• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Похоже, власти окончательно запутались в показаниях о том, на сколько именно население возмещает стоимость коммунальных услуг.

Напомним хронологию свидетельств.

Фокус с разоблачением

После январского подорожания коммунальных услуг министр экономики Владимир Зиновский напомнил о графике дальнейшего повышения тарифов. «Возмещение тарифов на ЖКУ населением планируется осуществить в три этапа, – заявил Владимир Зиновский на заседании президиума Совмина 9 февраля. – Конец 2016 года – выход на 50% возмещения затрат, конец 2017 года – на 75%, к концу 2018 года — на 100%».

Из этого следует, что и после 60-70-процентного, а кое-где – и двукратного «утяжеления» жировок в январе население все равно не дотягивает до возмещения даже половины затрат.

В подтверждение этой теории правительство издало постановление № 117 от 12 февраля 2016 года, которым установило предельно допустимые планово-расчетные цены на жилищно-коммунальные услуги на 2016 год.

Из него следует, что до конца года вода в Минске может подорожать до 11,4 тыс. BYR за 1 куб.м (при нынешнем тарифе порядка 9 тыс. BYR), а в Гомельской и Могилевской областях – до 15, 2 тыс. BYR за 1 куб. м.; тепловая энергия – до 1,1-1,2 млн. BYR за 1 гКал (при нынешнем полном тарифе 855 тыс. BYR, а субсидируемом – 133,4 тыс. BYR); техобслуживание – до 1.155 BYR за 1 кв. м (при нынешнем субсидируемом тарифе 999 BYR и 2.100 BYR – полном). Подорожанием грозят и твердые бытовые отходы. И все это подается в привязке к прогнозному среднегодовому курсу доллара 22.719 BYR и прогнозной инфляции 15,1%.

Однако через 3 дня после заявления Зиновского со слов министра ЖКХ Александра Терехова граждане узнали, что население уже возмещает почти 100% затрат. Только по отоплению сильно отстает. «Все услуги, кроме отопления, уже приближены к 100-процентному уровню возмещения затрат, – сказал министр в эфире ОНТ. – Если брать по водоснабжению, это уже 70%. Если брать по техническому обслуживанию, то это почти 85%. То есть осталась одна услуга, которая нам доставляет серьезный довесок, – это теплоснабжение… Теплоснабжение население возмещает 15% от реальной стоимости услуги».

Но почему тогда стоимость этих же услуг должна до конца года значительно вырасти, чтобы «приблизиться» к 50% от себестоимости?

Казалось бы, момент истины настал во время общения президента с главой Комитета госконтроля на скандальном совещании 22 февраля, когда страна узнала, что январские тарифы были назначены «от балды». Тогда же из уст Лукашенко прозвучали такие правильные слова о непроизводственных расходах, включенных в тарифы.

«Я дал задание чиновникам подсчитать точно, сфотографировать, как нас в советской школе учили, помнишь? По технологии пройтись. Что оказалось? Что население в два раза больше платит денег: не 40% покрытия оказалось, а 80% население платит. При наших-то тарифах», – продолжил тему президент в разговоре с российским послом Александром Суриковым 23 февраля.

Коммунхозы якобы сплошь жульничают, завышая расходы с расчетом на то, что им компенсируют их из бюджета. «Чем больше напишут, тем больше компенсируют», – разоблачил систему ЖКХ Лукашенко.

В подтверждение того, что слова президента о наручниках прозвучали не просто так, Департамент финансовых расследований КГК 24 февраля сообщил о возбуждении 13 уголовных дел в отношении должностных лиц предприятий системы ЖКХ. «Действиями должностных лиц, попавших в поле зрения правоохранителей, причинен существенный вред государственным и общественным интересам в жилищно-коммунальной сфере, в том числе нанесен ущерб гражданам Беларуси в особо крупном размере», – сообщил представитель КГК Юрий Кардымон.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: «Коммуналка» за январь: что-то не сходится в расчетах

И снова «от балды»?

Оставим пока мечты о возвращении старых тарифов и о том, кто и как будет возмещать гражданам «ущерб в особо крупном размере». Запомним названные президентом цифры: 80% реального возмещения против 40% виртуального.

Виртуальная реальность, представленная в жировках, оказалась еще богаче, чем на словах. Многие жильцы квартир в Минске получили квитанции, в которых значилось, что они возместили 130% и более себестоимости услуг. Автора этих строк, напротив, известили о том, что за январь она компенсирует всего 19,6% затрат, притом что общий счет увеличился с 213 тыс. до 323 тыс. BYR. Стопроцентная же стоимость коммунальных услуг для типовой «двушки», по версии расчетно-справочного центра, составила 1 млн. 262 тыс. BYR.

В Мингорисполкоме заявили, что возмещение свыше 100% – это ошибка в расчетах, и в февральских квитанциях она исчезнет. Но что же тогда означает возмещение ниже 20%? Еще одна ошибка, то самое «жульничество», за которое возбуждены уголовные дела, или просто цифры «от балды»?

Допустим, «от балды». Но ведь указы у нас подписывают вроде как осмысленно? Тогда как объяснить такой поворот: на следующий день после разгромного совещания и обнародования Александром Лукашенко процента возмещения затрат населением – 80% – опубликован Указ президента № 78, а в нем – старая песня о текущем возмещении ниже 50%?

«Обеспечить в 2016 году снижение затрат организаций, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, и своевременное принятие решений по достижению уровня их возмещения тарифами для населения в размере 50 процентов по всему комплексу названных услуг», – поручает президент Совмину, облисполкомам и Мингорисполкому в Указе № 78 «О мерах по повышению эффективности социально-экономического комплекса Республики Беларусь» от 23 февраля 2016 года.  Где логика? Или теперь тарифы будут понижать?

Понятно, что вся эта «ахинея относительности» возникает от неспособности просчитать реальные производственные затраты на оказание ЖКУ, а та, в свою очередь, – от перекрестного субсидирования, этой порочной привязки ЖКХ к бюджету, когда непонятно, закладывать ли в тариф расходы на содержание ведомственных санаториев и долги сельхозорганизаций либо все же воздержаться.

Для сравнения упомяну не менее порочную систему ЖКХ в Казахстане: сеть полностью приватизированных монопольных предприятий, единственным донором которых являются потребители. Ни о каком бюджетном субсидировании там и речи нет, тарифы устанавливаются после общественных слушаний под контролем антимонопольных органов, при этом население убеждено (и небезосновательно), что с него трясут не 100%, а все 150% затрат.

Так вот, приведу в пример актуальные – после январского повышения – тарифы для физлиц в Павлодарской области. Электроэнергия с учетом НДС – 10,95 тенге за 1 кВт·ч. В переводе на белорусскую валюту это 678,5 BYR против 1.188 BYR субсидированного (!) тарифа в Беларуси.

Водоснабжение плюс канализация с учетом январского подорожания обходится павлодарцам в 45,4 тенге за куб. м. В переводе это 2,8 тыс. BYR – примерно столько же, сколько до недавнего времени стоила субсидированная вода в Беларуси. Но сегодня белорусы платят в 3,5 раза больше.

И заметьте: в отличие от белорусов, казахстанских потребителей ЖКУ не упрекают в том, что они сидят у кого-то на шее. В Беларуси же, как бы ни росли коммунальные тарифы, граждане все равно остаются в долгу у государства.

 

 

Тэги:

, , , , , , , , , , , , , , ,

Фиаско белорусского президента

Новому правительству России сейчас не до Беларуси, так как оно собирается значительно увеличить объемы финансирования национальных проектов и ищет необходимые для этого ресурсы. Беларуси, скорее всего, уготована роль не получателя денег, а одного из источников средств для подъема российской экономики. Поражение потерпел президент Беларуси на встрече с российским президентом 7 февраля. Александр Лукашенко рассчитывал, что

Прогноз курса рубля на неделю 17-21 февраля

Курс доллара на БВФБ на текущей неделе может взять паузу, и даже снизиться на 0-0,5% перед новым подъемом. Российский рубль может немного подорожать, а евро – подешеветь. В понедельник 17 февраля курс доллара, возможно, вырастет на доли процента. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже вырос в соответствие с прогнозом: на 1%,

Дорогая нефть заставила: правительство ищет новые драйверы экономического роста

Налоговый маневр, превративший белорусскую «нефтянку» из курицы, несущей золотые яйца, в проблемный актив, обострил вопрос поиска новых точек роста национальной экономики. Дискуссия на эту тему состоялась 6 февраля на заседании Республиканского клуба директоров, который создан при Бизнес-союзе предпринимателей и нанимателей им. Кунявского. Минэкономики: главное – не темпы, а качественный рост ВВП Заместителю министра экономии Беларуси

Зенитные ракетные комплексы: похоже только название

Творчески используя советский опыт, предприятия белорусского ВПК создают средства ПВО, отвечающие современным требованиям и конкурентные по цене. Летные испытания зенитной управляемой ракеты (ЗУР) для разработанного в Беларуси зенитного ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности “Бук-МБ3К” пройдут в ближайшее время. Об этом сообщил 31 января представителям СМИ председатель Государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпрома) Роман Головченко. По его словам,

Фиаско белорусского президента

Новому правительству России сейчас не до Беларуси, так как оно собирается значительно увеличить объемы финансирования национальных проектов и ищет необходимые для этого ресурсы. Беларуси, скорее всего, уготована роль не получателя денег, а одного из источников средств для подъема российской экономики. Поражение потерпел президент Беларуси на встрече с российским президентом 7 февраля. Александр Лукашенко рассчитывал, что

Зенитные ракетные комплексы: похоже только название

Творчески используя советский опыт, предприятия белорусского ВПК создают средства ПВО, отвечающие современным требованиям и конкурентные по цене. Летные испытания зенитной управляемой ракеты (ЗУР) для разработанного в Беларуси зенитного ракетного комплекса (ЗРК) средней дальности “Бук-МБ3К” пройдут в ближайшее время. Об этом сообщил 31 января представителям СМИ председатель Государственного военно-промышленного комитета (Госкомвоенпрома) Роман Головченко. По его словам,

Выдержит ли Беларусь испытание нефтяной альтернативой?

Затянувшийся спор об условиях поставок нефти в Беларусь вряд ли завершится ожидаемыми уступками со стороны крупнейших российских поставщиков. Понимая это, Минск, не дожидаясь времени «Ч», — завершения к 2024 году налогового маневра – продолжает искать альтернативные источники и маршруты импорта сырья. Поиски альтернативы похвальны, но представляют ли белорусские власти цену, которую придется за это заплатить?

Белорусский лжепредприниматель 2020 года

Отмена Указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» изменило подходы государственных контролирующих органов к работе с лжепредпринимательскими структурами.  На протяжении 2019 года вырабатывались новые методы государственного контроля и наказания представителей белорусского бизнеса, замеченных в связях с лжепредпринимательскими структура. Наработанная практика позволяет понять, как и на какие суммы будут наказывать