• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

БЕЛРЫНОК подготовил обзор, в котором проанализированы этапы создания Таможенного союза, Единого экономического пространства, ключевые соглашения по созданию Евразийского экономического союза, а также мотивация белорусской стороны при подписании соглашений на каждом из этапов. Надеемся, что статья будет представлять интерес для наших читателей.

Таможенный союз: история создания и основные этапы

Таможенный союз – это форма торгово-экономической интеграции, которая предусматривает единую таможенную территорию, единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли с третьими странами.

Документы о создании Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана были подписаны в Минске 27 ноября 2009 года. В соответствии с ними с 1 января 2010 года участники Таможенного союза применяют единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран – с этой даты вступили в действие Единый таможенный тариф (ЕТТ) и Единая система нетарифного регулирования в отношении товаров из третьих стран.

Это событие назвали I этапом создания Таможенного союза, который спустя 5 лет – с 1 января 2015 года – был преобразован в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Белорусская сторона изначально была скептически настроена в отношении Таможенного союза. Главные выгоды для себя она видела в создании Единого экономического пространства. «В том виде, в котором мы сейчас его принимаем (имеется в виду Таможенный союз. – Прим. авт.), он еще пока не даст эффекта… Вот Единое экономическое пространство – это успех», – заявил А. Лукашенко 24 ноября 2009 года на встрече с руководителями государственных информагентств СНГ в Минске.

Он пояснил, почему Беларусь интересует не Таможенный союз, а ЕЭП: для Беларуси это означает создание единого экономического пространства с равными ценами на газ и возможностями беспрепятственно продавать свою продукцию на российском рынке.

Единая таможенная территория

II этап создания интеграционного объединения – создание единой таможенной территории ТС – должен был стартовать с 1 июля 2010 года, после подписания Таможенного кодекса Таможенного союза.

Но эти планы пришлось скорректировать из-за позиции А. Лукашенко. Президент Беларуси не хотел подписывать Таможенный кодекс, требуя от России выполнить принципиальное для Беларуси решение: отменить таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты.

Москва не хотела уступать, она пыталась принудить Лукашенко подписать Таможенный кодекс без каких-либо уступок с ее стороны. Это противостояние в определенной степени стало причиной вспыхнувшей в июне 2010 года «газовой войны» между Россией и Беларусью. Чтобы ускорить ратификацию Таможенного кодекса, Россия была готова, по имеющимся данным, ввести границу с Беларусью, а также в случае провала подписания Таможенного кодекса с 1 июля 2010 года ввести экспортную пошлину в размере 30% на поставки газа в Беларусь.

Москва хорошо понимала, что без Беларуси проект Таможенного союза не состоится. Официальный Минск тоже прекрасно понимал, что иного выхода, кроме вступления в ТС, у Беларуси нет. Ведь страна не готова покупать российский газ и нефть с пошлиной 30%, а также лишиться своего главного рынка – российского.

Тем не менее жесткая позиция официального Минска в отношении условий интеграции привела к тому, что сначала Таможенный кодекс подписали только Россия и Казахстан: в рамках «двойки» он начал действовать с 1 июля 2010 года. А Таможенный кодекс ТС в рамках «тройки», включая Беларусь, был введен в действие с 6 июля 2010 года. Лукашенко поставил подпись под ратификацией Таможенного кодекса 5 июля 2010 года в Астане только после того, как Москва пообещала отменить нефтяные пошлины для Беларуси, – вслед за ратификацией официальным Минском всего пакета документов по созданию ЕЭП.

Примечательно, что одновременно с решением о введении в действие Таможенного кодекса ТС в Астане 5 июля 2010 года был подписан Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС. В нем было зафиксировано, что после подписания и ратификации Беларусью всего пакета документов по созданию ЕЭП для нее будут сняты таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты.

Таким образом, фактически на начальном интеграционном этапе белорусская сторона добилась важного для себя решения: Россия пообещала снять для Беларуси пошлины на нефть и нефтепродукты раньше, чем заработает ЕЭП.

Проблемные вопросы ТС

На этапе создания ТС одним из самых острых вопросов между странами – участницами союза оказался вопрос о распределении импортных пошлин между бюджетами «тройки».

Сначала предлагалось распределять таможенные пошлины по фактическому объему таможенных пошлин. Россия, как самый емкий рынок, претендовала на большую часть поступлений – 93% всех сборов, а Казахстан и Беларусь – по 3,5%. Но Беларусь и Казахстан с этим не согласились. По их требованию окончательные нормативы были рассчитаны исходя из объема импорта из третьих стран на основании данных статистики «Комтрейд ООН». Также были учтены поправки по 409 позициям и тростниковому сахару-сырцу, исходя из представленной казахстанской стороной официальной статистики своей внешней торговли и данных по импорту товаров в РФ в 2009 году.

Наконец, в марте 2010 года члены комиссии Таможенного союза договорились, что в бюджет РФ будет перечисляться 87,97% от объема ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), в бюджет Беларуси – 4,7%, Казахстана – 7,33%. Новый порядок зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в ТС начал действовать с 1 сентября 2010 года.

Еще одна проблемная тема – таможенный контроль. Между Беларусью и РФ госграницы в обычном понимании этого слова не было с момента создания Союзного государства. Таможенный контроль на границе России и Беларуси был отменен Указом президента РФ № 525 от 25 мая 1995 года. Однако он вновь был введен постановлением Правительства РФ № 254 от 24 марта 2000 года. При этом контроль касался только товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение в Беларуси. То есть белорусская продукция поставлялась в РФ без уплаты таможенных платежей, а товары, ввезенные в Беларусь из третьих стран, подлежали таможенной очистке в России.

После создания ТС Федеральная таможенная служба России пояснила, что теперь статус товаров Республики Беларусь распространяется и на товары третьих стран, растаможенные в Беларуси по ставкам пошлин, соответствующим российским.

Также с 6 июля 2010 года вступило в силу соглашение, касающееся установления единых правил в области технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля. Было заявлено, что все сертификаты и протоколы исследований на соответствие техническим требованиям продукции, полученные отечественными субъектами хозяйствования в белорусских испытательных лабораториях, действительны на всей территории ТС.

Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает, что товары ТС (то есть товары, произведенные в Беларуси, России или Казахстане либо выпущенные на территории этих стран для свободного обращения) могут перемещаться внутри Таможенного союза беспрепятственно, без проведения таможенных операций и таможенного контроля.

С 1 июля 2011 года транспортный контроль между Беларусью и Россией был перенесен на внешние границы ТС. Белорусско-российское соглашение об осуществлении транспортного контроля предусматривает, что стороны осуществляют на своих участках внешней границы Союзного государства согласованные контрольные функции в отношении въезжающего на территорию Союзного государства транспорта и покидающего ее.

Таможенное оформление. Правовая база Таможенного союза с 6 июля 2010 года была введена не в полном объеме и с изъятиями. В частности, Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает: если международный договор не вступил в силу, то действует национальное законодательство.

Также 5 июля 2010 года в Астане был подписан Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза. Он определил перечень товаров, за которыми таможенный контроль продолжает осуществляться. В первую очередь это касалось транспортных средств для личного пользования, на которые в трех странах действуют разные ставки пошлин. В перечень также были включены товары, в отношении которых государствами установлены специальные защитные антидемпинговые либо компенсационные пошлины, и товары, в отношении которых Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от единого таможенного тарифа.

Многих интересовал вопрос, сохранится ли в рамках ТС статистическое декларирование. Да, оно сохранилось. Эта система создана в целях контроля за экспортно-импортными операциями, происходящими из/в Беларуси.

В принципе, Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает возможность в перспективе субъектам хозяйствования трех стран иметь право производить таможенное оформление товаров в любом государстве Таможенного союза. Но эта норма вынесена за рамки Таможенного кодекса ТС – она будет урегулирована отдельным международным договором. Поэтому с введением в действие Таможенного кодекса таможенное оформление происходит по месту регистрации субъектов хозяйствования.

Хотя со вступлением в силу Таможенного кодекса некоторые понятия изменились. В частности, упразднен таможенный режим, он заменен таможенной процедурой. Таможенный режим свободной таможенной зоны и режим свободного склада также вынесены за рамки кодекса: статус этих режимов будет определяться отдельными межгосударственными соглашениями.

При этом для субъектов хозяйствования ТС вводится привлекательная процедура: если ставки ввозных таможенных пошлин на сырье, комплектующие выше, чем производимый из этого сырья товар, то при его ввозе пошлина не уплачивается.

СЭЗ. Одновременно со вступлением в действие Таможенного кодекса ТС вступило в действие Соглашение по вопросам свободных экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Оно не ухудшило условий работы субъектов хозяйствования, уже зарегистрированных в СЭЗ. Им дали возможность работать в прежнем режиме – до даты, определенной в соглашении.

Пока белорусская сторона выдает сертификаты происхождения товаров при вывозе из СЭЗ, и это является основанием для применения преференциального режима в той же РФ. Предполагалось, что позже будут выдаваться два вида заключений. Первое – о том, что товар является товаром ТС. Его будет выдавать резидентам белорусских СЭЗ Белорусская торгово-промышленная палата, если все критерии будут выполнены. Второе: если критерии не будут выполнены, будет выдаваться заключение о том, что товар является иностранным.

Много вопросов у бизнеса было в отношении того, как повлияет белорусская ставка НДС в размере 20% на взаимоотношения в рамках ТС. По НДС в Беларуси действует зачетный метод, принцип страны назначения, который позволяет при экспорте товаров применять нулевую ставку.

Было заявлено, что взимание косвенных налогов в ТС регулируется дополнительными соглашениями в рамках трехстороннего союза, а в отношении налогообложения импорта товаров действует национальное законодательство.

В развитие соглашения о принципах взимания косвенных налогов ТС были подписаны протоколы о применении косвенных налогов по товарам, работам и услугам, а также протокол об обмене информацией. Эти документы предусматривают более льготные условия для субъектов хозяйствования. В частности, экспортерам предоставлено право осуществлять расчеты в неденежной форме, если это позволяет национальное законодательство. Кроме того, до 180 дней увеличен срок предоставления документов, подтверждающих экспорт товаров, упрощены процедуры, подтверждающие экспорт товаров и применение нулевой ставки, а также осуществление вычетов входного налога под такую нулевую ставку.

Плюсы и минусы проекта для Беларуси

Итак, с 1 июля 2011 года завершилась работа по формированию Единой таможенной территории ТС – с этой даты отменены все виды государственного контроля (кроме пограничного) на внутренних границах ТС.

В целом была сформирована договорно-правовая база ТС, которая насчитывает более 90 международных соглашений. Проведена работа по кодификации международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ТС и ЕЭП.

Констатируя создание Таможенного союза трех государств, 18 ноября 2011 года в Москве главы государств «тройки» приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства – созданию Единого экономического пространства (ЕЭП).

Плюсы для Беларуси как участницы Таможенного союза

1. Увеличение рынка сбыта.

2. Отмена таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних границах Таможенного союза.

3. Единые требования к осуществлению санитарно-эпидемиологической оценки подконтрольных товаров и единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции, позволяющие минимизировать административные барьеры для участников внешнеэкономической деятельности во взаимной торговле.

4. Единые ветеринарные требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю, единый порядок осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, единые формы ветеринарных сертификатов, что позволяет минимизировать административные барьеры во взаимной торговле для участников внешнеэкономической деятельности.

При этом Беларуси удалось добиться включения в пакет документов по Единому таможенному тарифу ряда положений, позволяющих не применять таможенные пошлины в пределах единой таможенной территории, в том числе и во взаимной торговле автомобилями, собранными в режиме промышленной сборки. 27 января 2010 года Комиссия Таможенного союза приняла решение о предоставлении права на беспошлинный ввоз легковых автомобилей, произведенных белорусскими, российскими, казахстанскими предприятиями, которые работают в режиме промышленной сборки. Ранее таких условий у производителей, которые собирали легковые автомобили в Беларуси, не было.

Это создало условия для привлечения инвестиций в производство легковых автомобилей на территории Беларуси.

Другие машиностроительные предприятия Беларуси получили возможность участвовать в комплектации автомобилей, собираемых в режиме промсборки, в любом государстве Таможенного союза – России, Казахстане.

Для справки: в 2010 году в России было подписано 40 меморандумов о реализации сборочных производств, в последнее время на стадии реализации было 14 меморандумов. Предполагалось, что объем производства автомобилей, собранных в России в режиме промсборки, составит 1 млн. штук, при этом около 10% в этом производстве может составить белорусская досборка. В результате Беларусь претендовала на 1,5 млрд. USD в виде дополнительного экспорта.

Минусы от создания Таможенного союза для Беларуси

Уступка в вопросе таможенных пошлин на автомобили с целью поддержки автопрома России обернулась значительным удорожанием автомобилей в Беларуси, а также косвенно привела к вывозу из страны более 1 млрд. долларов в апреле – июне 2011 года. Кроме того, летом 2011 года Беларусь не смогла установить заградительные пошлины и барьеры для массового вывоза потребительских товаров в Россию, из-за чего белорусские покупатели столкнулись с нехваткой мяса, сахара и некоторых других продуктов.

Продолжение следует.


Тэги:

, , , , , , , , , , , , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы

Почему белорусские облигации с высокой доходностью не продаются на белорусской бирже?

В Беларуси доходность государственных и корпоративных облигаций, номинированных в иностранной валюте, намного превышает проценты по валютным депозитам. Но вот парадокс: белорусские облигации, по которым начисляются самые высокие проценты, продаются не на Белорусской валютно-фондовой бирже, а на иностранных биржах или в интернете. Финансовый рынок Беларуси представляет собой довольно странную конструкцию. С одной стороны, существует довольно продвинутая