Ко всем санкциям, которые Москва применила к Киеву за его политическую и экономическую ассоциацию с ЕС – продовольственное эмбарго и исключение из зоны свободной торговли, – в последний момент Путин своим указом добавил еще одну, довольно неожиданную.

Транзит украинских грузов, предназначенных для Казахстана, а также просто проходящих через РК, с 1 января 2016 года по российской территории может осуществляться не иначе как с заходом на территорию Беларуси. На фурах и вагонах с товарами из Украины должны стоять специальные пломбы, функционирующие на основе технологии ГЛОНАСС, у водителей на руках должны быть учетные талоны. Прямой транзит украинских грузов через украинско-российскую границу запрещен.

Причем при следовании грузов через Беларусь пересечение границы возможно лишь в строго обозначенных местах. Для белорусско-российской границы это автомобильный КПП «Красное» на трассе М-1 и железнодорожная станция «Смоленск-Сортировочная». Для российско-казахстанской это передвижные автомобильные КПП на А-300 (на стыке Оренбургской и Западно-Казахстанской областей) и А-310 (на стыке Челябинской и Кустанайской областей), а также железнодорожный пункт «Озинки» (на стыке Саратовской и Западно-Казахстанской областей).

Что бы это значило? Если руководствоваться соображениями безопасности при транзите запрещенных в РФ товаров, то решение Кремля абсолютно нелогично. Ведь, если судить с позиции российских властей, Беларусь – та самая аномальная зона, где запрещенные продукты с Запада активно мутируют, превращаясь в разрешенные белорусские. Намеренно перенаправлять транзитные украинские грузы в Беларусь – все равно что провоцировать страну на новую волну контрабанды.

Куда надежнее было бы, если бы российские таможенники на белгородской таможне самолично проверяли пломбы на фурах и выдавали водителям учетные талоны. Ведь именно этого – личного контроля грузов на внешней границе ЕАЭС – добивался Россельхознадзор в разгар белорусско-российского конфликта на почве продэмбарго.

В Киеве версий на этот счет официально не выдвигают. Максимум, чем объясняют ситуацию, так это нежеланием россиян контактировать с украинцами на украинско-российской границе. Запрет транзита там трактуют как меру дискриминационную и намереваются жаловаться на Россию в ВТО.

Хранят молчание и в Государственном таможенном комитете Беларуси. Хотя вопросов к таможенникам накопилась масса. От вопроса «Идет ли украинский транзит через Беларусь?» до «Было ли согласовано с Минском решение Москвы о перенаправлении украинских грузов?» Также хотелось бы узнать мнение таможни о том, что выиграет или потеряет Беларусь от таких логистических кульбитов. В состоянии ли будет белорусский коридор шириной в два пункта пропуска на границе с РФ пропустить все украинские грузы, следующие в азиатском направлении?

Как ни странно, не выражают никаких эмоций по поводу нововведений и в Астане. Как будто там мало заинтересованы в нормальной торговле с Украиной. Или это влияние кризиса, и казахстанские власти действительно не будут огорчены сокращением импорта?

По данным казахстанского Комитета по статистике, в январе – октябре 2015 года импорт из Украины в Казахстан составил 717 млн. долларов (это 2,8% от общего объема казахстанского импорта).

В то же время, по данным Государственной службы статистики Украины, за 10 месяцев прошлого года страна экспортировала в Казахстан товаров на 606 млн. долларов. Это чуть меньше 2% от общего экспорта Украины.

Не так уж и много. Однако следует учитывать, что, кроме Казахстана, по ту сторону Российской Федерации у Украины есть и другие торговые партнеры: Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, а еще Китай, экспорт в который за 10 месяцев 2015 года превысил 2 млрд. 125 млн. долларов.

Так вот, прямой транзит в третьи страны по территории России, как следует из сообщений украинских ведомств, де-факто тоже запрещен. Проходят ли эти товары через белорусский коридор, в Киеве сказать затрудняются. Якобы информации о том, что происходит за украинско-белорусским кордоном, у них крайне мало. И нет ни одного сообщения о прохождении украинских грузов через заданные КПП на российско-казахстанской границе.

Вместо того чтобы прощупывать выделенный узкий коридор через РБ и РФ, украинское правительство ведет переговоры с Азербайджаном и Казахстаном о выработке альтернативного маршрута для грузов: через Кавказ и паромную переправу на Каспийском море. Такое предположение логически вытекает из витиеватого сообщения пресс-службы украинского Кабмина о телефонных переговорах Арсения Яценюка с главами правительств РК и Азербайджана Каримом Масимовым и Артуром Расизаде.

Тема паромной переправы уже возникала в конце ноября, когда в связи с российско-турецким конфликтом на границе с РФ застряли турецкие грузы, предназначенные не только для России, но также и для третьих стран.

Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» тогда оперативно информировала предпринимателей о ситуации и предлагала перевозчикам перенаправить грузы через каспийские порты Баку и Актау. Даже примерные расценки на паромную переправу приводились. Дескать, на азербайджанской стороне сборы составляют 1378 долларов с машины, а на казахстанской – 53 доллара.

В итоге получается очень дорого. В случае же с украинскими грузами перевозчикам придется тратиться еще и на паромную переправу через Черное море. Как рассказывал СМИ в конце прошлого года начальник департамента коммерческой работы «Укрзалiзницы» Юрий Меркулов, стоимость перевозки одного контейнера в Китай через Россию составляет 4110 долларов, а по Транскаспийскому международному транспортному маршруту – 7927 долларов.

Тем не менее 15 января из черноморского порта Ильичевск отправится демонстрационный рейс контейнерного поезда из 20 контейнеров по маршруту Украина – Грузия – Азербайджан – Казахстан – Китай.  «Данный маршрут является новым направлением «Шелкового пути» и альтернативой, которая позволит перенаправить грузопотоки в восточном направлении в обход территории России. Он включает паромные переправы Черного и Каспийских морей (Ильичевск – Батуми и Алят – Актау-Порт) и должен стать конкурентным по сравнению с традиционным сухопутным маршрутом», – говорится в сообщении Министерства инфраструктуры Украины.

Там также отмечают, что для запуска контейнерного поезда были согласованы технология, ускоренные сроки доставки и тарифные условия, определены операторы поезда. Расчетное время в пути – 11 суток.

Однако в экономический успех данного маршрута верят немногие.

Тэги:

, , , , , , , ,

Прогнозы на 2021 год: доллару грозит девальвация

После потрясений 2020 года хочется надеяться на стабильность в 2021 году, но существуют значительные риски того, что мир потрясет новый кризис, который не обойдет стороной и Беларусь: доллар, который является основной валютой для сбережения у жителей Беларуси, подешевеет, а золото вырастет в цене, что поддержит резервы страны. Эксперты Всемирного банка прогнозируют рост мировой экономики в

Прогноз курса рубля на неделю 4-6 января

Январь 2021 года вполне может оказаться удачным месяцем для белорусского рубля, и курс доллара на БВФБ уже за первую неделю месяца способен снизиться на 0,5-1%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже за последнюю неделю 2020 года не вырос, как прогнозировалось, а уменьшился: на 0,4%, составив 30 декабря 2,5789 рубля. Причиной этого стало неожиданное ослабление

Прогноз курса рубля на неделю 25-29 января

За последнюю неделю января курс доллара на БВФБ может вырасти еще примерно на 1% на фоне небольшого роста курсов других валют. Уже в понедельник 25 января доллар может подорожать где-то на 0,5%. В начале прошедшей недели курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже снизился, как и ожидалось, но в пятницу 22 января он резко вырос, и

Прогноз курса рубля на неделю 1-5 февраля

Можно ожидать коррекции курса доллара на БВФБ примерно на 1%, хотя нельзя исключить резких колебаний курса. Уже в понедельник 1 февраля доллар может ослабеть на величину в пределах 0-0,5%. Средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже на прошедшей неделе вырос, как и прогнозировалось, но существенно больше, чем ожидалось: на 3,1% – до 2,6262 рубля. Причиной

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,

Как белорусам заработать на приближающемся обвале доллара?

Появление вакцин против коронавируса снижает спрос на мировом рынке на доллары США, что может привести к падению курса американской валюты в 2021 году на 20%. Белорусский рубль подорожает, как и другие валюты, но есть вложения, которые могут обеспечить больший доход. Уже несколько стран объявили о начале массовой вакцинации в декабре текущего года – США, Германия