• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Новый порядок принятия к вычету НДС, вступающий в силу с 1 июля 2016 года, существенно усложнит процедуры налогового администрирования. В середине текущего года белорусский бизнес столкнется с его новой процедурой, которая в предлагаемом варианте выгодна государству, но не бизнесу.

Что предлагает государство

Предлагаемый Министерством по налогам и сборам проект постановления «Об установлении формы и формата электронных счетов-фактур…» (далее – проект) оставляет больше вопросов, чем ответов. Проект по счетам-фактурам по своей сути представляет собой техническое задание, выданное программистам для написания программного продукта, обеспечивающего электронный документооборот счетов-фактур по НДС. Зачем этот проект по счетам-фактурам нужен для бухгалтеров и экономистов, которые будут работать в этой программе, не совсем понятно. Да, в нем подробно прописана процедура заполнения электронных счетов-фактур по НДС, но при этом язык написания проекта по счетам-фактурам является преимущественно техническим и не всегда доступным для экономистов и бухгалтеров.

Кроме того, в проекте по счетам-фактурам не отражены многие актуальные вопросы, о которых будет написано ниже. Данные недоработки, по мнению автора, связаны с тем, что чиновники, пишущие нормативный акт, не всегда понимают, как этот правовой акт будет реализован на практике.

Например, объемный пункт в проекте по счетам-фактурам посвящен понятиям, используемым в нормативном документе. При этом, вместо того чтобы сократить перечень понятий и использовать общепризнанные термины, проект вводит новые и множит старые понятия, используемые в законодательстве.

Например, зачем вводится понятие «посредник», если такого отдельного понятия нет в Налоговом кодексе? Или зачем вводится два похожих понятия: «поставщик» и «продавец»? Сами понятия по своей сути и трактовке практически идентичны. Непонятно, в каком случае на практике каждое из этих понятий («поставщик» или «продавец») нужно использовать? Зачем вводить понятие «продавец», если в строке 9 электронного счета-фактуры указывается только «поставщик»? Зачем искусственно усложнять терминологию и не пора ли давно перейти на универсальные термины, используемые для всех нормативных документов?

Не до конца продуманы в проекте и технические вопросы. Например, непонятно, куда будут направляться и кто будет подписывать счета-фактуры за получателей, в том случае, если товар (работа, услуга) реализуется организации или физическому лицу, не являющемуся плательщиком НДС? У покупателей товаров (работ, услуг), работающих без уплаты НДС, просто физически не будет личного кабинета на портале МНС. Такой же вопрос возникает и при ввозе товаров из-за границы.

Отдельные вопросы возникают с формулировками, используемыми в проекте по счетам-фактурам. Например, что означает  предложение в пункте 18: «После подписания ЭЦП плательщик, получивший ЭСЧФ, получает право управления предъявленными (указанными) в ЭСЧФ суммами налога на добавленную стоимость посредством указания в графе 12 раздела 6 формы ЭСЧФ признаков дополнительных данных, которые могут проставляться покупателями объектов». Что это за управление суммами НДС? Это принятие НДС к вычету или что-то еще? Если принятие НДС к вычету, то почему так и не написать? А если это что-то другое, какое-то новое управление НДС, то тогда нужны дополнительные пояснения со стороны чиновников.

К сожалению, нужны дополнительные пояснения и по основным процедурным вопросам ведения электронных счетов-фактур по НДС. Как принимать к вычету НДС в случае технического сбоя на портале МНС РБ? Именно этот вопрос выглядит наиболее актуальным в первые месяцы введения нового порядка вычета НДС, но в проекте он не раскрыт.

При этом налогоплательщикам важно понять, что такое технический сбой, о котором ранее упоминало МНС РБ в своих комментариях. Кто и на основании каких документов будет проводить грань между техническим сбоем и злоупотреблением плательщика, не желающего оформлять электронный счет-фактуру? Будет оформляться каким-то документом налоговых органов (например, справкой или актом налоговых органов) факт технического сбоя? Как налогоплательщику доказать факт технического сбоя в связи с временным отсутствием интернет-соединения в населенном пункте, в котором базируется налогоплательщик? Как на практике будет решаться вопрос в случае несоответствия между данными электронных счетов-фактур по НДС и данными бумажных первичных бухгалтерских документов? Вычет НДС — по счетам-фактурам, а бухгалтерский учет — по бумажным документам, или как?

Все эти актуальные вопросы обязательно должны быть отражены в проекте по счетам-фактурам, иначе остается большая правовая дыра в вопросе законодательного регулирования электронных счетов-фактур по НДС. При этом налогоплательщики практически попадают в «электронный капкан» зависимости от портала МНС РБ в вопросе принятия к вычету НДС и бесправны перед возможными техническими сбоями.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Налоги-2016: экспериментальный НДС

Что делать бизнесу

Рубеж 1 июля 2016 года станет испытанием для всего белорусского бизнеса. Предлагаемая государством схема введения электронных счетов-фактур по НДС не дает пока ответа на многие актуальные вопросы, а поэтому на практике будет труднореализуемой и вызовет много проблем у бизнеса. При этом уже сегодня очевидно, что для минимизации последствий введения нового порядка вычета НДС бизнесу необходимо сконцентрироваться на решении двух вопросов.

Во-первых, необходимо решить организационный вопрос, связанный с порядком учета электронных счетов-фактур по НДС. Очевидно, что новая процедура налогового администрирования повышает трудозатраты на оформление и получение счетов-фактур по НДС. Следовательно, в зависимости от масштабов деятельности предприятия может потребоваться расширение штата бухгалтерии предприятия либо изменение должностных обязанностей действующих бухгалтеров.

Основные вопросы, которые необходимо будет контролировать после 1 июля 2016 года, это:

  • правильность выписки счетов-фактур при реализации товаров (работ, услуг);
  • подпись выписанных счетов-фактур покупателями товаров (работ, услуг);
  • получение и подпись счетов-фактур по приобретенным товарам (работам, услугам);
  • сверка электронных счетов-фактур по НДС с бумажными первичными бухгалтерскими документами;
  • ведение электронной книги покупок, учитывающей все полученные электронные счета-фактуры.

Для избежания ошибок в бухгалтерском и налоговом учете бизнесу необходимо будет вести двойной учет и контроль. Первая часть учета и контроля связана с движением, правильностью оформления и подписи электронных счетов фактур по НДС на портале МНС. Вторая часть учета и контроля связана с проверкой соответствия электронных счетов-фактур по НДС с данными в первичных — бумажных — бухгалтерских документах.

В силу физических возможностей (наличие на предприятии одного ключа электронной подписи) с порталом МНС сможет работать только один сотрудник предприятия, а следовательно, на него ложится вся работа по учету и контролю. Под силу ли сделать это одному человеку на крупном предприятии с многотысячным документооборотом — вопрос риторический, и он должен быть задан разработчикам предложений по электронным счетам-фактурам по НДС. Возможно, МНС РБ предложит вариант оформления нескольких электронных ключей для крупных предприятий. Хотя как это будет реализовано на практике без ущерба для контроля над электронным документооборотом счетов-фактур по НДС, пока непонятно.

Кроме того, перед бизнесом возникнет финансовый вопрос, связанный со сложностями подтверждения вычета НДС. Очевидно, что на первоначальном этапе возникнут проблемы с подтверждением вычета посредством электронных счетов-фактур НДС, так как данный процесс связан с решением многих технических задач и с учетом человеческого фактора.

Так, на сегодняшний день непонятны технические возможности портала МНС по оперативной обработке большого массива информации. Объем обрабатываемой информации труднопрогнозируемый, потому что невозможно точно оценить весь документооборот в государстве, связанный с НДС. В этой связи велика вероятность недооценки государством технических требований к оборудованию и линиям связи, обслуживающим портал МНС. При этом отсутствие нормативного документа, определяющего порядок работы в случае технического сбоя портала МНС, позволяет утверждать, что все технические проблемы будут решаться за счет налогоплательщиков, увеличивая их налоговую нагрузку по НДС.

Человеческий фактор также может стать причиной роста налоговой нагрузки по НДС. Любое нововведение требует времени для обучения бухгалтеров и экономистов. В этой связи неизбежны ошибки и сложности с оформлением электронных счетов-фактур по НДС в первые месяцы работы нового порядка вычета НДС. Нельзя исключать и фактор лжепредпринимательских структур, когда счета-фактуры по НДС не будут оформляться сознательно.

В результате белорусский бизнес должен быть готов к повторению ситуации октября 2014 года, когда импортерам в силу невозможности принятия к вычету НДС пришлось дополнительно перечислить в бюджет несколько триллионов белорусских рублей. В ситуации, когда новый порядок вычета НДС затронет всех налогоплательщиков, а не только импортеров, последствия для бизнеса могут быть более существенные, а сумма переплаченного НДС, скорее всего, будет на порядок выше. Окончательно об экономическом эффекте нового электронного порядка вычета НДС можно будет судить в октябре 2016 года после сдачи квартальных налоговых отчетов по НДС.

Обобщая изложенное, следует отметить, что прогрессивная в целом идея электронного документооборота в белорусской действительности потеряла свою привлекательность и фактически становится дополнительным обременением. Вместо поэтапного добровольного введения процедуры электронных счетов-фактур по НДС государство пошло на обязательную ускоренную, но не проработанную процедуру нового порядка вычета НДС, а вместо создания действительно взаимовыгодного для государства и бизнеса инструмента налогового администрирования — на одностороннее усиление налогового контроля.

При этом государство могло бы стимулировать и бизнес посредством признания электронных счетов-фактур по НДС безусловным фактом признания сделки, вне зависимости от контрагента – лжепредпринимателя или добросовестного плательщика. Только в этом случае бизнес получит надежную защиту от лжепредпринимательства, а введение электронных счетов-фактур станет выгодным и для бизнеса. В предлагаемом же варианте введения электронных счетов-фактур по НДС новая процедура налогового администрирования может стать последней непосильной ношей для белорусских предприятий, которая в итоге приведет к существенному сокращению деловой активности белорусского бизнеса в конце 2016 – начале 2017 года.

 

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 15-19 июля

Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на текущей неделе может уменьшиться еще примерно на 0,5-1%. В понедельник 15 июля курс может сохраниться на текущем уровне. На прошедшей неделе мы прогнозировали рост курса доллара в том случае, если Дональд Трамп не предпримет меры по снижению курса. Президент США бездействовал, но его заменил глава ФРС Джером Пауэлл, который

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Компенсация за налоговый маневр для Беларуси: как минимум, через несколько лет и с пакетными условиями

Налоговый маневр и поставки некачественной нефти уже затормозили темпы экономического роста в Беларуси. И если белорусским властям в ближайшее время не удастся договориться с Москвой о компенсации понесенных потерь, прогнозные показатели в 2019 году могут быть провалены. Рост ВВП в Беларуси, согласно основным параметрам прогноза социально-экономического развития страны на 2019 год, запланирован на уровне 4%.

Крупнейший игрок на белорусском рынке корпоративных облигаций Ласерта и сливается с депозитарием Промреестр

Компания Lacerta, лидер в сфере корпоративных облигаций, завершила сделку по слиянию с депозитарием «Промреестр». Сделка позволит компаниям увеличить отрыв от конкурентов в сегменте организации размещения и продаж долговых бумаг компаний, а также предоставить более выгодные условия для клиентов — как эмитентов, так и покупателей облигаций. В ближайшее время произойдет реорганизация ООО «Ласерта» и ООО «Промреестр».

Россия начинает денежное стимулирование экономики. Что делать Беларуси?

Банк России объявил о начале денежной поддержки экономики, что уже давно делают центробанки США, Евросоюза и Китая. Нацбанк РБ пока молчит, хотя банковская система страны и закрома Минфина просто лопаются от денег. В отличие от США и Евросоюза, центробанки которых открыто принимали программы смягчения своей денежной политики в целях поддержки экономики, Банк России ни о

Реформа белорусского госсектора: как заменить кнут на пряник?

Наконец-то белорусское правительство на официальном уровне признало, в чем корень проблем национальной экономики, — в госсекторе, который остается самым громадным в европейском регионе и самым неэффективным. Однако провести реформы госсектора быстро правительство Беларуси не может. Оно опасается негативных социальных последствий. Поэтому выбрало пошаговую тактику, без резких движений. Но даст ли медленная трансформация белорусского госсектора нужный

Нефтяной капкан

Ситуация с поставками некачественной российской нефти на белорусские НПЗ должна стать поучительным уроком для Беларуси. Нужно не заявлять, а наконец-то реально диверсифицировать поставки нефти, чтобы отечественные заводы снова не оказались в подобном положении. Белорусские НПЗ как вынужденные «фильтры» За последние десятилетия белорусские НПЗ впервые столкнулись с такой масштабной проблемой по вине российского поставщика трубопроводной нефти.

Зенитные ракетные комплексы: а что скажут в ОДКБ и НАТО?

Практически никто не сомневается в том, что одной из важных тем переговоров Александра Лукашенко и Реджепа Эрдогана во время визита белорусского лидера в Анкару были вопросы военно-технического сотрудничества. Хотя визит президента Беларуси в Турцию состоялся еще 16 апреля, в экспертном сообществе продолжают обсуждать его итоги. Несмотря на разногласия в деталях комментаторы единодушны в том, что