18.02.2016, 8:49
Дешевая «коммуналка»: уже не белорусский «бренд»?
Население Беларуси готовят к тому, что совсем скоро оно будет полностью самостоятельно платить за коммунальные услуги. Сейчас население оплачивает тарифы ЖКХ примерно на 1/3, оставшуюся часть возмещают госбюджет и предприятия, которым сегодня и без того трудно удержаться на рынке. Все понимают, что это – порочная система и ее надо менять: все должны платить по счетам.
Тем не менее намерение правительства решить эту проблему в столь короткий срок в условиях продолжающегося кризиса и падения реального уровня доходов граждан вызывает немало вопросов.
Таких стран уже не осталось
Дешевая «коммуналка» стала своего рода белорусской «фишкой» – чуть ли не главным достижением белорусской экономической модели. Причем на страже этого «завоевания» всегда стоял президент. Все «поползновения» правительства посягнуть на «коммуналку», чтобы с помощью более «правильных» тарифов сбалансировать бюджет, всегда получали решительное «нет» со стороны А. Лукашенко.
Например, с 2009 года правительство планировало повысить тарифы на ЖКУ для населения не на 5 долларов, как было разрешено президентом, а сразу на 20 долларов. Тогда вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков увязывал такое решение с ростом средней заработной платы населения, которая к концу 2008 года составила 460 долларов в эквиваленте, в бюджетной сфере – 430 долларов. «Правительство исходит из поручения главы государства: рост затрат граждан на оплату услуг ЖКХ должен компенсироваться опережающим ростом заработной платы», – аргументировал позицию правительства А. Кобяков. При этом он предсказуемо заметил, что «в любом случае сначала будут повышаться доходы населения». «Нам не нужен рост тарифов на услуги ЖКХ, если население не сможет их оплачивать», – заключил А. Кобяков.
Повышение тарифов на тепло- и электроэнергию в Беларуси возможно только по мере роста доходов населения – это был ключевой тезис белорусского руководства. Решением А. Лукашенко был установлен 5-долларовый ограничитель на рост тарифов ЖКХ (чуть позже он разрешил ежеквартально индексировать тарифы).
В январе 2014 года на встрече с руководителями ряда белорусских СМИ А. Лукашенко напомнил, что тарифы на ЖКХ в Беларуси регулируются государством, а их повышение происходит в увязке с ростом доходов граждан. Как было тогда сказано, вокруг этой темы слишком много непрофессиональной болтовни и политики. «А факты таковы, что сегодня семья из трех человек, где двое работают, за 2-комнатную квартиру платит 3% доходов семьи, в России – 12%. Семья из трех человек, где работают два бюджетника, платит за такую квартиру 4% доходов семьи, два пенсионера – чуть более 5%», – сказал А. Лукашенко. И не без гордости добавил: «Назовите еще одну такую развитую, цивилизованную страну в мире, где бы платили столько. В Европе – в три раза больше. Мы покрываем услуги ЖКХ (при всем повышении) на 23%, 77% услуг ЖКХ покрываются за счет бюджета. Назовите еще такую страну, где это есть».
В 2015 году уровень возмещения затрат белорусским населением услуг ЖКХ составил немногим более 30%. По данным Минэнерго Беларуси, сейчас население полностью оплачивает только вывоз и переработку мусора, к 80% приблизился с января 2016 года уровень возмещения затрат на техобслуживание. Что касается потребляемого газа, то сейчас население оплачивает лишь 42% его стоимости, 74% – электроэнергии и 17,3% – теплоэнергии. Оставшаяся разница ложится на промышленные предприятия – по оценкам специалистов, в энерготарифе это составляет около 2 центов.
В свою очередь министр жилищно-коммунального хозяйства Беларуси Александр Терехов в эфире телеканала ОНТ 12 февраля сообщил, что в Беларуси оплата всех коммунальных услуг, кроме отопления, приближена к 100-процентному уровню возмещения затрат. «Все услуги, кроме отопления, уже приближены к 100-процентному уровню возмещения затрат. Если брать по водоснабжению, это уже почти 70%. Если брать по техническому обслуживанию, то это уже почти 85%. То есть осталась одна услуга, которая нам доставляет серьезный довесок, — это теплоснабжение… Теплоснабжение население возмещает в размере 15% от реальной стоимости услуги», – отметил А.Терехов.
Начали решительно
Похоже, в этом году правительство Кобякова всерьез взялось за решение проблемы, которую его предшественникам так и не удалось решить.
План ликвидации перекрестного субсидирования 9 февраля озвучил министр экономики Владимир Зиновский. По его словам, переход на 100-процентную оплату услуг ЖКХ должен пройти в 3 этапа: к концу 2016 года – выход на 50% возмещения затрат, к концу 2017 года – на 75%, к концу 2018 года — на 100%. Одновременно правительство собирается снижать себестоимость услуг ЖКХ, уровень перекрестного субсидирования и при этом повышать адресную социальную поддержку. Правительство также объявило своей системной задачей в 2016 году внедрение механизма безналичных субсидий на оплату «коммуналки».
Белорусский премьер своим распоряжением №29р от 26 января 2016 года создал межведомственную рабочую группу для выработки предложений по начислению гражданам с 1 мая 2016 года безналичных жилищных субсидий для частичного возмещения платы за жилье и услуги ЖКХ. Профильным ведомствам было поручено до 15 февраля 2016 года внести в Совмин проект указа «О предоставлении безналичных жилищных субсидий и внесении дополнений и изменений в некоторые указы президента Республики Беларусь».
Министерство ЖКХ Беларуси уже приступило к разработке нового механизма. По словам замминистра Геннадия Трубило, министерство исходит из необходимости выполнения президентского поручения об обеспечении 100-процентной оплаты услуг коммунальщиков. «Делить на богатых и бедных мы не будем. Есть стопроцентный уровень возмещения затрат тарифами на услуги ЖКХ, из него мы и будем исходить. Возможно, будут какие-то государственные субсидии тем, кто имеет низкий уровень доходов», – сказал замминистра.
Следуя этим планам, с нынешнего года правительство начало решительное наступление на «коммуналку». С 1 января тарифы на газ и электричество для населения были повышены сразу на 20% (в цену газа включили НДС). Также с нынешнего года выросли тарифы на воду и отопление, по новым правилам население теперь оплачивает и техобслуживание. В январе «коммуналка» выросла на 40-70%.
Если раньше, обсуждая с правительством тему оплаты коммунальных услуг, А. Лукашенко говорил: «Давайте сделаем так: богатый человек 120-150% пусть платит коммунальных расходов, бедный человек, с которого взять сегодня нечего, – 25-30%. И мы решим проблему», то сейчас суровая правда жизни вынуждает и его забыть о такого рода экзотических предложениях. «Формула одна: получаешь услугу – плати за эту услугу в полном объеме. Будь то электричество, тепло, транспортное обслуживание и так далее», – заявил Лукашенко в конце 2015 года на встрече с главой миссии МВФ по Беларуси Питером Долманом.
Заметим также, что теперь он уже не ставит в зависимость повышение тарифов на тепло- и электроэнергию от роста доходов населения. «Вопрос только в одном — в сроках», – сказал А. Лукашенко на встрече с П. Долманом.
Что заставило президента изменить позицию? Нужда: нет денег. Государство уже не в состоянии проводить прежнюю тарифную политику. С другой стороны, такая решительность белорусских властей дает надежды на получение кредита МВФ в размере 3 млрд. долларов. Для этого МВФ рекомендовал белорусскому руководству в течение 6−18 месяцев провести ключевые реформы, в том числе ликвидировать перекрестное субсидирование в ЖКХ. Но, вероятно, по просьбе белорусской стороны столь жесткие сроки удалось растянуть на 3 года.
Самый «страшный» ценник
Наиболее чувствительный вопрос для населения – переход на стопроцентную оплату тепловой энергии.
По информации БЕЛРЫНКА, летом 2015 года в чиновничьих кабинетах обсуждались достаточно комфортные планы по ликвидации «перекрестки» в этой сфере: предполагалось, что к 2020 году население Беларуси будет оплачивать лишь около 1/3 стоимости тепловой энергии. Однако, как видим, под давлением внутренних и внешних обстоятельств этот комфортный сценарий пришлось радикально перекроить.
Параллельно правительство требует от системы ЖКХ снижать затраты на оказание ЖКУ населению. В 2016 году намечено снизить эти затраты не менее чем на 15% в сравнении с прошлым годом, в последующие годы – по 5%. Кстати, показатель по снижению затрат в системе ЖКХ стал теперь для руководителей этой службы основным и по нему будет оцениваться их работа в ближайшие годы. Пока за него в системе ЖКХ борются путем сокращения персонала: за минувший год количество работников здесь снизилось на 4,5 тыс. человек, или на 2,9%.
Реформа может обернуться валом неплатежей
Понятно, что нависший над отечественной системой ЖКХ «кнут» в виде обязательных показателей по снижению затрат не способен сделать более комфортной тарифную реформу в «коммуналке»: этот эффект в жировках вряд ли можно будет ощутить.
Снижению затрат, в том числе в «коммуналке», могла бы поспособствовать реформа энергетической отрасли, ибо нынешняя система, в которой затраты формируют по принципу «издержки плюс», не мотивирует предприятия к снижению издержек. В монопольной системе вообще очень сложно выяснить, какие реально затраты несет ЖКХ, так как всякая монополия пытается возместить свои издержки через повышение тарифов. Однако сегодня о подобных реформах в системе ЖКХ и в энергетической отрасли правительство ничего не говорит.
Стоит обратить внимание еще на один аспект этой проблемы, с которым может столкнуться правительство. Хотя в последние 3 года правительство пыталось сдержать рост тарифов на электроэнергию и газ для отечественных предприятий, тем не менее в 2015 году страна столкнулась с проблемой массовых неплатежей.
В 2015 году в Беларуси задолженность за тепло- и электроэнергию выросла в 3,6 раза, до 4,9 трлн. рублей (224,5 миллиона долларов). В прошлом году не обеспечили стопроцентный уровень сбора средств все РУП-облэнерго. По данным «Белэнерго», за 12 месяцев 2015 года потребители страны недоплатили 3,5419 трлн. рублей (160,523 млн. долларов). В январе текущего года ситуация с оплатой за потребленную энергию еще больше усугубилась. По оперативно-прогнозным данным на 29 января 2016 года, уровень оплаты за энергию составил 86,9%, недоплачено 1,1723 трлн. рублей (53,549 млн. долларов).
На фоне обострения экономического кризиса в стране и падения реальной зарплаты правительству будет очень непросто выполнить планы по ликвидации перекрестного субсидирования в ЖКХ. Белорусские семьи могут оказаться в ситуации, когда им просто нечем будет платить за квартиру. Тем более что в условиях нехватки денег «самортизировать» через субсидии этот весьма чувствительный вопрос для населения будет сложно. Если же этого не сделать, то дальнейшие шаги правительства в заданном направлении вызовут серьезное напряжение в обществе.
Если бы официальному Минску удалось в этом году сторговаться с Россией по цене на газ (белорусские чиновники подготовили аргументы для снижения цены примерно на 10 долларов за 1 тыс. кубометров, а это около 230 млн. долларов за год), это могло бы создать «подушку безопасности», то есть стать источником денег для выплаты госсубсидий малообеспеченным гражданам. И хотя после недавней встречи с Путиным А. Лукашенко и заявил, что «президент России и премьер не только пообещали, но приняли решение о поддержке, как бы ни было сложно в России, экономики Беларуси», в отсутствие доказательств прозвучало это не очень убедительно.
Справка БЕЛРЫНКА
В Украине бюджет-2016 предусматривает 40 миллиардов гривен на субсидии за услуги ЖКХ. Это предусмотрено программой сотрудничества с ключевым кредитором Украины – Международным валютным фондом. По данным на сентябрь 2015 года, в Украине порядка 9 миллионов граждан, или 2,7 миллиона семей, оформили субсидии и получают прямую помощь государства, еще 200 тысяч заявлений находились в процессе обработки. При этом единственным условием назначения субсидии является низкий доход семьи.
Справка БЕЛРЫНКА
Экономические отношения по оптовой торговле электрической энергией в Беларуси в настоящее время складываются следующим образом. ГПО «Белэнерго» покупает всю импортируемую электроэнергию, а также всю избыточную электроэнергию от РУП-облэнерго. Рассчитывается средневзвешенный тариф, по которому электроэнергия продается оптовым покупателям, а именно – региональным (областным) дефицитным республиканским унитарным предприятиям электроэнергетики.