Отношения Беларуси и России и в нефтегазовом комплексе всегда строились на сложном переплетении экономики с политикой. И хотя Беларусь – не единственная страна в Европе, которая зависит от поставок российского газа, ни одно из других государств не имеет такой тотальной энергетической зависимости от одной страны.

Думается, все же небезынтересно будет напомнить, как складывались газовые взаимоотношения Беларуси и России в последние 20 лет. Об этом – в обзоре БЕЛРЫНКА.

Первая энергоблокада Беларуси и 5 вариантов оплаты

Новейшая история независимости Беларуси началась с хронических долгов за российский газ. В 1995 году Беларусь оплатила лишь 27% полученного газа. В 1996 году Россия отгрузила в Беларусь 13,7 млрд. куб. м, а Беларусь оплатила 64,3% его стоимости (443,9 млн. долларов). В декабре 1996 года, чтобы получить оплату, «Газпром» прибег к 3-дневной 50-процентной энергетической блокаде Беларуси, вернув за трехдневный срок 10 млн. долларов (сумма, равная пени от общей задолженности Беларуси).

16 октября 1998 года российский премьер Е. Примаков и белорусский премьер С. Линг подписали в Москве соглашение, в котором был детально расписан механизм оплаты белорусских долгов. Правительство Беларуси брало на себя обязательства взять кредит в Белгазпромбанке и закупить у белорусских товаропроизводителей продовольствие и материальные ресурсы на 200 млн. долларов. В свою очередь эти ресурсы должны были пойти непосредственно РАО «Газпром» и российским спецпотребителям – в основном Минобороны и МВД.

И все же львиную долю долга перед ОАО «Газпром» белорусской стороне удалось скостить после подписания 25 декабря 1998 года декларации о равных условиях хозяйствования предприятий России и Беларуси. Минск очень надеялся, что этот документ позволит белорусским производителям получать газ по внутренним российским ценам. Однако этого не случилось до сих пор.

12 января 1999 года в Москве было подписано соглашение между правительством Беларуси и ОАО «Газпром» об объемах и условиях поставки природного газа в Беларусь и его транзита через белорусскую территорию. При этом контракт об объемах прямых и транзитных поставок российского газа в Беларусь (а именно в нем оговаривается цена поставок газа) был подписан не сразу, а лишь 26 марта – в течение этого времени обе стороны пытались найти приемлемый ценовый компромисс.

Однако хотя контракт и был подписан лишь в марте, расчеты за российский газ по новой цене велись уже с 1 января. Цена снизилась с 50 до 30 долларов за 1 тыс. куб. м, что было примерно в 2-3 раза выше стоимости для российских производителей. (Для сравнения: в то время Украина получала газ по цене 50 долларов за 1 тыс. куб. м, Литва – по 73 доллара).

С учетом оплаты транзита российского газа (отметим, что на сумму транзита снижалась стоимость газа для Беларуси) цена газа для белорусских производителей составила в 1999 году 33,5 доллара за 1 тыс. куб. м.

РАО «Газпром» поставило в 1999 году в Беларусь около 16 млрд. куб. м газа.

В 1999 году Минск должен был платить деньгами около 20% стоимости природного газа (в 1998 году – около 8%), однако денежную пропорцию соблюсти не удалось.

Руководство «Белтрансгаза» было уверено, что поскольку Беларусь потребляет «меньшую» часть российского газа, а «большая» проходит транзитом на экспорт, «взаимная заинтересованность между сторонами всегда будет». Тем более что с пуском первой очереди газопровода Ямал – Европа в IV квартале 1999 года (209 км от Несвижа до польской границы) дополнительная перекачка российского газа на экспорт увеличилась на 4 млрд. куб. м.

В соглашении между правительством Беларуси и ОАО «Газпром» об объемах и условиях поставки природного газа и транзите через территорию Беларуси в 1999 году были оговорены 5 вариантов оплаты за долги и текущее потребление: валютой – 200 млн. долларов, поставками материально-технических ресурсов в счет погашения «Газпрома» перед федеральным бюджетом – 200 млн. долларов, поставками материально-технических ресурсов для «Газпрома» – 126 млн. долларов, зачеты в местные бюджеты, а также реструктуризация долга путем выпуска ценных бумаг – 226 млн. долларов в течение 5 лет (под 8% годовых).

Не сработал лишь один вариант расчетов – реструктуризация долга путем выпуска ценных бумаг (согласно межправительственному соглашению, на 100 млн. долларов): белорусские ценные бумаги в России не имели хождения.

Постепенно осложнилась также ситуация на рынке газовых зачетов. Количество газотрейдеров снизилось со 100 операторов до десятка. «Мы никому не запрещаем, если ты работаешь с партнером честно и откровенно. Тем более что мы отработали механизм, проект контракта, условия и т. д. Но кормушки, чтобы кто-то набивал карманы, нет и не будет, потому что работу мы ведем гласно и открыто. К тому же я подписал приказ о создании комиссии по зачетной схеме расчетов за поставленный газ, в которой участвуют все структуры, в том числе и общественность», – заявлял в то время глава «Белтрансгаза» П. Петух.

При этом «Белтрансгазу» катастрофически не хватало «живых» денег для оплаты российского сырья. Внутренние неплатежи стали бичом отечественной экономики. К этому времени задолженность белорусских потребителей за природный газ достигла 287, 8 млрд. рублей, а внутренний долг за электрическую энергию превысил 100 млрд. рублей.

Чтобы наказать неплательщиков, еще в 1998 году правительство утвердило порядок лимитирования тепла и электричества. В результате около 300 субъектов хозяйствования частично или полностью были «отлучены от трубы», а более 2 тысяч предприятий получили энергоносители в ограниченном режиме. Кнут помог: текущее потребление природного газа летом 1999 года оплачивалось уже на уровне 100%.

В 1999 году А. Лукашенко подписал распоряжение об увеличении объемов обязательной продажи валюты с 30 до 40% для предприятий всех форм собственности. Документ был пролоббирован концерном «Белэнерго»: в преддверии отопительного сезона ему позарез нужна валюта для закупки топочного мазута, который в то время активно использовался в качестве альтернативного природному газу вида топлива.

Чтобы оптимизировать топливный баланс – снизить потребность в природном газе и топочном мазуте, – «Белэнерго» провело переговоры с РАО «ЕЭС России» и ОАО «Лиетувос энергия» о дополнительных поставках электроэнергии. Переговоры увенчались положительным результатом (несмотря на то что долги за российскую электроэнергию составляли около 23 млн. долларов, а за литовскую – около 60 млн. долларов).

Таким образом, в период с 1997 по 2002 год оплата природного газа производилась белорусской стороной преимущественно товарами собственного производства. Причем со стороны Беларуси к отпускной цене ее продукции применялся наценочный бартерный коэффициент – до 1,23, что автоматически занижало реальную стоимость природного газа.

Соглашение с «Газпромом» о реструктуризации задолженности за газ, образовавшейся на 1 января 2003 года за поставки газа в 1999-2002 годах, Беларусь подписала 10 декабря 2003 года. Весь белорусский долг (вместе с пеней) составлял 134,5 млн. долларов. В соответствии с договоренностью реструктуризации подлежала лишь часть задолженности – речь шла о сумме 78,49 млн. долларов. Согласно документу, этот долг должен был быть погашен в течение 3 лет равными долями.

Февраль 2004 года: первая газовая война

С января по сентябрь 2003 года цена за российский природный газ на границе России и Беларуси была установлена на уровне 5-го ценового пояса для российских потребителей и составляла менее 30 долларов за 1 тыс. куб. м и 46,68 доллара за 1 тыс. кубометров с сентября до конца 2003 года. «Газпром» установил количественные ограничения на поставку дешевого газа (10 млрд. куб. м), остальной объем нужно было покупать у частных газовых российских компаний по ценам чуть выше предложенных «Газпромом».

В 2003 году белорусская сторона погасила 18,5 млн. долларов из 26,8 млн., запланированных на год.

Контракт на поставку и транзит газа в 2004 году был подписан между ОАО «Газпром» и ОАО «Белтрансгаз» 8 июня 2004 года – после того как в феврале из-за газовой войны «Газпром» почти на сутки отключил поставки газа в Беларусь. Объем поставок в нем был зафиксирован на уровне 10,2 млрд. кубов. До подписания контракта с начала 2004 года поставку российского газа в Беларусь осуществляли независимые поставщики: компании «Транс Нафта», «Итера» и «СИБУР».

Так, в 2004 году при общем объеме поставок природного газа 19,64 млрд. куб. м по цене 46,68 доллара за 1 тыс. куб. м оплата за него составила 915 млн. долларов. Если бы газ продавался по контрактной цене, как для Украины, то есть по 80 долларов/тыс. куб. м, то общая сумма оплаты составила бы 1,568 млрд. долларов.

Эксперты МВФ в 2004 году оценили льготу, предоставленную Россией Беларуси в части дешевых поставок природного газа, составляющую примерно 6-7% от валового внутреннего продукта Беларуси за 2004 год. (Для справки: цена природного газа в Европе в 2003 году в среднем составляла 131,7 доллара/тыс. куб. м, в 2004 году – 140 долларов/тыс. куб. м.)

В 2005 году Беларусь покупала российский газ по 46,68 доллара/тыс. куб. м. По такой цене она планировала получить 19,1 млрд. кубов газа. Помимо этого, при наличии технической возможности газотранспортной системы, согласно контракту, в страну предполагалось поставить дополнительно до 1,4 млрд. кубов газа. При этом транспортные тарифы были сохранены на уровне 2004 года: 0,75 доллара за тысячу кубометров при транспортировке газа по сетям ОАО «Белтрансгаз» и 0,46 доллара – по газопроводу Ямал – Европа.

Но в 2005 году цена де-факто оказалась увеличена на 18%, то есть на величину НДС, так как этот налог стал взиматься по принципу страны назначения, то есть в Беларуси. Минск потребовал от партнера «очистить» цену на газ от НДС. Но «Газпром» был неумолим и в этом споре оказался сильнее.

При этом Россия предоставила Беларуси кредит в размере 146 млн. долларов «для обеспечения сбалансированности расчетов во взаимной торговле». Сумма 146 млн. долларов была вычислена путем умножения разницы подорожания природного газа на объем его поставок в Беларусь в 2005 году с учетом перехода на уплату косвенных налогов в стране назначения.

Это решение было явно политическим. Изначально в российский бюджет сумма кредита не закладывалась. Но Госдума России спешно приняла необходимые изменения в закон о федеральном бюджете на 2005 год. (Первый платеж по этому кредиту Беларусь осуществила 15 августа 2007 года, последний – 15 ноября 2011 года.)

Отметим, в декабре 2004 года Беларусь уже получила российский госкредит в сумме 175 млн. долларов (150 млн. долларов – на оплату газа в связи с ростом цен на него в 2004 году, остальные 25 млн. долларов – на поддержание товарооборота между Россией и Беларусью). Минск уплачивал России за пользование кредитом проценты по ставке LIBOR для 3-месячных депозитов в долларах США плюс маржа в размере 0,8% годовых. Этот кредит необходимо было полностью погасить в 2010 году.

Исключительные условия

В 2006 году Беларусь была единственной страной, для которой «Газпром» сохранил льготные цены на газ: они остались на уровне 2005 года – 46,68 доллара/тыс. куб. м.

Причины особой лояльности к Беларуси пояснил российский президент Владимир Путин. В мае 2005 года он сказал, что Россия должна поставлять энергоресурсы на рыночных условиях в Украину, Грузию и другие страны, кроме Беларуси. «Исключение составляет Беларусь, так как мы пытаемся найти с ней пути строительства Союзного государства», – заявил В. Путин.

Тогда по этому поводу высказался и госсекретарь Союзного государства Павел Бородин. По его словам, «к «незалежным» хохлам и к безумно «незалежным» грузинам Россия может применить следующую схему: стоит на бирже тонна нефти 400 долларов, вот и покупайте ее на бирже, раз вы такие независимые».

По его словам, российский газ, доходя до конечного потребителя в Европе, стоит 600 долларов за 1 тыс. кубометров. «А мы продаем газ белорусам по 46 долларов. Это касается и нефти, ежегодно Беларусь получает 18 миллионов тонн российской нефти на сумму 3,2 миллиарда долларов. Нефть для Беларуси стоит ровно в два раза меньше, чем на бирже», – признал П. Бородин.

Между тем чиновники «Белтрансгаза» в то время заявляли, что Беларусь получает газ по сниженным ценам еще и потому, что его стоимость частично включена в стоимость транзита российского газа (объем транзита до строительства газопровода Ямал – Европа составлял около 22 млрд. куб. м). А с учетом того, что тариф на транзит по территории Беларуси остается неизменным в течение 5 лет, то при заключении контракта на выполнение операторских функций нового участка газопровода Ямал – Европа белорусская сторона заложила новый тариф.

Согласно подписанному в 2006 году соглашению, цена на газ для Беларуси должна была устанавливаться 1 января и затем корректироваться только один раз – со II квартала, но в рамках плюс-минус 7%. В ситуации, когда цена на нефть на мировых рынках стремительно повышалась, такой подход в наибольшей степени отвечал интересам белорусской стороны. Когда же цена на нефть стала падать, отношение зеркально поменялось: Минску стало выгодно, чтобы цена на газ пересматривалась не один раз в год, а в соответствии с колебаниями цен на нефть.

Таким образом, до 2007 года Беларусь покупала газ в России по цене 46,47 доллара/тыс. куб. м. Покупка газа Беларуси обходилась примерно в 1,8 млрд. долларов (ВВП Беларуси в то время составлял около 40 млрд. долларов).

Кремль торгуется: Союзное государство, рыночная цена на газ или белорусские активы?

В 2006 году «Газпром» принципиально изменил свою позицию в отношении условий поставок газа в Беларусь с 2007 года. Как было заявлено, цена на газ для Беларуси, как и для всех стран СНГ, должна рассчитываться по одинаковой формуле: цена на границе с Германией минус транспортные издержки, то есть примерно 200 долларов/тыс. куб. м.

Однако концерн готов скорректировать цену для Беларуси при условии, что получит в управление интересующие его активы на территории страны.

На брифинге в Москве в июне 2006 года заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов заявил, что концерн заинтересован в приобретении нефтехимических активов в Беларуси, в том числе Мозырского НПЗ. Назывался также концерн «Белтопгаз». Эту заявку следовало понимать как желание «Газпрома» получить контроль над распределением газа на внутреннем белорусском рынке.

Белорусской власти была предложена сделка. Суть ее А. Рязанов пояснил публично: «Просто часть стоимости газа мы сможем зачитывать за расплату этими активами, для того чтобы Беларусь в течение 2-3 лет могла вывести свою экономику на рыночные цены газа, которые готова платить».

Похоже, что это была позиция не только «Газпрома», но и Кремля, который пытался использовать газ в качестве инструмента политического давления в вопросах завершения строительства Союзного государства.

С «Газпромом» публично солидаризировался глава комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерий Язев. При обсуждении в июне 2006 года в Госдуме концепции закона об экспорте газа он также призвал установить для Беларуси мировые цены на газ (200 долларов/тыс. куб. м). Но далее сделал оговорку: в случае создания Союзного государства и общего с Россией экономического пространства эти условия для Беларуси можно пересмотреть и установить льготные цены.

Фактически то же заявил и зампредседателя Парламентского собрания Союза Беларуси и России, вице-спикер российской Госдумы Сергей Бабурин в Полоцке 21 июня 2006 года. «Я уверен, что если Союзное государство становится реальностью, у нас нет никаких проблем и различий в ценообразовании… И тогда никого не будет интересовать позиция отдельных компаний, даже таких великих, как «Газпром». Давайте в эту сторону идти. Что для этого нужно? Конституционный акт, союзный парламент, ряд других шагов, которые согласовываются», – открытым текстом сказал С. Бабурин. И предположил, что «до конца года просвет в этой достаточно смутной ситуации будет найден».

Беларусь отправили «в рынок»

В результате жесточайшего и не прекращающегося в течение всего 2006 года торга ближайших союзников Москва решилась на то, чтобы с 2007 года перевести Беларусь (последней из стран СНГ) на рыночные условия формирования цены на газ. Но при этом Беларусь получила самые льготные и выгодные условия среди всех стран бывшего Союза.

Кремль предусмотрел для Беларуси мягкий вариант перехода на европейские цены – в течение 4 лет (цена должна устанавливаться по формуле: 80% от цены поставок газа в Польшу за вычетом экспортной таможенной пошлины в размере 30%, а также транспортных издержек). Причем львиную долю от повышения цен на газ живыми деньгами оплатит российский концерн (625 млн. долларов ежегодно) – в счет оплаты за акции «Белтрансгаза» (стороны договорились, что «Газпром» течение 4 лет выкупит 50% акций «Белтрансгаза» за 2,5 млрд. долларов).

Итак, в 2007 году стоимость газа для Беларуси составила 100 долларов/тыс. куб. м (в 2,14 раза больше, чем в 2006 году), в 2008 году – 67% от цены на европейском рынке за вычетом транспортных расходов, в 2009-м – 80%, в 2010-м – 90%, к 2011 году Беларусь вышла на 100-процентную оплату цены по европейской формуле. Тариф на транзит российского газа по белорусской территории с 2007 года был увеличен с 0,75 до 1,45 доллара/тыс. куб. м (в 1,93 раза) на 100 км.

На газопроводе Ямал – Европа тарифы на операторские услуги белорусской стороны повышены с 0,36 до 0,43 доллара.

Для сравнения: с 1 января 2007 года стоимость газа в России в девятом ценовом поясе (в РФ было определено сначала 11 ценовых поясов с разной ценой на газ, затем их количество снизилось до 9 ценовых поясов; Беларусь была приравнена к 9 ценовому поясу) составляла 54 доллара/тыс. куб. м. При этом, по данным «Газпрома», для Архангельской области России с учетом НДС они превысили 106 долларов/тыс. куб. м.

В соответствии с контрактом цена российского газа для Беларуси в I квартале 2009 года составляла около 210 долларов/тыс. куб. м, во II – около 158 долларов, в III квартале – около 115 долларов, с 1 октября – около 119 долларов/тыс. куб. м. Получить «падающую» цену в течение года удалось благодаря сложным переговорам с российской стороной, к которым подключился Александр Лукашенко.

Таким образом, в 2009 году Беларусь покупала газ по цене примерно в 2 раза ниже среднеевропейской. Это могло означать, что Москва отказалась от заявленных ранее планов перейти к 2011 году в расчетах с Беларусью за газ на цены, равнодоходные со среднеевропейскими.

 

«Газпром» в конце 2008 года сообщил, что среднегодовая цена на газ для европейских стран в 2009 году составит примерно 280 долларов/тыс. куб. м. Если бы Россия следовала принципам, заложенным в четырехлетнем контракте, который был подписан в декабре 2006 года, то среднегодовая цена на газ для Беларуси в 2009 году составила бы, по грубым оценкам, в диапазоне 180-200 долларов/тыс. куб. м.

Практически в течение всего 2008 года белорусские власти упорно убеждали российскую сторону в том, что темпы повышения цен на газ для Беларуси должны повышаться адекватно росту внутренних цен на российском рынке. Они напоминали, что одним из аргументов введения принципа равнодоходности продаж для Беларуси служили заявления «Газпрома», что Россия также к 2011 году перейдет на внутреннем рынке на цены, равнодоходные с европейскими.

Однако Москва, испугавшись быстрого роста цен, отложила либерализацию цен на газ на 7 лет. Согласно новым планам РФ, доходность продаж газа на внутреннем рынке России должна сравняться с экспортными поставками не в 2011 году, а в 2014-2015 годах. Вслед за чем белорусы заявили, что прежний договор с «Газпромом» нужно пересмотреть: скорость перехода к европейским ценам нужно синхронизировать. Москва с требованиями белорусов согласилась: стороны договорились, что будут выходить на равнодоходные с европейскими ценами синхронно. Правда, конкретный срок перехода к ним не был обозначен.

В 2009 году по просьбе белорусского президента «Газпром» изменил коэффициент с предусмотренных долгосрочным контрактом 0,8 на 0,7, хотя юридически эти договоренности не были оформлены.

Белорусская сторона рассчитывала, что в 2010 году понижающий коэффициент составит для нее 0,7-0,75 вместо предусмотренного газовым контрактом 0,9 (90% от европейской цены за минусом таможенной пошлины). Проект дополнительного соглашения был направлен в «Газпром» в конце 2009 года. Чтобы получить более выгодные ценовые условия поставок газа, белорусская сторона предложила РФ поучаствовать в ряде проектов в сфере энергетики, в частности, в строительстве нового блока Березовской ГРЭС, а также в создании нового производства на базе ОАО «Гродно Азот».

Минэнерго Беларуси рассчитывало, что энергетические проекты заинтересуют «Газпром» и ему удастся договориться по более низким ценам. Но это не сработало.

Рыночные цены не осилили: очередная газовая война

В 2010 году «Газпром» получил в собственность половину газотранспортной системы (ГТС) Беларуси, после того как 24 февраля 2010 года оплатил четвертый платеж за пакет акций ОАО «Белтрансгаз» – 625 млн. долларов за очередные 12,5% акций. Это был последний, согласно условиям договора, платеж за 50% акций «Белтрансгаза».

Цена газа для Беларуси в I квартале 2010 года в соответствии с контрактом была установлена на уровне 169,22 доллара/тыс. куб. м, во II квартале ожидалось повышение цены примерно на 4 доллара/тыс. куб. м. Однако Беларусь рассчитывала, что удастся договориться по компромиссной цене с «Газпромом», поэтому в первом полугодии оплачивала стоимость природного газа исходя из прошлогодней цены – примерно по 150 долларов/тыс. куб. м.

В результате белорусский долг «Газпрому» на конец мая 2010 года достиг 192 млн. долларов. Внутренний ценовый спор между «Газпромом» и «Белтрансгазом» привел к очередной газовой войне – 21 июня 2010 года спор перерос в публичный конфликт, вслед за чем российский концерн прибег к своему главному аргументу – газовому рубильнику.

Будь иным политический фон в отношениях Кремля и Минска, «Газпром», владеющий 50% акций «Белтрансгаза», вряд ли бы стал раздувать конфликт из-за 192 млн. долларов белорусского долга, тем более зная о своем примерно таком же долге за транзит.

Этот конфликт вспыхнул незадолго до 1 июля – срока ожидаемого запуска нового интеграционного объединения под названием Таможенный союз. Нежелание А. Лукашенко войти в него на условиях России стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Кремля. Ведь до этого А. Лукашенко отказался признавать Южную Осетию и Абхазию.

Ценой жесткого конфликта поставщику и транзитеру газа удалось вернуться к выполнению контрактных обязательств.

В соответствии с контрактом ставка транзита российского газа по территории Беларуси в 2010 году составила 1,88 доллара/тыс. куб. м на 100 км. В свою очередь белорусская сторона повысила на 2010 год оптовую наценку на газ, реализуемый «Белтрансгазом», как это и предусматривалось при покупке пакета акций предприятия «Газпромом», до 11,09 доллара. Также «Газпром» и правительство Беларуси подписали протокол об отчислениях совместной белорусско-российской газотранспортной организации ОАО «Белтрансгаз» в инновационный фонд Минэнерго Беларуси.

Белорусская сторона также обязалась установить на 2011-2012 годы норматив отчислений «Белтрансгаза» в инновационные фонды Беларуси на уровне, не превышающем минимальный размер этого норматива в стране. Она гарантировала, что не будет устанавливать индивидуальные налоги, сборы и отчисления для ОАО «Белтрансгаз». Средства, высвобождаемые от уменьшения отчислений в инновационный фонд, планировалось направлять на строительство подземных хранилищ газа в Беларуси.

Допсоглашение к подписанному в декабре 2006 года контракту на поставку газа в Беларусь «Белтрансгаз» и «Газпром» подготовили после погашения взаимной задолженности, возникшей в результате невыполнения контракта. Белорусская сторона 23 июня погасила долг в объеме 187 млн. долларов за поставки в январе – апреле, «Газпром» 24 июня перечислил 228 млн. долларов в счет оплаты за транзит с ноября 2009 года по май 2010 года.

Маленький спор после 4-летнего затишья

В конце 2011 года Беларусь полностью продала «Газпрому» свою газотранспортную систему «Белтрансгаз».

В конце 2011 года Беларусь полностью продала «Газпрому» свою газотранспортную систему «Белтрансгаз».

В конце 2011 года Беларусь полностью продала «Газпрому» свою газотранспортную систему «Белтрансгаз». Практически одновременно – с 1 января 2012 года (время старта Единого экономического пространства Таможенного союза) – Россия «отцепила» Беларусь от европейской системы ценообразования на газ и фактически привязала ее к российской цене на газ. Благодаря этому Беларуси и России удалось избежать каких-либо серьезных газовых проблем. Да и спорить союзникам было вроде не о чем, ибо цена для Беларуси была достаточно комфортной.

Спор возник лишь на финише минувшего года, причиной которого стало не банальное недовольство одного из крупнейших потребителей российского газа его стоимостью, а обвальное падение мировых цен на нефть.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:


Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,