25.02.2016, 14:03
Бакст – художник, которого любили все
Национальный художественный музей и ОАО «Белгазпромбанк» с 27 февраля по 16 апреля представят в музее сопроводительную программу мероприятий международного арт-проекта «Время и творчество Льва Бакста (1866–1924)».
В информации, размещенной на сайте музея, сообщается, что по субботам и четвергам в художественном музее будет работать лекторий, который ознакомит аудиторию с культурным контекстом, событиями и творчеством современников Л. Бакста.
В киноклубе по четвергам будут показаны художественные фильмы об эпохе модерна: «Коко Шанель и Игорь Стравинский» (режиссер – Ян Кунен, Франция, Япония, Швейцария, 2009 год); «И корабль плывет» (режиссер – Федерико Феллини, Италия, Франция, 1983 год); «Регтайм» (режиссер – Милош Форман, США, 1981 год).
Для юных посетителей музея запланированы творческие занятия, в ходе которых они ознакомятся с произведениями Л. Бакста и смогут попробовать свои творческие силы в разнообразных направлениях, в которых работал автор. Вместе с художником и дизайнером Леной Гиль ребята будут рисовать углем афиши знаменитых спектаклей, создавать сценические костюмы и декорации.
На 3 марта запланирована презентация книги Владимира Счастного «Лев Бакст: Жизнь пером Жар-птицы», которая вышла накануне открытия выставки в минском издательстве «Четыре четверти».
Кроме того, экскурсии по выставке проведут ее кураторы, которые расскажут о том, как появилась идея проекта, и об истории его создания.
– Идея этого проекта принадлежит Владимиру Счастному, советнику по культуре ОАО Белгазпромбанк, – рассказала «БЕЛРЫНКУ» научный редактор каталога выставки Светлана Шабанова. – Она была поддержана руководителями Белгазпромбанка и Национального художественного музея – Виктором Бабарико и Владимиром Прокопцовым. Кураторы выставки обратились к нам с Андреем Андреевичем Войтенко (художник Мариинского театра в Санкт-Петербурге, один из дизайнеров выставки. – Прим. авт.) по рекомендации Литовского художественного музея, с которым мы давно сотрудничаем, с просьбой помочь выбрать экспонаты из музеев Санкт-Петербурга. Дело в том, что материалов для выставки в Беларуси недостаточно, и для такого проекта были необходимы экспонаты из музеев других стран.
Светлана – театровед, пианистка; занимается научной деятельностью в области музыкального театра и сценографии, является руководителем и куратором выставочных и художественных проектов в России и за рубежом; преподает в Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой (Санкт-Петербург). По ее мнению, невозможно показать творческое наследие Л. Бакста в отрыве от истории театра.
– Это была бы неполноценная выставка, – считает С. Шабанова. – Бакст был выдающимся художником в каждом из направлений, в которых он работал, но как театральный художник он был гениальным. Еще только начиная работать в Александринском театре, он создавал такие костюмы, которые подчеркивали пластику актера и заставляли его двигаться созвучно этому костюму, подчиняясь его цветовой гамме, конструкции. То есть костюмы, созданные по его эскизам, влияли на пластику артистов балета. Бакст участвовал в создании спектакля не только как художник, но и в качестве либреттиста, и он создавал цельный художественный образ, который двигал весь спектакль. Спектакли, которые ставили Сергей Дягилев в качестве импресарио, хореограф Михаил Фокин и Лев Бакст, были современными и органичными. И в этом заключалась гениальность художника. Поэтому выставка, посвященная Л. Баксту, без его театральных работ не может дать полного представления о нем.
В Санкт-Петербурге экспонаты для выставки в Национальном художественном музее предоставил Государственный музей театрального и музыкального искусства. «Мы договорились с театральным музеем поделиться экспонатами, – рассказывает С. Шабанова. – Отбирали очень тщательно, очень трепетно, деля экспонаты между Государственным музеем изобразительных искусств им. А. С. Пушкина в Москве и Национальным художественным музеем в Беларуси. Выставки планировалось открыть в одно время – в день рождения Бакста, который ориентировочно родился 8 февраля. И никто не хотел сдвигать сроки. По этой причине нам отказал в экспонатах Русский музей, с которым ранее была договоренность о предоставлении белорусскому музею нескольких работ Бакста. К счастью, Белгазпромбанк купил несколько живописных и графических работ художника, и это компенсировало потерю».
Из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства представлено несколько костюмов с первых постановок на сцене Александринского театра и только один костюм из спектакля «Русских сезонов» под руководством С. П. Дягилева в Париже. Дело в том, что практически все костюмы, в которых выступали артисты во время ежегодных гастролей русских артистов в Париже начиная с 1907 года, вошедших в историю как «Русские сезоны» или «Дягилевские сезоны», принадлежат Парижской опере и музею в Стокгольме, купившему их после смерти Дягилева (их фотографии демонстрируются на мониторе).
По словам искусствоведа Надежды Усовой, «Бакст поднял работу художника по костюмам до уровня высокого искусства». К слову, в Париже в Лувре впервые Л. Бакст организовал свою авторскую выставку эскизов театральных костюмов, и она имела грандиозный успех. Париж переоделся в шаровары и тюрбаны a la Bakst, имя Бакста стало синонимом изощренного вкуса в мире моды.
«Бакст («Левушка», как его называли друзья) был удивительной личностью, – рассказывает Н. Усова. – Его творчество любили все – интеллектуалы, собратья по искусству, публика. Любили и восхищались. Он нашел гармоничную грань между элитарным и массовым искусством. Именно поэтому он до сих пор нравится и знатокам, и людям, неискушенным в искусстве. Бакст работал без устали над несколькими разными проектами одновременно. Он в юности хотел стать знаменитым – и стал им».
О ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ БАКСТА
Несмотря на всеобщее признание и поклонение, личная жизнь Л. Бакста складывалась не так благополучно. В возрасте около 25 лет он влюбился во французскую актрису Марсель Жоссе. «Это был мучительный роман, длившийся несколько лет, – рассказывает Н. Усова. – Бакст влюбился и «пропал». Семья художника была в шоке: мало того, что его возлюбленная была француженка, старше его на несколько лет, она была актрисой, и, по бытовавшему тогда мнению, категорически не могла стать женой молодого человека из приличной еврейской семьи».
К тому же М. Жоссе была довольно властной женщиной и манипулировала влюбленным в нее художником. В книге В. Счастного «Лев Бакст: Жизнь пером Жар-птицы» приведен отрывок из письма, посланного Л. Бакстом его брату Исаю в 1896 году из Парижа. «… Дело касается все той же несчастной страсти к Жоссе, с которой я борюсь, как со смертью, и ежедневно, и ежечасно употребляю адские усилия, чтобы побороть и вытравить из меня все, что есть во мне к этой женщине, – пишет художник. – …Рано или поздно, через месяц или 3-4-5, кто знает, я, наверное, покончу с ней».
Вернувшись из Парижа, Бакст вновь влюбляется. На этот раз его избранницей стала одна из дочерей известного мецената купца Павла Третьякова – Любовь Павловна, в замужестве – Гриценко. Ее мужем был умерший в 1900 году художник Николай Гриценко. Ко времени знакомства с Л. Бакстом она овдовела.
«После смерти Гриценко у нее осталась на руках маленькая дочь, которую Бакст очень любил и был привязан к ней всю свою жизнь, – говорит Н. Усова. – Надо сказать, что у Любови Павловны характер был довольно капризный, не отличалась она и особой красотой. Но художник утверждал, что она – его тип женщины – образованной и всегда элегантной. Возникли и препятствия к браку: Бакст был еврей, а Гриценко – православная, богатая купеческая дочь, не представляющая свадьбы без венчания в церкви. Ради любимой Бакст из иудаизма перешел в лютеранство, и только после этого они заключили брак. И прожили вместе около семи лет, но очень часто – в разлуке. Любовь Павловна постоянно лечилась на водах, Бакст по работе часто уезжал в Париж, страдал от одиночества. Из Франции он писал ей письма, она не отвечала, и в результате они то расставались, то снова мирились. В 1907 году Любовь Павловна родила единственного сына Бакста – Андрея».
Официальный развод был оформлен в 1910 году, но, несмотря на это, Бакст сохранил хорошие отношения с женой, падчерицей и сыном. И ему очень их не хватало. «Нет для меня большего счастья, как быть окруженным детьми с тобой – в «семье», – писал он в одном из писем к Л. Гриценко-Бакст.
В 1921 году Любовь Павловна с сыном Андреем по вызову Бакста оставили Советскую Россию. Выехали с трудом, благодаря ходатайству художника Игоря Грабаря и наркома просвещения Анатолия Луначарского. Первоначально они поселились во Франции, затем уехали в Италию. Каждый месяц Бакст высылал им денежное пособие. Во Францию после долгих колебаний переехали его сестра София Клячко и младший брат Исай с семьями. Заботы обо всей этой большой семье из четырнадцати человек легли на плечи Бакста.
«В этот период он бесконечно много, до изнеможения работал во Франции, Англии и США над эскизами тканей, – рассказывает Н. Усова. – Самые лучшие свои эскизы тканей и театральных костюмов Бакст повторял, увидев, что они хорошо продаются. Напряженная работа совершенно истощила силы художника, и 28 декабря 1924 года его не стало. Он скончался от нервного приступа в возрасте 58 лет, похоронен на кладбище Батиньоль в Париже».
В 1928 г. умерла Л. Гриценко-Бакст, и сын Л. Бакста Андрей переехал в Париж. В наследство от отца ему досталось ателье в Париже, от матери – рукописный архив, в котором были в том числе и письма Л. Бакста. Театральные и графические работы художника унаследовали племянник и три племянницы.
Андрей стал художником-декоратором, вполне успешно работал в театре и кино. В послевоенные годы он не раз приезжал в СССР. В дар Государственному Русскому музею в Санкт-Петербурге и Государственной Третьяковской галерее в Москве он передал несколько картин отца и архив матери.
* * *
Юбилей Л. Бакста по решению Генеральной конференции ЮНЕСКО включен в список памятных дат, которые отмечаются по всему миру с поддержкой этой организации. В Национальном художественном музее Республики Беларусь работает выставка, посвященная 150-летию со дня его рождения. На ней представлено 271 произведение – Л. Бакста и его друзей, входивших в объединение «Мир искусства». Среди экспонатов – работы Александра Бенуа, Исаака Левитана, Николая Рериха, Максимилиана Волошина, Микалоюса Чюрлениса, Кузьмы Петрова-Водкина, Марка Шагала, Альберта Бенуа, Александра Головина, Константина Коровина, Наполеона Орды, Фердинанда Рущица, Константина Сомова, Савелия Сорина. В экспозиции выставки представлены произведения из 8 музеев 5 стран – России, Литвы, Латвии, Польши и Беларуси, а также корпоративной коллекции Белгазпромбанка. К выставке тиражом 300 экземпляров издан великолепно иллюстрированный каталог, ранее был снят фильм о Баксте (режиссер – Олег Лукашевич).
Белгазпромбанк представил мобильное приложение Bakst (разработано компанией ScienceSoft), дополняющее выставку «Время и творчество Льва Бакста». В информации пресс-службы Белгазпромбанка сообщается, что мобильное приложение Bakst – это виртуальный гид по художественной выставке «Время и творчество Льва Бакста». Программа доступна для загрузки пользователям мобильных устройств, работающих под управлением iOS, Android и Windows. В информации подчеркивается, что эта программа – первое в мире приложение, напрямую связанное с творчеством нашего соотечественника, уроженца Гродно Л. Бакста. Кроме того, это первый в истории музеев Беларуси «мобильный» аудиогид по художественной выставке.
Читайте также:
- Ермакова выведена из правления Белгазпромбанка в связи с окончанием контракта — пресс-релиз
- Ермакова покидает пост главы правления Белгазпромбанка — СМИ
- Белгазпромбанк получил деньги от Газпромбанка
- В суде по делу Виктора Бабарико и Белгазпромбанка — перерыв до двух недель
- Завершился первый день судебного разбирательства по делу Виктора Бабарико и Белгазпромбанка