• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

БЕЛРЫНОК подготовил обзор, в котором проанализированы этапы создания Таможенного союза, Единого экономического пространства, ключевые соглашения по созданию Евразийского экономического союза, а также мотивация белорусской стороны при подписании соглашений на каждом из этапов. Надеемся, что статья будет представлять интерес для наших читателей.

Таможенный союз: история создания и основные этапы

Таможенный союз – это форма торгово-экономической интеграции, которая предусматривает единую таможенную территорию, единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли с третьими странами.

Документы о создании Таможенного союза Беларуси, России и Казахстана были подписаны в Минске 27 ноября 2009 года. В соответствии с ними с 1 января 2010 года участники Таможенного союза применяют единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран – с этой даты вступили в действие Единый таможенный тариф (ЕТТ) и Единая система нетарифного регулирования в отношении товаров из третьих стран.

Это событие назвали I этапом создания Таможенного союза, который спустя 5 лет – с 1 января 2015 года – был преобразован в Евразийский экономический союз (ЕАЭС).

Белорусская сторона изначально была скептически настроена в отношении Таможенного союза. Главные выгоды для себя она видела в создании Единого экономического пространства. «В том виде, в котором мы сейчас его принимаем (имеется в виду Таможенный союз. – Прим. авт.), он еще пока не даст эффекта… Вот Единое экономическое пространство – это успех», – заявил А. Лукашенко 24 ноября 2009 года на встрече с руководителями государственных информагентств СНГ в Минске.

Он пояснил, почему Беларусь интересует не Таможенный союз, а ЕЭП: для Беларуси это означает создание единого экономического пространства с равными ценами на газ и возможностями беспрепятственно продавать свою продукцию на российском рынке.

Единая таможенная территория

II этап создания интеграционного объединения – создание единой таможенной территории ТС – должен был стартовать с 1 июля 2010 года, после подписания Таможенного кодекса Таможенного союза.

Но эти планы пришлось скорректировать из-за позиции А. Лукашенко. Президент Беларуси не хотел подписывать Таможенный кодекс, требуя от России выполнить принципиальное для Беларуси решение: отменить таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты.

Москва не хотела уступать, она пыталась принудить Лукашенко подписать Таможенный кодекс без каких-либо уступок с ее стороны. Это противостояние в определенной степени стало причиной вспыхнувшей в июне 2010 года «газовой войны» между Россией и Беларусью. Чтобы ускорить ратификацию Таможенного кодекса, Россия была готова, по имеющимся данным, ввести границу с Беларусью, а также в случае провала подписания Таможенного кодекса с 1 июля 2010 года ввести экспортную пошлину в размере 30% на поставки газа в Беларусь.

Москва хорошо понимала, что без Беларуси проект Таможенного союза не состоится. Официальный Минск тоже прекрасно понимал, что иного выхода, кроме вступления в ТС, у Беларуси нет. Ведь страна не готова покупать российский газ и нефть с пошлиной 30%, а также лишиться своего главного рынка – российского.

Тем не менее жесткая позиция официального Минска в отношении условий интеграции привела к тому, что сначала Таможенный кодекс подписали только Россия и Казахстан: в рамках «двойки» он начал действовать с 1 июля 2010 года. А Таможенный кодекс ТС в рамках «тройки», включая Беларусь, был введен в действие с 6 июля 2010 года. Лукашенко поставил подпись под ратификацией Таможенного кодекса 5 июля 2010 года в Астане только после того, как Москва пообещала отменить нефтяные пошлины для Беларуси, – вслед за ратификацией официальным Минском всего пакета документов по созданию ЕЭП.

Примечательно, что одновременно с решением о введении в действие Таможенного кодекса ТС в Астане 5 июля 2010 года был подписан Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории ТС. В нем было зафиксировано, что после подписания и ратификации Беларусью всего пакета документов по созданию ЕЭП для нее будут сняты таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты.

Таким образом, фактически на начальном интеграционном этапе белорусская сторона добилась важного для себя решения: Россия пообещала снять для Беларуси пошлины на нефть и нефтепродукты раньше, чем заработает ЕЭП.

Проблемные вопросы ТС

На этапе создания ТС одним из самых острых вопросов между странами – участницами союза оказался вопрос о распределении импортных пошлин между бюджетами «тройки».

Сначала предлагалось распределять таможенные пошлины по фактическому объему таможенных пошлин. Россия, как самый емкий рынок, претендовала на большую часть поступлений – 93% всех сборов, а Казахстан и Беларусь – по 3,5%. Но Беларусь и Казахстан с этим не согласились. По их требованию окончательные нормативы были рассчитаны исходя из объема импорта из третьих стран на основании данных статистики «Комтрейд ООН». Также были учтены поправки по 409 позициям и тростниковому сахару-сырцу, исходя из представленной казахстанской стороной официальной статистики своей внешней торговли и данных по импорту товаров в РФ в 2009 году.

Наконец, в марте 2010 года члены комиссии Таможенного союза договорились, что в бюджет РФ будет перечисляться 87,97% от объема ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), в бюджет Беларуси – 4,7%, Казахстана – 7,33%. Новый порядок зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в ТС начал действовать с 1 сентября 2010 года.

Еще одна проблемная тема – таможенный контроль. Между Беларусью и РФ госграницы в обычном понимании этого слова не было с момента создания Союзного государства. Таможенный контроль на границе России и Беларуси был отменен Указом президента РФ № 525 от 25 мая 1995 года. Однако он вновь был введен постановлением Правительства РФ № 254 от 24 марта 2000 года. При этом контроль касался только товаров из третьих стран, выпущенных в свободное обращение в Беларуси. То есть белорусская продукция поставлялась в РФ без уплаты таможенных платежей, а товары, ввезенные в Беларусь из третьих стран, подлежали таможенной очистке в России.

После создания ТС Федеральная таможенная служба России пояснила, что теперь статус товаров Республики Беларусь распространяется и на товары третьих стран, растаможенные в Беларуси по ставкам пошлин, соответствующим российским.

Также с 6 июля 2010 года вступило в силу соглашение, касающееся установления единых правил в области технического регулирования, санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля. Было заявлено, что все сертификаты и протоколы исследований на соответствие техническим требованиям продукции, полученные отечественными субъектами хозяйствования в белорусских испытательных лабораториях, действительны на всей территории ТС.

Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает, что товары ТС (то есть товары, произведенные в Беларуси, России или Казахстане либо выпущенные на территории этих стран для свободного обращения) могут перемещаться внутри Таможенного союза беспрепятственно, без проведения таможенных операций и таможенного контроля.

С 1 июля 2011 года транспортный контроль между Беларусью и Россией был перенесен на внешние границы ТС. Белорусско-российское соглашение об осуществлении транспортного контроля предусматривает, что стороны осуществляют на своих участках внешней границы Союзного государства согласованные контрольные функции в отношении въезжающего на территорию Союзного государства транспорта и покидающего ее.

Таможенное оформление. Правовая база Таможенного союза с 6 июля 2010 года была введена не в полном объеме и с изъятиями. В частности, Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает: если международный договор не вступил в силу, то действует национальное законодательство.

Также 5 июля 2010 года в Астане был подписан Протокол об отдельных временных изъятиях из режима функционирования единой таможенной территории Таможенного союза. Он определил перечень товаров, за которыми таможенный контроль продолжает осуществляться. В первую очередь это касалось транспортных средств для личного пользования, на которые в трех странах действуют разные ставки пошлин. В перечень также были включены товары, в отношении которых государствами установлены специальные защитные антидемпинговые либо компенсационные пошлины, и товары, в отношении которых Казахстан применяет ставки таможенных пошлин, отличные от единого таможенного тарифа.

Многих интересовал вопрос, сохранится ли в рамках ТС статистическое декларирование. Да, оно сохранилось. Эта система создана в целях контроля за экспортно-импортными операциями, происходящими из/в Беларуси.

В принципе, Таможенный кодекс Таможенного союза предусматривает возможность в перспективе субъектам хозяйствования трех стран иметь право производить таможенное оформление товаров в любом государстве Таможенного союза. Но эта норма вынесена за рамки Таможенного кодекса ТС – она будет урегулирована отдельным международным договором. Поэтому с введением в действие Таможенного кодекса таможенное оформление происходит по месту регистрации субъектов хозяйствования.

Хотя со вступлением в силу Таможенного кодекса некоторые понятия изменились. В частности, упразднен таможенный режим, он заменен таможенной процедурой. Таможенный режим свободной таможенной зоны и режим свободного склада также вынесены за рамки кодекса: статус этих режимов будет определяться отдельными межгосударственными соглашениями.

При этом для субъектов хозяйствования ТС вводится привлекательная процедура: если ставки ввозных таможенных пошлин на сырье, комплектующие выше, чем производимый из этого сырья товар, то при его ввозе пошлина не уплачивается.

СЭЗ. Одновременно со вступлением в действие Таможенного кодекса ТС вступило в действие Соглашение по вопросам свободных экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны. Оно не ухудшило условий работы субъектов хозяйствования, уже зарегистрированных в СЭЗ. Им дали возможность работать в прежнем режиме – до даты, определенной в соглашении.

Пока белорусская сторона выдает сертификаты происхождения товаров при вывозе из СЭЗ, и это является основанием для применения преференциального режима в той же РФ. Предполагалось, что позже будут выдаваться два вида заключений. Первое – о том, что товар является товаром ТС. Его будет выдавать резидентам белорусских СЭЗ Белорусская торгово-промышленная палата, если все критерии будут выполнены. Второе: если критерии не будут выполнены, будет выдаваться заключение о том, что товар является иностранным.

Много вопросов у бизнеса было в отношении того, как повлияет белорусская ставка НДС в размере 20% на взаимоотношения в рамках ТС. По НДС в Беларуси действует зачетный метод, принцип страны назначения, который позволяет при экспорте товаров применять нулевую ставку.

Было заявлено, что взимание косвенных налогов в ТС регулируется дополнительными соглашениями в рамках трехстороннего союза, а в отношении налогообложения импорта товаров действует национальное законодательство.

В развитие соглашения о принципах взимания косвенных налогов ТС были подписаны протоколы о применении косвенных налогов по товарам, работам и услугам, а также протокол об обмене информацией. Эти документы предусматривают более льготные условия для субъектов хозяйствования. В частности, экспортерам предоставлено право осуществлять расчеты в неденежной форме, если это позволяет национальное законодательство. Кроме того, до 180 дней увеличен срок предоставления документов, подтверждающих экспорт товаров, упрощены процедуры, подтверждающие экспорт товаров и применение нулевой ставки, а также осуществление вычетов входного налога под такую нулевую ставку.

Плюсы и минусы проекта для Беларуси

Итак, с 1 июля 2011 года завершилась работа по формированию Единой таможенной территории ТС – с этой даты отменены все виды государственного контроля (кроме пограничного) на внутренних границах ТС.

В целом была сформирована договорно-правовая база ТС, которая насчитывает более 90 международных соглашений. Проведена работа по кодификации международных договоров, составляющих договорно-правовую базу ТС и ЕЭП.

Констатируя создание Таможенного союза трех государств, 18 ноября 2011 года в Москве главы государств «тройки» приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, в которой заявили о переходе к следующему этапу интеграционного строительства – созданию Единого экономического пространства (ЕЭП).

Плюсы для Беларуси как участницы Таможенного союза

1. Увеличение рынка сбыта.

2. Отмена таможенного контроля и таможенного оформления на внутренних границах Таможенного союза.

3. Единые требования к осуществлению санитарно-эпидемиологической оценки подконтрольных товаров и единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции, позволяющие минимизировать административные барьеры для участников внешнеэкономической деятельности во взаимной торговле.

4. Единые ветеринарные требования, предъявляемые к товарам, подлежащим ветеринарному контролю, единый порядок осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, единые формы ветеринарных сертификатов, что позволяет минимизировать административные барьеры во взаимной торговле для участников внешнеэкономической деятельности.

При этом Беларуси удалось добиться включения в пакет документов по Единому таможенному тарифу ряда положений, позволяющих не применять таможенные пошлины в пределах единой таможенной территории, в том числе и во взаимной торговле автомобилями, собранными в режиме промышленной сборки. 27 января 2010 года Комиссия Таможенного союза приняла решение о предоставлении права на беспошлинный ввоз легковых автомобилей, произведенных белорусскими, российскими, казахстанскими предприятиями, которые работают в режиме промышленной сборки. Ранее таких условий у производителей, которые собирали легковые автомобили в Беларуси, не было.

Это создало условия для привлечения инвестиций в производство легковых автомобилей на территории Беларуси.

Другие машиностроительные предприятия Беларуси получили возможность участвовать в комплектации автомобилей, собираемых в режиме промсборки, в любом государстве Таможенного союза – России, Казахстане.

Для справки: в 2010 году в России было подписано 40 меморандумов о реализации сборочных производств, в последнее время на стадии реализации было 14 меморандумов. Предполагалось, что объем производства автомобилей, собранных в России в режиме промсборки, составит 1 млн. штук, при этом около 10% в этом производстве может составить белорусская досборка. В результате Беларусь претендовала на 1,5 млрд. USD в виде дополнительного экспорта.

Минусы от создания Таможенного союза для Беларуси

Уступка в вопросе таможенных пошлин на автомобили с целью поддержки автопрома России обернулась значительным удорожанием автомобилей в Беларуси, а также косвенно привела к вывозу из страны более 1 млрд. долларов в апреле – июне 2011 года. Кроме того, летом 2011 года Беларусь не смогла установить заградительные пошлины и барьеры для массового вывоза потребительских товаров в Россию, из-за чего белорусские покупатели столкнулись с нехваткой мяса, сахара и некоторых других продуктов.

Продолжение следует.


Тэги:

, , , , , , , , , , , , , , , , ,

БелАЭС снизит не цены на электричество, а курс белорусского рубля

Государственный долг Беларуси в 2020 году вырастет примерно на 11 млрд. рублей по сравнению с текущем значением и достигнет 54,4 млрд. рублей, так как будет учтен российский кредит на строительство БелАЭС. Расходы на обслуживание этого кредита, если правительство не примет специальные меры, приведут к росту спроса на валюту и ослаблению белорусского рубля. В соответствие с

ЦИК Беларуси опубликовал предварительные списки избранных 17 ноября депутатов в Палату представтелей

17 ноября 2019 года в Беларуси состоялись выборы в Палату представителей Национального собрания. Как сообщает ЦИК РБ, общая явка составила 77,22%, при этом досрочно проголосовали 35,77% от общего числа избирателей, включенных в списки ( 6 859 866 человек) 18 ноября ЦИК обнародовал фамилии кандидатов, которые, по предварительным данным, избраны в состав Палаты представителей Национального собрания

Прогноз курса рубля на неделю 18-22 ноября

Ожидается совпадение нескольких негативных факторов для американской валюты, в связи с чем курс доллара на БВФБ может снизиться более чем на 1%. Уменьшение этого курса на доли процента возможно уже в понедельник 18 ноября. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе не снизился, как прогнозировалось, а вырос, хотя и всего на 0,1%,

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Они таки открыли новую эру. И закрыли

Большинство советских праздников отмечались, как писал поэт, со слезами на глазах. При этом многие исторически пережили себя, были осовременены в современной реальности и прибрели принципиально новый смысл и даже стали антиподами прежних. Такое часто бывает в социальной жизни в случае, когда проекты и причастные к их исполнению субъекты реализовали свои намерения целиком, частично или провалились.

Реформа белорусского госсектора: дубль два

Новая дорожная карта реформ, которую белорусское правительство с января текущего года разрабатывает в сотрудничестве со Всемирным банком (ВБ), должна быть подписана до конца 2019 года. Разногласий по содержанию программы лет, вопрос лишь — в скорости обозначенных реформ, заявляет белорусская сторона. Однако без ответа остается один вопрос: неужели удалось согласовать подходы и по реформе госсектора? «Мы

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает