Характерной особенностью налогового законодательства в 2016 году стало существенное изменение условий налогового администрирования без изменения ставок налогов. Наиболее очевидно данную особенность законодательства можно проследить на примере изменений в порядке уплаты налога на добавленную стоимость (НДС).

НДС давно является любимым налогом белорусских чиновников, так как позволяет привлекать дополнительные поступления в бюджет без увеличения налоговой ставки. Самым ярким примером таких дополнительных поступлений стал импортный НДС, уплаченный белорусскими предприятиями в 2014 году после принятия Указа президента Республики Беларусь № 361 «Об отдельных вопросах налогообложения». По сути, НДС стал экспериментальным налогом, на примере которого чиновники апробируют методы налогового администрирования, позволяющие привлекать дополнительные поступления в бюджет без увеличения налоговой ставки, а соответственно, и формальной налоговой нагрузки.

Электронные счета-фактуры

Наиболее существенные изменения в порядке налогового администрирования НДС будут введены с 1 июля 2016 года. Наряду с деноминацией белорусскому бизнесу в середине 2016 года придется столкнуться с новым, более сложным порядком принятия к вычету НДС – использованием электронных счетов-фактур.

Электронный счет-фактура не является первичным бухгалтерским документом, а является электронным документом или фактически регистром налогового учета, используемым только в целях налогового учета для принятия к вычету НДС. Основные положения, связанные с электронным счетом-фактурой, такие как его форма и формат, порядок его создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения, еще будут утверждены Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

В настоящее время можно лишь определенно утверждать, что электронный счет-фактура должен подписывать как продавец, так и покупатель посредством электронной подписи. Также все счета-фактуры должны быть загружены на портал Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (далее – портал) в форме электронного документа.

Плюсы электронных счетов-фактур

Очевидно, что на сегодняшний день единственным бенефициаром нового порядка вычета НДС является государство. Выгоды для государства в новом порядке вычета НДС следующие.

Во-первых, обязательная регистрация счетов-фактур на портале позволяет налоговым органам получать оперативную информацию обо всех движениях товаров, работ, услуг в Республике Беларусь. Данная информация может стать хорошим инструментом выбора объектов налоговых проверок, но может остаться и бесполезным массивом информации. Эффективность использования новых данных будет зависеть от квалификации контролирующих органов, их умения работы с большими массивами информации, выработки методики и методов работы по выявлению возможных нарушений налогового законодательства на основе имеющейся в базе информации о хозяйственных операциях.

Во-вторых, введение электронных счетов-фактур на первоначальном этапе, очевидно, приведет к увеличению поступлений в бюджет. Введение любой новой электронной системы требует времени для ее апробации и отладки. При этом, когда речь идет о десятках тысяч налогоплательщиков, а соответственно, о возможных сотнях тысяч ежедневных обращений на портал, то эффективность работы системы электронных счетов-фактур во многом будет зависеть от технических возможностей и программного обеспечения портала по обработке информации, а также эффективности работы средств связи при передаче больших объемов данных.

Как известно, техника далеко не всегда работает безупречно и без сбоев, поэтому у бизнеса, очевидно, возникнут проблемы с подписью электронных счетов-фактур, а соответственно, и с принятием к вычету НДС. В связи с этим дополнительные поступления в бюджет в период апробации системы электронных счетов-фактур могут составить несколько триллионов рублей. Соответственно, на эту же сумму увеличится дефицит оборотных средств у предприятий, что и без того ухудшит их финансовое состояние в условиях мирового финансового кризиса.

По разъяснениям налоговых органов, в случае технического сбоя предприятия смогут воспользоваться старым порядком вычета НДС без использования электронных счетов-фактур. Хотя как это будет реализовано на практике, большой вопрос. Кто проведет грань между техническим сбоем и злоупотреблением плательщика, нежелающего оформлять электронный счет-фактуру? Факт технического сбоя будет оформляться каким-то документом налоговых органов (например, справкой) или как? Более или менее понятна ситуация, когда технический сбой длительный – день или более. А если меньше дня, тогда что делать налогоплательщику? С большой долей вероятности можно утверждать, что правоприменительная практика электронных счетов-фактур по НДС будет такой же, как и по лжепредпринимателям. Законодательство направлено против нарушителей закона, а болезненно ударит по добросовестным налогоплательщикам.

В-третьих, введение электронных счетов-фактур очевидно направлено на борьбу с лжепредпринимателями, так как предполагает установление государственного контроля над движением товаров, работ и услуг в онлайн-режиме. Любая хозяйственная операция, связанная с уплатой НДС, обязана будет отражаться на портале налоговых органов и поэтому окажется под контролем налоговой. Таким образом государство, возможно, предполагает бороться с лжепредпринимательскими структурами в надежде на то, что недобросовестные предприятия будут опасаться регистрироваться на портале, а соответственно, и вычет необоснованного НДС будет минимальным.

В связи с этим введение электронных счетов-фактур может стать выгодным и для бизнеса при условии, что государство будет принимать электронные счета-фактуры в качестве достаточного обоснования факта совершения хозяйственной операции. Последнее весьма важно в случае возникновения споров по хозяйственным операциям, подпадающим под действие Указа президента Республики Беларусь от 23 октября 2012 года № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» (далее – Указ № 488). В случае если электронный счет-фактура станет доказательством факта совершения хозяйственной операции, то введение данной процедуры налогового администрирования будет безусловным плюсом в изменениях налогового законодательства, даже несмотря на недостатки, указанные ниже. В противном случае экономический эффект от введения электронных счетов-фактур по НДС для бизнеса будет только отрицательным.

Минусы электронных счетов-фактур

Отрицательные последствия от введения нового порядка вычета НДС почувствует только белорусский бизнес. При этом потери будут как прямыми в форме роста налоговой нагрузки по НДС, так и косвенными в форме роста транзакционных налоговых издержек, связанных с налоговым администрированием.

Прямые потери бизнеса, как отмечалось выше, будут наиболее очевидны во втором полугодии 2016 года, когда будет апробироваться новая система вычета НДС. Наряду с возможными техническими сбоями в работе системы бизнес столкнется с необходимостью изучения процедуры оформления и подписания счетов-фактур. Последнее, как правило, вначале связано с ошибками, а соответственно, и со снижением возможности принятия к вычету НДС в рамках нового налогового законодательства. При этом прямые потери могут составлять триллионы белорусских рублей.

Косвенные потери бизнеса будут связаны с дополнительными трудовыми затратами в связи с необходимостью составления дополнительных электронных счетов-фактур и их подписанием, отправлением на портал. Также для избегания ошибок в вычете НДС необходимо будет вести электронную книгу покупок, в которой будут сохраняться электронные счета-фактуры. При этом косвенные затраты, в отличие от прямых потерь бизнеса, будут постоянными и в перспективе могут превысить прямые потери бизнеса от введения электронных счетов-фактур.

Так, например, очевидно, что на крупных предприятиях потребуются дополнительные бухгалтеры, которые будут вести учет входящих и исходящих документов, связанных с НДС, производить их дублирование в электронные счета-фактуры, а также отслеживание электронной подписи. С учетом размера средней заработной платы по Республике Беларусь в ноябре 2015 года (6791 тыс. рублей) и среднего времени на составление одного электронного счета-фактуры (20 минут), расчетная усредненная себестоимость одного электронного счета-фактуры для предприятия, выраженная через заработную плату бухгалтеров, составит порядка 13 тыс. рублей.

Исходя из этого усредненного показателя и количества первичных бухгалтерских документов, связанных с уплатой НДС, составляемых на предприятии ежемесячно, каждое предприятие может самостоятельно определить свои дополнительные расходы, связанные с новым порядком вычета НДС. Очевидно, что в рамках всей экономики речь может идти о ежемесячных нескольких десятках миллиардов дополнительных транзакционных налоговых издержек, которые появятся у бизнеса начиная с 1 июля 2016 года.

Введение электронных счетов-фактур по НДС является дополнительными издержками ведения бизнеса в Республике Беларусь. К сожалению, в условиях мирового экономического кризиса государство не пошло по пути упрощения системы налогового администрирования, выражающегося в унификации бухгалтерского и налогового учета, а фактически ввело новую форму регистра налогового учета (электронный счет-фактуру), учитывающего только интересы государства, но не бизнеса. Опровергнуть данное утверждение может лишь правоприменительная практика электронных счетов-фактур по НДС, в том числе и связанная, как отмечалось выше, с действием Указа № 488.

Тэги:

, , , , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,