25.01.2016, 14:27
ЕАЭС – это наше все? Часть 2
БЕЛРЫНОК продолжает анализировать этапы создания Таможенного союза, Единого экономического пространства, ключевые соглашения по созданию Евразийского экономического союза, а также мотивацию белорусской стороны при подписании соглашений на каждом из этапов. Начало цикла см. здесь.
Единое экономическое пространство (ЕЭП)
III этап, предполагающий более глубокую интеграцию, – создание Единого экономического пространства.
27 ноября 2009 года главы РФ, Казахстана и Беларуси приняли решение о создании ЕЭП. Датой начала функционирования ЕЭП было определено 1 января 2012 года. Основными целями ЕЭП являются создание общего рынка товаров и услуг, капиталов, рабочей силы, проведение согласованной валютной политики и предотвращение существовавших барьеров во взаимной торговле.
Таким образом, ЕЭП – это следующая ступень интеграции, которая обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Предварительно был разработан, согласован и подписан в ноябре и декабре 2010 года пакет из 17 базовых соглашений, формирующих правовую базу ЕЭП, которые вступили в силу с 1 января 2012 года.
Подписание пакета соглашений по ЕЭП состоялось 9 декабря 2010 года в Москве после полуторачасовой встречи Д. Медведева и А. Лукашенко. Отметим, что наиболее мотивированной стороной в процессе подготовки пакета документов по ЕЭП была Беларусь, так как Россия пообещала снять для нее пошлины на нефть и нефтепродукты за год до старта ЕЭП – с 1 января 2011 года, если к этому времени Минск ратифицирует пакет соглашений по ЕЭП.
Таким образом, России пришлось заплатить Беларуси за ее согласие на участие в создании ЕЭП, а также за согласие передать часть полномочий наднациональному органу – Евразийской экономической комиссии (ЕЭК).
В течение 2011 года Беларусь и Россия вели острые дискуссии по вопросам об условиях поставок газа и нефти в Беларусь, хотя теперь уже без громких публичных конфликтов. Решить проблемные вопросы по газу Беларуси и России удалось буквально за месяц до начала работы ЕЭП – необходимые для запуска очередного интеграционного образования соглашения были подписаны 25 ноября 2011 года в Москве в ходе заседания Высшего госсовета. Показательно, что вслед за этим весьма оперативно, 28 ноября, Беларусь ратифицировала Договор о Евразийской экономической комиссии.
Отметим также, что пакет соглашений по созданию ЕЭП белорусские власти ратифицировали в конце 2010 года – первыми в таможенной «тройке», по сути, за год до старта ЕЭП. Это позволило Беларуси уже с 1 января 2011 года покупать российскую нефть, нефтепродукты и нефтехимическое сырье без экспортных пошлин.
Тем не менее белорусская сторона осталась недовольна этими соглашениями, ибо вслед за этим примерно на 45 долларов за тонну увеличилась цена нефти для Беларуси – в результате повышения в 4 раза премии для российских нефтяников. Минск расценил эту премию как аналог таможенной пошлины и в течение практически всего 2011 года торговался за ее отмену.
И этот торг оказался успешным. Новое соглашение о поставках нефти в Беларусь на 2012-2014 годы было подписано 15 декабря 2011 года – как раз накануне старта ЕЭП. Белорусское руководство назвало это соглашение лучшим за последние 5 лет.
Его плюсы для Минска: возможность получить 4,1 млрд. долларов благодаря беспошлинному механизму поставок нефти в рамках ТС – при условии импорта из России 21,7 млн. т нефти. Дело в том, что в то время российские экспортные пошлины на нефтепродукты были значительно ниже экспортных пошлин на нефть (в среднем они составляли 56% от пошлины на нефть), что позволяло Беларуси получить хорошую маржу при переработке российской нефти на своих НПЗ.
Также Беларусь получила возможность экспортировать свою нефть (в то время – около 1,7 млн. тонн, сейчас – 1,645 млн. тонн) и перечислять экспортные пошлины в свой бюджет. При этом экспортные пошлины на нефтепродукты белорусская сторона должна была направлять в российский бюджет.
(Для справки: в 2013 году Беларусь перечислила в российский бюджет 3,32 миллиарда долларов вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, а в свой бюджет было направлено 633,96 миллиона долларов экспортных пошлин на нефть (пропорция распределения экспортных пошлин сложилась на уровне 81 к 19% в пользу российского бюджета. Примерно такая же пропорция была и в 2014 году).
Пользуясь договоренностями по ЕЭП, Беларусь также хотела уже с 2011 года снизить цену на газ.
В пакете документов по ЕЭП было подписано Соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам. Согласно ему, Россия и Казахстан взяли на себя обязательства выйти на равнодоходные цены на газ на внутреннем рынке к 1 января 2015 года. Поскольку в 2011 году в этих странах цены на газ были ниже, чем в Беларуси, для РФ и Казахстана обозначили переходный период (2012-2014 годы) для выхода на равнодоходные цены (для справки: равнодоходной ценой на газ является экспортная цена за вычетом пошлины, расходов на транспортировку и всех затрат на хранение и реализацию газа на внешних рынках).
Беларусь хотела синхронно с РФ и Казахстаном выйти на равнодоходные цены на газ, поэтому добивалась снижения цены на газ уже с 2011 года, не дожидаясь 2012 года, как ей было обещано. Но Россия отказалась пересматривать газовые цены для Беларуси на 2011 год, предложив новые подходы. Дело в том, что при подписании в 2006 году соглашения об условиях поставки газа белорусская сторона в качестве базового уровня определила цену на газ в Польше, которая тогда была ниже среднеевропейской. Но благодаря появлению более дешевого сланцевого газа ситуация на европейском газовом рынке изменилась: цена на газ для Польши оказалась выше, чем в среднем в Европе.
При подписании нового газового соглашения на 2011 год Беларуси было предложено воспользоваться этим фактором: взять в качестве базовой цены среднеевропейскую, а не польскую цену. Это позволило бы Беларуси иметь в 2011 году цену ниже, чем в 2010 году, примерно на 30 долларов за тыс. куб. м.
Но, вероятно, такой подход белорусскую сторону не устроил. В конце 2011 года Беларусь подписала соглашение о продаже «Газпрому» белорусской газотранспортной системы «Белтрансгаз». Таким образом, «Газпром» консолидировал у себя все 100% акций «Белтрансгаза», после чего Россия изменила формулу образования цены на газ для Беларуси – «отцепила» ее от европейской формулы и фактически привязала к внутрироссийской цене. В результате цена на газ для Беларуси в 2012 году была снижена до 165,6 долларов за тыс. куб. м со среднегодовой 265 долларов за тыс. куб. м в 2011 году, в 2013 году она составляла 163 долларов за тыс. куб. м, в 2014 году – около 167-170 долларов за тыс. куб. м.
Пакет соглашений по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП)
17 базовых соглашений ЕЭП направлены на создание условий для обеспечения свободного движения товаров, капитала, услуг и рабочей силы. Это:
- соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств;
- соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей;
- соглашение о согласованных принципах валютной политики;
- соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала;
- соглашение о согласованной макроэкономической политике;
- соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- соглашение о единых принципах и правилах конкуренции;
- соглашение о государственных (муниципальных) закупках;
- соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий;
- соглашение о торговле услугами и инвестициях в государствах – участниках ЕЭП;
- соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности;
- соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Беларуси, Казахстане и РФ;
- соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства;
- соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики;
- соглашение о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики;
- соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики;
- соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Беларуси, Казахстана и РФ;
- соглашение о порядке уплаты и зачисления вывозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) при вывозе с территории Беларуси за пределы таможенной территории Таможенного союза нефти сырой и отдельных категорий товаров, выработанных из нефти.
17 соглашений по ЕЭП вступили в силу с 1 января 2012 года, при этом некоторые документы вступили в силу сразу, а некоторые – постепенно.
С 1 января 2012 года вступило в действие Соглашение о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства. В частности, в нем заложена норма, устанавливающая, что господдержка, искажающая торговлю, не должна предоставляться свыше допустимого уровня, закрепленного в размере 10% по отношению к ВП сельского хозяйства.
По настоянию белорусской стороны для Беларуси в данном соглашении в части разрешенных объемов господдержки установлен переходный период до 2016 года, а также позволен очень щадящий режим снижения разрешенного объема господдержки – каждый год на 1%. Таким образом, господдержка в структуре производства сельскохозяйственной продукции в стране должна снизиться в 2016 году с прошлогодних 15,4% до 10% валовой стоимости произведенных сельхозтоваров.
В Беларуси доля господдержки сельского хозяйства в 2010 году составляла 15,4%. В 2011 году она была запланирована уже на уровне 16%. На поддержку сельского хозяйства в 2012 году было направлено 11,4 трлн. рублей, или 2,2% ВВП.
С 1 января 2012 года вступило в силу Соглашение о согласованных принципах валютной политики в государствах – участниках ЕЭП. Оно предусматривает поэтапное принятие мер по либерализации валютных операций, но при сохранении национального суверенитета при проведении государствами курсовой политики.
Беларусь добилась разрешения отложить на несколько лет реализацию ряда положений Соглашения о согласованных принципах валютной политики в государствах – участниках ЕЭП. Беларуси одной из стран «тройки» позволили сохранить норму об обязательной продаже части валютной выручки резидентами до 1 января 2017 год. Кроме того, белорусская сторона получила право до 2017 года не снимать ограничений на открытие счетов и вкладов в иностранной валюте, а также применять ограничения в отношении определенных валютных операций, выдавать разрешения на проведение валютных операций.
Соглашение о единых правилах конкуренции предполагает проведение единой конкурентной политики странами ЕЭП. Данное соглашение вводит запрет на недобросовестную конкуренцию. Но Беларусь и здесь выторговала для себя исключения. В соглашении учтены предложения белорусской стороны о возможности введения ценового регулирования на отдельные виды товаров при определенных обстоятельствах, а также исходя из соображений национальной безопасности.
Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий предусматривает установление единых правил предоставления субсидий на территории трех стран в отношении промышленных товаров. Запрещенные субсидии установлены в соответствии с требованиями ВТО. Ими являются экспортные субсидии и импортозамещающие, то есть те субсидии, которые непосредственно связаны с экспортом или импортом.
Аналогично Соглашению о промышленных субсидиях ЕС данное соглашение предусматривает порядок согласования всех специфических субсидий начиная с 2017 года. В ЕЭП субсидии в свои промышленные отрасли страна имеет право осуществлять. Об этом Беларусь будет уведомлять своих партнеров по ЕЭП до 2017 года, после чего такие субсидии должны будут согласовываться с ЕЭК.
Также в ЕЭП была поставлена задача согласовывать ключевые макроэкономические показатели бюджетов ее стран-участниц, в том числе и курс национальной валюты по отношению к доллару. Это сделано для того, чтобы обеспечить единую конкурентную среду на территории союза, а значит устранить возможные механизмы продвижения своего экспорта за счет девальвации собственной валюты. На это нацелено Соглашение о согласованной макроэкономической политике, которое обязывает страны «тройки» согласовывать показатели годового дефицита госбюджетов, годовой инфляции и госдолга. Документ предусматривает годовой дефицит бюджета не выше 3%, государственный долг не более 50% ВВП, а также уровень инфляции, не превышающий более чем на 5% уровень инфляции государства – члена ЕЭП, имеющего наименьший рост цен. Эти количественные параметры, прописанные соглашением, вступили в действие с 1 января 2013 года.
Соглашение о государственных (муниципальных) закупках предусматривает, что стороны при осуществлении госзакупок будут предоставлять национальный режим товарам, работам и услугам, происходящим из территории сторон. По вопросу применения национального режима в государственных закупках принято решение, что РФ и РБ в двусторонних отношениях начнут применять национальный режим с 2012 года, а Казахстан присоединится к нему с 1 января 2014 года.
Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции направлено на выравнивание условий конкуренции внутри ЕЭП, что очень важно, так как между странами-участницами не применяются ограничительные меры.
Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий направлено на предоставление недискриминационных (равных) условий доступа к услугам субъектов естественных монополий. Документом определены базовые принципы и правила регулирования деятельности субъектов естественных монополий, которые будут применяться для всех субъектов сторон, действующих на трансграничных рынках (рынке двух или трех стран).
Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования предусматривает введение технических регламентов Таможенного союза, которые имеют прямое действие на территории трех стран. Это обеспечит свободное передвижение товаров, соответствующих техническим регламентам ТС внутри Таможенного союза.
Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности направлено на унификацию принципов регулирования в сфере охраны и защиты результатов и средств индивидуализации товаров, работ и услуг, которые охраняются национальным законодательством. Документ повышает эффективность правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и борьбы с международной торговлей контрафактными товарами в государствах – участниках ТС и ЕЭП.
В рамках обеспечения свободного движения услуг и капитала существуют договоренности, зафиксированные в следующих соглашениях.
Соглашение о торговле услугами и инвестициях регламентирует порядок и условия деятельности поставщиков услуг и инвесторов в целях эффективного и свободного предоставления услуг в рамках ЕЭП и осуществления инвестиционной деятельности на территории ЕЭП. В соответствии с этим соглашением стороны принимают на себя обязательства не вводить новых, дополнительных ограничений на рынке услуг в рамках ЕЭП, а также постепенно снижать существующие ограничения.
Вместе с тем каждая сторона зафиксировала существовавшие на то время ограничения в отношении сторон. Они в основном относятся к ограничениям по владению землями сельскохозяйственного назначения, требований гражданства, а также к специфике регулирования сторонами стратегических отраслей экономики. В частности, Казахстан оговорил, что может быть наложен запрет на совершение сделок по использованию стратегических ресурсов страны, если это может повлечь концентрацию прав у одного лица или группы лиц из одной страны, а также в отношении недропользователей сохранено требование о закупках казахстанских товаров, работ и услуг и другие изъятия.
Кроме того, стороны приняли обязательства по унификации законодательств сторон в различных секторах услуг. Унификация законодательств позволит странам признавать лицензии, выданные в одной из стран ЕЭП, что обеспечит свободное предоставление услуг в рамках ЕЭП.
Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала направлено на гармонизацию национальных законодательств в сфере финансовых услуг, включающих банковские, страховые услуги, услуги на валютном рынке и услуги профессиональных участников рынка ценных бумаг.
Свободное движение рабочей силы обеспечивается реализацией договоренностей в рамках следующих соглашений:
Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей предусматривает, что стороны отменят для граждан стран – членов ЕЭП ограничения, установленные в целях защиты национального рынка труда.
Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции позволяет миграционным службам сторон повысить эффективность осуществления своей работы путем обмена информацией и нормативными правовыми актами по вопросам противодействия нелегальной трудовой миграции, о выявленных нелегальных трудящихся-мигрантах, о выявленных каналах нелегальной трудовой миграции.
Регулирование вопросов по обеспечению доступа к инфраструктуре предусматривают следующие договоренности:
Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики. Цель соглашения – обеспечить недискриминационный доступ к услугам субъектов естественных монополий государств-участников с последующим созданием общего электроэнергетического рынка между государствами – участниками ЕЭП.
Это соглашение, как предполагается, позволит передавать электрическую энергию в пределах ЕЭП. К примеру, Казахстан сможет производить передачу электрической энергии из Северного Казахстана в Западный Казахстан по территории РФ, а также осуществлять передачу электроэнергии через территорию России в Беларусь и третьи страны на двусторонней основе по договорному тарифу.
Соглашение о регулировании доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, предусматривало унификацию тарифов по видам сообщений (импортных, экспортных и внутригосударственных) до 2013 года. Унифицированные тарифы повышают прозрачность в сфере тарифов, минимизируют возможность для применения разных тарифных схем.
Соглашение о порядке организации, управления, функционирования и развития общего рынка нефти, нефтепродуктов направлено на обеспечение доступа к системам транспортировки нефти и нефтепродуктов, расположенным на территории каждого из государств – участников ЕЭП, для хозяйствующих субъектов, зарегистрированных на территориях государств сторон, на тех же условиях, что и для хозяйствующих субъектов стороны, по территории которой осуществляется транспортировка нефти и (или) нефтепродуктов.
Соглашение о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, устанавливает правила доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа для удовлетворения потребностей государств – участников ЕЭП.
Соглашение предусматривает комплекс мер по обеспечению доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам ЕЭП, в том числе:
а) создание системы информационного обмена на основе информации, включающей в себя сведения о внутреннем потреблении газа;
б) создание механизмов для подготовки индикативных прогнозных балансов в соответствии с соглашением;
в) унификацию норм и стандартов на газ государств – участников ЕЭП;
г) переход на рыночные (равнодоходные) цены на газ на территориях государств – участников ЕЭП.
При этом страны «тройки» договорились достичь рыночных (равнодоходных) цен на газ на территориях всех государств – участников ЕЭП до 2015 года. Это соглашение также предусматривает первоочередное обеспечение внутренних потребностей в газе государств – участников ЕЭП.
Наднациональный орган Таможенного союза: от комиссии ТС – к Евразийской экономической комиссии (ЕЭК)
Решением Межгосударственного совета на уровне глав государств от 6 октября 2007 года № 1 была учреждена Комиссия Таможенного союза как единый постоянно действующий регулирующий орган ТС. Комиссия была наделена полномочиями по утверждению решений государств – членов ТС в сферах таможенно-тарифного и нетарифного регулирования.
17 ноября 2011 года президенты Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о Евразийской экономической комиссии, которая стала единым постоянно действующим регулирующим органом ТС и ЕЭП. ЕЭК начала функционировать с 2 февраля 2012 года, Комиссия Таможенного союза передала все свои полномочия ЕЭК 1 июля 2012 года.
13 декабря 2011 года Беларусь ратифицировала Закон «О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии». Таким образом, Беларусь согласилась передать часть полномочий национального правительства в ЕЭК – исполнительный орган ЕЭП. Высшим органом для ЕЭК является Высший Евразийский экономический совет на уровне глав правительств и глав государств.
ЕЭК имеет двухуровневую структуру: Совет Комиссии и Коллегия Комиссии. В Совет входят 3 вице-премьера – по одному от каждого государства. Совет осуществляет общее регулирование интеграционных процессов в ТС и ЕЭП. Оперативным управлением занимается Коллегия. Она осуществляет выработку предложений в сфере дальнейшей интеграции в рамках ТС и ЕЭП. В Коллегию вошли 9 членов: по 3 от каждой страны. Члены Коллегии и ее председатель назначаются сроком на 4 года с возможным продлением полномочий решением Совета.
Председателем Коллегии на первые 4 года был назначен руководитель Министерства промышленности и торговле РФ Виктор Христенко. Члены Коллегии от Беларуси: экс-премьер Сергей Сидорский занимает должность министра (члена коллегии) по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК, Владимир Гошин – министра по таможенному сотрудничеству, а Валерий Корешков – министра по вопросам технического регулирования.
На этапе подготовки соглашения по ЕЭК самым болезненным был вопрос определения процедуры принятия решений, а также контроля за принимаемыми комиссией решениями. Стороны спорили, как принимать решения: путем консенсуса, квалифицированным большинством или иными способами.
Россия категорично настаивала на принципе взвешенного голосования – по нему РФ имела бы 57% голосов. Беларусь и Казахстан не поддержали этот принцип. В качестве условий присоединения к договору они выдвинули принцип: «одна страна – один голос». Российской стороне пришлось пойти на компромисс. ЕЭК принимает решения «на основании голосования членов совета или членов коллегии» в порядке: «один член коллегии – один голос» или «один член совета – один голос». При этом все решения принимаются коллегиально.
Если же по тем или иным вопросам стороны не могут найти консенсус, вопрос выносится на совет на уровень вице-премьеров, если же и там сложно принять решение, – на уровень глав государств.
Все решения ЕЭК носят наднациональный характер. Общая численность состава ЕЭК – свыше 1,2 тыс. человек (в секретариат Комиссии ТС входило 150 человек). Члены ЕЭК получают статус федеральных министров и соответствующие зарплату и пенсию. Им предоставлено служебное жилье, транспорт, ежегодный отпуск продолжительностью 45 дней, медицинское и санаторно-курортное обслуживание за счет бюджета на министерском уровне и министерские же доплаты к пенсии. Штаб-квартира ЕЭК расположена в Москве.
Продолжение следует.
Читайте также:
- Беларусь временно ограничила вывоз моркови и свеклы
- МАРТ опубликовал новые тарифы на прокачку нечти и нефтепродуктов по «Дружбе»
- Беларусь вводит лицензирование экспорта яблок и лука
- МАРТ повысил тариф на транспортировку газа по распределительным трубопроводам
- Правительство продлило запрет на вывоз некоторых промтоваров