• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Двусторонний конфликт Польши и России, приведший к остановке грузового автосообщения между странами с 1 февраля, аукнулся и в Беларуси.

Госпогранкомитет РБ констатирует скопление грузового транспорта на литовском и украинском направлениях белорусской границы.

«Сейчас, к примеру, в пункте пропуска «Каменный Лог» на границе с Литвой очередь на выезд – 90 грузовиков, в «Беняконях» – 60», – по состоянию на 10 февраля заявлял пресс-секретарь ГПК РБ Александр Тищенко. На украинском направлении 9 февраля фиксировалась очередь из 50-70 машин. Грузопоток превышает пропускную способность пунктов пропуска.

Аналогичные сообщения поступают и из украинского Госпогранкомитета. «Накопление грузовых автомобилей перед пунктом пропуска «Доманово» составляет 70 автомобилей. При пропускной способности этого пункта пропуска на въезд в Украину 75 грузовиков в сутки контрольные службы только за последние сутки оформили 125 грузовых транспортных средств», – так в ГПК Украины охарактеризовали ситуацию по состоянию на 9 февраля.

В своей оценке причин этого скопления белорусские и украинские пограничники тоже единодушны: виноват польско-российский конфликт. Стороны не смогли согласовать квоты разрешений на перевозки грузов, и с 1 февраля соглашение между Польшей и Россией о применении правил осуществления автомобильных перевозок прекратило действие, с этого же дня остановились взаимные перевозки и транзит. На то, чтобы вернуться в страны регистрации, у водителей фур есть время до 15 февраля.

В условиях запрета водители ищут объездные маршруты: через Беларусь и Литву грузы идут в порт Клайпеды и дальше паромом – в Германию и другие страны ЕС. Как сообщают СМИ, паромная переправа уже не справляется, очереди приходится ждать несколько дней. Из последних сообщений можно назвать информацию о самоубийстве псковского дальнобойщика, у которого в клайпедской очереди сдали нервы.

Через Беларусь и Украину грузы уходят в направлении Словакии и Венгрии. То, что в условиях польской блокады россиянам приходится пользоваться украинским коридором, придает истории дополнительную пикантность, ведь не далее как с 1 января Россия запретила транзит украинских товаров по своей территории. Информация о том, возникают ли трудности у россиян в преодолении украинской границы, разнится. По одним сведениям, да, и это одна из главных причин появившихся очередей. По другим – бизнес-интересы берут верх над политикой и никаких проблем нет.

Что касается грузов из РФ и Польши, которые предназначаются собственно для другой стороны конфликта, то их в объезд никак не доставишь – приходится перегружать в белорусские фуры.

Таким образом, не только литовская, но и белорусская транспортно-логистическая отрасль временно оказалась в выигрышной позиции. Компании не скрывают, что перевозки подорожали, причем существенно. По оценке специалистов ИООО ТД «Шенкер», тарифы в направлении Польши выросли на 70-80%. Другие специалисты называют абсолютные величины: перевозки в Европу подорожали на 350 евро за машину, в российском направлении – на 500 долларов за машину.

«Логистика не стоит на месте, и белорусы включились в схему доставки этих грузов, – описывает текущую ситуацию гендиректор ассоциации «БАМЭ» Елена Ильина. – Появились мультимодальные перевозки: разные схемы есть, и с перегрузом, и с перецепками. Для нас это огромный плюс, ведь пошел грузопоток, мы стали больше зарабатывать. Экспорт услуг идет, сохраняются рабочие места, пока все нормально».

Впрочем, явление это краткосрочное. Как только Россия и Польша договорятся о выдаче новых разрешений друг другу, цены снизятся. Более того, замещая на рынке польских и российских перевозчиков, белорусы активно используют запас разрешений, но он не безлимитный.

«Пока у нас есть российские разрешения, – говорит Е. Ильина. – А когда они закончатся, мы тоже не сможем возить эти грузы».

Количество разрешений лежит в основе и польско-российского конфликта. Хотя формально польская сторона предъявляет претензии к требованиям российского законодательства в сфере контроля над международными автомобильными перевозками, фактически речь идет об увеличении присутствия поляков на российском направлении международных перевозок.

«Прослеживается явное желание польской стороны нарастить перевозки грузов в/из третьих стран и сохранить доминирование на рынке двусторонних перевозок с Россией», – так в начале февраля комментировал ситуацию генеральный директор российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрей Курушин.

По его мнению, Польша как транзитное государство «использует свое географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран в целях увеличения своей доли и вытеснения с рынка российских перевозчиков». При этом польские перевозчики и так имеют «наибольшее среди государств Евросоюза количество российских разрешений для перевозок грузов в/из третьих стран, а их доля в двусторонних перевозках составляет 70%».

В Варшаве же утверждают, что российские предложения в сфере регулирования грузоперевозок не соответствуют международным договорам. По словам замминистра инфраструктуры Польши Ежи Шмита, «это элемент стратегии, чтобы вытолкнуть с российского рынка перевозчиков из других стран».

Примечательно, что белорусские перевозчики всячески уклоняются от оценки этого конфликта, подчеркивая, что Беларусь хоть и находится меж противоборствующих сторон, ни с одной из них в спор не вступает. При этом они замечают, что паритет квот – извечный больной вопрос и что гипотетически Беларусь тоже может быть втянута в подобные разбирательства.

«Ситуация, конечно, ненормальная. Долго так продолжаться не может», – сходятся во мнении специалисты.

В Минтрансе РБ прямо заявили, что не будут комментировать чужой конфликт.

 

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 26-30 октября

Ослабление доллара на БВФБ может продолжиться, но не так быстро, как на прошедшей неделе, то есть его курс может опуститься примерно на 0,5%. При этом возможны резкие колебания курсов. В понедельник 26 октября курс доллара может снизиться на доли процента. Как и прогнозировалось, средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за неделю значительно снизился: на

До какого предела поднимутся ставки по валютным вкладам?

Белорусские банки лихорадочно повышают ставки по валютным вкладам населения, но это не может остановить отток валюты физических лиц, которые в сентябре сняли со своих депозитов 469,6 млн. долларов. Можно ожидать, что эти процессы будут продолжаться, причем довольно долго. Впрочем, отток вкладов в сентябре оказался меньше, чем в августе, когда сумма валютных депозитов населения сократилась на

Средняя зарплата в Беларуси в октябре снизилась, остается ниже 500 долларов в эквиваленте

По данным Национального статистического комитета Беларуси, номинальная начисленная средняя заработная плата работников Республики Беларусь в сентябре 2020 г. составила 1264,5 рубля. В августе средняя заработная составляла 1 276,4 руб. Таким образом, по сравнению с апрелем средняя зарплата в августе снизилась на 11,9 руб. или на 0,9% после аналогичного снижения в августе по сравнению с июлем

Бесхозная Беларусь

Остап Бендер после бегства Александра Корейко в неизвестном направлении со всеми своими миллионами успокаивал своих компаньонов, что нужного человека в стране найти не очень сложно. В три раза проще, чем в Китае – там проживает 400 миллионов, а в СССР – только 160! Даже без денег, поскольку от первоначально инвестированных в «Рога и копыта» 10

В Беларуси началась кредитная накачка экономики

Причиной девальвации белорусского рубля в августе стал не только рост спроса населения на валюту, но и резкий рост объемов кредитования белорусскими банками предприятий, только за август набравшими 1,15 млрд. рублей кредитов. Оплатил этот бум заимствований Нацбанк, предоставивший банкам 2 трлн. рублей. В третьей декаде августа в Беларуси возник ажиотажный спрос на иностранную валюту, а Национальный

Нужен ли Беларуси свой порт в России?

Логистика экспорта внешних грузов в Беларуси сейчас подчинена одной цели – получить максимальную эффективность, что достигается благодаря диверсификации потоков, в том числе через порты стран Балтии. Теперь же белорусские власти в угоду политике в очередной раз предпринимают попытки сломать годами сложившиеся логистические связи и направить белорусские грузы в российские порты. При этом платить за неэффективную

Откажется ли Минск от альтернативной нефти в условиях политического кризиса в стране?

Резкий поворот белорусских властей на Восток вызывает закономерный вопрос: не откажутся ли они от альтернативных поставок нефти на фоне обострения экономического кризиса в стране и конъюнктурной привлекательности российской нефти? Когда весной 2020 года мировая цена на нефть рухнула, а экспортная пошлина на российскую нефть в апреле чуть ли не обнулилась, углеводородное сырье их РФ фактически

До какого уровня упадет курс доллара в сентябре?

После подъема в августе примерно на 9% курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже в сентябре падает. Снижение идет не так быстро как подъем, и существует вероятность того, что к докризисному уровню (2,4 рубля) курс доллара не вернется, затормозив возле 2,55 рубля за доллар. Национальный банк опубликовал данные об итогах торгов иностранными валютами в августе, которые