• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Мое новогоднее путешествие в этом году выдалось в абсолютно неведомом для меня направлении – в Краснодарский край. С учетом валютных потрясений оно могло бы показаться еще и антикризисным, тем более что ехала просто в гости к друзьям. Когда доллар дорожает, а российский рубль, наоборот, дешевеет по отношению к белорусскому, куда еще ехать без большого вреда для кармана, как не в Россию?

Однако сайт БЖД спустил с небес на землю: несмотря на анонсированное ранее снижение цен на перевозки в сообщении Беларусь – Россия, билеты по-прежнему стоят очень дорого. Плацкартный билет на проезд из Минска до Туапсе в поезде белорусского формирования Минск – Адлер в преддверии новогодних праздников стоил 1,2 млн. BYR; обратная дорога в поезде российского формирования Адлер – Калининград, видимо, с учетом праздничной наценки обходилась еще дороже – 1,6 млн. BYR.

Акционное предложение «Белавиа» на маршруте Минск – Адлер – 199 евро в оба конца – и так привлекало слабо, да еще и не распространялось на период праздников, в нужные же мне даты цена вообще зашкаливала.

Вникнув в вопросы тарифообразования на железной дороге, я в итоге купила билеты за 2 млн. BYR в оба конца, сэкономив почти миллион. Можно было бы попутешествовать еще дешевле, но все нюансы я поняла уже на обратном пути. Поделюсь полезными знаниями.

Избегайте «роуминга»

При покупке билета в международном сообщении важно знать, что самая дорогая часть пути – это отрезок между ближайшими станциями при пересечении границы. Причем сообщение между союзными, с прозрачной границей, Беларусью и Россией не исключение. Пока поезд следует по территории своей страны, проезд в нем стоит копейки, но как только он пересекает границу, включается повышающий коэффициент. Поезд как бы входит в режим «роуминга». Если начинать путешествие уже по ту сторону границы, то коэффициент вновь понижается, правда, не до такой степени, как на своей территории.

Если не вдаваться в детали тарифообразования, при покупке билетов на дальние трансграничные расстояния следует помнить одно правило экономии: нужно как можно большую часть пути преодолеть в поезде «отечественного» формирования. Под «отечественным» понимается не белорусский, а тот, который на данном отрезке пути идет по своей территории (не в «роуминге»).

Итак, чтобы не переплачивать на трансграничном маршруте, членим дорогу в одном и том же поезде на три отрезка. Первый: от станции посадки до последней приграничной станции, второй – между ближайшими приграничными станциями и третий – от первой приграничной станции до места назначения. Или хотя бы на два: от места посадки до границы и от границы до места назначения. Поезд, вагон, а зачастую и место для этого менять в дороге не нужно, выбрать свободную полку сейчас легко самому на сайте перевозчика. Просто делим маршрут и вместо одного билета предъявляем проводнику два или три.

На маршрутах Минск – Москва и Минск – Санкт-Петербург «разрезание» пути по Орше обычно экономит 100-150 тысяч с одного места в плацкарте. На маршруте Минск – Одесса «разрезание» по Гомелю экономит 105 тыс. BYR в плацкартном вагоне и 180 тыс. BYR в купе. На маршруте Минск – Рига «разрезание» по станции Бигосово экономит в плацкарте почти 290 тыс. BYR. На маршруте Минск – Вильнюс это правило, увы, не работает – слишком близко Вильнюс к границе.

В случае с путешествием из белорусской столицы в российскую граница пролегает если не посередине пути, то близко к тому, и нет большой разницы, чьего формирования будет поезд. Другое дело, если ехать из Беларуси очень глубоко в Россию. Тут желательно, чтобы поезд был российского формирования, причем билет на российский отрезок пути надо покупать на сайте РЖД.

Загляните на сайт РЖД

Отлично, если на поезд действует электронная регистрация: в этом случае проводнику достаточно предъявить паспорт. Если же нет, билет надо распечатать на терминале или в кассе РЖД на российской территории.

С билетом на обратную дорогу вообще нет никаких проблем: времени на посещение кассы у вас будет предостаточно. Если же путь предстоит из Беларуси в Россию, то процесс распечатки билета по дороге может быть сопряжен со стрессом: убедитесь, что поезд на российской станции стоит достаточно долго, чтобы вы успели выйти из вагона, найти кассу и вернуться. В принципе, можно подстраховаться и провести линию деления маршрута не по первой российской станции, а по второй или третьей с учетом расписания поезда.

Лично мне удалось распечатать обратные билеты Туапсе – Смоленск и Смоленск – Орша по пути в Краснодарский край на какой-то маленькой станции за две минуты. Обратите внимание: билет на проезд по маршруту Туапсе – Смоленск (более полутора суток пути) стоил 2.300 RUB, а Смоленск – Орша (чуть больше часа пути) – 900 RUB. В общей сложности дорога из Туапсе до Орши обошлась мне в 3.200 RUB, то есть всего в 820 тыс. BYR, вместо 1,55 млн. BYR, которые я чуть было не отдала в Минске за билет Туапсе – Минск.

Точнее, я их отдала, но, узнав о дешевизне на российском сайте, сдала билет, потеряв небольшой кассовый сбор. И при этом приобрела еще одно полезное знание: оказывается, при сдаче в кассы БЖД билетов, купленных в кассе по банковским картам, деньги возвращают наличными.

Мои карта, к слову, была кредитной, с мизерным процентом в грейс-период при безналичных расчетах и большой комиссией при попытке обналичить деньги. Другими словами, выяснилось, что кассы БЖД предоставляют возможность обналичивать деньги с кредитных карт с минимальными затратами: комиссия при покупке железнодорожного билета по Беларуси до Нового года составляла 1,5 тыс. BYR.

Езжайте до Калининграда

Обменяв билеты, я не только сэкономила, получила нижнее место вместо верхнего, но и здорово выиграла в комфорте. Оказывается, в российском поезде Адлер – Калининград есть несколько вагонов, которые идут только до Смоленска. Их номера – 21, 22, 23, и так как на территорию РБ они не заходят, купить билеты на них можно только на сайте РЖД. Это практически новые вагоны с чистыми биотуалетами, людей там меньше, чем в калининградских вагонах – старых, грязных, с допотопными туалетами, переделанными под «био». Почувствовать разницу я смогла, пересев в один такой вагон на участке Смоленск – Орша. К счастью, ехать в нем пришлось всего 1 час 15 минут. На перроне в Орше меня уже ждала электричка Stadler Орша – Минск, удобная и быстрая.

Но главную «фишку» поездов, следующих из России в Россию через территорию Беларуси и Литвы, я поняла только тогда, когда соседка по калининградскому вагону похвастала, что купила билет из Смоленска в Калининград всего за 1.400 RUB. Ну конечно! Поездку из «континентальной» России в «островной» Калининград РЖД тарифицирует по внутренним российским тарифам.

Заходим на сайт РЖД и убеждаемся. Билет на поезд Адлер – Минск в плацкарте стоит 5.378 RUB, Адлер – Вильнюс – 10.778 RUB, Адлер – Калининград – 3.146 RUB.

Кабы знать заранее, можно было бы купить билет из Туапсе до Нестерова (ближайшей к литовской границе станции в Калининградской области), он стоит всего 2.995 RUB (765 тыс. BYR). Другое дело, что у проводника мог возникнуть вопрос о шенгенской визе. Но если виза имеется, то нет никаких других препятствий. Поезд не самолет: запретить выйти из него на любой станции никто не может.

Кстати, это же касается и права сесть в поезд по пути следования. Другими словами, если у вас есть билет из Калининграда до Москвы, Санкт-Петербурга или Сочи, вы можете смело садиться на любой белорусской станции. В справочной БЖД подтверждают: у проводника нет никакой причины отказать вам в проезде, если вы вошли в поезд с билетом дальше станции посадки. Вдруг вы опоздали и потом догоняли поезд на перекладных?

Выгода от такого «опоздания» очевидна. Самый дешевый билет в направлении Минск – Москва в старом белорусском поезде Брест – Москва стоит порядка 600 тыс. BYR. Билет в фирменном поезде «Янтарь» от калининградского Нестерова до Москвы обойдется в 1.700 RUB, что при нынешнем курсе составляет примерно 435 тыс. BYR. Сесть на этот поезд в Беларуси можно в Молодечно, Минске или Орше.

Фирменный поезд Калининград – Санкт-Петербург проходит через Сморгонь, Молодечно, Полоцк, Витебск. Билет из конца в конец стоит всего 1.911 RUB. Загвоздка лишь в том, чтобы распечатать билеты на территории РФ. Электронной регистрации на эти поезда нет.

Тэги:

, , , , , , ,

Белорусские банки рискуют остаться без денег, а белорусы – без кредитов

В августе жители Беларуси сняли со своих рублевых депозитов 975,4 млн. рублей, а с валютных вкладов – 624,3 млн. долларов. Нацбанк присоединился к населению, и ограничил свою поддержку банков, которые, в свою очередь, сократили выдачу кредитов населению и подняли ставки по депозитам. Как долго это продлится? Ситуация с рублевыми вкладами выглядит довольно неприятно. Переводные депозиты

Прогноз курса рубля на неделю 21-25 сентября

Курс доллара на БВФБ может снизиться примерно на 1%. Падение курса может оказаться больше, если люди увеличат предложение валюты, опасаясь дальнейшего укрепления рубля. Но в понедельник 21 сентября курс доллара может даже вырасти на доли процента. Средневзвешенный курс доллара на БВФБ на прошедшей неделе, как и ожидалось, снизился, хотя и не так значительно, как прогнозировалось:

У БЕЛАЗа — новый гендиректор

Александр Лукашенко согласовал на должность генерального директора ОАО «БЕЛАЗ» — управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-Холдинг» Сергея Никифоровича, передает  БЕЛТА. Сергей Никифорович до того, как возглавить БЕЛАЗ, работал директором ОАО «Кузлитмаш» в Пинске. Должность гендиректора ОАО «БЕЛАЗ» оставалась вакантной с тех пор, как Петр Пархомчик был назначен на пост министра промышленности.

Кого захотят, того и выберут?

Сложно ориентироваться в политическом закулисье Беларуси, которое переполнено разнообразной информацией — новостями и фейками, ежечасно обновляемыми. Например, по всему эфиру, что называется, из любого утюга, прозвучало заявление белорусского посла в Нидерландах Андрея Евдоченко, которое он сделал в интервью местному телевидению. Заявление неординарное, оно привлекло внимание всех, а многих деятелей заставило нервно вздрогнуть. Оказывается, дипломат высказался

Откажется ли Минск от альтернативной нефти в условиях политического кризиса в стране?

Резкий поворот белорусских властей на Восток вызывает закономерный вопрос: не откажутся ли они от альтернативных поставок нефти на фоне обострения экономического кризиса в стране и конъюнктурной привлекательности российской нефти? Когда весной 2020 года мировая цена на нефть рухнула, а экспортная пошлина на российскую нефть в апреле чуть ли не обнулилась, углеводородное сырье их РФ фактически

До какого уровня упадет курс доллара в сентябре?

После подъема в августе примерно на 9% курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже в сентябре падает. Снижение идет не так быстро как подъем, и существует вероятность того, что к докризисному уровню (2,4 рубля) курс доллара не вернется, затормозив возле 2,55 рубля за доллар. Национальный банк опубликовал данные об итогах торгов иностранными валютами в августе, которые

У белорусских банков уже не хватает рублей

В коммерческих банках Беларуси в последние дни возник дефицит рублей, в связи с чем некоторые банки прекратили выдачу кредитов населению и повысили ставки по рублевым депозитам. Но это, скорее всего, ненадолго. Если дефицит наличной валюты, который наблюдался в августе, еще можно понять – Беларусь ее не печатает, а зарабатывает и одалживает за рубежом, то проблемы

Бунт законопослушных

Александр Лукашенко разделил учителей на две категории – верных и неверных. Верным педагогам он пообещал всю доступную защиту, неверных присудил к изгнанию из школ. В далекие уже времена точно так же разделили журналистов – лояльных ему нарекли «честными», критиковавших его – «нечестными». С той поры в государственных газетах, на радио и телевидении «нечестных» журналистов не