• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Характерной особенностью налогового законодательства в 2016 году стало существенное изменение условий налогового администрирования без изменения ставок налогов. Наиболее очевидно данную особенность законодательства можно проследить на примере изменений в порядке уплаты налога на добавленную стоимость (НДС).

НДС давно является любимым налогом белорусских чиновников, так как позволяет привлекать дополнительные поступления в бюджет без увеличения налоговой ставки. Самым ярким примером таких дополнительных поступлений стал импортный НДС, уплаченный белорусскими предприятиями в 2014 году после принятия Указа президента Республики Беларусь № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения». По сути, НДС стал экспериментальным налогом, на примере которого чиновники апробируют методы налогового администрирования, позволяющие привлекать дополнительные поступления в бюджет без увеличения налоговой ставки, а соответственно, и формальной налоговой нагрузки.

Электронные счета-фактуры

Наиболее существенные изменения в порядке налогового администрирования НДС будут введены с 1 июля 2016 года. Наряду с деноминацией белорусскому бизнесу в середине 2016 года придется столкнуться с новым, более сложным порядком принятия к вычету НДС – использованием электронных счетов-фактур.

Электронный счет-фактура не является первичным бухгалтерским документом, а является электронным документом или фактически регистром налогового учета, используемым только в целях налогового учета для принятия к вычету НДС. Основные положения, связанные с электронным счетом-фактурой, такие как его форма и формат, порядок его создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения, еще будут утверждены Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

В настоящее время можно лишь определенно утверждать, что электронный счет-фактура должен подписывать как продавец, так и покупатель посредством электронной подписи. Также все счета-фактуры должны быть загружены на портал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – портал) в форме электронного документа.

Плюсы электронных счетов-фактур

Очевидно, что на сегодняшний день единственным бенефициаром нового порядка вычета НДС является государство. Выгоды для государства в новом порядке вычета НДС следующие.

Во-первых, обязательная регистрация счетов-фактур на портале позволяет налоговым органам получать оперативную информацию обо всех движениях товаров, работ, услуг в Республике Беларусь. Данная информация может стать хорошим инструментом выбора объектов налоговых проверок, но может остаться и бесполезным массивом информации. Эффективность использования новых данных будет зависеть от квалификации контролирующих органов, их умения работы с большими массивами информации, выработки методики и методов работы по выявлению возможных нарушений налогового законодательства на основе имеющейся в базе информации о хозяйственных операциях.

Во-вторых, введение электронных счетов-фактур на первоначальном этапе, очевидно, приведет к увеличению поступлений в бюджет. Введение любой новой электронной системы требует времени для ее апробации и отладки. При этом, когда речь идет о десятках тысяч налогоплательщиков, а соответственно, о возможных сотнях тысяч ежедневных обращений на портал, то эффективность работы системы электронных счетов-фактур во многом будет зависеть от технических возможностей и программного обеспечения портала по обработке информации, а также эффективности работы средств связи при передаче больших объемов данных.

Как известно, техника далеко не всегда работает безупречно и без сбоев, поэтому у бизнеса, очевидно, возникнут проблемы с подписью электронных счетов-фактур, а соответственно, и с принятием к вычету НДС. В связи с этим дополнительные поступления в бюджет в период апробации системы электронных счетов-фактур могут составить несколько триллионов рублей. Соответственно, на эту же сумму увеличится дефицит оборотных средств у предприятий, что и без того ухудшит их финансовое состояние в условиях мирового финансового кризиса.

По разъяснениям налоговых органов, в случае технического сбоя предприятия смогут воспользоваться старым порядком вычета НДС без использования электронных счетов-фактур. Хотя как это будет реализовано на практике, большой вопрос. Кто проведет грань между техническим сбоем и злоупотреблением плательщика, нежелающего оформлять электронный счет-фактуру? Факт технического сбоя будет оформляться каким-то документом налоговых органов (например, справкой) или как? Более или менее понятна ситуация, когда технический сбой длительный – день или более. А если меньше дня, тогда что делать налогоплательщику? С большой долей вероятности можно утверждать, что правоприменительная практика электронных счетов-фактур по НДС будет такой же, как и по лжепредпринимателям. Законодательство направлено против нарушителей закона, а болезненно ударит по добросовестным налогоплательщикам.

В-третьих, введение электронных счетов-фактур очевидно направлено на борьбу с лжепредпринимателями, так как предполагает установление государственного контроля над движением товаров, работ и услуг в онлайн-режиме. Любая хозяйственная операция, связанная с уплатой НДС, обязана будет отражаться на портале налоговых органов и поэтому окажется под контролем налоговой. Таким образом государство, возможно, предполагает бороться с лжепредпринимательскими структурами в надежде на то, что недобросовестные предприятия будут опасаться регистрироваться на портале, а соответственно, и вычет необоснованного НДС будет минимальным.

В связи с этим введение электронных счетов-фактур может стать выгодным и для бизнеса при условии, что государство будет принимать электронные счета-фактуры в качестве достаточного обоснования факта совершения хозяйственной операции. Последнее весьма важно в случае возникновения споров по хозяйственным операциям, подпадающим под действие Указа президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488). В случае если электронный счет-фактура станет доказательством факта совершения хозяйственной операции, то введение данной процедуры налогового администрирования будет безусловным плюсом в изменениях налогового законодательства, даже несмотря на недостатки, указанные ниже. В противном случае экономический эффект от введения электронных счетов-фактур по НДС для бизнеса будет только отрицательным.

Минусы электронных счетов-фактур

Отрицательные последствия от введения нового порядка вычета НДС почувствует только белорусский бизнес. При этом потери будут как прямыми в форме роста налоговой нагрузки по НДС, так и косвенными в форме роста транзакционных налоговых издержек, связанных с налоговым администрированием.

Прямые потери бизнеса, как отмечалось выше, будут наиболее очевидны во втором полугодии 2016 года, когда будет апробироваться новая система вычета НДС. Наряду с возможными техническими сбоями в работе системы бизнес столкнется с необходимостью изучения процедуры оформления и подписания счетов-фактур. Последнее, как правило, вначале связано с ошибками, а соответственно, и со снижением возможности принятия к вычету НДС в рамках нового налогового законодательства. При этом прямые потери могут составлять триллионы белорусских рублей.

Косвенные потери бизнеса будут связаны с дополнительными трудовыми затратами в связи с необходимостью составления дополнительных электронных счетов-фактур и их подписанием, отправлением на портал. Также для избегания ошибок в вычете НДС необходимо будет вести электронную книгу покупок, в которой будут сохраняться электронные счета-фактуры. При этом косвенные затраты, в отличие от прямых потерь бизнеса, будут постоянными и в перспективе могут превысить прямые потери бизнеса от введения электронных счетов-фактур.

Так, например, очевидно, что на крупных предприятиях потребуются дополнительные бухгалтеры, которые будут вести учет входящих и исходящих документов, связанных с НДС, производить их дублирование в электронные счета-фактуры, а также отслеживание электронной подписи. С учетом размера средней заработной платы по Республике Беларусь в ноябре 2015 года (6791 тыс. рублей) и среднего времени на составление одного электронного счета-фактуры (20 минут), расчетная усредненная себестоимость одного электронного счета-фактуры для предприятия, выраженная через заработную плату бухгалтеров, составит порядка 13 тыс. рублей.

Исходя из этого усредненного показателя и количества первичных бухгалтерских документов, связанных с уплатой НДС, составляемых на предприятии ежемесячно, каждое предприятие может самостоятельно определить свои дополнительные расходы, связанные с новым порядком вычета НДС. Очевидно, что в рамках всей экономики речь может идти о ежемесячных нескольких десятках миллиардов дополнительных транзакционных налоговых издержек, которые появятся у бизнеса начиная с 1 июля 2016 года.

Введение электронных счетов-фактур по НДС является дополнительными издержками ведения бизнеса в Республике Беларусь. К сожалению, в условиях мирового экономического кризиса государство не пошло по пути упрощения системы налогового администрирования, выражающегося в унификации бухгалтерского и налогового учета, а фактически ввело новую форму регистра налогового учета (электронный счет-фактуру), учитывающего только интересы государства, но не бизнеса. Опровергнуть данное утверждение может лишь правоприменительная практика электронных счетов-фактур по НДС, в том числе и связанная, как отмечалось выше, с действием Указа № 488.

Тэги:

, , , , , , , , , ,

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Лукашенко провел совещание по проекту немецкого инвестора: меня убеждают, что мы обещали

Вопросы функционирования предприятий дрожжевой отрасли обсуждены 15 ноября на совещании у Александра Лукашенко, сообщает пресс-служба президента. «Сегодня мы рассмотрим один из вопросов, который, к сожалению, приходится выносить на уровень президента, но который должен был быть давно решен в правительстве», — начал совещание Александр Лукашенко с замечания Совмину, уточняет пресс-служба. Речь шла о дрожжевом заводе в

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает