Россия активно старается вовлечь стратегически важные для нее предприятия ВПК Беларуси в свою сферу влияния.

Как сообщили на днях в пресс-службе Министерства обороны России, в 2015 году Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) РФ провели модернизацию ракетных комплексов (РК) «Ярс» подвижного грунтового (ПГРК) и стационарного базирования. При этом «затраты на ввод нового мобильного РК «Ярс» в группировку РВСН были снижены за счет использования готовой инфраструктуры позиционных районов ракетных дивизий ПГРК, что позволило достичь высоких темпов переоснащения».

В 2016 году ПГРК «Ярс» будут переоснащаться еще пять полков. Начнется перевооружение Иркутской и Йошкар-Олинской дивизий, продолжится – Новосибирской, Козельской, Нижне-Тагильской. В эти соединения поступят два десятка межконтинентальных баллистических ракет.

Таким образом, получила убедительное подтверждение правильность точки зрения тех российских военных экспертов, которые считали, что и вновь вводимые в строй подвижные грунтовые ракетные комплексы следует по-прежнему размещать на колесных шасси производства Минского завода колесных тягачей. Между тем еще не так давно многим казалось, что возобладает иное мнение.

Менять лошадей на переправе

В декабре 2012 года с подачи газеты «Известия» в ряде российских СМИ появились сообщения о том, что Министерство обороны России намерено к 2014 г. отказаться от закупки белорусских специальных колесных шасси для использования в качестве носителей подвижных стратегических ракетных комплексов «Ярс» и «Рубеж». В качестве источника этой информации указывали некий не названный, но высокопоставленный источник в Главкомате РВСН РФ.

Из публикации также следовало, что ходовые испытания идущих им на замену колесных шасси семейства «Платформа» разработки Камского автозавода начнутся до конца 2012 года, а уже к 2014 году можно будет приступить к монтажу на них установок ракетного комплекса «Ярс». В последующем специальные автомобили семейства «Платформа» планировалось поставить на вооружение всех видов и родов войск российской армии.

Практически сразу же в экспертном сообществе возникла полемика относительно причин, заставивших Минобороны РФ пойти на столь решительный шаг, и возможных последствий такого решения. Ведь российские подвижные стратегические ракетные комплексы с самого момента их появления базируются на колесных шасси, производимых в Минске: сначала под маркой МАЗ, а с 1991 г. – МЗКТ.

И до сих пор эти машины составляют основу парка тяжелой колесной техники не только Ракетных войск стратегического назначения, но и Вооруженных сил России в целом. И это, как заявил тогда известный эксперт в области стратегических вооружений Мидыхат Вильданов (генерал-майор в отставке, профессор Академии военных наук), вполне обоснованно.

Разработанные под руководством главного конструктора академика Бориса Львовича Шапошника минские спецшасси на протяжении длительного времени не имеют аналогов в мире и являются достижением в области тяжелого автомобилестроения. Согласно оценкам ракетчиков, эти машины обладают уникальными тягово-динамическими характеристиками, а белорусские специалисты, ведущие их авторский и гарантийный надзор, отличаются высоким уровнем ответственности и технической подготовки.

Аналогичное мнение высказал и Игорь Коротченко – тогда председатель общественного совета при Министерстве обороны России, директор центра анализа мировой торговли оружием, а сегодня – главный редактор журнала «Национальная оборона». По его словам, Минский завод колесных тягачей нарабатывал свои технологии на протяжении ряда десятилетий, в это предприятие были вложены гигантские средства еще во времена Советского Союза, а затем и в постсоветское время. То, что Россия продолжает использовать шасси МЗКТ, продиктовано исключительно их высочайшими тактико-техническими и эксплуатационными характеристиками.

Более того, даже из статьи в «Известиях» следовало, что представители служб РВСН, непосредственно занятых эксплуатацией автотехники МЗКТ, не уверены в том, что Камcкому автозаводу удастся в намеченные сроки разработать и (что гораздо важнее) выпустить серийные машины, аналогичные по качеству белорусским. Ведь у предприятия нет никакого опыта создания специальных автомобилей такой степени сложности и грузоподъемности. Да и производство на Камском автозаводе не приспособлено для изготовления такого рода продукции.

Чего стоит колеса построить

Но этим дело не ограничивается: для того чтобы перейти на другую колесную базу, армии России потребуются огромные затраты (трудовые и финансовые) не только самих производителей автотехники, но и изготовителей всех видов размещаемых сегодня на шасси МЗКТ надстроек и вооружений.

Столь же важное значение, по мнению Игоря Коротченко, имеет то обстоятельство, что вся инфраструктура, обеспечивающая нормальное функционирование подвижных грунтовых ракетных комплексов, приспособлена под колесные шасси Минского завода колесных тягачей. В случае же замены матчасти эту инфраструктуру также придется адаптировать или даже перестраивать. А это – дополнительные огромные затраты времени и денег.

Исходя из вышеизложенного, у любого непредвзятого наблюдателя невольно должен был возникнуть вопрос: так что же послужило причиной начатой в СМИ кампании, развернувшейся вокруг необходимости срочной замены в Вооруженных силах России колесных шасси МЗКТ на аналогичные, но местного производства?

Один из наиболее часто приводимых доводов в пользу отказа от белорусских шасси – это сокращение зависимости России от импортной продукции военного и двойного назначения. Однако по отношению к своему ближайшему союзнику такой подход выглядит нелогично: ведь последний является важнейшим «бастионом» РФ на Западном стратегическом направлении, которому «доверено» прикрывать дальние подступы к Москве, что, по меньшей мере, столь же важно, как и поставка шасси для стратегических ракет.

Аргумент о том, что перспективная платформа КамАЗа будет превосходить минские шасси «по многим показателям», по мнению большинства экспертов, совершенно несостоятелен. Ведь, по сути дела, этот автомобиль еще предстоит создать (макетные образцы не в счет). И ввиду сложности конструкции готов он будет нескоро: исходя из обычной практики, на это может понадобиться нексколько лет. Значительного времени потребуют испытания и доводка такой машины до серийной готовности, не говоря уже о создании необходимых производственных мощностей и технологий.

Исходя из этого, ряд комментаторов с самого начала предположили, что, перенаправляя госзаказ на колесные спецшасси Камскому автозаводу (никогда не занимавшемуся подобной продукцией), определенные круги в Правительстве РФ тем самым намеревались «снять с довольствия» заграничного (хотя бы и союзного) производителя и поддержать отечественного. Другие истолковали угрозу перехода с белорусской на российскую технику как способ ускорить решение зависшего в неопределенности вопроса о передаче МЗКТ под контроль России.

При этом немалое число экспертов уверены, что все гораздо проще и речь, скорее всего, идет об обычном «распиле» казенных финансов высокопоставленными чиновниками. Ведь весьма трудно подсчитать, сколько реально понадобится времени и средств для разработки, испытаний и освоения производства специальных колесных шасси принципиально новой конструкции, и еще труднее определить, сколько денег будет при этом украдено.

Врагам на радость, друзьям на страх

Но какими бы ни были истинные причины информационной кампании против использования российскими военными белорусских колесных шасси, здравомыслящие военные специалисты не сомневаются, что реализация подобных планов гарантированно приведет к срыву программы перевооружения РВСН новыми подвижными грунтовыми ракетными комплексами. Любые отклонения в ходе этого процесса (в том числе и связанные с заменой колесной базы) неизбежно приведут к срыву графиков модернизации и не позволят России вовремя получить эффективные средства противодействия американской ПРО.

Тем более что, как считает Игорь Коротченко, разработать шасси для ракетных комплексов, аналогичные выпускаемым на Минском заводе колесных тягачей, из российских производителей вряд ли кто сможет, даже если на это будут выделены финансовые ресурсы. Отсюда вытекает, что разумной альтернативы разработкам МЗКТ, особенно в сегменте подвижных грунтовых ракетных комплексов, в России не существует и существовать, очевидно, в ближайшее десятилетие не будет. Не будет и никакой пересадки РВСН на «камазы». В противном случае «это будет прямой подрыв обороноспособности государства».

А следовательно, по словам того же Мидыхата Вильданова, учитывая, что основу перспективной группировки РВСН составят подвижные грунтовые ракетные комплексы «Тополь-М» и «Ярс» (а также «Рубеж» на базе шасси МЗКТ-79921. – Прим. автора), сохранение и наращивание сотрудничества России и Республики Беларусь в этой области стратегических вооружений представляет собой важнейшую государственную задачу.

И, если судить по упомянутому нами выше пресс-релизу Минобороны РФ, аналогичной точки зрения придерживается и высшее военно-политическое руководство Российской Федерации. Но это отнюдь не означает, что борьба за контроль над Минским заводом колесных тягачей завершена.

Давай, катай в КНДР или Китай

В пользу этого говорит и утечка информации с закрытого показа техники на прошлогоднем форуме российских вооружений «Армия-2015». Тогда «ВКонтакте» была опубликована фотография опытного седельного тягача колесной формулы 8×8 с защищенной кабиной, разработанного, по утверждению ряда блогеров, в рамках проекта «Платформа-О». Там же была вывешена фотокопия плаката с изображением всех перспективных машин данного проекта.

Из последовавших вслед за этим комментариев следовало, что машины эти предназначены для замены аналогичной продукции, которую сегодня выпускает Минский завод колесных тягачей. Предприятие в Минске, несмотря на хорошую репутацию, в глазах руководства РФ имеет один, но существенный «недостаток» – находится в другом, пусть и союзном, государстве.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Черная метка» для МЗКТ

В связи с этим правомерен вопрос: к чему новые информационные «сливы» о скорой замене белорусских СКШТ на российские? Ведь вопрос о колесных шасси для размещения подвижных грунтовых ракетных комплексов РВСН на обозримую перспективу вроде бы решен. На него, возможно, сам того не осознавая, предельно откровенно ответил главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

По его словам, «сливы» эти могут быть санкционированными сверху: ведь КамАЗ постоянно обвиняют в том, что он потратил большие суммы денег на «Платформу» и ничего не сделал. И раз уж пошли такие утечки, то в них могут быть «заинтересованы структуры повыше КамАЗа и Ростеха» (владельца автозавода). И вполне возможно, что последний «слив» – это «черная метка» белорусам: «Либо делаете, что надо, на наших условиях, либо будете все это в Китай и Северную Корею отправлять».

Таким образом, похоже, что мы имеем дело с новой информационной кампанией. Цель прежняя: «отжать» Минский завод колесных тягачей, дабы выполнение программы перевооружения Вооруженных сил РФ (и РВСН в особенности) не зависело от перемены настроений президента РБ Александра Лукашенко.

Тэги:

, , , , , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,