В ситуации падения конкурентоспособности белорусских тракторов на внешних рынках на МТЗ не желают принимать к рассмотрению перспективные технические разработки.

Согласно данным Белстата, в 2015 году белорусский экспорт сократился на 26% относительно 2014 года, до 26,685 млрд. долларов. В денежном выражении недобор составил 9,395 млрд. долларов. Среди товарных позиций, наиболее заметно повлиявших на снижение экспортных доходов страны, наряду с нефтью и нефтепродуктами, сжиженным газом, продукцией агросектора и грузовиками, значатся также и тракторы.

Статистическая отчетность свидетельствует о том, что за рассматриваемый период зарубежные поставки белорусских тракторов в натуральном выражении уменьшились без малого на 27%. Экспорт в страны СНГ упал почти на 26%, за его пределы – на 30%. Причем на долю государств Содружества (включая Россию) пришлось до 78% всех загранпоставок, собственно России – порядка 50%.

В связи с этим есть все основания полагать, что именно состояние конъюнктуры на российском рынке оказало определяющее влияние на результаты работы в 2015 году ОАО «Минский тракторный завод».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Белорусская экономика без реформ: отдых для интеллектуалов

Лучшие среди отстающих

По данным аналитической компании «АСМ-холдинг», рынок сельскохозяйственных тракторов России в январе – декабре 2015 года по отношению к соответствующему периоду 2014 года сузился на 39,2%. Общий объем продаж тракторов на нем за январь – декабрь 2015 года составил 26.852 ед.

При этом машин российских марок было реализовано только 2.610 ед., что на 24,3% меньше прошлогоднего, но их доля на рынке выросла с 7,8 до 9,7% вследствие опережающего падения продаж иностранной продукции. Продажи тракторов иностранных марок, собранных в России, (кроме МТЗ) сократились на 34,7%, до 1.473 ед. Продажи тракторов МТЗ российской сборки снизились на 4,6%, до 2.455 ед.

Падение продаж новых тракторов иностранных марок, ввезенных из-за рубежа, включая импортированные из Беларуси и Казахстана, относительно прошлогоднего уровня оказалось куда более значительным: они уменьшились на 45,7%, с 32,3 тыс. ед. до 17,5 тыс. ед.

Продажи новых тракторов иностранных марок, без учета импорта из Беларуси и Казахстана (в сумме 11.709 ед.), упали в 2,4 раза, до 5.814 ед., а их доля на рынке РФ сократилась с 31,8 до 21,7%. Существенно меньше сократился сбыт подержанных иностранных тракторов: на 23,0%, до 2.791 ед. Ввиду этого рыночная доля иномарок б/у выросла с 8,2 до 10,4%.

По этой же причине произошло увеличение с 41,3 до 43,6% рыночной доли продаж новых тракторов из Республики Беларусь и Казахстана. Здесь, очевидно, уместно будет отметить, что практически все «казахстанские» тракторы – это собираемые в режиме отверточной сборки модели МТЗ. С учетом данного обстоятельства общее количество тракторов МТЗ, проданных в России в 2015 году, можно оценить примерно в 14 тыс. ед.

Рыба ищет, где глубже

Как отмечают эксперты, в настоящее время движение конъюнктуры на российском рынке сельскохозяйственной техники и тракторов определяется двумя основными факторами.

С одной стороны, необходимостью обновления парка сельхозмашин и внедрения современных аграрных технологий. В настоящее время доля техники старше 10 лет в агросекторе РФ превышает 60-65%. С другой – бедственным финансово-экономическим состоянием многих российских сельхозпроизводителей (в настоящее время отмечается значительный уровень просроченной кредиторской задолженности предприятий).

Финансы оказывают определяющее влияние на рынок, и в 2015 году произошло значительное сокращение спроса российских аграриев на новую сельскохозяйственную технику. И в ближайшей перспективе ситуация вряд ли изменится к лучшему. Но даже если спрос снова пойдет в рост, не факт, что Минскому тракторному заводу удастся вернуть прежние позиции, когда свыше 85% продаж тракторов в России приходилось на модели МТЗ, а большинство тамошних предприятий, выпускающих тракторы, производили их по белорусской лицензии.

В среднесрочной перспективе Министерство экономического развития РФ намеревается переломить эту тенденцию и намечает рост производства сельскохозяйственной техники российской разработки. Так, в 2018 году прогнозируется рост производства тракторов на 14,9% относительно уровня 2015 года, зерноуборочных комбайнов – на 12,9%. Выход для Минского тракторного напрашивается сам собой: скорейшее освоение альтернативных внешних рынков. И на МТЗ, похоже, вполне осознают, что это нужно делать.

Как заявил недавно заместитель маркетинг-директора предприятия по коммерческой работе Александр Казакевич, в текущем году предполагается значительно увеличить поставки тракторов в страны Африки. «Однозначно» планируется увеличение продаж в Египте, Нигерии, Южно-Африканской Республике. Прорабатывается серьезный проект с Зимбабве. По данным СМИ, уже вскоре 800 тракторов будет поставлено в Южный Судан.

Не обделена вниманием и Азия. По информации того же Александра Казакевича, в 2016 году Минский тракторный завод планирует на треть увеличить продажи тракторов в Пакистане. Причем от поставки готовой техники намечается постепенно перейти к поставке тракторокомплектов, «делать акцент на сборочном производстве, более тесных кооперационных связях». В количественном плане планируется увеличить продажи с почти 3 тыс. тракторов в 2015 году до примерно 4 тыс. в 2016-м.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: МТЗ втрое сократил складские запасы

Трактор тоже должен меняться

На МТЗ вроде бы есть понимание того, что на старом техническом багаже экспортные поставки нарастить нереально. В 2015 году в рамках реализации Концепции развития тракторов и машин на период до 2020 года там велись работы над освоением выпуска новой продукции. В числе инновационных разработок можно назвать шасси «Беларус-92П» и малогабаритные тракторы мощностью 35-60 лошадиных сил для стран Юго-Восточной Азии.

Особо следует отметить создание техники для европейского рынка. В прошлом году туда было поставлено около 3.000 ед. техники на сумму 57,4 млн. долларов. И есть желание этот показатель увеличить. Но сделать это будет нелегко. C 1 января 2016 года в Европе ужесточены экологические требования к тракторам и введен в действие стандарт Stage IV.

Для того чтобы не только удержать свои позиции в Старом свете, но и нарастить там свое присутствие, на Минском тракторном заводе создаются новые модели тракторов, отвечающие новым требованиям. Это МТЗ 920.6, 922.6, 921.6, 923.6, 952.6, 1025.6 и 1220.6. На данный момент проведены их испытания, в том числе сертификационные. Поставки тракторов стандарта Stage IV в Европу планируется начать во II квартале текущего года.

В рамках перспективных работ также изготовлены опытные образцы колесного трактора общего назначения «Беларус-3522.6» с двигателем мощностью 355 л. с., отвечающего требованиям Stage IV. Кроме того, проведены исследования по установке на минских тракторах газодизельных двигателей Минского моторного завода мощностью 80-100 л. с.

Гораздо скромнее выглядят результаты работ по созданию техники с инновационными трансмиссиями, без которых о сколь-нибудь серьезном прорыве на зарубежные рынки говорить не приходится. На сегодняшний день выпущен и испытывается опытный образец трактора с электромеханической трансмиссией мощностью 350 л. с., также начаты испытания опытного образца машины «Беларус-4522» мощностью 450 л. с. с гидромеханической трансмиссией.

Тракторы эти пока находятся только в начале длительного пути, и результат от их внедрения (если он последует) будет получен даже не послезавтра. А ведь иностранные конкуренты так долго ждать не будут. Тем более что специалисты достаточно скептически относятся к возможности применения на сельскохозяйственных тракторах электромеханической трансмиссии. Надежную ее работу в условиях резкого перепада температур (от плюса к минусу и обратно), высокой влажности и загрязнения сегодня обеспечить нет возможности.

В контексте вышеизложенного совершенно непонятно, почему руководство МТЗ с завидным упорством игнорирует разработанную конструкторами предприятия еще в советские времена бесступенчатую гидрообъемную трансмиссию, до сих пор не имеющую мировых аналогов.

«Моцарты» и «сальери»

Если обратиться к истории вопроса, то окажется, что еще в 1959 году на МТЗ была начата разработка двух новых трансмиссий: с переключением передач на ходу (КППХ) и гидрообъемной (ГОТ).

Испытания КППХ не выявили никаких особых преимуществ как по сравнению с обычными механическими, так и с аналогичными зарубежными образцами. В связи с этим она была внедрена в производство в относительно небольшом объеме в 1984 году.

Заметно более многообещающей оказалась ГОТ, которая постоянно совершенствовалась по результатам испытаний. Отличительными особенностями разработанной на МТЗ конструкции ГОТ в двухпоточном варианте являются: высокий КПД (более 0,9), низкая чувствительность к загрязнениям в масле, применение обыкновенного моторного масла, оптимальное рабочее давление, отсутствие радиатора, сохранение работоспособности при низких температурах.

(Особо следует отметить отсутствие необходимости высокой точности изготовления деталей и относительно низкую себестоимость изготовления в целом – как ГОТ, так и системы автоматического управления для нее.)

Перспективной ГОТ было оснащено более 25 тракторов: МТЗ-50Б, МТЗ-80Б, МТЗ-82Б, МТЗ-80ХБ, и МТЗ-100Б. (Позже была также разработана конструкция и выпущена техническая документация на трактор МТЗ-142Б.) Необходимо отметить, что общий объем испытаний гидрообъемной трансмиссии на стендах и на тракторах в несколько раз превысил необходимый для того, чтобы принять решение о постановке ее на производство. При этом все упомянутые машины показали высокий технический уровень по КПД, уровню надежности и ресурсу.

По результатам заводских, ведомственных, межведомственных, сравнительных и государственных испытаний было установлено, что применение ГОТ конструкции МТЗ повышает производительность труда, экономит топливо, улучшает качество выполнения технологического процесса и условия труда, а при некоторых видах работ позволяет избежать ручного труда. Автоматизация же управления двигателем и трансмиссией, будучи простой и несложной, удваивает положительный эффект.

Перспективность проектных решений, заложенных в ГОТ собственной разработки, подтвердили и сравнительные испытания тракторов МТЗ-80Б, оснащенных ими, с американскими тракторами «Формол-656» и «Формол-1066» (также с ГОТ, но на базе узлов классической гидравлики). В результате испытаний было установлено, что по всем параметрам белорусские тракторы имели существенно лучшие показатели, чем указанные выше американские. Помимо прочего, у наших тракторов отсутствовали многие недостатки, свойственные зарубежным аналогам.

Однако, несмотря на достигнутые результаты (уровень которых в ряде случаев был гораздо выше мирового), вместо внедрения ГОТ в производство по непонятным причинам с подачи заводских начальников и при участии чиновников союзного уровня началась кампания по дискредитации разработки и разработчиков.

В результате были вынуждены уйти с завода многие ведущие специалисты. Фактически была выброшена уникальная отработанная техническая документация. Все, что за 20 лет было сделано по инновационной гидрообъемной трансмиссии, пошло насмарку. Основываясь на имеющейся информации, рискнем предположить, что причиной стала вульгарная ревность высокопоставленных посредственностей к талантливым людям.

Еще не поздно

Со времени описываемых событий прошло несколько десятилетий. Давно нет Советского Союза, «не при делах» главные действующие лица (некоторых из них уже нет в живых) этой драмы. Но, как это ни покажется парадоксальным, проблема создания эффективной бесступенчатой трансмиссии до сих пор не решена. Над нею по-прежнему безуспешно бьются ведущие тракторные заводы мира, но так и не могут обеспечить нужный КПД и ресурс.

Между тем в Беларуси это смогли сделать давным-давно, и время только подтвердило правоту разработчиков. Поэтому есть прямой резон возобновить работу над ГОТ конструкции МТЗ, используя сохранившуюся техническую документацию по ГОТ и творческий потенциал авторов идеи.

Они уверены, что при сравнительно небольших затратах труда конструкторов и испытателей (около 15-20 человеко-лет) за 2-3 года можно отработать и испытать усовершенствованную конструкцию ГОТ, внедрение которой в производство не потребует ни приобретения лицензий, ни технологий, ни импортных комплектующих. Что касается производственных площадей, то на МТЗ они имеются в избытке (например, на бывшем спецпроизводстве). Придется лишь прикупить немного не самых сложных станков.

Игра по-любому стоит свеч, так как результатом станет повышение конкурентоспособности продукции МТЗ и наращивание ее экспорта при одновременном наращивании цены тракторов как минимум на 30-50%, а в хлопковом и рисовом вариантах – даже в два раза. Одновременно следует ожидать значительного снижения издержек, так как экономия только конструкторского труда оценивается как минимум в 20-30 раз. А недорогая в обслуживании ГОТ длительное время будет вне конкуренции на мировом рынке.

При таких обстоятельствах промедление нынешнего руководства МТЗ с внедрением ГОТ выглядит по меньшей мере странно. Недальновидность его предшественников уже привела к потерям – как времени, так и технического уровня продукции: на протяжении 40 лет на заводе выпускается практически одна основная модель трактора. Результатом стали потери объемов экспорта, продаж и обесценение изделий.

Выгода же от положительного решения вопроса – около 200-300 млн. долларов США в год при возможности неограниченного экспорта тракторов на любые рынки. Но чем дольше руководство МТЗ и чиновники Минпрома будут тянуть волокиту, тем больше вероятность того, что плод труда наших талантливых соотечественников уплывет за рубеж. Уже сейчас их разработкой интересуются господа и товарищи из ряда стран.

 

 

Тэги:

, , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,