенсификации сотрудничества, конечно же, наши германские предприниматели будут определять для себя, прежде всего, те сферы экономики, которые являются наиболее конкурентоспособными в Республике Беларусь. А в связи с этим внимание привлекают, прежде всего,  IT и коммуникации.

Беларусь обладает развернутой промышленной структурой, то есть в стране есть предприятия легкой и тяжелой промышленности, автомобилестроение, машиностроение и т. д. И нельзя забывать также огромную сферу сельского хозяйства и в целом агропромышленный комплекс. Есть еще одно направление, где сотрудничество представляется мне вполне возможным, и, более того, оно в наше время имеет очень большую важность. Это сфера возобновляемых источников энергии, энергосбережение и энергоэффективность. Конечно же, взаимодействие во всех областях возможно при условии, если такое сотрудничество выльется в производство конкурентоспособных продуктов, которые имели бы шансы продаваться не только на внутреннем белорусском рынке, но и на внешних рынках – на рынках ЕАЭС, Европейского союза, в том числе Германии.

Цель любого предпринимателя – построение и ведение эффективного конкурентоспособного производства. Если говорить о возможном развитии событий, следует отметить, что любой предприниматель, имеющий намерение выйти на российский рынок через белорусский рынок, конечно, должен быть свободен в принятии своих решений, соблюдая, естественно, белорусское законодательство. То есть он должен иметь представление об общих рамочных условиях функционирования экономики, должен быть уверен в том, что эти рамочные условия будут действовать и в дальнейшем. И самое главное – предприниматель должен обладать свободой предпринимательской деятельности и не должен быть поставлен в ситуацию, когда ограничивают его деятельность путем государственного регулирования.

Это основы для принятия решений любым предпринимателем. И это не мое изобретение, не изобретение нашего посольства; это общие принципы и правила функционирования предпринимательства в Европейском союзе. Когда предприниматель несвободен в своих действиях, когда на него накладываются какие-то ограничения или дополнительные обременения, о которых он не знает у себя на родине, это, конечно, не способствует его готовности идти на сотрудничество, выходить на тот или иной рынок со своими инвестициями.

– Может ли подписание договора с МВФ способствовать появлению для Беларуси новых источников финансирования на уровне финансовых институтов?

– Снятие санкций ЕС теоретически, конечно, улучшает возможности для расширения маневрирования, например, для размещения белорусских евробондов на рынках европейских государств. Теоретически могут появиться новые возможности в плане большего кредитования, в плане каких-то новых источников финансирования. Другое дело, как Беларусь воспользуется этими шансами, и какие решения будут принимать потенциальные партнеры белорусского правительства и белорусских финансовых организаций.

В каждом конкретном случае решение принимается непосредственными субъектами. Скажем, взять Европейский банк реконструкции и развития или Европейский инвестиционный банк. В результате отмены санкций возможности взаимодействия с этими организациями расширяются, и если дело идет к соглашению между Республикой Беларусь и МВФ, конечно же, это не будет отрицательным сигналом для европейских финансовых институтов. Но, я думаю, их решения не находятся в непосредственной зависимости от окончания переговорного процесса с МВФ.

В международном контексте, когда стороны выходят на взаимопонимание, в том числе по политическим вопросам, это облегчает принятие решений. Если говорить о предпринимательских кругах, то для них важнее всего понимание, куда движется экономика страны потенциального партнера, именно с учетом этого они принимают решение о сотрудничестве.

Для государственных структур это менее важно. Возьмем ситуацию из сферы возможного сотрудничества, например, между Министерством окружающей среды и охраны природы нашей страны и Министерством природных ресурсов Республики Беларусь. Предположим, оба министерства рассматривают возможность реализации каких-то проектов в деле защиты окружающей среды. В данном случае неважно, чем закончатся переговоры с ВТО и МВФ; здесь иные критерии и составляющие, политические доводы более высокого порядка, на основании которых принимаются решения.

– Возможно ли после отмены санкций усиление политического взаимодействия между Германией и Беларусью?

– Конечно, и в эти дни мы являемся свидетелями очень активного обменного процесса. Идет интенсивный обмен визитами по линии Европейский союз – Республика Беларусь, между отдельными странами ЕС и вашей страной. В Беларусь в последнее время состоялось очень много визитов, приездов делегаций. И, наоборот, представители Республики Беларусь совершают визиты в различные столицы ЕС. Мне представляется, что снятие санкций положительным образом скажется на процессах в разных сферах. И мы уже видим подтверждение этому.

Еще даже до отмены санкций, но уже после принятия решения о приостановке их действия, состоялись две встречи между министрами иностранных дел г-ном Штайнмайером и г-ном Макеем – 18 ноября прошлого года по приглашению германского министра и в начале февраля текущего года в рамках Мюнхенской конференции по вопросам безопасности. В марте состоялся визит в Минск г-на Пёттеринга, председателя Фонда им. Конрада Аденауэра и бывшего президента Европарламента. Как видите, наблюдается активное взаимодействие – как на стадии после приостановки санкций, так и после их отмены – и в двусторонних отношениях.

– В 2016 году Германия председательствует в ОБСЕ. Министр иностранных дел Германии г-н Штайнмайер обозначил основные цели и задачи Германии на период ее председательства, среди которых приоритетное значение придается обеспечению безопасности в Европе. Какие шаги уже предприняты и будут предприняты ОБСЕ в этом направлении?

– Нынешний период – один из сложнейших в развитии европейского порядка безопасности, начиная с окончания холодной войны. И поэтому задачи, стоящие перед Германией, очень весомы. Г-н Штанмайер неоднократно подчеркивал, что в настоящее время главным является восстановление взаимопонимания и доверия на европейском континенте посредством усиления диалога, и через это – выход на укрепление безопасности. Отсюда вытекает и девиз германского председательства: обновление диалога, восстановление доверия и безопасности.

В этом общем контексте выкристаллизовались несколько основных направлений нашего председательства. Одно из важнейших направлений – это менеджмент в сфере урегулирования кризисов и конфликтов на европейском континенте, и первым в этом ряду следует назвать конфликт в Украине. Этому направлению будет посвящена важная часть нашей деятельности во время нашего председательства в ОБСЕ. При этом, естественно, не будем выпускать из поля зрения другие замороженные конфликты – в Нагорном Карабахе, Приднестровье, нерешенные вопросы в грузинском контексте.

В этом же ряду стоят задачи по усилению инструментария и институтов организации по безопасности и сотрудничеству, которые используются при урегулировании конфликтных циклов, т. е. это такие моменты, как распознание кризисных ситуаций на ранних стадиях, избежание конфликтов, насколько это только возможно, урегулирование конфликтов и последующее наблюдение за постконфликтной ситуацией.

Конечно же, важное место занимает борьба с новыми угрозами, к которым относятся международный терроризм, организованная преступность, международный наркотрафик, новое направление преступной деятельности – киберпреступность; по-прежнему не закрыта тема борьбы с торговлей людьми.

И, конечно же, не останется без внимания так называемое третье измерение в деятельности ОБСЕ – человеческое измерение. Здесь задача заключается в максимально эффективном использовании имеющихся институтов, таких как Бюро по демократическим институтам и правам человека в Варшаве, Верховного комиссара по делам национальных меньшинств, Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ. Во время своего председательства Германия будет придавать большое значение вовлечению во все эти процессы и темы широких слоев гражданского общества, идет ли речь о неправительственных организациях или о научно-исследовательских центрах или о представителях подрастающего поколения.

Хотел бы отметить, что какие бы цели ни провозглашала, и какие бы меры ни предпринимала страна, председательствующая в ОБСЕ, в конечном итоге успешного результата можно достигнуть лишь при условии, что все члены ОБСЕ нацелены на эти же результаты. Германия лишь одна из этих 57 стран. Она председательствует в этом году, она выступает в роли модератора, в роли генератора каких-то идей, но это один голос из 57. А речь идет о диалоге путем нахождения компромисса в постановке целей и их достижении.

– В Беларуси проходили переговоры по ситуации в Украине. Есть ли перспектива у Минска закрепить за собой статус площадки для диалога о конфликтах?

– Насколько я понимаю, политическое руководство страны однозначно хотело бы видеть Минск в такой роли. Сложно судить о перспективах в этом плане, потому что в значительной степени это зависит от тех, кто был бы готов собраться именно на этой площадке для решения тех или иных вопросов. Напомню, в мире есть целый ряд подобных площадок, которые формировались на протяжении десятилетий. Я имею в виду, в том числе, Нью-Йорк, Вену, Женеву. В этом контексте Минск является одной из существующих площадок, и для усиления своей роли ему, конечно же, придется конкурировать с устоявшимися институционализированными площадками.

Я не могу исключать такой вариант развития, когда Минск в очередной раз по какому-то другому конфликту станет площадкой для его урегулирования. Но мое личное желание заключается в том, чтобы исчезла сама необходимость в существовании таких площадок, в том числе и в Минске. Это должно стать нашей общей целью.

Прогноз курса рубля на неделю 28 февраля – 4 марта

Можно ожидать существенных колебаний курса доллара на БВФБ, вызванных скачками его курса на Московской бирже. Скачок, подобный произошедшему 24 февраля, маловероятен, в то время как возможна коррекция на 1-2%. Курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос на 7,5% и достиг 25 февраля 2,7597 рубля, что намного превысило прогноз. Но такой обвал вряд

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 21 марта

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Белорусский рубль отыграл почти половину вчерашнего падения — итоги торгов на БВФБ 1 марта

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Белорусский рубль резко подешевел к доллару и евро на торгах на БВФБ 22 февраля

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия