22.02.2016, 13:10
Белорусская армия все острее нуждается в современной боевой технике
При переоснащении своих Вооруженных Сил Беларусь отдает приоритет повышению их мобильности. Об этом президент РБ Александр Лукашенко заявил 17 февраля 2016 года, выступая перед участниками сбора по территориальной обороне. «Мы переоснащаем наши Вооруженные Силы, отдавая приоритет мобильной компоненте. Армия должна быть мобильной, она должна быть посажена на мобильную технику».
Два образца такой техники по поручению главы государства уже создано на МЗКТ. Как считает Александр Лукашенко, эти автомобили должны быть востребованы в армии, в силовых структурах. «Мы делаем наши Вооруженные Силы более мобильными, чтобы мы могли перебросить достаточное количество мобильных подготовленных людей в любую точку Беларуси».
По его мнению, в течение ближайшего времени в белорусской армии и силовых структурах страны можно было бы вообще отказаться от БТР (бронетранспортеров) благодаря созданию автомобиля, в котором можно перевозить такое же количество людей.
Однако если тезис о необходимости повышения мобильности Вооруженных Сил РБ совершенно бесспорен, то заявление о замене «тяжелых и громоздких» бронетранспортеров защищенными автомобилями следует оспорить, так как оно идет вразрез с основными тенденциями, набирающими силу на рынке колесных бронированных машин легкого класса или «колесных легких бронированных машин» (КЛБМ), куда входят и колесные БТР. Последние в настоящее время преобладают в парках боевых машин многих армий мира.
Защитить и поддержать
Термин «легкий» в данном случае достаточно условен, так как масса некоторых машин этого класса достигает 20 тонн и более в связи с потребностью в усиленной броне и вооружении. Ведь солдата следует не только быстро доставить к месту боя, но также защитить и поддержать огнем во время него. Как заявил руководитель проектов боевых машин в компании BAE System Рой Перкинс, «нынешняя технология защиты машин диктует больше брони, поскольку легкого решения на сегодняшний день нет».
Поэтому КЛБМ, поступившие на вооружение в середине 80-х и в 90-е годы прошлого века, в настоящее время не только не списываются, но и проходят глубокую модернизацию. Более того, ведущие производители этой техники реализуют ряд новых программ по созданию современных образцов таких машин, которым отводится все большая роль при решении боевых и миротворческих задач.
В процессе модернизации устаревшие и изношенные компоненты КЛБМ заменяют более новыми, более надежными и современными, что не только значительно продлевает срок службы боевой техники, но и улучшает ее боевые свойства. Прежде всего это касается броневой защиты и вооружения, что, в свою очередь, из-за увеличения общей массы порождает потребность в совершенствовании подвески и силовой установки.
Также одним из основных направлений модернизации является внедрение в состав комплекса бортовой аппаратуры КЛБМ цифровой электроники, что позволяет интегрировать в единую систему управления все подсистемы машины, надежно связать ее с вышестоящим командованием и другими участниками боя, расширив таким образом диапазон решаемых тактических задач.
В качестве примера глубокой модернизации колесных легких бронированных машин хотелось бы привести реновацию семейства КЛБМ M1126 Stryker 8х8 (один из вариантов боевой машины Piranha компании General Dynamics Land Systems – GDLS) американской армии, проведенную с учетом опыта, полученного в ходе боевых действий в Ираке.
Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на усиление защиты машины и, в частности, на двойное V-образное днище DVH (Double Vee Hull), разработанное компанией GDLS. Дополнительное бронирование потребовало усиления подвески и установки нового двигателя Caterpillar C9. На некоторые машины M1126 был установлен дистанционно управляемый боевой модуль (ДУБМ) MCRWS с 30-миллиметровой пушкой. MCRWS устанавливается на крышу машины без использования заброневого пространства M1126 и, соответственно, не уменьшает ее внутреннего объема.
Заслуживает внимания и программа обновления бронетранспортера VAB (Véhicule de l’Avant Blindé) компании Renault Trucks Defence (RTD). Исходя из опыта проведения боевых операций в Афганистане, на очередном этапе модернизации VAB (на вооружении французской армии состоит с 1976 году) получил повышенный уровень бронирования, V-образное днище для защиты от фугасов направленного действия, подвешенные противовзрывные сиденья и решетчатые экраны для защиты от РПГ, а также ДУБМ Kongsberg M151 Protector. Доработанная машина массой 15,8 тонны и грузоподъемностью 1,8 тонны получила обозначение Ultima.
Но есть и более близкий нам пример. Согласно данным украинских СМИ, в середине 2016 года вооруженные силы Украины получат первую партию модернизированных на мощностях государственного предприятия «Киевский бронетанковый завод» бронетранспортеров БТР-3ДА. За год эксплуатации в украинской армии в базовой версии боевой машины БТР-3 было сделано около 740 изменений с целью улучшения ее боевых, ходовых и защитных качеств.
Доработанный бронетранспортер БТР-3ДА предполагается оснащать четырехтактным 6-цилиндровым, дизельным двигателем с жидкостным охлаждением Deutz BF6M1015CP и автоматической трансмиссией Allison типа 3200SP. На нем будет установлен одноместный башенный модуль БМ-3М «Штурм» со стабилизацией блока вооружения в двух плоскостях.
В состав вооружения боевого модуля входят: 30-миллиметровая автоматическая пушка с боекомплектом 350 снарядов, 7,62-миллиметровый пулемет с боекомплектом 2000 патронов и противотанковый ракетный комплекс «Барьер» с четырьмя ракетами, с левой стороны модуля установлен 30-миллиметровый автоматический гранатомет.
Прочнее броня, мощнее оружие
Что касается выпускаемых в настоящее время (и тем более перспективных) КЛБМ, то большинство из них имеет большую полезную грузоподъемность, чем у предшественников. Это позволяет усилить бронирование и принять вооружение более крупного калибра (вплоть до пушек 120 мм), а следовательно, выполнять задачи, которые когда-то считались для них невыполнимыми. При этом машины этого класса сохраняют свои традиционные преимущества по сравнению с их гусеничными аналогами по части мобильности, увеличенного запаса хода, продолжительности срока службы, меньшего объема обслуживания и меньшей стоимости эксплуатации на километр.
В этом плане следовало бы отметить КЛБМ Patria AMV компании Patria. AMV поставляется в конфигурациях 6х6 и 8х8 и имеет массу от 16 до 27 тонн в зависимости от варианта. В лобовой проекции обеспечивается защита от 30-миллиметровых бронебойных снарядов, а противоминная защита обеспечивает «выживание» машины даже при подрыве мин и бомб массой в тротиловом эквиваленте до 10 кг. Новый двигатель Scania Diesel 450 кВт обеспечивает повышение мощности на 10% по сравнению с предшествующей моделью. Это позволяет сохранить не только маневренность и подвижность, но и грузоподъемность, а более эффективная система подвески обеспечивает более высокую проходимость.
Лицензия на производство этой машины приобретена Польшей, где она выпускается под обозначением KTO Rosomak. В январе 2015 года польская армия заказала дополнительно 200 машин к 570 уже поставленным. Было изготовлено 640 машин KTO Rosomak, на которых была установлена двухместная башня OTO Melara 30 мм Hitfist-30P. В числе заказчиков КЛБМ AMV у компании Patria – Финляндия (88 машин) Словения (126), Южная Африка (238), Объединенные Арабские Эмираты (первая партия – 13 шт.), Хорватия (126) и Швеция (113 и, возможно, еще 113 машин).
Перевооружением на новые КЛБМ озаботились и наши союзники по ОДКБ. Так, вооруженные силы Казахстана вскоре могут получить новый образец бронированной техники казахстанского производства. По информации оборонного ведомства республики, бронированная колесная машина «Барыс» разработана местным заводом «Казахстан Парамаунт Инжиниринг».
Бронекорпус машины обеспечивает защиту от наземных мин, самодельных взрывных устройств, боковых взрывов и атак РПГ. «Барыс» весом 22,5 тонны мобилен и в зависимости от шин может развивать скорость до 110 км/ч. Машина может использоваться как бронетранспортер или же как высокоэффективная БМП при установке боевого модуля с автоматической пушкой, спаренной с пулеметом.
В российских и мировых СМИ широко освещается тема создания в РФ перспективной унифицированной колесной боевой платформы среднего класса «Бумеранг», разрабатываемой ООО «Военно-промышленная компания». На ее основе планируется создать бронетранспортер, колесную боевую машину пехоты, боевую машину огневой поддержки с тяжелым вооружением и др.
Плавающий бронетранспортер на основе платформы «Бумеранг» предназначен для транспортировки и поддержки огнем мотострелкового отделения. Он может быть оснащен различными дистанционно управляемыми боевыми модулями в зависимости от типа машины. В качестве силового агрегата должен был быть применен четырехтактный дизельный двигатель УТД-32ТР с турбонаддувом мощностью 510 л. с. в комплекте с гидромеханической трансмиссией и гидрообъемной передачей.
Боевые машины пехоты этого семейства предполагается оснащать дистанционно управляемым универсальным боевым модулем «Бумеранг-БМ», вооруженным 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А42 с селективным боепитанием (боезапас – 500 снарядов), 7,62-миллиметровым пулеметом ПКТМ (боезапас 2000 патронов) и двумя сдвоенными пусковыми установками ПТРК «Корнет». Боекомплект и вооружение будут изолированы от десанта и экипажа.
В свете вышеизложенного хотелось бы думать, что заявление президента Александра Лукашенко о том, что колесную бронетехнику следует заменить на защищенные автомобили местного производства, является простой оговоркой. Да и факты говорят о том, что в обозримом будущем БТРы из белорусской армии никто списывать не собирается.
Более того, в сентябре 2015 года на выставке Russia Arms Expo–2015, которая прошла в Нижнем Тагиле, между Беларусью и Россией было подписано соглашение о поставке Вооруженным Силам нашей страны 32 бронетранспортеров БТР-82А, которые являются продвинутой версией широко известных БТР-80. (Кстати, их капитальный ремонт и модернизацию осуществляет 140-й ремонтный завод Госвоенпрома в Борисове.)
БТР-82А отличается от предшественников повышенной защищенностью и огневой мощностью. Машина вооружена 30-миллиметровой автоматической пушкой 2А72 и пулеметом ПКТ калибра 7,62 мм. Максимальная скорость бронетранспортера по шоссе достигает 80 км/ч, на плаву – 10 км/ч. Разработкой и производством БТР-82А занимается ООО «Военно-промышленная компания», которая, как уже отмечалось, работает над семейством колесных бронированных машин нового поколения «Бумеранг».
Но потребность белорусской армии в современной колесной бронетехнике такова, что (с учетом экономической ситуации в стране) замена старых образцов на новые за счет зарубежных поставок представляется невозможной. Выходом могла бы стать разработка и организация выпуска перспективных КЛБМ на предприятиях отечественного ВПК, причем не только для покрытия собственных нужд, но и на экспорт. Это, как представляется, вполне по силам нашим оборонщикам. А это и новые рабочие места, и валютная выручка.
«Умка», которая не медведь
В данном контексте следует упомянуть проект перспективной бронированной колесной платформы МЗКТ-590100 «Умка», который еще в 2008 году в инициативном порядке представил Минский завод колесных тягачей. На базе единого четырехосного шасси с учетом последних тенденций в области бронетехники предлагалось создать семейство современных колесных боевых и вспомогательных машин. В его состав предполагалось включить: бронетранспортер, боевую машину пехоты, санитарную, ремонтно-эвакуационную и командно-штабную машины, машину огневой поддержки или «колесный танк».
В конструкции бронированного корпуса намечалось использовать самые новые материалы, в том числе композиты. Вместо механической трансмиссии предлагалось использовать электрическую. В передней части бронекорпуса 14-тонной машины предлагалось разместить дизельный двигатель мощностью 490 л. с. и электрогенератор, а каждое из восьми колес приводить в движение отдельным асинхронным электродвигателем или электромотором на постоянных магнитах.
По расчетам конструкторов, боевая машина «Умка» могла иметь достаточно высокие характеристики подвижности. Максимальная скорость на шоссе оценивалась в 130 км/ч, на грунтовой дороге удовлетворительного состояния – 55 км/ч. В кормовой части корпуса перспективная бронемашина должна была иметь два водометных движителя с электрическим приводом. Максимальная скорость на воде оценивалась в 12 км/ч. Запас хода оценивался на уровне 1000 км.
Для наблюдения за обстановкой экипаж перспективной бронемашины должен был иметь комплекс различных оптико-электронных и радиолокационных станций, а также защищенные коммуникационные средства.
Как уже отмечалось, на базе шасси «Умка» предлагалось разработать несколько машин различного назначения. Для мотострелковых подразделений предлагалось создать колесные бронетранспортер и боевую машину пехоты. Из опубликованных материалов следует, что бронетранспортер на базе МЗКТ-590100 должен был нести две дистанционно управляемые башни с пулеметным вооружением, что позволило бы увеличить размеры десантного отделения.
БМП «Умка» должна была иметь в разы большую огневую мощь. На ней предлагалось устанавливать боевой модуль с автоматической пушкой и пулеметом, а также противотанковыми управляемыми ракетами. Кроме того, новое шасси могло стать основой для перспективной самоходной артиллерийской установки. Для этого его предлагалось оснащать башней с орудием калибра до 120 мм и спаренным пулеметом.
Наряду с этим предлагались и вспомогательные машины. Бронированная медицинская машина должна была представлять собой доработанный вариант бронетранспортера с соответствующим оборудованием. Перспективная бронированная ремонтно-эвакуационная машина, по задумке создателей, вместо башни должна была нести подъемный кран. Внутри корпуса предлагалось размещать оборудование, необходимое для ремонта боевой техники в полевых условиях.
По задумке инициаторов предполагалось, что проект «Умка» позволит не только обновить парк бронетехники вооруженных сил, но и привлечь к производственной кооперации целый ряд белорусских заводов, причем не только оборонной отрасли. Сформировав общий облик перспективной колесной платформы, МЗКТ провел успешные переговоры с некоторыми из них.
К сожалению, предложение о создании семейства колесной бронетехники на базе единой платформы (возможно, по причине его чрезмерной смелости) в свое время не заинтересовало Министерство обороны и Государственный военно-промышленный комитет. Из-за отсутствия интереса (и, соответственно, финансирования ) со стороны потенциального заказчика Минский завод колесных тягачей был вынужден свернуть все работы по проекту МЗКТ-590100 «Умка».
Между тем с каждым годом потребность белорусской армии в современной бронетехнике (особенно если учесть нужды сил специальных операций) ощущается все острее, а отсутствие каких-либо существенных сдвигов в этой сфере только усугубляет ситуацию. И создание семейства собственных КЛБМ могло бы стать выходом не только для военных, но и для высокотехнологичных отраслей всей белорусской промышленности, своеобразным локомотивом для отечественного машиностроения, многие предприятия которого находятся сейчас в кризисе.
Учитывая растущую потребность армий многих развивающихся государств в легкой колесной бронетехнике, продвинутый, но рациональный проект в данной сфере вполне мог бы рассчитывать на их инвестиционное содействие.
Читайте также:
- В ВС Беларуси началась внезапная проверка сил реагирования
- Лукашенко считает, что в Беларуси не хватает производства стрелкового оружия
- Авиационные вооружения: большое беспокойство от небольшой страны
- Призыв -2021: подписан указ о весеннем призыве
- Военно-техническое сотрудничество: бесплатного сыра не бывает