10.02.2016, 9:19
Зарабатывать трудом или получать, не работая?
В октябре прошлого года Лидия Ермошина в интервью «КП», о чем писал БЕЛРЫНОК, высказалась за повышение пенсионного возраста. Она аргументировала это соображение разными причинами. В частности, относительной бедностью страны, невысокой трудовой моралью ее жителей, достигнутыми государством успехами в повышении продолжительности жизни его граждан. В первую очередь гражданок, поскольку «нынешние женщины в 55 лет еще замуж готовы выходить, и многократно выходят».
По этим вот соображениям г-жа Ермошина заявила, что нет смысла проводить референдум по вопросу повышения пенсионного возраста: «Население никогда не поддержит эту идею. Мы же не в Швейцарии живем, где все голосуют против сокращения рабочей недели, потому что это экономически невыгодно. Мы до такого высокого самосознания еще не дожили…».
Я пробовал обратить внимание г-жи Ермошиной, гражданки и председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов, что если бы в Швейцарии правительство объявляло референдумы с очевидным для всех итогом, то Швейцарская Конфедерация превратилась бы в унитарную (минимум!) Республику Беларусь или (что тоже предсказуемо!) в Корейскую Народно-Демократическую Республику (КНДР) – тоже плебисцитарную демократию, в которой каждый гражданин начинает день с молитвы одному из правящих в данный момент Кимов. Но в Швейцарии проводят не референдумы-приговоры для утверждения доминирующего и выгодного организатору мнения, а плебисциты, в ходе которых общество выясняет доминирующее отношение к спорным важным вопросам для достижения согласия по этому поводу. В данный конкретный момент развития общества. Что будет дальше – увидим, а пока будем делать так, как считает большинство граждан.
Мне казалось, что и условный вопрос, сформулированный для Швейцарии г-жой Ермошиной (сокращение рабочей недели), не является очевидным, поскольку даже экономические интересы различных слоев населения многозначны. Считал, что и вопрос о повышении пенсионного возраста в Беларуси тоже спорный: здесь сталкиваются эмоциональные и рациональные стимулы, поскольку, по большому счету, он ограничивается только сохранением трудоспособности населения, которое можно продлить юридически, но нельзя это сделать фактически. Тем более нельзя на этом сэкономить, поскольку искусственное продление физического здоровья населения увеличит расходы на лечение престарелых работников.
Я отмечал, что в Беларуси очень трудно организовать референдум группе граждан, но легко – властям, поэтому никогда у нас и не было «альтернативного» народного голосования. Были за власть любимую. Но, подчеркну, Беларусь – не Швейцария. Там власть не флиртует с массами, она на самом деле управляет страной от имени граждан, для чего стремится узнать, что они думают по поводу того или иного вопроса, что предлагают сделать нужное и хорошее для всех. Вероятно, правительство Швейцарии, откликаясь на инициативу группы интеллектуалов и общественных деятелей и объявляя о проведении этим летом референдума о выплате «безусловного дохода» (вне зависимости от того, работает кто или нет) каждому жителю страны в размере 2500 франков в месяц (примерно 2500 долларов, 2250 евро, 1700 фунтов или 52.500.000 белорусских рублей), руководствуется этой же целью.
Как считают инициаторы референдума, введение «безусловного базового дохода» не повредит высокой трудовой морали швейцарцев, а лишь повысит прожиточный минимум социальных аутсайдеров, что окажется стимулом для их развития. Имея такую базу, они захотят работать больше и лучше. В то же время, по данным социологов, в случае введения «безусловного дохода» только 2% трудоспособных граждан «точно оставят работу», а еще 8% склоняются к такому шагу. Иными словами, в экономике существует значительная вынужденная чрезмерная занятость, от которой она может избавиться и прибавить в эффективности.
Разумеется, обсуждаются не только экономические проблемы, но и социальные, моральные, культурные, религиозные. Очевидно, например, что введением «базового дохода» общество фактически откупается от нерадивых и неспособных работников. Их даже не получится привлечь к ответственности за неучастие в финансировании государственных программ. К слову, величина «базового дохода» составляет только 40% от средней заработной платы (6500 франков). Как минимальный потребительский бюджет в Беларуси, который равен около 40% от средней зарплаты по стране.
Таким образом, структурное равновесие там и тут примерно сохраняется, но абсолютное значение этих величин различается в разы. Однако считается, что и в Швейцарии на эти деньги можно жить, а в Беларуси – даже и на меньшие деньги.
Правда, в Беларуси любые малые деньги приходится зарабатывать. Но можно сказать, что введением «базового дохода» Швейцария не переходит к коммунизму, она пробует наилучшим на данный момент способом организовать свое общество. И ищет ответ на этот вопрос в публичной дискуссии, которая проводится не только в СМИ, не только в политических и общественных организациях, но и на улице. Уличная демократия имманентна Швейцарии, как любая иная форма народовластия. Как это было еще в древности на афинской Агоре, где собирались горожане, чтобы послушать своих философов и других умных людей, поспорить с ними. Самый великий европейский писатель из швейцарских Фридрих Дюрренматт так сформулировал «швейцарское понятие» свободы: «Швейцария – это тюрьма, в которой каждый заключенный доказывает свою свободу тем, что является собственным охранником». Писатель показал, что демократия может существовать только как результат самоограничения и самоконтроля.
В Швейцарии это можно видеть, ощущать и дышать демократией. Например, на женевском «майдане» – на площади Наций, где могут митинговать не только граждане страны, но и все другие мирные люди. Демократично и ответственно. Даже белорусы, которым власти не разрешают выходить на городскую площадь.
Это к вопросу о доверии к народу, к его гражданской зрелости.
Как сообщают СМИ, правительство Швейцарии и влиятельные политические партии не поддерживают идею референдума по введению «базового дохода», имея на этот счет свое собственное мнение. Поэтому весьма возможно, что население согласится с их аргументами, а может – нет. Главное, прецедент будет создан и, вероятно, послужит для осмысления социальной политики процветающей страны в будущем.
А нам, нешвейцарцам, интересно, как проголосуют швейцарцы.
Читайте также:
- Внеочередная сессия Национального собрания созывается 27 января
- Бабарико призвал собрать подписи за проведение референдума об изменении конституции Беларуси
- Минтруда уточнил расчетную норму рабочего времени на 2020 год
- Бундесбанк предложил увеличить пенсионный возраст до 69 лет и 4 месяцев
- Пенсионная система с человеческим лицом. Часть 1