С 4 апреля 2016 года в Беларуси вступят в силу изменения, расширяющие и уточняющие основания для привлечения к административной ответственности за нарушение авторского права, смежных прав и права промышленной собственности.

Новая редакция

Новая редакция статьи 9.21 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП) будет устанавливать административную ответственность по следующим основаниям:

  1. Присвоение авторства либо принуждение к соавторству и разглашение без согласия автора или заявителя сущности объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о нем;
  2. Хранение с целью распространения контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания;
  3. Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности.

Актуальная редакция

В настоящее время статья 9.21 КоАП предусматривает лишь общее основание для административной ответственности за незаконное распространение или незаконное использование объектов интеллектуальной собственности.

Что меняется

Глобальных изменений новая редакция статьи 9.21 КоАП не принесет.

Законодателем было выделено два новых основания для привлечения к административной ответственности, а также переформулировано общее.

Первое основание, позволяющее штрафовать за нарушение личных неимущественных прав (например, присвоение авторства чужих работ) идентично норме, содержащейся в Уголовном кодексе. Вполне вероятно, что в последующем данное основание для привлечения к уголовной ответственности будет согласовано с нормой КоАП (например, уголовная ответственность будет наступать при неоднократном административном правонарушении).

Наибольший интерес, однако, вызывает второе основание, предусматривающее административный штраф за хранение контрафактных экземпляров произведений, записанных исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания с целью их распространения. За нарушение данной нормы устанавливается ответственность в размере от 20 до 40 базовых величин для физических лиц (с конфискацией или без) и от 50 до 200 БВ – для юридических лиц (с конфискацией или без).

Термин «контрафакт» используется для обозначения товаров, нахождение которых в гражданском обороте нарушает исключительные права на содержащиеся в этих товарах результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. При этом контрафактом признаются как физические экземпляры произведения, так и те, что находятся в электронной форме: контрафактным будет являться, например, незаконно скачанный аудио- или видеофайл, хранящийся на жестком диске компьютера или смартфона.

Сложно предугадать, как данная норма будет применяться на практике: вполне вероятен сценарий, при котором по данной статье штрафовать смогут за загрузку аудио- и видеофайлов в социальные сети (например, «ВКонтакте») с компьютера или их распространение при помощи торрент-клиентов. Пока еще не ясно, должно ли иметь место фактическое распространение объектов авторского права или будет достаточно лишь намерения их распространить. В последнем случае также непонятно, по каким основаниям необходимо будет определять данное намерение.

Использование в п. 2 статьи 9.21 новой редакции термина «хранение», не имеющего прямого определения в Законе «Об авторском праве и смежных правах», делает трактовку данной нормы еще более неясной. В законе об авторском праве хранение упоминается лишь как частный случай воспроизведения – изготовления экземпляра объекта авторского права в любой объектной форме, включая цифровую и электронную. Так как закон об авторском праве не проводит различий между временным и постоянным хранением и рассматривает их как единый случай воспроизведения, можно предположить, что даже транзитное попадание аудио- и видеофайлов в память компьютера (например, в RAM или при кэшировании) будет нарушением авторского права в контексте п. 2 статьи 9.21, в случае если файл будет далее распространяться в Интернете.

Следует отметить, что маловероятным является привлечение к административной ответственности по данному пункту за распространение музыки в социальных сетях без ее фактической загрузки. Следует понимать, что добавление уже загруженных аудиофайлов, например, в раздел «Аудиозаписи» во «ВКонтакте, не является загрузкой файла как такового, а скорее распространением гиперссылки, ведущей к аудиофайлу. Поэтому, с большой долей вероятности, применяться будут общие положения п. 3 статьи 9.21 новой редакции. К слову, по данному пункту устанавливается даже большая ответственность – от 30 до 50 базовых величин для физических лиц (с конфискацией или без) и от 100 до 300 для юридических лиц (с конфискацией или без).

На наш взгляд, изменения в статью 9.21 КоАП носят уточняющий характер: за незаконное воспроизведение, распространение, публичное исполнение и другое могли штрафовать и ранее.

Правильным решением в то же время выглядит нововведение о возможности привлечения к административной ответственности за нарушение личных неимущественных прав (таких как право на авторство). Новое же основание для административной ответственности «за хранение с целью распространения» еще должно пройти проверку практикой: как оно будет трактоваться, кто будет привлекаться к ответственности и в каких случаях. Делать какие-либо выводы пока преждевременно.

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,