Госкомимущество Беларуси объявило о готовности продать в 2016 году на аукционах и по конкурсу акции 56 ОАО. Причем чуть ли не во всех акционерных обществах государство готово уступить инвестору весь свой пакет – только бы он согласился выполнить поставленные условия.

В этом году инвесторам предложено чуть более скромное «приватизационное меню», чем год назад. Если приватизационный перечень-2015 включал 61 ОАО, а в 2014 году – 83 предприятия, то сейчас претендентов на продажу – только 56 ОАО республиканского уровня.

Не жалко ни блок-пакета, ни даже контрольного

В перечне 2016 года доминируют предприятия, подчиненные Минпрому, – 12 ОАО. Минтранс готов продать госпакеты в 9 подведомственных предприятиях и столько же Минэнерго, по 6 госпакетов своих ОАО предлагают инвесторам концерны «Белгоспищепром» и «Беллесбумпром», 4 госпакета – концерн «Беллегпром», 3 госпакета – Минсвязи и т. д.

Повторно в этом году приватизационный орган выставляет на конкурс госпакет акций в размере 25% + 1 акция ОАО «БАТЭ» – управляющая компания холдинга «Автокомпоненты». Но этот пакет может достаться только профильной транснациональной корпорации, с помощью которой белорусское предприятие сможет сделать технический рынок и выйти на новые экспортные рынки. Правда, в 2015 году продавец объявлял и стартовый объем инвестиций для этой сделки – не менее 40 млн. долларов, которые должен был вложить покупатель. В этом году сумма инвестиций не называется, – вероятно, это станет предметом дополнительного торга (естественно, если появится покупатель на этот пакет).

Государство не оставляет надежды продать также госпакет (25% + 1 акция) холдинга «Горизонт», несмотря на то что в течение двух последних лет никто им не заинтересовался. Но продавец по-прежнему ждет стратегического инвестора – компанию, занимающую ведущее место в мировом рейтинге бытовой техники и промышленной электроники. В прошлом году государство ожидало получить в основной капитал в рамках совместного инвестпроекта участников холдинга деньги в объеме не менее 30 млн. долларов (сумма была не окончательной), но в этом году объем инвестиций пока не заявлен.

Зато условия продажи 100% акций в ОАО «Гомельский радиозавод» оговорены предельно ясно. Инвестор должен предоставить обществу в течение 6 месяцев денежные средства в размере, эквивалентном 2,5 млн. долларов по курсу Нацбанка на дату их внесения в оплату за акции допвыпуска, которые необходимо направить на модернизацию предприятия. Кроме того, покупатель обязан сохранить в течение 3 лет персонал предприятия и обеспечить ему уровень зарплаты не ниже сложившегося по Гомельской области.

В этом году государство может продать всю госдолю в ОАО «Борисовский авторемонтный завод» (97,45%). Опять же под обязательные финансовые условия инвестора, который должен в течение двух лет внести в уставный фонд общества 3 млн. долларов для реконструкции зданий и сооружений завода и 4 млн. долларов – для обновления оборудования.

Нельзя не обратить внимания, что вот уже несколько лет государство тщетно пытается продать весь госпакет (99,84%) в ОАО «Белорусское морское пароходство». Главное условие для инвестора в этом году: внести в течение года в развитие общества не менее 3 млн. долларов.

Инвестору предложен также весь госпакет в ОАО «Автосила» – 96,47%. Но по условиям конкурса он обязан внести в течение 5 лет не менее 3 млн. долларов на покупку 10 импортных самосвалов MAN и в обновление производственного оборудования, сохранить профиль предприятия, персонал и т. д.

Главное условие – инвестиции

Примечательная особенность приватизационного перечня-2016 – то, что львиная доля продается по конкурсу, а это значит, что инвестор должен выполнить ряд условий. В большинстве случаев это сохранение профиля предприятия, рабочих мест и уровня зарплаты не ниже средней по отрасли и т. п. Но главный вопрос – инвестиции. Именно при выполнении этого условия государство готово расстаться со своим пакетом в большинстве предприятий, выставленных на продажу в 2016 году.

Если инвестор согласится на предложенные белорусским продавцом условия, то он может стать полным владельцем ОАО «Лантан», ОАО «Коралл» (Гомель), ОАО «Промсвязь», ОАО «Минский завод отопительного оборудования» и т. д.

Показательно, что государство рассчитывает привлечь инвесторов даже в уже вроде бы модернизированные предприятия отечественной деревообработки: «Ивацевичидрев», «Витебскдрев», «Могилевдрев», бобруйский «ФанДОК» и бумажную фабрику «Спартак». Кстати, все это – предприятия-«второгодники». В прошлом году государство уже выставляло их на конкурсную продажу и пыталось продать в этих обществах менее чем по 50% акций. Как известно, резонансная модернизация многих белорусских деревообрабатывающих предприятий проводилась под патронатом государства, в том числе в свое время – в обмен на увеличение госдоли в уставном капитале путем проведения допэмиссий акций. Однако время показало, что господдержка для этих предприятий не стала панацеей – им по-прежнему нужны инвестиции, новые технологии и рынки сбыта.

Отметим, что в 2016 году Госкомимущество Беларуси также объявило о возможной продаже 3 предприятий МЧС как имущественных комплексов: РУП «Диэкос» (персонал на 1 января 2014 года – 93 человека), республиканского унитарного научно-производственного предприятия «Безопасность чрезвычайных ситуаций» (6 человек), республиканского унитарного проектно-изыскательского предприятия «Полесьепроект» (148 человек). Кстати, все эти предприятия как имущественные комплексы собирались продать в 2015 году, но не получилось. В этом году в перечень включили также РУП «Экзон-Глюкоза», которое находится в подчинении «Белгоспищепрома».

Процедура: финальное решение принимает президент

Если инвестора заинтересует какой-то пакет, он должен написать заявление в Госкомимущество Беларуси. Комиссия рассмотрит заявление и подготовит предложения о целесообразности подготовки проекта решения президента о продаже.

Отметим, что сейчас начальная цена продажи акций (долей) белорусских ОАО устанавливается по наибольшей из их рыночной либо балансовой стоимости, определенной на 1 января года продажи, а начальная цена продажи предприятий как имущественных комплексов – в размере их оценочной стоимости. Рыночная оценка акций проводится после принятия решения президента по продаже тех или иных объектов.

Более подробная информация об условиях продажи госпакетов ОАО – на сайте Госкомимущества: http://www.gki.gov.by/inf_for_investors/interes/.

По старому шаблону

Приватизационное ведомство Беларуси пока не сообщает об итогах выполнения перечня-2015, который включал 61 ОАО. (Кстати, практически во всех этих предприятиях государству было не жалко продать весь свой пакет, который колебался от 10 до 100%.)

Можно предположить, что итоговые результаты будут весьма скромными. Давно известно, что инвесторы не стоят в очереди за покупкой белорусских предприятий. Причин, почему это так, много. Но немаловажно, что финансовые «аппетиты» самих ОАО и их отраслевых кураторов, которые составляют конкурсные условия, зачастую слишком завышены, а сама процедура покупки акций достаточно громоздка, поэтому белорусские активы оказываются неподъемными для инвестора.

Правда, в прошлом году Госкомимущество в очередной раз попыталось придать хоть какую-то динамику продажам. Оно обратилось в правительство с предложением расширить полномочия ведомства по принятию решений по продаже госпакетов акций и предприятий. В целях активизации процесса приватизации ГКИ предлагало предоставить комитету полномочия относительно продажи предприятий с численностью до 1 тысячи человек, правительству – от 1 до 2 тысяч человек. Приватизационный орган надеялся, что эту инициативу одобрят правительство и президент. Но этого не случилось.

Так что приватизационный перечень-2016 практически обречен повторить участь прошлогоднего.

Для справки
В 2014 году правительство выставляло на продажу госпакеты в 83 ОАО республиканского уровня: акции 33 акционерных обществ планировалось продать по конкурсу и 50 ОАО – через аукцион. Удалось продать госпакеты лишь 13 акционерных обществ, плюс еще одно предприятие было продано как имущественный комплекс. Всего от приватизации госбюджет получил около 42 млн. долларов, плюс около 73 млн. долларов покупатели пообещали инвестировать в развитие купленных предприятий.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,