• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Мое новогоднее путешествие в этом году выдалось в абсолютно неведомом для меня направлении – в Краснодарский край. С учетом валютных потрясений оно могло бы показаться еще и антикризисным, тем более что ехала просто в гости к друзьям. Когда доллар дорожает, а российский рубль, наоборот, дешевеет по отношению к белорусскому, куда еще ехать без большого вреда для кармана, как не в Россию?

Однако сайт БЖД спустил с небес на землю: несмотря на анонсированное ранее снижение цен на перевозки в сообщении Беларусь – Россия, билеты по-прежнему стоят очень дорого. Плацкартный билет на проезд из Минска до Туапсе в поезде белорусского формирования Минск – Адлер в преддверии новогодних праздников стоил 1,2 млн. BYR; обратная дорога в поезде российского формирования Адлер – Калининград, видимо, с учетом праздничной наценки обходилась еще дороже – 1,6 млн. BYR.

Акционное предложение «Белавиа» на маршруте Минск – Адлер – 199 евро в оба конца – и так привлекало слабо, да еще и не распространялось на период праздников, в нужные же мне даты цена вообще зашкаливала.

Вникнув в вопросы тарифообразования на железной дороге, я в итоге купила билеты за 2 млн. BYR в оба конца, сэкономив почти миллион. Можно было бы попутешествовать еще дешевле, но все нюансы я поняла уже на обратном пути. Поделюсь полезными знаниями.

Избегайте «роуминга»

При покупке билета в международном сообщении важно знать, что самая дорогая часть пути – это отрезок между ближайшими станциями при пересечении границы. Причем сообщение между союзными, с прозрачной границей, Беларусью и Россией не исключение. Пока поезд следует по территории своей страны, проезд в нем стоит копейки, но как только он пересекает границу, включается повышающий коэффициент. Поезд как бы входит в режим «роуминга». Если начинать путешествие уже по ту сторону границы, то коэффициент вновь понижается, правда, не до такой степени, как на своей территории.

Если не вдаваться в детали тарифообразования, при покупке билетов на дальние трансграничные расстояния следует помнить одно правило экономии: нужно как можно большую часть пути преодолеть в поезде «отечественного» формирования. Под «отечественным» понимается не белорусский, а тот, который на данном отрезке пути идет по своей территории (не в «роуминге»).

Итак, чтобы не переплачивать на трансграничном маршруте, членим дорогу в одном и том же поезде на три отрезка. Первый: от станции посадки до последней приграничной станции, второй – между ближайшими приграничными станциями и третий – от первой приграничной станции до места назначения. Или хотя бы на два: от места посадки до границы и от границы до места назначения. Поезд, вагон, а зачастую и место для этого менять в дороге не нужно, выбрать свободную полку сейчас легко самому на сайте перевозчика. Просто делим маршрут и вместо одного билета предъявляем проводнику два или три.

На маршрутах Минск – Москва и Минск – Санкт-Петербург «разрезание» пути по Орше обычно экономит 100-150 тысяч с одного места в плацкарте. На маршруте Минск – Одесса «разрезание» по Гомелю экономит 105 тыс. BYR в плацкартном вагоне и 180 тыс. BYR в купе. На маршруте Минск – Рига «разрезание» по станции Бигосово экономит в плацкарте почти 290 тыс. BYR. На маршруте Минск – Вильнюс это правило, увы, не работает – слишком близко Вильнюс к границе.

В случае с путешествием из белорусской столицы в российскую граница пролегает если не посередине пути, то близко к тому, и нет большой разницы, чьего формирования будет поезд. Другое дело, если ехать из Беларуси очень глубоко в Россию. Тут желательно, чтобы поезд был российского формирования, причем билет на российский отрезок пути надо покупать на сайте РЖД.

Загляните на сайт РЖД

Отлично, если на поезд действует электронная регистрация: в этом случае проводнику достаточно предъявить паспорт. Если же нет, билет надо распечатать на терминале или в кассе РЖД на российской территории.

С билетом на обратную дорогу вообще нет никаких проблем: времени на посещение кассы у вас будет предостаточно. Если же путь предстоит из Беларуси в Россию, то процесс распечатки билета по дороге может быть сопряжен со стрессом: убедитесь, что поезд на российской станции стоит достаточно долго, чтобы вы успели выйти из вагона, найти кассу и вернуться. В принципе, можно подстраховаться и провести линию деления маршрута не по первой российской станции, а по второй или третьей с учетом расписания поезда.

Лично мне удалось распечатать обратные билеты Туапсе – Смоленск и Смоленск – Орша по пути в Краснодарский край на какой-то маленькой станции за две минуты. Обратите внимание: билет на проезд по маршруту Туапсе – Смоленск (более полутора суток пути) стоил 2.300 RUB, а Смоленск – Орша (чуть больше часа пути) – 900 RUB. В общей сложности дорога из Туапсе до Орши обошлась мне в 3.200 RUB, то есть всего в 820 тыс. BYR, вместо 1,55 млн. BYR, которые я чуть было не отдала в Минске за билет Туапсе – Минск.

Точнее, я их отдала, но, узнав о дешевизне на российском сайте, сдала билет, потеряв небольшой кассовый сбор. И при этом приобрела еще одно полезное знание: оказывается, при сдаче в кассы БЖД билетов, купленных в кассе по банковским картам, деньги возвращают наличными.

Мои карта, к слову, была кредитной, с мизерным процентом в грейс-период при безналичных расчетах и большой комиссией при попытке обналичить деньги. Другими словами, выяснилось, что кассы БЖД предоставляют возможность обналичивать деньги с кредитных карт с минимальными затратами: комиссия при покупке железнодорожного билета по Беларуси до Нового года составляла 1,5 тыс. BYR.

Езжайте до Калининграда

Обменяв билеты, я не только сэкономила, получила нижнее место вместо верхнего, но и здорово выиграла в комфорте. Оказывается, в российском поезде Адлер – Калининград есть несколько вагонов, которые идут только до Смоленска. Их номера – 21, 22, 23, и так как на территорию РБ они не заходят, купить билеты на них можно только на сайте РЖД. Это практически новые вагоны с чистыми биотуалетами, людей там меньше, чем в калининградских вагонах – старых, грязных, с допотопными туалетами, переделанными под «био». Почувствовать разницу я смогла, пересев в один такой вагон на участке Смоленск – Орша. К счастью, ехать в нем пришлось всего 1 час 15 минут. На перроне в Орше меня уже ждала электричка Stadler Орша – Минск, удобная и быстрая.

Но главную «фишку» поездов, следующих из России в Россию через территорию Беларуси и Литвы, я поняла только тогда, когда соседка по калининградскому вагону похвастала, что купила билет из Смоленска в Калининград всего за 1.400 RUB. Ну конечно! Поездку из «континентальной» России в «островной» Калининград РЖД тарифицирует по внутренним российским тарифам.

Заходим на сайт РЖД и убеждаемся. Билет на поезд Адлер – Минск в плацкарте стоит 5.378 RUB, Адлер – Вильнюс – 10.778 RUB, Адлер – Калининград – 3.146 RUB.

Кабы знать заранее, можно было бы купить билет из Туапсе до Нестерова (ближайшей к литовской границе станции в Калининградской области), он стоит всего 2.995 RUB (765 тыс. BYR). Другое дело, что у проводника мог возникнуть вопрос о шенгенской визе. Но если виза имеется, то нет никаких других препятствий. Поезд не самолет: запретить выйти из него на любой станции никто не может.

Кстати, это же касается и права сесть в поезд по пути следования. Другими словами, если у вас есть билет из Калининграда до Москвы, Санкт-Петербурга или Сочи, вы можете смело садиться на любой белорусской станции. В справочной БЖД подтверждают: у проводника нет никакой причины отказать вам в проезде, если вы вошли в поезд с билетом дальше станции посадки. Вдруг вы опоздали и потом догоняли поезд на перекладных?

Выгода от такого «опоздания» очевидна. Самый дешевый билет в направлении Минск – Москва в старом белорусском поезде Брест – Москва стоит порядка 600 тыс. BYR. Билет в фирменном поезде «Янтарь» от калининградского Нестерова до Москвы обойдется в 1.700 RUB, что при нынешнем курсе составляет примерно 435 тыс. BYR. Сесть на этот поезд в Беларуси можно в Молодечно, Минске или Орше.

Фирменный поезд Калининград – Санкт-Петербург проходит через Сморгонь, Молодечно, Полоцк, Витебск. Билет из конца в конец стоит всего 1.911 RUB. Загвоздка лишь в том, чтобы распечатать билеты на территории РФ. Электронной регистрации на эти поезда нет.

Тэги:

, , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Младшие братья как бедные родственники

Несмотря на обострение ситуации на западных рубежах Союзного государства, вооруженные силы Беларуси до сих пор не располагают современными средствами ПВО. 11 сентября госдепартамент США одобрил сделку по продаже Польше 32 многоцелевых истребителей пятого поколения F-35A. По данным Пентагона, стоимость этой партии самолетов составляет 6,5 млрд. долларов. «Продажа F-35 усилит безопасность Польши, как союзника США по

Средства ПВО: простой ответ на сложный вопрос

Предприятия ВПК Беларуси разрабатывают средства противодействия ударным малогабаритным беспилотным летательным аппаратам. Практически сразу после атаки дронов и крылатых ракет хуситов на НПЗ Саудовской Аравии в СМИ началась полемика на тему защиты от кустарно изготовленных БПЛА и таких же крылатых ракет. Из которой однозначно следовал вывод о том, что на сцене появился очень серьезный противник для

Фольксваген выпускает первый народный электромобиль

Автомобильный концерн Volkswagen на Международном автосалоне во Франкфурте-на-Майне представил свой первый серийный электромобиль, созданный на собственной платформе, который, как надеются в концерне, станет третьим народным автомобилем после «Жука» и «Гольфа». Модель называется ID.3. Ее запас хода в зависимости от батареи составляет от 330 до 550 км. Автомобиль действительно, будет сравнительно дешев: в базовой комплектации с пробегом в 330 км он

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП