21.01.2016, 9:00
Союзная «двойка»: девальвированный эффект
Пока в повестке саммита Высшего госсовета Союзного государства (ВГС) – 12 вопросов. Вопросы ритуальные: итоги прошлогоднего союзного бюджета и утверждение бюджета-2016, вопросы торгово-экономического сотрудничества, внешнеполитического взаимодействия и т. д. Однако можно не сомневаться, что белорусская сторона приложит максимум усердия, чтобы, как сказал белорусский премьер Андрей Кобяков, повестка дня очередного ВГС имела максимальное наполнение, а само мероприятие стало толчком для активизации двустороннего товарооборота.
Незавершенный торг
Накануне очередного саммита на традиционной в подобных случаях встрече с госсекретарем Союзного государства Григорием Рапотой 18 января Александр Лукашенко как бы невзначай заметил, что хорошо было бы провести ВГС в Минске.
«Думаю, что, наверное, можно было и в Минске запланировать проведение Высшего госсовета, потому что и высшие должностные лица России давно уже не были в Минске. Для Минска, для Беларуси это будет важно», – заметил белорусский президент. Кстати, сам Рапота на встрече с журналистами не стал отрицать обозначенного Лукашенко места проведения саммита – по его словам, на российской стороне существует понимание того, что заседание должно пройти в белорусской столице.
Случайна или нет акцентная ремарка Лукашенко насчет важности проведения саммита именно в Минске, но очевидно, что белорусская сторона настроена на серьезный разговор и попытается взять реванш прежде всего по отложенным позициям: там, где чиновники двух стран торговались, но безрезультатно для Беларуси.
Союз Беларуси и России по-прежнему называют самым продвинутым интеграционным объединением на постсоветском пространстве. Но вот пассаж: взаимный товарооборот ближайших союзников падает третий год подряд и особенно стремительно – в последнее время. В частности, по итогам 2014 года в сравнении с 2013 годом товарооборот между Беларусью и Россией снизился на 5,3% и составил 37,6 млрд. долларов. В 2015 году экспорт белорусских товаров в Россию рухнул аж на 31,5%. Этот результат стал следствием в первую очередь обвала российского рубля вслед за стремительным падением мировых цен на нефть, что подстегнуло глубокий экономический кризис в России.
Но похоже, что вместе с девальвацией российского рубля постепенно девальвируется и экономический эффект интеграционного проекта для Беларуси. А этот эффект, понятное дело, в первую очередь зависит от степени финансовой поддержки Россией белорусской экономики. Однако в последнее время Москва не торопится подставить Беларуси финансовое плечо в очень непростой для союзника ситуации.
На финише минувшего года белорусский Минфин заявлял, что Беларуси в 2016 году для сбалансированности бюджета с учетом внутреннего и внешнего валютного долга необходимо найти 1,5 млрд. долларов. (Отметим, что эти оценки были сделаны исходя из цены нефти 50 долларов за баррель, хотя в январе цена на нефть уже упала ниже 30 долларов за баррель.)
Правительство планирует изыскать эти деньги в Евразийском фонде стабилизации и развития (ЕФСР). Средства этого фонда более чем на 80% сформированы из российских ресурсов, о чем сообщил в декабре министр финансов Беларуси Владимир Амарин на заседании Палаты представителей. Отметим, что в марте 2015 года Беларусь обратилась в ЕФСР за новым кредитом в размере 3 млрд. долларов, но позже в ходе переговоров сумма кредита была снижена до 2 млрд. долларов. Белорусский Минфин рассчитывал получить этот кредит еще до конца 2015 года – «при оптимистичном варианте развития событий».
Однако в декабре 2015 года совет фонда принял решение отложить выделение нового займа Беларуси, хотя экономическая часть кредитной программы Беларуси с ЕФСР была уже согласована.
Более того, как заявил 18 января замминистра финансов РФ Сергей Сторчак, Россия в условиях бюджетных ограничений в 2016 году будет вынуждена взять паузу в предоставлении новых кредитов иностранным заемщикам. «На сегодняшний день, я считаю, шансов у правительства принять решение по предоставлению новых кредитов очень мало. Бюджет напряженный, более чем напряженный. Я думаю, что мы объективно находимся в ситуации, когда вынуждены будем взять паузу с точки зрения принятия обязательств по новым кредитам», – заявил он. И пояснил, что в нынешних бюджетных условиях «принятие новых обязательств по предоставлению кредитов иностранным заемщикам сопряжено с повышенными рисками и с рисками исполнения этих обязательств в будущем».
Помимо кредитного вопроса, у официального Минска есть еще не менее актуальные темы для негласной повестки очередного саммита.
БЕЛРЫНОК писал, что в этом году Беларусь хочет добиться дисконтной ценына импортируемый из России газ. Резкое падение мировых цен на нефть и девальвация российского рубля, к чему привязана формула цены на газ для Беларуси, должны были сыграть ей на руку в этом вопросе и таким образом помочь сэкономить около 250 млн. долларов. Однако белорусские аргументы пока проигнорированы: Россия отказалась предоставлять газовую скидку, и Беларуси приходится работать в рамках прежнего контракта.
Кстати, стоит отметить, что недавно Армения также обратилась к РФ с просьбой снизить тарифы на природный газ. Предприниматели попросили премьера страны, «исходя из мировой динамики цен на энергоносители и в рамках членства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), обратиться к стратегическому партнеру Армении – России – с просьбой снизить тариф на импортируемый газ и ценообразование на «голубое топливо» для производителей осуществлять в национальной валюте», а не в долларах, как это делается сейчас.
Как заявляет армянская сторона, «прогресс экономических отношений с Российской Федерацией и другими партнерами в существенной степени зависит от цен на энергоносители, которые не ограничивали бы экономическую конкурентоспособность». Поэтому власти Армении обратились к Правительству РФ по вопросу цен на энергоносители и, учитывая стратегический характер партнерства с Россией, «рассчитывают на положительное решение».
Отметим, что за вступление в ЕАЭС и отказ от европейской интеграции Армения уже получила скидку на российский газ. С 1 января по 31 декабря 2015 года цена на газ для Армении была установлена на уровне 165 долларов за 1 тыс. кубометров вместо прежних 189 долларов.
Так что на фоне газового спора ближайших союзников – Беларуси и России – весьма любопытно, чем же завершится армянский газовый торг с Россией.
Стоит также отметить, что Беларуси не удалось пока не только выторговать скидку к цене на газ, но и скорректировать в свою пользу цену российской нефти путем снижения премии российским нефтяникам (на фоне резкого падения мировых цен белорусская сторона настаивает на снижении премии российским нефтяникам, поставляющим нефть в Беларусь, и рассчитывает получить скидку из-за ухудшившегося качества российской нефти. Пока белорусским нефтяникам приходится работать по старой формуле, хотя они не оставляют надежды договориться о ее корректировке.
Давно белорусская сторона в энергетическом споре с РФ не терпела подобных поражений. Так что ВГС в Минске – хорошая возможность продолжить торг.
Белорусские амбиции и скромные возможности союзника
Белорусский премьер Андрей Кобяков на встрече с Григорием Рапотой 19 января особо отметил, что Беларуси и России предстоит большая работа по восстановлению взаимного упавшего товарооборота. «В новом году нам предстоит обновить все задумки. К сожалению, не все получилось в 2015 году так, как мы предполагали», – признал он.
Напомним, в 2015 году белорусское правительство продемонстрировало невиданную настойчивость в этом вопросе. В канун мартовского заседания ВГС по его инициативе был подготовлен совместный антикризисный план. Кремль в то время пообещал Беларуси подставить финансовое «плечо» в сложной экономической ситуации, обострившейся в том числе и по причине резкой девальвации российского рубля.
Правительство Беларуси предложило российским коллегам вместе подготовить программу антикризисных мер в экономике и принялось активно наполнять этот документ. В результате белорусская инициатива вылилась в план мероприятий по реализации программы скоординированных действий правительств и центральных банков Беларуси и России в области экономической политики.
Тематически программа была разделена на несколько разделов. Это, в частности: снятие барьеров и ограничений по взаимному допуску товаров и услуг на рынки двух стран; реализация совместных действий в сфере импортозамещения; расширение сферы использования национальных валют во взаимной торговле; финансовые механизмы компенсации внешних шоков и т. д. Каждый раздел имел свое обоснование. К примеру, в части реализации совместных действий в сфере импортозамещения белорусская сторона напомнила о необходимости реализовать пресловутые 5 интеграционных проектов, стартовавших несколько лет назад, но так и не дошедших до финиша.
Самый важный раздел, реализация которого была для Минска приоритетной, – это финансовые механизмы компенсации внешних шоков. В этом разделе белорусская сторона аргументировала необходимость предоставления финансовой поддержки Беларуси. Лейтмотив белорусских предложений сводился к следующему: так как экономики Беларуси и России тесно связаны, то в условиях резкой девальвации российской валюты и падения цен на нефть белорусская экономика несет огромные потери. Следовательно, для скорейшего преодоления кризиса Беларуси нужны финансовые ресурсы в объеме 2,5 млрд. долларов.
Оговаривались и другие финансовые механизмы поддержки Беларуси. В частности, предлагалось предоставить ресурсы в виде кредита правительства РФ на сумму 500 млн. долларов. При этом речь шла о компенсационном кредите, то есть о сумме, которая позволила бы погасить белорусским экспортерам потери из-за курсовой разницы в условиях резкой девальвации российского рубля.
В то время белорусская сторона очень рассчитывала, что антикризисный документ подпишут президенты союзной «двойки». Однако по итогам саммита антикризисный план хотя и был подписан, но подписи под ним поставили не президенты, а премьеры, что заметно уронило статус документа. К тому же российские чиновники сумели существенно «откорректировать» судьбоносный план. По сути, он свелся к списку мероприятий по устранению барьеров во взаимной торговле и был трансформирован в перечень совместных мер по упрощению взаимного доступа на рынки товаров и услуг двух стран.
Что же касается самого актуального для Беларуси вопроса – финансовой поддержки, то он в то время был искусно отодвинут на второй план.
Похожая ситуация может повториться и сейчас. Правительство Беларуси постарается подготовить убедительную программу сотрудничества, центральной темой которой станет финансовая поддержка национальной экономики, очень нуждающейся в деньгах. Другое дело, что сегодня деньги в не меньшей степени нужны и России. Так что торг, как можно предположить, будет непубличным и непростым, но не факт, что продуктивным.