2.02.2016, 15:54
ЕАЭС – это наше все? Часть 3
БЕЛРЫНОК завершает анализ этапов создания Таможенного союза, Единого экономического пространства, а также ключевых соглашений по созданию Евразийского экономического союза. Предыдущие материалы цикла см. здесь и здесь.
Евразийский экономический союз
29 мая 2014 года в Астане в ходе заседания Высшего Евразийского экономического совета на уровне глав государств был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе Казахстана, Беларуси и РФ.
Основой документа являются договоренности, достигнутые государствами в рамках Таможенного союза и ЕЭП.
Договор состоит из 4 частей (общий объем – 969 страниц, основная часть – 155 стр., приложения – 814 страниц). Первая часть – учреждение Евразийского экономического союза (состоит из 4 разделов, 22 статей и 2 приложений). Вторая часть посвящена Таможенному союзу (состоит из 8 разделов, 39 статей и 11 приложений), третья – Единому экономическому пространству (состоит из 14 разделов, 39 статей и 17 приложений). В четвертой части приведены Переходные и заключительные положения (состоит из 2 разделов, 20 статей и 2 приложений).
По институциональной части определено, что Союз является международной организацией региональной экономической интеграции, обладающей международной правосубъектностью.
На базе ранее существовавших органов ТС и ЕЭП (согласно Договору о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года – Высший совет на уровне глав государств и глав правительств, Совет и Коллегия ЕЭК) создаются такие органы Союза, как: Высший совет (на уровне глав государств), Межправительственный совет (на уровне глав правительств), Евразийская экономическая комиссия (на уровне Совета и Коллегии), Суд Евразийского экономического союза.
Комиссия состоит из двух уровней – Совета и Коллегии. Совет представлен тремя заместителями премьер-министров. В Коллегию входят по три представителя от каждого из государств «тройки». В Суд Союза также назначаются по два судьи от каждого из государств.
Что касается структурных подразделений как Комиссии, так и Суда Союза, то в договоре предусматривается, что должности директоров и заместителей директоров будут занимать представители сторон с учетом соблюдения принципа их равной представленности.
Высший совет, Межправительственный совет, Совет ЕЭК и Коллегия ЕЭК по чувствительным вопросам принимают решение консенсусом.
В Коллегии Комиссии, которая, по сути, является наднациональным органом, заложен механизм принятия решений консенсусом и квалифицированным большинством. Консенсусом принимаются решения по наиболее чувствительным вопросам, по остальным – квалифицированным большинством в 2/3 голосов.
При этом в обязательном порядке Высший совет определяет перечень чувствительных вопросов, по которым решения Коллегии Комиссии принимаются консенсусом.
Стоит отметить, что до вступления Договора о ЕАЭС в силу в Коллегии ЕЭК решения принимались только квалифицированным большинством.
Любой вопрос, который принимает Коллегия, может быть блокирован Советом Комиссии, где решения принимаются только консенсусом. Но даже и эти решения Комиссии в случае их несоответствия интересам отдельного государства могут быть пересмотрены на уровне Межправительственного и Высшего советов.
При этом любой вопрос может быть оспорен в создаваемом Суде Союза. Таким образом, обеспечивается принцип обязательного учета интересов всех стран-участниц при принятии решений.
Договор о Евразийском экономическом союзе предусматривает формирование общего рынка нефти и газа, что подразумевает неприменение во взаимной торговле экспортных таможенных пошлин, а также создание равного доступа к газотранспортной инфраструктуре к 2025 году.
Поэтапность формирования общего рынка нефти и нефтепродуктов и предоставления доступа к газотранспортной инфраструктуре будет осуществлена на основе разработки концепции, программы и соответствующих соглашений.
Отметим, что Казахстан требует разрешить использовать трубопроводы стран «тройки» для экспорта газа в третьи страны, но Россия готова распространить правило равного доступа только на внутренние поставки. При этом РФ настаивает на том, что доступ казахстанских компаний к трубе должен быть равным с независимыми производителями газа, а не с «Газпромом».
Равный доступ к своим газопроводам Россия собиралась предоставить после перехода отрасли на равнодоходные рыночные цены на газ (экспортные цены за вычетом пошлин и стоимости транспортировки. – Прим. авт.). Против этого выступала Беларусь. Правда, на финишном этапе подготовки договора о ЕАЭС стороны нашли компромисс: Россия согласилась обеспечить равный доступ к трубопроводной системе после выхода на рентабельные цены на газ на внутреннем рынке.
При этом равный доступ к газопроводам предоставляется только для транспортировки газа, происходящего с территорий государств – участников ЕАЭС. После выполнения всех положений протокола договора страны ЕАЭС в пределах свободных мощностей газотранспортных систем и с учетом индикативного баланса союза обеспечивают равный доступ к газопроводам.
Доступ к нефтепроводам в проекте договора о ЕАЭС предусмотрен равный. Однако Казахстан и Беларусь хотят дифференцировать тарифы для поставок нефти на экспорт и на внутренний рынок, но Россия выступает против разделения тарифов на экспортные и внутренние.
Кроме того, договор о ЕАЭС предусматривает:
— применение специфических (отдельным предприятиям или группам предприятий) промышленных субсидий без предварительного согласования с Комиссией;
— выработку новой методики расчета господдержки в сельском хозяйстве на принципах ВТО. С учетом более высокого уровня господдержки агропромышленного комплекса в Беларуси новая методика обеспечит достижение равноконкурентных условий для продукции сельского хозяйства на территории ЕАЭС (в случае расчета по существующей методике господдержка в Беларуси определяется на уровне 8,7% вместо 18,3%. В связи с этим казахстанская сторона настаивает на методике расчета без учета стоимости продуктов переработки);
— поэтапное предоставление доступа автомобильным перевозчикам на внутренний рынок каждого из государств-членов, что отражено в Программе либерализации перевозок. В рамках данной программы либерализация будет осуществляться с 2016 по 2025 годы;
— развитие воздушного транспорта в Союзе в рамках проводимой скоординированной (согласованной) транспортной политики путем поэтапного формирования общего рынка услуг воздушного транспорта;
— создание информационной базы для признания документов об образовании без проведения процедуры признания;
— создание и функционирование общего рынка лекарственных средств в рамках Союза с 2017 года в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств;
— формирование к 2019 году общего электроэнергетического рынка после гармонизации законодательства и технических норм стран ЕАЭС. Доступ к сетям предполагается беспрепятственный, но правила его организации остаются на усмотрение стран – участниц ЕАЭС. В рамках формирования общего электроэнергетического рынка будут разработаны концепция и программа формирования общего электроэнергетического рынка, которые будут утверждаться Высшим экономическим советом. После утверждения концепции и программы государства-члены заключат международный договор о формировании общего электроэнергетического рынка;
— открытие рынка государственных закупок трех стран (речь идет о 198 миллиардах долларов ежегодно);
— углубление экономической интеграции государств-членов с целью создания общего финансового рынка, интегрированного биржевого пространства государств-членов и обеспечения недискриминационного доступа на финансовые рынки государств-членов;
— создание единого рынка услуг, предполагающее высшую степень либерализации торговли услугами и снятие барьеров по доступу на рынок.
Стороны согласовали подходы по разделению секторов услуг на 3 перечня, при этом Перечень 1 включает сектора услуг, в которых с 1 января 2015 года действует единый рынок услуг; Перечень 2 – сектора услуг, в которых будет осуществляться взаимное признание лицензий/разрешений (единый рынок услуг); Перечень 3 – ограничения дискриминационного, инвестиционного характера.
По ряду соглашений по созданию ЕАЭС предусмотрены многолетние переходные периоды.
Макроэкономическая политика. Договор о ЕАЭС декларирует переход стран-участниц к согласованной макроэкономической политике. С этой целью предусмотрено утверждение общих для трех стран критериев устойчивости национальных экономик: госдолг, равный или ниже 50% ВВП, дефицит бюджета не больше 3% ВВП и инфляция не выше 5% пункта от самого низкого уровня инфляции среди стран – участниц союза. Однако штрафы к странам, нарушившим эти показатели, в договоре о ЕАЭС не прописаны.
Договор о ЕАЭС не предусматривает перехода на единую валюту, но ставит задачу увеличить долю взаимных расчетов в тенге, а также в российских и белорусских рублях. По итогам 2013 года доля рубля в контрактах между тремя странами ЕАЭС составляла 55%, остальных национальных валют – не больше 2%. В торговле между странами «тройки» доллар занимает 35%, евро – 8%.
Промышленность и сельское хозяйство. Взаимодействие в промышленности стран ЕАЭС ограничивается принятием отраслевых программ и мер на случай кризиса. Кроме того, страны-участницы обязуются предоставлять предприятиям субсидии по согласованию с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК).
Обоснованность промышленных субсидий в странах – членах союза будет оценивать ЕЭК. Она будет вести мониторинг и сравнительный анализ законодательства государств на предмет соответствия положениям договора, организовывать консультации по его унификации в части предоставления промышленных субсидий, рассматривать вопросы о предоставлении специфических субсидий и проводить разбирательства по ним.
Для рассмотрения спорных моментов в отношении промышленных субсидий государства могут обратиться в суд союза, при этом предусматривается возможность введения штрафных санкций.
Договор о ЕАЭС регулирует поддержку сельского хозяйства. Страны-участницы сохраняют право на финансирование отрасли в рамках госпрограмм и за счет закупки продовольствия в госрезерв, но должны отказаться от демпинга и от прямого финансирования конкретных агропредприятий с привязкой к объему экспорта. Также запрещается субсидировать транспортные тарифы на перевозку экспортных сельскохозяйственных товаров. Объем господдержки отрасли к 2016 году не должен был превышать 10% от суммарного объема производства (в 2015 году – на уровне 12%).
Для промышленного и агропромышленного секторов в договоре предусмотрен переходный период действия антидемпинговых и компенсационных мер. Годовой переходный период установлен и для торговых преференций с третьими странами, через год договоры должны быть перезаключены от имени союза или денонсированы. Крайний срок для координации национальных промышленных программ – 1 января 2017 года.
Внешняя торговля. Сфера таможенного регулирования практически выведена из-под действия договора о ЕАЭС. В нем рассматриваются лишь основные принципы функционирования ТС, которые не отличаются от действующих. Единое таможенное регулирование будет осуществляться в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС.
В сфере таможенно-тарифного регулирования договор сохранит действующие подходы в применении единых правил определения страны происхождения товаров, использования системы тарифных преференций, Единого таможенного тарифа, единой Товарной номенклатуры ВЭД. Регулирование этих вопросов отнесено к компетенции ЕЭК.
Решения о применении мер нетарифного регулирования принимает ЕЭК. При этом государства-члены продолжат применять меры нетарифного регулирования в случаях, предусмотренных договором.
При перемещении товаров во взаимной торговле государства-члены вправе устанавливать собственные ограничения в случае, если они необходимы для охраны жизни и здоровья человека, защиты общественной морали и правопорядка, а также предусмотрен ряд других оснований неэкономического характера.
Финансовые рынки. К 1 января 2016 года национальные правительства должны были проработать схему гармонизации отраслевого законодательства для работы финансовых рынков. К концу 2017 года планируется унифицировать требования для выдачи и отзыва банковских, брокерских и страховых лицензий с их взаимным признанием после 2020 года. Унификацию всех надзорных требований к банкам, страховым компаниям и брокерским домам в ЕЭК надеются завершить к концу 2019 года.
Завершить интеграцию финансовых рынков планируется в 2025 году – к этому сроку страны-участницы должны определить полномочия наднационального органа по регулированию финансового рынка, который будет расположен в Алма-Ате.
Конкуренция. Общий подход к конкурентной политике сохраняют положения, закрепленные в Соглашении о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года.
ЕЭК будет ежегодно не позднее 1 июня направлять в Высший Евразийский совет годовой отчет о состоянии конкуренции на трансграничных товарных рынках и мерах, принимаемых по пресечению нарушений. Одобренный отчет будет размещаться на официальном сайте комиссии вместе с принятыми решениями по делам о нарушении общих правил конкуренции.
В договоре увеличены предельные размеры штрафных санкций за нарушение правил конкуренции. Так, недобросовестная конкуренция влечет наложение штрафа на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 20.000 до 150.000 российских рублей (ранее – от 12.000 до 20.000 рублей); на юридических лиц – от 100 000 до 1.000 000 рублей (ранее – от 100.000 до 500.000 рублей). Отметим, что в Беларуси такие штрафы на то время составляли от 20 до 50 базовых величин.
Политики слишком торопились
ЕАЭС – высшая стадия интеграционного проекта на постсоветском пространстве. Чтобы подойти к этой стадии, «тройка» должна была завершить первые два этапа – создание Таможенного союза (ТС) и Единого экономического пространства (ЕЭП). Но политики, не успев завершить задачи предыдущих этапов, уже объявили о создании ЕАЭС.
29 мая 2014 года в Астане президенты России, Казахстана и Беларуси подписали Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начал действовать с 1 января 2015 года. Но создать ЕАЭС без изъятий и ограничений, как планировали, не удалось. Новый союз был создан на базе неполноценного Таможенного союза и Единого экономического пространства.
По сути, подписанный договор включал в себя прежние экономические соглашения в рамках ТС и ЕЭП. Так как новый союз создавался на базе неполноценного ТС и ЕЭП, то в документ о его создании перекочевали многие проблемы, которые «тройке» не удалось решить на предыдущих этапах. Перечень изъятий и ограничений в ТС осенью 2013 года насчитывал около 600 позиций.
Пока в ЕАЭС речь не идет о единой денежной, финансовой и социальной политике. Не создан и сильный наднациональный орган управления. Кроме того, ряд важнейших соглашений договора по-прежнему требует дополнительных согласований.
Стороны договорились, что не позднее 2025 года начнут функционировать общие рынки нефти, нефтепродуктов, газа. Общий рынок электроэнергии начнет работать чуть раньше – с 2019 года. В 2016 году президенты утвердят концепцию формирования каждого из этих рынков: нефти, нефтепродуктов, газа, а в 2018 году будет утверждена программа по формированию этих рынков.
Чтобы запустить работу общих рынков, потребуется подписать специальные международные договоры, которые прописаны в проекте договора о ЕАЭС. А до 2025 года вопросы, связанные с взаимодействием в сфере нефти, нефтепродуктов и газа, будут регулироваться в соответствии с действующими соглашениями, заключенными в 2010 году, и в соответствии с дополнительными двусторонними договоренностями.
Для Беларуси одной из ключевых задач на новом этапе интеграции было создание условий для свободного доступа к энергоресурсам «тройки», а также конкурентной среды в отношении поставок энергоресурсов в Беларусь. Ведь ликвидация только одного изъятия – экспортной пошлины на нефтепродукты – позволяла Беларуси с 2015 года автоматически поправить свой платежный баланс, гарантировав дополнительные поступления в бюджет в размере 2,5-3,5 млрд. долларов (в зависимости от цены на нефть).
А. Лукашенко не хотел ставить свою подпись под договором, не получив ясности по важному для Беларуси нефтяному вопросу. Однако Россия противилась тому, чтобы экспортные пошлины на нефтепродукты оставались в бюджете Беларуси. Из-за этого конфликта подписание договора о ЕАЭС чуть было не сорвалось.
Все проблемные вопросы на пути подписания договора о ЕАЭС президенты «тройки» планировали снять 29 апреля 2014 года во время саммита в Минске. «Нужен откровенный мужской разговор, – заявил А. Лукашенко. – Новаторские предложения по срокам реализации договоренностей через 10 лет, то есть к 2025 году (имеется в виду по энергоносителям), по меньшей мере, звучат странно. Если мы не готовы принимать меры сейчас, то это надо открыто признать… Тогда и говорить о Евразийском экономическом союзе надо лет через десять, если мы сегодня не готовы».
Но поскольку на саммите в Минске 29 апреля не удалось решить самый принципиальный для Беларуси вопрос – об экспортных пошлинах на нефтепродукты, его вынесли на уровень президентов России и Беларуси. Окончательно политические договоренности президентов по этому вопросу были оформлены документально лишь 29 мая 2014 года – в день подписания договора о создании ЕАЭС.
Стороны подписали протокол о внесении изменений в соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин при экспорте с территории Беларусь за пределы «тройки» нефти и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти. Согласно этому документу, в 2015 году в бюджет Беларуси зачислялось 1,5 млрд. долларов вывозных экспортных пошлин на нефтепродукты (не менее 125 млн. долларов в месяц), остальная сумма будет направляться в российский бюджет. Причем даже если Беларусь увеличит поставки автомобильного топлива на российский рынок (в этом случае экспортная пошлина не начисляется), белорусский бюджет гарантированно получит эту сумму.
Эта договоренность рассчитана на долгосрочный период – практически до выхода на единый рынок нефти и нефтепродуктов (как предполагается, это произойдет в 2025 году).
Тем не менее нефтяной вопрос чуть было не сорвал ратификацию Беларусью Договора о ЕАЭС. Дело в том, что к этому времени белорусской стороне «стало известно», что Россия с 2015 по 2017 года проводит так называемый налоговый маневр – налоговую реформу в нефтяной отрасли, в результате чего входная цена на нефть для Беларуси уже с 2015 года повышается на 100 долларов за тонну, что снизит маржу переработки белорусских НПЗ. Белорусская сторона потребовала компенсировать эти потери.
Этот вопрос А. Лукашенко и В. Путин обсудили по телефону 7 октября 2014 года. В этот же день на переговорах премьер-министров Беларуси и России Михаила Мясниковича и Дмитрия Медведева в Сочи вопрос компенсации удалось решить, что позволило официальному Минску ратифицировать соглашение о ЕАЭС.
Правда, Беларусь просила освободить ее от уплаты экспортных пошлин на нефтепродукты в российский бюджет на 3 года – пока в России будет продолжаться налоговый маневр, чтобы белорусские НПЗ смогли завершить модернизацию и таким образом были готовы к новым нефтяным вызовам. Но Москва согласилась дать освобождение только на год (отметим, что тогда еще никто не догадывался, что из-за рухнувших мировых цен на нефть этот вопрос скоро утратит свою актуальность).
Российский «нефтяной подарок» Беларуси за ратификацию Договора о ЕАЭС оценивается примерно в 2,5 млрд. долларов.
При этом остается в силе протокол к «нефтяному» соглашению, подписанный 29 мая в Астане, который рассчитан до 2024 года включительно. Согласно ему, в белорусском бюджете будет оставаться 1,5 млрд. долларов экспортных пошлин на нефтепродукты.
В свою очередь Москва выставила определенные требования к Беларуси.
По итогам встречи премьеров М. Мясниковича и Д. Медведева 7 октября 2014 года стороны согласовали протокол между правительством РБ и правительством РФ по отдельным вопросам применения международных договоров о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти.
В частности, документ предусматривает, что с 1 января по 31 декабря 2015 года при вывозе товаров с территории Беларусь за пределы Таможенного союза уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин, пеней в полном объеме перечисляются уполномоченным органом Беларуси в бюджет Беларуси в долларах США.
При этом в 2015 году компетентные органы России и Беларуси ежеквартально до 15-го числа месяца, предшествующего следующему кварталу, будут сверять выполнение согласованного графика поставок в Россию автомобильных бензинов (в 2015 году Беларусь должна была поставить в РФ 1,8 млн. тонн автомобильных бензинов). При недопоставке бензинов в объеме более 10% Россия имеет право снизить объем поставки в Беларусь нефти трубопроводным транспортом – «с применением в отношении определения уменьшаемого объема нефтяного сырья путем умножения коэффициента 5 на объем недопоставленного автомобильного бензина».
ЕАЭС: проблемный старт
Если в первые годы создания Таможенного союза взаимная торговля в «тройке» росла рекордными темпами – отмечался рост плюс 25%, плюс 37%, плюс 9%, и эти показатели опережали не только динамику торговли с третьими странами, но и в целом темпы роста мировой торговли, то в последние годы ситуация принципиально изменилась: взаимный товарооборот продолжает падать.
Еще один проблемный фактор для Беларуси – последствия вступления России в ВТО, в результате чего снизились тарифы, а по ряду товарных групп увеличился импорт. Это усилило конкуренцию на российском рынке, который является главным для Беларуси. Вслед за этим белорусские чиновники стали жаловаться на вытеснение с российского рынка производителей седельных тягачей, грузовых автомобилей, шин, сельхозмашин, продовольствия. «Мы уже в полной мере хлебнули негативных моментов, оказавшись по факту в ВТО, поскольку мы находимся в Таможенном союзе», – пожаловался первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко А. Лукашенко весной 2013 года.
Также все заметнее стали проявляться диспропорции в экономическом и социальном развитии стран – участниц ТС. Белорусская сторона активнее других в «тройке» пользовалась инструментами защиты своего рынка. Именно по инициативе белорусской стороны ЕЭК увеличила в Таможенном союзе импортную пошлину на молочные продукты, сельхозтехнику, а также инициировала повышение тарифных ставок по ряду других чувствительных для белорусской экономики торговых позиций.
Следует отметить, что негативные тенденции во взаимной торговле стран «тройки» обусловлены сырьевым характером экспорта и низкой конкурентоспособностью несырьевых товаров. Интеграционное объединение работает уже несколько лет, но государства ТС по-прежнему могут предложить друг другу небольшой ассортимент товаров (исключая, конечно, энергоносители). Таким образом, экономики Беларуси, России и Казахстана сохранили свою прежнюю направленность, а диверсификации экономик, на что делалась ставка при запуске интеграционного проекта, не произошло.
Кроме того, незадолго до официального старта ЕАЭС появились серьезные проблемы, которые могут осложнить дальнейшее существование союза.
В 2014 году Россия резко девальвировала свою национальную валюту. Это в одностороннем порядке создало конкурентные преимущества национальным экспортерам. Ослабление российского рубля привело к тому, что Минсельхозпрод Беларуси буквально за 3 месяца потерял 160 млн. долларов.
В то же время на фоне ослабления российского рубля возникла реальная опасность не только резкого снижения белорусского экспорта в РФ, но и вытеснения с белорусского рынка отечественной продукции, аналогичной российской, которая теперь стала более конкурентной по сравнению с отечественной.
11 ноября в ходе отчета правительства и Нацбанка о работе экономики за 2014 год и о прогнозе на 2015 год Лукашенко потребовал защитить отечественного производителя всеми возможными способами, невзирая на интеграционные договоренности. «Никаких ссылок быть не должно, что у нас обязательства в Таможенном союзе, Евразийском союзе и так далее. Свой товаропроизводитель должен быть защищен», – подчеркнул тогда А. Лукашенко.
Отметим, что в 2014 году правительство Беларуси дважды предпринимало попытки побороть импорт. Сначала был подготовлен проект указа о специмпортерах, вызвавший крайне негативную реакцию бизнес-сообщества. Бизнес доказал абсолютную бесполезность этого документа. Вслед за этим чиновники подготовили новый документ: бороться с нежелательным импортом они собирались с помощью лицензирования импорта отдельных видов моторных транспортных средств и шинной продукции из-за пределов Таможенного союза. Но из-за одиозности документа и его неспособности решить саму проблему импорта он тоже не был принят.
За месяц до старта ЕАЭС столкнулся с новым вызовом – продовольственным.
С 24 ноября 2014 года Россельхознадзор запретил поставки в Россию мясной и молочной продукции с 9 предприятий Беларуси, а 26 ноября ввел запрет на поставки еще с 7 предприятий, так как их продукция якобы не отвечает всем необходимым санитарным нормам. Эксперты отмечали, что основная причина запрета в другом. Дело в том, что российское эмбарго на импорт продовольствия в связи с европейскими санкциями союзники России по ТС – Беларусь и Казахстан – не поддержали. Белорусская сторона рассчитывала на этом еще и заработать: Лукашенко договорился с Путиным о возможности переработки попавшей под российское эмбарго импортной продукции на белорусских предприятиях для дальнейшей поставки на российский рынок. И вроде бы всем должно было быть хорошо: Беларусь в непростой для себя экономической ситуации смогла бы немножко заработать (Лукашенко оценил эту возможность в 100 млн. долларов в течение года), а Россия – получить дешевое и качественное продовольствие.
Но это желание Беларуси возмутило российскую сторону, которая уличила Беларусь в фактическом реэкспорте санкционных товаров. По информации Россельхознадзора, фуры под видом транзита в Казахстан через Беларусь и Россию на самом деле разгружали на российской территории.
В целях борьбы с такой схемой Россельхознадзор РФ запретил с 30 ноября 2014 года транзит продуктов санкционной группы из Беларуси через Россию в третьи страны без досмотра на российских пунктах пропуска. «Допускается транзит через Российскую Федерацию только продукции, которая прошла через пункты пропуска на российской границе», – заявил 21 ноября глава службы Сергей Данкверт.
Такие пункты пропуска есть на границе России с Украиной, Латвией, Эстонией, Финляндией, Норвегией и другими странами.
Предложенные российской стороной меры фактически вынудили бы перевозчиков объезжать Беларусь, поскольку между Беларусью и Россией границы как таковой нет, а существуют лишь временные пункты пропуска.
Между тем своим решением о запрете с 30 ноября 2014 года транзита из Беларуси через Россию в третьи страны Россельхознадзор РФ нарушил законодательство Таможенного союза. Ведь документы о создании ТС гласят, что страны создали единую таможенную территорию, и таможенный контроль теперь вынесен на внешние контуры Таможенного союза. Такого рода вопросы в интеграционном союзе должны решаться в трехстороннем формате и находятся в компетенции наднационального органа – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
25 ноября ЕЭК высказалась против принятых Россельхознадзором мер. По словам министра ЕЭК по промышленности и АПК Сергея Сидорского, они «не соответствуют целям функционирования Таможенного союза». В то же время Казахстан отказался участвовать в трехсторонних переговорах о транзите через РФ продуктов из Беларуси.
А. Лукашенко 27 ноября 2014 года заявил, что «если в ближайшее время не будет нормализована торговля между двумя странами, мы вынуждены будем реагировать». «И притом знаете, что обижает? Вот возникнут проблемы у Казахстана, допустим, и Беларуси одинаковые: один звонок – и все хорошо с Казахстаном. У меня складывается впечатление, что на примере Беларуси в очередной раз, взявшись то за газовую трубу, то за нефтяную, а сейчас за продовольственные вопросы, хотят показать кому-то или всему миру, проучить кого-то. Но мы же не щенки, чтобы нас за шиворот водить, извините, за эту грубость», – сказал Лукашенко.
Он подчеркнул, что стороны договорились, что в ЕАЭС должно быть прямое беспрепятственное перемещение товаров, грузов, рабочей силы. «Мы фактически одна страна… Если вы считаете, что мы что-то нарушили, мы же без всяких скандалов можем разобраться в этом», – сказал Лукашенко.
3 декабря 2014 года А. Лукашенко раскритиковал просьбу Россельхознадзора запретить транзит европейских санкционных товаров через Беларусь. «Если Россия не хочет, чтобы какие-то товары шли через нее транзитом в Казахстан, Узбекистан, Китай, Монголию, Турцию и другие страны – пусть она занимается запретом этого транзита. Но не мы!» – заявил он.
«Мы – транзитная республика, мы от этого получаем хоть и небольшие, но какие-то деньги. Мы не можем запретить через нашу территорию транзит товаров в другие страны. Это нарушение всех норм международного права», – добавил Лукашенко.
При этом, подчеркнул он, Беларусь и Россия изначально не договаривались запрещать транзит санкционных товаров через свою территорию в третьи страны. Речь шла лишь о том, чтобы Беларусь, задействовав таможенную, пограничную и другие службы, не допускала прямых поставок в Россию запрещенного продовольствия. «Мы договорились с российскими партнерами, что не будем страдать от введенных ответных экономических санкций в отношении Америки и Европы. Мы же не можем присоединяться к санкциям и ухудшать свое положение, и так у нас хватает проблем», – подчеркнул А. Лукашенко.
Начальник главного управления внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Алексей Богданов на Международном молочном форуме в Минске заявил: «Российская Федерация прислала нам письмо с просьбой запретить транзит через нашу страну. Это нарушение всех существующих законов как Таможенного союза, так и новообразованного Единого экономического пространства, поэтому просьбу мы не собираемся выполнять. Все наши западные коллеги об этом проинформированы, а также коллеги из Казахстана. Беларусь нарушать законы не будет», – сказал Богданов.
Для справки
Процесс построения Таможенного союза на постсоветском пространстве в середине 1990-х годов инициировали президент РФ Б. Ельцин и президент РБ А. Лукашенко. В 1995 году было подписано Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, в 1998 году к нему присоединился Казахстан. Год спустя к таможенной «тройке» примкнули Кыргызстан и Таджикистан – в рамках Договора о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве. В 2000 году все это назвали Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС).
Во всех соглашениях и договорах о Таможенном союзе провозглашались равные права для участников, отмена таможенных пошлин и других ограничений во взаимной торговле и т. д. Однако на практике это не удалось реализовать.
10 октября 2014 года президенты РФ, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана подписали в Минске документы о ликвидации ЕврАзЭС в связи с началом функционирования с 1 января 2015 года Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Читайте также:
- Беларусь временно ограничила вывоз моркови и свеклы
- МАРТ опубликовал новые тарифы на прокачку нечти и нефтепродуктов по «Дружбе»
- Беларусь вводит лицензирование экспорта яблок и лука
- МАРТ повысил тариф на транспортировку газа по распределительным трубопроводам
- Правительство продлило запрет на вывоз некоторых промтоваров