• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Конец 2015-го и начало текущего года прошли в борьбе правительства и президента РБ за выбор антикризисной политики на ближайшее будущее.

Правительство отстаивало план частичного реформирования действующей белорусской экономической модели. Президент настаивал на ее сохранении и развитии. Четыре встречи закончились закономерным результатом – победил президент.

Этот факт подтверждает Указ № 78 от 23 февраля, в котором представлены меры по повышению эффективности социально-экономического комплекса Беларуси. Меры, как это часто у нас бывает, представляют собой банальный набор давно набивших оскомину высочайших пожеланий, которые со времен советских пятилеток определяли традиционный план действий Госплана.

В частности, правительству поручено принять дополнительные меры для:

  • обеспечения прибыльной работы госпредприятий «при надлежащем качестве управления их активами и снижении себестоимости продукции не менее чем на 25%»; повышения платежной дисциплины во взаиморасчетах;
  • развития добросовестной конкуренции;
  • роста и диверсификации экспорта;
  • рационального импортозамещения;
  • ускоренного развития малого и среднего бизнеса с вовлечением его в экспорт и в импортозамещение;
  • привлечения иностранного капитала.

Первое, что бросается в глаза в данном указе, – это новая категория в лексиконе действующей практики госуправления – «социально-экономический комплекс». Что это за объект в системе госуправления и каковы параметры его объема и структуры, можно лишь догадываться. Но вот что точно невозможно сделать – так это рассчитать показатели эффективности функционирования несуществующего де-юре и де-факто объекта управления, а значит, и принять конкретные меры по их повышению.

Закон современного менеджмента гласит: «Управлять можно только тем, что количественно формализовано», т. е. представлено в виде числа. К сожалению, для белорусских чиновников законы рынка и тонкости менеджмента, видимо, неизвестны, поэтому они продолжают советские традиции по созданию экономических фантомов и требуют их исполнения от анонимных участников этого комплекса. Такова суть системы белорусского законотворчества и правоприменения, когда объектами и субъектами управления в ней одновременно являются чиновники, от которых президент требует проявления инициативы и креативности в своей деятельности. А то, что подобная креативность приводит всех остальных в правовой и экономический тупик, так это не важно. Как-нибудь потом, с помощью Комитета госконтроля и Уголовного кодекса разберемся в причинах невыполнения фантомных показателей.

Это в развитых странах законы пишут высокопрофессиональные юристы и экономисты, а исполняют – все остальные. У нас же, по советской привычке, законотворчество и правоприменение находятся в одних руках – в руках чиновников. Так дешевле и проще для ручного управления. Сам закон написал – сам же его и исполняешь. Парламент как декоративный законодательный орган нужен в этом случае лишь для утверждения правовых актов, написанных чиновниками для себя и для удобства их применения в собственных интересах.

Эта практика госуправления имеет глубокие исторические и экономические корни в далеком советском прошлом, откуда родом многие действующие институты молодого белорусского государства. Для того чтобы понять это, следует обратиться к истории возникновения многих концепций (основных понятий), определяющих становление и развитие советской экономической модели хозяйствования в первые годы существования СССР. Итак, в начале было слово.

Советизмы как родовая травма

Советизм – это слово или значение многозначного слова в русском языке, появившееся в лексике после 1917 года и, как правило, связанное с реалиями советского периода времени, ни на какие другие языки не переводимое и понятное лишь носителям «советского» языка. Другими словами, советизмы – родимое пятно советского периода в русской лексике. Например, колхоз, комсомол, субботник, прописка, перестройка и т. д. В экономике коммунисты создали свой новояз из советизмов, которые определяли сущность и отличие социалистической экономики от рыночной. Такие категории, как хозяйственный расчет (хозрасчет), себестоимость, рентабельность, до сих пор используются в отечественной экономике, невзирая на засилье англоязычных терминов во всех областях деятельности. Чтобы понять экономическую природу этих советизмов, нужно хорошо представлять себе цели, которые преследовали их творцы.

Капитализм – это рынок со своими законами и механизмами функционирования. Прежде всего, это рыночный закон соотношения спроса и предложения, определяющий соответствующий механизм ценообразования.

«В рынке цены не считают, в рынке цены наблюдают», – этот постулат капитализма категорически не устраивал коммунистов-ленинцев. В их понимании социализм как альтернатива капитализму нуждался в создании такой системы хозяйствования, в которой «невидимая рука рынка» была бы с успехом заменена рукой конкретного индивида – чиновника.

Ручное управление ценами в интересах государства стало центральной задачей социалистического способа хозяйствования, которую коммунисты-экономисты решили очень просто и элегантно. Для этого ими были позаимствованы основные категории (понятия) рыночного способа хозяйствования и творчески переработаны в советские аналоги-советизмы.

Так появилась категория-советизм «себестоимость», которая заменила категорию «нормируемые издержки, включаемые товаропроизводителем в отпускную цену продукта» при использовании широко известной в рынке модели ценообразования под названием «издержки плюс желаемое». Если в рыночной системе эти издержки нормировал и включал в цену сам производитель, который сам же определял «желаемое» в виде прибыли, ориентируясь на рыночную норму прибыльности своего продукта, то коммунисты с помощью категории «себестоимость» стали определять цены по единой для всех модели: «себестоимость плюс прибыль, определяемая на основе норматива рентабельности продукта».

Рентабельность же, как категория-советизм, в этом случае заменила рыночную категорию «прибыльность». Прибыль не могла быть целью производства в силу идеологической недопустимости ее приоритета в советской экономике. Но она является разновидностью дохода, который, как категория, не так резко диссонировал с идеологическими догмами компартии.

Рента – вид дохода владельца какого-либо ресурса (в данном случае – государства) при его передаче в пользование товаропроизводителю (госпредприятию). Этот вид дохода отражался в госбюджете в форме налога с госпредприятий и носил название «плата за фонды» (основные и оборотные) и устанавливался в процентах от их среднегодовой стоимости. Если прибыльность в рыночной экономике исчислялась как коэффициент отношения прибыли к издержкам, необходимым для ее получения, то рентабельность (доходность), в отличие от безразмерной прибыльности, стала исчисляться в советской экономике в процентах. Такая подмена экономических категорий с целью обеспечения идеологической чистоты социалистического эксперимента стала нормой в деятельности коммунистов-ленинцев.

В созданной ими в 20-е годы прошлого века модели ценообразования порядок исчисления и перечень издержек (текущих затрат), включаемых в себестоимость, а также нормативы рентабельности сначала определял Совнарком, а позднее – специальный государственный орган – Госкомцен СССР – в форме ежегодного постановления. Ручное регулирование цен при таком механизме ценообразования стало главным достоянием советской системы хозяйствования.

Себестоимость превратилась в «баян», на котором до сих пор наследники социализма играют нужную им мелодию путем включения-исключения отдельных издержек в ежегодно утверждаемый правительством перечень затрат, относимых на себестоимость. Достаточно вспомнить недавнюю утомительную и безрезультатную борьбу белорусского бизнес-сообщества с правительством по поводу включения в этот перечень затрат на дополнительное страхование и корпоративные системы обучения персонала, величину членских взносов в бизнес-ассоциации, благотворительную деятельность и др.

При действующем до сих пор советском механизме ценообразования чиновники вручную регулируют не только цены, но и величину прибыли в цене с помощью норматива рентабельности в своих интересах.

Ручное управление ценами было бичом советской экономики и, по сути, привело к ее краху вместе с Советским Союзом. Аналогичная ситуация сегодня складывается в белорусской модели хозяйствования, которая также использует ручное управление ценами с помощью категорий себестоимости и рентабельности. Практикуемая схема перекрестного субсидирования цен в ручном режиме в сельском хозяйстве, в ЖКХ, установления экспортных цен для продуктов питания уже привела эти отрасли к финансовому коллапсу.

Не менее яркая эпопея имела место в отношении истории применения еще одного советизма под названием «хозяйственный расчет». Для него, как и для любой другой экономической категории политэкономии социализма, были научно сформулированы принципы, правила и процедуры применения на советских предприятиях в виде ленинской политики хозрасчета.

Суть ее ярко выразил друг и соратник Ленина Николай Бухарин в своей работе «Заметки экономиста», посвященной итогам периода нэпа в СССР в 20-е годы прошлого века. «Ленинский хозрасчет – это кастрированный коммерческий расчет» – таково его определение. Другими словами, хозяйственный расчет как основополагающий социалистический метод хозяйствования был также заимствован коммунистами у капитализма и приобрел уродливую форму набора квазирыночных принципов в деятельности советских предприятий.

Хозрасчет как универсальный механизм социалистического хозяйствования до сих пор лежит в основе функционирования белорусских госпредприятий. Для того чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в их уставы, где принципы хозяйственной самостоятельности предприятий (самоокупаемость, самофинансирование, самоуправление) на словах, а не на практике, сочетаются с материальной заинтересованностью их коллективов и каждого отдельного работника в результатах своей хозяйственной деятельности, материальной ответственностью за эти результаты. Почему же экономические категории – советизмы до сих пор определяют сущность белорусской модели хозяйствования? Ответ лежит на поверхности: они позволяют в ручном режиме регулировать ее функционирование в интересах своего главного бенефициара – чиновника.

К любому заданию президента готовы

Требование президента снизить себестоимость на 25% только на взгляд простого обывателя кажется нереальным. Во-первых, пункт 1.1 указа, который это требование обозначил, не устанавливает конечного срока его исполнения, в отличие от остальных пунктов, привязанных к сроку один год. Во-вторых, методология использования этого показателя-советизма постоянно совершенствуется чиновниками в своих интересах.

За примерами далеко ходить не надо. Достаточно посмотреть на управленческую инновацию, которую они предложили использовать в действующем механизме калькулирования себестоимости продукции начиная с 2009 года.

Почему с 2009-го, а не раньше или позже? Да потому что в 2008 году грянул мировой финансовый кризис, который продолжается до сих пор, и нужно было «подстелить соломку» на будущее. И тогда, как это часто у нас бывает, «по просьбе трудящихся» было принято постановление Совмина РБ от 18.03.2009 г. № 327, которое предоставило организациям право не начислять амортизацию по основным средствам и нематериальным активам. Согласно комментарию Минэкономики, «сделано это было в связи с частыми обращениями отдельных организаций с просьбой о предоставлении права неначисления амортизации по объектам основных средств». Это решение рассматривалось как временная и исключительная мера, направленная на снижение себестоимости.

Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Поэтому в последующие годы, вплоть до текущего, 2016 года, действие постановления постоянно пролонгировалось.

«Начисление амортизации – применяемый во всем мире, в том числе предусмотренный Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), необходимый механизм возмещения затрат, понесенных на приобретение основных средств, – подчеркнули в пресс-службе министерства. – Амортизационные отчисления – это источник собственных средств, гарантированно получаемый в составе выручки от реализации».

И тут же поставили все с ног на голову, заявив, что «амортизационные отчисления необходимо рассматривать как важный источник инвестиций». А как же тогда вышеназванный постулат МСФО о том, что амортизация – это «необходимый механизм возмещения затрат, понесенных на приобретение основных средств»?

Весь мир считает инвестициями дополнительные вложения с целью получения дополнительной прибыли, а в Беларуси амортизацию – текущие издержки, связанные с износом основных средств и нематериальных активов при производстве продукта – теперь принято считать инвестициями.

Посмотрим, к чему приводит такая подмена категорий на практике и в чем здесь интерес чиновника-инноватора. На величину амортизационных отчислений снижается себестоимость продукции и «подушка» прибыли, начисляемая по нормативу рентабельности к издержкам в цене продукта. Т. е. цена продукта пропорционально снижается, что делает продукт более конкурентоспособным по цене. Становится возможным демпинговать на внешних рынках. Обвинения в демпинге стали нормой в отношении белорусских товаропроизводителей на рынках России и партнеров по СНГ. Ну и, что не менее важно, – можно рапортовать президенту о снижении себестоимости. Это плюсы для чиновников.

Что же касается самих предприятий, то здесь последствия такой новации, по мнению большинства экспертов, плачевны в настоящем и особенно в перспективе. Рассмотрим наиболее важные из них:

  1. Недоначисление амортизации влечет за собой нарастание некомпенсированного необходимыми финансовыми ресурсами физического и морального износа, а следовательно, необходимость поиска других, менее надежных или дорогостоящих источников финансирования для возмещения износа основных средств и нематериальных активов. В Беларуси таких источников, кроме кредитов банков, нет. А просроченная кредиторская задолженность предприятий уже стала проблемой для экономической безопасности государства.
  2. На сумму неначисленной и невозмещенной в составе выручки амортизации сокращаются собственные оборотные средства организации, которые могут быть использованы не только в качестве источника приобретения новых объектов основных средств, но и для возврата заемных средств, ранее привлеченных на инвестиционные цели. Недостаток собственных оборотных средств снова требует целевых заимствований у банков, проценты по которым приводят к удорожанию продукции предприятий-заемщиков.
  3. Данный подход к амортизации делает невыгодным применение механизма ускоренной амортизации, который в современной экономике способствует обеспечению постоянной модернизации основных средств и нематериальных активов, росту конкурентоспособности предприятий по критерию «качество продукции».
  4. Временное неначисление амортизации и непродление срока полезного использования приведет к еще большему увеличению амортизационных отчислений в будущем, что, соответственно, приведет к росту затрат на производство.

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! За что боролись, на то и напоролись! Современная экономика жестоко мстит тем, кто игнорирует ее законы. Ручное управление с помощью инструментария прошлого в виде советизмов позволяет его субъектам творчески совершенствовать их в своих интересах. Поэтому команда снизить себестоимость на 25% будет выполняться чиновниками неукоснительно на бумаге, как это принято в белорусской экономической модели, за счет манипулирования теми самыми фантомами-советизмами, на чем она и держится до сих пор.

Финансовая яма, в которую падает нереформированная белорусская экономика, бездонна, и падать в нее можно бесконечно долго.

Тэги:

, , , , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 15-19 июля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на текущей неделе может уменьшиться еще примерно на 0,5-1%. В понедельник 15 июля курс может сохраниться на текущем уровне. На прошедшей неделе мы прогнозировали рост курса доллара в том случае, если Дональд Трамп не предпримет меры по снижению курса. Президент США бездействовал, но его заменил глава ФРС Джером Пауэлл, который

Президент США хочет девальвировать доллар, Беларуси придется ответить

Чтобы поддержать экономику США перед президентскими выборами 2020 года, Дональд Трамп может прибегнуть к девальвации доллара посредством  проведения валютных интервенций. Это будет настоящая мировая валютная война, в которой жители Беларуси окажутся в числе пострадавших. Дональд Трамп еще 3 июля текущего года в твиттере написал, что Китай и Европа занимаются масштабными валютными манипуляциями и вливают деньги

Компенсация за налоговый маневр для Беларуси: как минимум, через несколько лет и с пакетными условиями

Налоговый маневр и поставки некачественной нефти уже затормозили темпы экономического роста в Беларуси. И если белорусским властям в ближайшее время не удастся договориться с Москвой о компенсации понесенных потерь, прогнозные показатели в 2019 году могут быть провалены. Рост ВВП в Беларуси, согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития страны на 2019 год, запланирован на уровне 4%.

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

Боевые самолеты: я тебе — ты мне

Поставляя за рубеж вооружения и услуги по их модернизации, белорусское руководство рассчитывает на открытие внутренних рынков стран-получателей и для своей продукции гражданского назначения. Беларусь до конца 2019 года модернизирует для Сербии четыре истребителя МиГ-29 по «братской цене», — заявил президент страны Александр Вучич по итогам недавнего визита в Минск, о чем сообщило сербское издание Informer.

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.