Двусторонний конфликт Польши и России, приведший к остановке грузового автосообщения между странами с 1 февраля, аукнулся и в Беларуси.

Госпогранкомитет РБ констатирует скопление грузового транспорта на литовском и украинском направлениях белорусской границы.

«Сейчас, к примеру, в пункте пропуска «Каменный Лог» на границе с Литвой очередь на выезд – 90 грузовиков, в «Беняконях» – 60», – по состоянию на 10 февраля заявлял пресс-секретарь ГПК РБ Александр Тищенко. На украинском направлении 9 февраля фиксировалась очередь из 50-70 машин. Грузопоток превышает пропускную способность пунктов пропуска.

Аналогичные сообщения поступают и из украинского Госпогранкомитета. «Накопление грузовых автомобилей перед пунктом пропуска «Доманово» составляет 70 автомобилей. При пропускной способности этого пункта пропуска на въезд в Украину 75 грузовиков в сутки контрольные службы только за последние сутки оформили 125 грузовых транспортных средств», – так в ГПК Украины охарактеризовали ситуацию по состоянию на 9 февраля.

В своей оценке причин этого скопления белорусские и украинские пограничники тоже единодушны: виноват польско-российский конфликт. Стороны не смогли согласовать квоты разрешений на перевозки грузов, и с 1 февраля соглашение между Польшей и Россией о применении правил осуществления автомобильных перевозок прекратило действие, с этого же дня остановились взаимные перевозки и транзит. На то, чтобы вернуться в страны регистрации, у водителей фур есть время до 15 февраля.

В условиях запрета водители ищут объездные маршруты: через Беларусь и Литву грузы идут в порт Клайпеды и дальше паромом – в Германию и другие страны ЕС. Как сообщают СМИ, паромная переправа уже не справляется, очереди приходится ждать несколько дней. Из последних сообщений можно назвать информацию о самоубийстве псковского дальнобойщика, у которого в клайпедской очереди сдали нервы.

Через Беларусь и Украину грузы уходят в направлении Словакии и Венгрии. То, что в условиях польской блокады россиянам приходится пользоваться украинским коридором, придает истории дополнительную пикантность, ведь не далее как с 1 января Россия запретила транзит украинских товаров по своей территории. Информация о том, возникают ли трудности у россиян в преодолении украинской границы, разнится. По одним сведениям, да, и это одна из главных причин появившихся очередей. По другим – бизнес-интересы берут верх над политикой и никаких проблем нет.

Что касается грузов из РФ и Польши, которые предназначаются собственно для другой стороны конфликта, то их в объезд никак не доставишь – приходится перегружать в белорусские фуры.

Таким образом, не только литовская, но и белорусская транспортно-логистическая отрасль временно оказалась в выигрышной позиции. Компании не скрывают, что перевозки подорожали, причем существенно. По оценке специалистов ИООО ТД «Шенкер», тарифы в направлении Польши выросли на 70-80%. Другие специалисты называют абсолютные величины: перевозки в Европу подорожали на 350 евро за машину, в российском направлении – на 500 долларов за машину.

«Логистика не стоит на месте, и белорусы включились в схему доставки этих грузов, – описывает текущую ситуацию гендиректор ассоциации «БАМЭ» Елена Ильина. – Появились мультимодальные перевозки: разные схемы есть, и с перегрузом, и с перецепками. Для нас это огромный плюс, ведь пошел грузопоток, мы стали больше зарабатывать. Экспорт услуг идет, сохраняются рабочие места, пока все нормально».

Впрочем, явление это краткосрочное. Как только Россия и Польша договорятся о выдаче новых разрешений друг другу, цены снизятся. Более того, замещая на рынке польских и российских перевозчиков, белорусы активно используют запас разрешений, но он не безлимитный.

«Пока у нас есть российские разрешения, – говорит Е. Ильина. – А когда они закончатся, мы тоже не сможем возить эти грузы».

Количество разрешений лежит в основе и польско-российского конфликта. Хотя формально польская сторона предъявляет претензии к требованиям российского законодательства в сфере контроля над международными автомобильными перевозками, фактически речь идет об увеличении присутствия поляков на российском направлении международных перевозок.

«Прослеживается явное желание польской стороны нарастить перевозки грузов в/из третьих стран и сохранить доминирование на рынке двусторонних перевозок с Россией», – так в начале февраля комментировал ситуацию генеральный директор российской Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрей Курушин.

По его мнению, Польша как транзитное государство «использует свое географическое положение в качестве инструмента давления на российскую сторону для получения дополнительного количества российских разрешений на перевозки грузов в/из третьих стран в целях увеличения своей доли и вытеснения с рынка российских перевозчиков». При этом польские перевозчики и так имеют «наибольшее среди государств Евросоюза количество российских разрешений для перевозок грузов в/из третьих стран, а их доля в двусторонних перевозках составляет 70%».

В Варшаве же утверждают, что российские предложения в сфере регулирования грузоперевозок не соответствуют международным договорам. По словам замминистра инфраструктуры Польши Ежи Шмита, «это элемент стратегии, чтобы вытолкнуть с российского рынка перевозчиков из других стран».

Примечательно, что белорусские перевозчики всячески уклоняются от оценки этого конфликта, подчеркивая, что Беларусь хоть и находится меж противоборствующих сторон, ни с одной из них в спор не вступает. При этом они замечают, что паритет квот – извечный больной вопрос и что гипотетически Беларусь тоже может быть втянута в подобные разбирательства.

«Ситуация, конечно, ненормальная. Долго так продолжаться не может», – сходятся во мнении специалисты.

В Минтрансе РБ прямо заявили, что не будут комментировать чужой конфликт.

 

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 28 февраля – 4 марта

Можно ожидать существенных колебаний курса доллара на БВФБ, вызванных скачками его курса на Московской бирже. Скачок, подобный произошедшему 24 февраля, маловероятен, в то время как возможна коррекция на 1-2%. Курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос на 7,5% и достиг 25 февраля 2,7597 рубля, что намного превысило прогноз. Но такой обвал вряд

Доллар и евро подорожали на торгах на БВФБ 21 марта

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Белорусский рубль отыграл почти половину вчерашнего падения — итоги торгов на БВФБ 1 марта

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Белорусский рубль резко подешевел к доллару и евро на торгах на БВФБ 22 февраля

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия