• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

В Беларуси в 2016 году бюджетные документы не предусматривали повышения ставок акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо. Однако жизнь заставила правительство решительно поменять планы: бюджет остро нуждается в деньгах.

Что касается «нефтяных» денег, то напомним: в белорусском бюджете-2016 они уже заложены – это 1,1 млрд. долларов от экспортных пошлин на нефтепродукты, а также определенная сумма от экспортной пошлины на нефть. Но эти расчеты сделаны исходя из цены нефти 50 долларов за баррель, в то время как с начала года цена нефти колеблется в районе 32-34 долларов за баррель. Так что, по-видимому, совсем скоро правительству придется перекраивать бюджетный сценарий-2016, а для этого – уже теперь искать дополнительные источники денег.

Акциз – лакомый источник для бюджета

Повысить акцизы на автомобильное топливо на 50% в этом году предложило Министерство финансов. Кстати, год назад Минфин, пытаясь найти дополнительные источники пополнения госказны, тоже предлагал повысить акцизы на автомобильное топливо примерно на 20% (в течение 2015 года в 2 этапа – по 10%), но тогда предложение фискального ведомства правительство не поддержало.

По данным БЕЛРЫНКА, в этом году вопрос повышения акцизного налога на автомобильное топливо тоже вызвал неоднозначную реакцию в профильных структурах. В частности, Минэкономики посчитало данное решение экономически нецелесообразным на фоне падения цен на нефть и с учетом необходимости скорейшего завершения основных этапов модернизации отечественных НПЗ. Однако теперь все иные доводы были бессильны перед главным аргументом: бюджету нужны деньги.

В этом году вопрос повышения акцизов на моторное топливо на 50% изначально рассматривался с условием не трогать розничные цены на бензин и дизтопливо на внутреннем рынке. Так что А. Лукашенко, заявив на совещании по вопросам налоговой и акцизной политики 22 февраля, что не против повышения акцизов на топливо, но при условии, чтобы это не касалось населения, напрасно акцентировал на этом внимание: правительство придерживалось такой установки изначально.

Справка БЕЛРЫНКА
В Беларуси розничные цены на бензины в последний раз повышались с 13 января 2015 года, – тогда они были повышены в среднем на 4,7%. Это было первым и единственным повышением цен на автомобильное топливо в 2015 году.
В 2014 году цены повышались 4 раза, в 2013 году концерн «Белнефтехим» 5 раз повышал цены, мотивируя свои решения в основном необходимостью частичной компенсации повышения ставок акцизного налога.

Недолгие «каникулы»

Налоговые «каникулы» для нефтяников были недолгими. Благодарить за них белорусские нефтяники должны стартовавший в 2015 году в России налоговый маневр в нефтяной отрасли, в результате чего российская нефть для Беларуси подорожала примерно на 13%. Причем это подорожание произошло на фоне неблагоприятной для НПЗ нефтяной конъюнктуры. Если бы не господдержка, это могло бы не только подорвать экономику НПЗ, но и остановить масштабные планы по их модернизации.

Для поддержки отечественных НПЗ правительство вынуждено было снизить акцизы на нефтепродукты сразу на 22%. (Напомним, в 2015 году ставки акцизов на автомобильный бензин снижены на 11,3% по сравнению со ставками акцизов, действовавшими в 2014 году, а на дизельное и судовое топливо – на 34,1%).

Сначала правительство хотело обойтись «малой кровью»: оно собиралось снизить акцизы на нефтепродукты и одновременно повысить цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке на 10%. Но такой «маневр» не прошел: А. Лукашенко запретил повышать ценники. В результате правительство вынуждено было пойти на радикальное снижение ставок акцизов на нефтепродукты без компенсационной меры для бюджета.

Справка БЕЛРЫНКА
Первый замминистра по налогам и сборам Беларуси Игорь Клепча на пресс-конференции 12 февраля отметил, что наиболее напряженно в 2015 году складывалось формирование доходов бюджета по акцизам. По сравнению с 2014 годом бюджет недобрал почти 5 трлн. рублей в сопоставимых ценах. По его словам, в основном это связано с сокращением поступления акцизов на автомобильное топливо по причине снижения ставок и объемов реализации нефтепродуктов.

НПЗ сработали с прибылью

Для белорусских НПЗ в новых условиях налогового маневра и падения экспортных цен на нефтепродукты важно было не только удержать свои позиции на рынке, но при этом еще и продолжить программы модернизации.

Итоги-2015 свидетельствуют, что в условиях падения цен на нефть примерно на 30%, а также снижения экспортных цен на нефтепродукты белорусские НПЗ не просто выстояли, но смогли даже получить неплохую прибыль (благодаря в том числе налоговым «каникулам»).

В частности, Мозырский НПЗ в 2015 году переработал рекордный объем – 12,290 млн. тонн (в 2014 году – 12,225 млн. тонн). Общий объем экспорта завода в прошлом году составил около 2,5 млрд. долларов против 2,8 млрд. долларов в 2014 году. Чистая прибыль завода составила, по оценкам, около 221 млн. долларов. Результаты работы «Нафтана» заметно скромнее. В 2015 году «Нафтан» переработал 10,71 млн. тонн нефти, в то время как в 2014 году – 10,3 млн. тонн. При этом Новополоцкий НПЗ заработал в прошлом году всего лишь 0,6 доллара прибыли на тонне переработанной нефти. Это предприятие вынуждено за счет низких цен на химическое сырье субсидировать ОАО «Могилевхимволокно» и «Полимир», вследствие чего ежемесячно теряет как минимум 10 млн. долларов.

СПРАВКА БЕЛРЫНКА
Беларусь увеличила экспорт нефтепродуктов в 2015 году на 23% по сравнению с 2014 годом до 16,794 млн. тонн. В стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов из Беларуси сократился на 30% до 6,757 млрд. долларов. Наиболее крупные объемы нефтепродуктов Беларусь поставила в Великобританию – 7,790 млн. а тонн (+ 125% к уровню 2014 года) на сумму 2,871 млрд. долларов (+23%), Нидерланды – 2,910 млн. тонн (+29%) на сумму 886,6 млн. долларов (минус 28%), в Украину – 3, 214 млн. тонн (-7%) на сумму 1,707 млрд. долларов (-46%).

Между тем самая насущная задача для обоих НПЗ сегодня – поскорее завершить основные этапы модернизации, что позволит им повысить глубину переработки нефти с нынешних 70-73% до 90%, а значит, и увеличить прибыль от продажи топлива. Сроки не изменились: «Нафтан» должен завершить утвержденную программу модернизации в 2016 году, Мозырский НПЗ – в 2017 году. Ход модернизации обоих заводов находится под патронатом правительственного куратора белорусского ТЭК Владимира Семашко.

Мозырский НПЗ в 2015 году инвестировал в модернизацию более 240 млн. долларов. Сейчас завод строит четыре объекта, три из них должны финишировать в первом и втором квартале 2016 года. Также в 2015 году завод приступил к самому масштабному в своей истории проекту – строительству комплекса гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков (H-oil) стоимостью 1,66 млрд. долларов (с НДС). Пока завод финансирует этот инвестпроект в основном из собственной прибыли, а также привлекает кредитные ресурсы. Но основные капиталовложения по проекту предстоит сделать в 2017 году, когда начнутся поставки основного оборудования. Собственных средств явно не хватит, тем более что, по прогнозам, из-за падения цен на нефть в этом году может снизиться и прибыль завода.

Ранее Мозырский НПЗ согласовал со Сбербанком РФ и Внешэкономбанком возможность привлечения кредитных ресурсов в объеме около 450 млн. долларов для строительства комплекса. Но российский Сбербанк и ВЭБ попали под санкции, что может затруднить реализацию проекта. Сейчас руководство завода продолжает переговоры с банками и рассчитывает найти взаимоприемлемую форму кредитных отношений, чтобы избежать заминки в реализации проекта.

Впрочем, как рассказал корр. БЕЛРЫНКА источник в профильном ведомстве, правительство не сомневается в том, что Мозырский НПЗ в условиях повышения акцизов на топливо сможет продолжить модернизацию. В то же время серьезные сомнения имеются относительно таких же возможностей у «Нафтана».

Правительство поставило перед «Нафтаном» жесткие сроки по скорейшему завершению основных этапов модернизации. В 2015 году «Нафтан» занимался реализацией двух крупных инвестпроектов, направленных на повышение глубины переработки нефти. В декабре 2016 года завод должен завершить строительство установки замедленного коксования. Потребность в финансировании для завершения проектов «Нафтана» составляет 700 млн. долларов при общей стоимости программы развития более 2 млрд. долларов.

И хотя на совещании по налоговой и акцизной политике 22 февраля с участием А. Лукашенко в контексте повышения акцизов на автомобильное топливо прозвучало, что для НПЗ будут предложены компенсационные меры, пока на этот счет чиновники не питают больших иллюзий. По данным БЕЛРЫНКА, на данном этапе речь идет лишь о возможности выделения льготных кредитов для «Нафтана», чтобы завод смог продолжить модернизацию.

Устоят ли ценники на бензин?

Достаточно ли этих мер, чтобы в новых условиях НПЗ не провалили планы по модернизации, сказать сложно.

Пока экономику НПЗ «подкашивает» экспорт мазута, который приносит сплошные потери. И хотя вице-премьер В. Семашко распорядился с 1 февраля использовать мазут на ТЭЦ в качестве альтернативы природному газу, выполнить это распоряжение пока не получилось. Минфин категорически против: запрет на экспорт мазута лишает бюджет поступлений от экспортных пошлин, а найти им компенсацию пока не получается – для этого нужно, чтобы энергетики поделились своей маржой, если будут сжигать вместо газа мазут. По данным БЕЛРЫНКА, пока продолжается поиск компромисса между интересами бюджета и отраслевых ведомств, НПЗ несут убытки.

Если решение и этого вопроса затянется, то, как можно предположить, уже скоро появятся лоббисты повышения розничных цен на автомобильное топливо на внутреннем рынке.

Кстати, в конце 2015 года «Нафтан» инициировал такую попытку, правда, безуспешно. Нельзя исключить, что в этом году к такой инициативе может присоединиться госоператор розничного рынка автомобильного топлива – компания «Белоруснефть». БЕЛРЫНОК писал, что в прошлом году из-за резкой девальвации российского рубля четко обозначился диспаритет цен на горючее в России и Беларуси, вследствие чего российское топливо хлынуло на белорусский рынок.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Российский подарок для белорусских автолюбителей

Согласно статданным, в прошлом году Беларусь увеличила импорт нефтепродуктов в 3,9 раза – до 1,652 млн. тонн. Увеличение импорта по этой позиции произошло в первую очередь из-за резкого роста поставок российских нефтепродуктов. В 2015 году в Беларусь было поставлено из России 1,627 млн. тонн нефтепродуктов – в 4,3 раза больше, чем за 2014 году.

Участники рынка отмечают, что в арсенале российских компаний достаточно маркетинговых инструментов, чтобы привлечь белорусского потребителя на свою сторону. У «Белоруснефти» таких возможностей гораздо меньше, поэтому российские конкуренты постараются потеснить госоператора на местном рынке. При этом конкурентная борьба за отечественного потребителя разворачивается на фоне рекордного падения продаж автомобильного топлива на белорусском рынке: в 2015 году они снизились примерно на 20%.

Справка БЕЛРЫНКА
Согласно анализу экспертов агентства РИА Рейтинг медиагруппы «Россия сегодня», цены на бензин в России на начало 2016 года остаются одними из самых низких среди 33 стран Европы. По сравнению с началом 2015 года Россия уступила первенство по этому показателю лишь Казахстану. Литр 95-го бензина в РФ на начало 2016 года стоил 36,8 рубля, в Казахстане – 29,4 рубля. По сравнению с показателем годом ранее цены на бензин-95 в России выросли на 4,7%, в Казахстане при этом снизились на 11,4%. Вслед за Россией в рейтинге следует Беларусь со средней ценой на уровне 46,3 рубля за литр.

Самый дорогой бензин продается в Нидерландах, в пересчете на российский рубль литр стоит в среднем 124,3 рубля. В пятерке стран с самым дорогим бензином на начало 2016 года также расположились Италия – 122,7 рубля за литр бензина – и одна из ведущих нефтедобывающих стран Европы – Норвегия – 119,7 рубля за литр бензина (Норвегия, в последние годы занимавшая последнее место рейтинга с самым дорогим бензином в Европе, в 2016 году утратила «лидерство» из-за девальвации кроны, вызванной падением нефтяных доходов).

На четвертом месте находится Финляндия — 118,6 рубля за литр бензина, а замыкает пятерку стран с самым дорогим бензином Греция — 118,1 рубля за литр.

Самое дорогое дизельное топливо продается в Великобритании – 117,3 рубля за литр, Швеции и Италии – по 108,9 и 106,3 рубля за литр соответственно. Самое дешевое дизельное топливо продается в Казахстане — 32,5 рубля за литр, в России — 35,5 рубля за литр и в Беларуси — 47,8 рубля за литр.

По сравнению с показателем на начало 2015 года быстрее всего из европейских стран дорожал бензин на Украине, что объясняется экономическими проблемами и падением курса национальной валюты. Цены в стране увеличились на 14,7%.

При этом самое сильное снижение цен наблюдалось в Польше (-12,6%), Словакии (-11,7%) и Казахстане (-11,4%).

В Европе в среднем за год бензин подешевел на 3%, хотя в некоторых странах сокращение цен превышало 10%. «Падение цен в Европе было обусловлено снижением нефтяных цен, однако отметим, что топливо в Старом Свете дешевело значительно медленнее, чем сырье для его изготовления… Отчасти, такая разница в темпах обусловлена большой долей налогов в стоимости бензина. Цена бензина без учета налогов снизилась в странах ЕС за год на 10% (в евро), хотя с учетом налогов только на 3%. При этом доля налогов в цене европейского бензина за год увеличилась почти на 3 п.п. – до 67,4% против 64,7% годом ранее», – отмечают эксперты.

Cправка БЕЛРЫНКА
Правительство РФ внесло в Госдуму законопроект о внеплановом повышении акцизов на бензин и дизтопливо. С идеей о повышении акцизов на топливо в начале февраля выступил Минфин, который за счет увеличения налоговой нагрузки на нефтяную отрасль добивается покрытия дефицитного бюджета этого года.
Согласно проекту, с 1 апреля 2016 года ставка акциза в расчете на 1 л бензина вырастет на 2 рубля, дизтоплива – на 1 рубль. Так, ставка акциза за тонну бензина «Евро-5» вырастет с 7,53 тыс. до 10,13 тыс. рублей, за тонну дизтоплива – с 4,15 тыс. до 5,293 тыс. рублей. В России традиционно акцизы меняются раз в год. С 1 января 2016 года они уже повышались: на 26,6% по бензину и на 16,9% по дизтопливу. По оценкам руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ Игоря Артемьева, повышение акцизов добавит к росту цен на бензин 2-3 %.

 

 

 

Тэги:

, , , , , , , , , ,

Призыв 2020: Лукашенко подписал указ о призыве на строчную службу и увольнение в запас

Александр Лукашенко 17 февраля подписал указ №55 «Об увольнении в запас и призыве на срочную военную службу, службу в резерве». Документом предусматривается призвать в феврале — мае 2020 года на срочную военную службу, службу в резерве граждан Беларуси мужского пола, которым ко дню призыва исполнилось 18 лет и которые не имеют права на отсрочку, а

Прогноз курса рубля на неделю 17-21 февраля

Курс доллара на БВФБ на текущей неделе может взять паузу, и даже снизиться на 0-0,5% перед новым подъемом. Российский рубль может немного подорожать, а евро – подешеветь. В понедельник 17 февраля курс доллара, возможно, вырастет на доли процента. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже вырос в соответствие с прогнозом: на 1%,

Курсы валют развернулись на торгах 18 февраля на БВФБ: доллар — выше 2,2 рубля

Во вторник, 18 февраля, на Белорусской валютно-фондовой бирже прошли первые торги иностранными валютами на текущей неделе. По итогам торгов на БВФБ 18 февраля 2020 года сложились следующие курсы: курс доллара США вырос по сравнению с предыдущими торгами 0,0086 BYN (+0,39%) и был зафиксирован на уровне 2,2030 BYN/USD; курс евро вырос на 0,0080 BYN(+0,34%) и по итогам

Сколько нефти нужно Беларуси?

Ответить на этот вопрос невозможно, не зная ответа на еще один вопрос: а по какой цене? Так что сейчас оба вопроса звучат риторически..Но уже очевидно, что в этом году белорусским НПЗ придется забыть о переработке 24 млн.тонн нефти, на что «заточены» их модернизированные мощности. Более того, проблематичной окажется для них загрузка даже 18 млн. тонн,

Первый месяц нефтяного кризиса обошелся Беларуси в 0,5 млрд. долларов

В январе текущего года валютные депозиты населения и предприятий, а также валютные резервы РБ сократились на 503 млн. долларов. Это было вызвано,  снижением доходов НПЗ и бюджета от экспорта нефтепродуктов, а также значительными объемами погашения государственного долга. Беларусь не прожила еще и двух месяцев в условиях новых отношений с Россией на рынке нефти, а финансовые

Фиаско белорусского президента

Новому правительству России сейчас не до Беларуси, так как оно собирается значительно увеличить объемы финансирования национальных проектов и ищет необходимые для этого ресурсы. Беларуси, скорее всего, уготована роль не получателя денег, а одного из источников средств для подъема российской экономики. Поражение потерпел президент Беларуси на встрече с российским президентом 7 февраля. Александр Лукашенко рассчитывал, что

Зенитные ракетные комплексы: похоже только название

Творчески используя советский опыт, предприятия белорусского ВПК создают средства ПВО, отвечающие современным требованиям и конкурентные по цене. Летные испытания зенитной управляемой ракеты (ЗУР) для разработанного в Беларуси зенитного ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности “Бук-МБ3К” пройдут в ближайшее время. Об этом сообщил 31 января представителям СМИ председатель Государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпрома) Роман Головченко. По его словам,

Выдержит ли Беларусь испытание нефтяной альтернативой?

Затянувшийся спор об условиях поставок нефти в Беларусь вряд ли завершится ожидаемыми уступками со стороны крупнейших российских поставщиков. Понимая это, Минск, не дожидаясь времени «Ч», — завершения к 2024 году налогового маневра – продолжает искать альтернативные источники и маршруты импорта сырья. Поиски альтернативы похвальны, но представляют ли белорусские власти цену, которую придется за это заплатить?