• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

В 2015 году государственные чиновники на самых разных уровнях много говорили о том, что начиная с 2016 года льготные кредиты на инвестиционные проекты в рамках государственных программ будут предоставляться только по конкурсу, а Банк развития станет единственным каналом льготного кредитования. Да и 9 февраля премьер-министр РБ Андрей Кобяков на заседании президиума Совмина упомянул, что государственная поддержка переводится на конкурсную основу. Данные заявления вызывали чувство недоумения, так как было неясно, что же произойдет с теми предприятиями, которые не смогут победить в конкурсах, но нуждаются в финансировании. Что, будут закрываться?

И вот интрига раскрылась: 8 февраля Совмин принял документ, в котором определил лимиты и правила директивного кредитования на 2016 год, – постановление № 103 «О кредитовании государственных программ и мероприятий в 2016 году».

В нем объясняется, как обстоят дела с конкурсами. Оказалось, что по конкурсному отбору будет осуществляться только кредитование Банком развития пилотного проекта по строительству молочно-товарных ферм. А все остальное – как и ранее: в постановлении списком идут предприятия и проекты, которым банки должны выделить средства.

Право отклонить проект есть, возможности – нет

Правда, при кредитовании текущей деятельности агропромышленного комплекса и организаций реального сектора экономики коммерческим банкам предоставлено право в случае отсутствия кредитополучателей, соответствующих предъявляемым банком требованиям к платежеспособности, перераспределять лимиты директивного кредитования.

Но поступать так банки имеют право только по согласованию с Минэкономики, Минфином и Нацбанком и при условии соблюдения лимитов директивного кредитования. Получается, что лимиты выдачи кредитов банки должны выполнить, несмотря на наличие или отсутствие проектов. В таких условиях говорить о конкурсном отборе проектов не приходится. То есть создается впечатление, что все права банков по отбору проектов предоставлены им только на бумаге, для галочки, а реально воспользоваться этим правом они не смогут.

Так что пока все остается по-старому. Всего же в 2016 году на директивное кредитование в рамках государственных программ и мероприятий в Беларуси решено направить 28 трлн. BYR. Из них 10 трлн. BYR предстоит выделить Банку развития, 10,8 трлн. BYR – Беларусбанку и 6,9 трлн. BYR – Белагропромбанку.

Кроме того, небольшие суммы предстоит выделить в рамках директивного кредитования Белинвестбанку, БПС-Сбербанку, Банку БелВЭБ и Приорбанку.

Банку развития достались инфраструктурные проекты. Он предоставит 1 трлн. BYR ОАО «Промагролизинг» на покупку техники и оборудования, а также выделит на дорожное хозяйство 0,69 трлн. BYR. Он же вложит средства в объеме 0,56 трлн. BYR в инфраструктурные проекты ГПО «Белэнерго» и ГПО «Белтопгаз». Банк развития направит также 3,2 трлн. BYR на экспортное кредитование нерезидентов.

Но основную часть директивного кредитования предприятий будут, как и ранее, осуществлять коммерческие банки, а не Банк развития. Последний должен профинансировать предприятия реального сектора на 4,6 трлн. BYR. Всего же банками на финансирование текущей деятельности агропромышленных предприятий будет направлено 9 трлн. BYR кредитов, еще 3,45 трлн. BYR кредитных ресурсов планируется направить на финансирование инвестиционных проектов в агропромышленном комплексе в рамках государственных проектов и мероприятий, а на кредитование отдельных проектов в реальном секторе экономики – 5,3 трлн. BYR.

А деньги откуда?

Таким образом, перекладывания груза директивного кредитования на Банк развития не произошло. Более того, Банк развития, похоже, будет кредитовать предприятия реального сектора не за свои средства, а за средства коммерческих банков. По крайней мере, в постановлении № 103 банкам предписано направлять денежные средства, в том числе поступающие в счет погашения предоставленных банковских кредитов в рамках государственных программ и мероприятий, на директивное кредитование и приобретение облигаций Банка развития.

То есть фактически банки должны выделить средства на директивное кредитование Банку развития, который будет осуществлять формальные функции по перераспределению ресурсов банковской системы. Вот тебе и реформа системы кредитования госпрограмм. Коммерческие банки и сами могут кредитовать предприятия в рамках госпрограмм, если у тех есть хорошие проекты, а не покупать облигации Банка развития. А если эффективных проектов на предприятиях нет, так ведь и Банк развития не должен их финансировать. Нестыковка какая-то.

Но средства коммерческих банков – это не единственный источник финансирования государственных программ. Органам государственного управления совместно с Банком развития и Беларусбанком поручено организовать работу по привлечению для реализации инвестиционных проектов, в том числе в рамках госпрограмм, кредитных ресурсов Государственного банка развития Китая. К этому источнику финансирования претензий нет, он и предназначен для поддержки проектов, которые проблематично кредитовать коммерческим банкам. Но организовать работу по привлечению средств не означает получить кредит.

Таким образом, в целом программа правительства по кредитованию в рамках государственных программ на 2016 год производит удручающее впечатление. Банкам поручено финансировать большей частью неэффективные предприятия, которые не могут получить средства на рыночных условиях. А инфраструктурные проекты, которые действительно может финансировать Банк развития, – это только небольшая часть директивного кредитования.

По сравнению с практикой прошлых лет в 2016 году, похоже, на деле ничего не меняется. Создается видимость изменений посредством передачи ресурсов от коммерческих банков к Банку развития и предоставления банкам формальной свободы выбора проектов, которой реально воспользоваться они не смогут. Поэтому и ожидать роста эффективности от директивного кредитования вряд ли стоит.

 

Тэги:

, , ,

Беларусь готовится к девальвации рубля

Состояние валютного рынка Беларуси еще не стало критическим, но девальвационные ожидания уже явно поднялись: физически лица увеличили объем покупки валюты в декабре до максимального уровня за три года, и начали более активно наращивать свои валютные сбережения в банках. Вызвано это проблемами, которые возникли в отношениях Беларуси и России в конце 2019 года. Президентам двух стран

Назначен министр обороны Беларуси

Александр Лукашенко сегодня рассмотрел кадровые вопросы и принял решение о назначении новых министра обороны и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил. Министром обороны Беларуси назначен генерал-майор Виктор Хренин, который являлся командующим войсками Западного оперативного командования. Начальником Генерального штаба ВС назначен генерал-майор Александр Вольфович, ранее работавший первым заместителем начальника Генштаба. Генерал-майор Хренин Виктор Геннадиевич родился 1 августа

Прогноз курса рубля на неделю 20-24 января

 Рост курса доллара на БВФБ на текущей неделе может приостановиться, и доллар может подешеветь на 0-0,5%. Возможны значительные колебания курсов в связи с формированием нового правительства РФ. В понедельник 20 января курс доллара может подняться на доли процента. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже увеличился, как и прогнозировалось, но меньше ожидаемого:

Лукашенко подписал указ о некоторых вопросах досрочного пенсионного обеспечения

В Беларуси регулируются вопросы досрочного пенсионного обеспечения граждан, занятых на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Соответствующий Указ № 15 подписал 17 января Александр Лукашенко. Работникам, выработавшим на 1 января 2009 года не менее половины необходимого льготного стажа в особых условиях труда, будет предоставлено право на назначение досрочной льготной пенсии согласно

Он вернул нашу жизнь к истокам

Политический год в Беларуси завершился вместе с суперуспешными выборами в парламент в пользу партии власти. Ни один из оппозиционных кандидатов парламентский мандат не получил. Так что в этом учреждении противников действующего президента в предстоящих его перевыборов нет и не будет.  Все было настолько обычным, что у общества не нашлось сил возражать. Мол, против лома нет

По какой цене будет покупать газ Беларусь в 2020 году?

Впервые за последние годы Беларусь не подписала с Россией годовой контракт на поставку газа в страну. Временный контракт подписан только на два месяца – январь-февраль. Что будет с поставками газа в Беларусь потом? Чего хочет Беларусь? Белорусская сторона неоднократно озвучивала России свою позицию по газовому вопросу: нужно начать снижение цены на газ уже с 2020

Особенности налоговой оптимизации 2020 года

Наступивший 2020 год без преувеличения можно назвать революционным годом в налоговом законодательстве. При этом указанная революционность для белорусского бизнеса однозначно со знаком плюс. Пожалуй, впервые за последние два десятилетия, государство обошлось без существенных изменений и корректировок налогового законодательства. Соответственно, белорусский бизнес сможет спокойно работать в текущем году по сформированным еще в 2019 году и хорошо

Беспилотные летательные аппараты: есть спрос — будет и предложение

Обострение военно-политической ситуации в мире помогает отечественным производителям высокотехнологичных вооружений найти свою рыночную нишу.