6.01.2016, 8:57
Сеятели блох
Министерства, ведомства, концерны, объединения, заводы, фабрики, колхозы и совхозы страны подводят итоги своего развития за прошлый год и делятся замыслами на первый год новой пятилетки.
Что у них получилось, что получится, что не получится. Спешат отчитаться, перечислив объективные трудности, которые не позволили выполнить их персональный план-прогноз.
Как сказал бы Генрих Гейне (эта фраза очень нравилась Марксу и Ленину): «Я сеял драконов, а жатва дала мне блох». В этой номинации, вероятно, первое место можно отвести Минтруда и Минфину, которые во исполнение грозного Декрета № 3 «О предупреждении социального иждивенчества» подготовили пакет документов в отношении граждан (в просторечии – тунеядцев), уклоняющихся от финансирования государственных программ, и применили на практике.
Поначалу речь шла о полумиллионе «тунеядцев», количество которых стало убывать в отрицательной пропорции к усилиям вышеназванных ведомств. Список потенциальных уклонистов как-то сразу сократился до десятков тысяч, после – до тысяч. На 1 января текущего года, как сообщил журналистам министр по налогам и сборам Сергей Наливайко, добровольно представили уведомление о неучастии в финансировании госрасходов 420 человек.
Предъявленная им к оплате недоимка составила 1,3 млрд. рублей. Сурово? Да. Много? Бесконечно мало. Готовились получить полумиллионную резервную армию труда, которая «сдулась» до пехотного батальона. Ни заработать, ни повоевать.
Какие-то неуловимые тунеядцы. По статистике, которой руководствовались Минтруда, Минфин и впавший в заблуждение Лукашенко, их должно было быть много. А их нет. Ни на работе, ни, что задокументировано, в декларациях. У большинства уклонистов – «отмазки» и «откосы». Как считает министр Сергей Наливайко, дошло до форменного беспредела. Мол, отечественные социальные иждивенцы пользуются услугами российских фирм, которые за деньги выдают им справки, что клиент трудился в России и уплатил налоги в той части Союзного государства.
Для чего? Чтобы в Беларуси уклониться от участия в госрасходах?
Министр строго предупредил таких ловкачей: не тратьте времени и деньги – мы всех переловим с помощью российских налоговиков. Это пикантно, поскольку в России «серая занятость» очень популярна, с одной стороны. С другой – непонятно, почему белорусский уклонист не согласен платить родному министерству.
Ему не хочется спать спокойно?
Так и хочется прокричать: «Что он Гекубе? Что ему Гекуба?» Какое дело простому белорусу до затей министерств и администраций?
Оказывается, есть у него ведомственное дельце. Рассказывает глава Администрации Лукашенко Александр Косинец: после развала СССР «по сути дела, идет третья мировая война». Раз так, то белорусам в наступившем году ничего хорошего ожидать не приходится. Нужно сплотиться вокруг руководства, выстоять, выдержать, перетерпеть. Это оставляет надежду, поскольку руководство, опираясь на социальные опросы, знает все допущенные недостатки и делает все необходимое для их устранения. «Но это не мгновенная работа, а изнурительный труд».
Разумеется, обычному гражданину трудно рассмотреть в обычном бюрократе «атланта», удерживающего небо над Беларусью на своих изнуренных плечах. Может, он стоит и держит. Невидимый. Как утверждает г-н Косинец: «…Хорошо подготовленные кадры, им просто необходимо адаптироваться к современным условиям, видеть, что происходит в экономике, мире, и в конечном итоге занять более активную, бойцовскую позицию для отстаивания интересов своего предприятия или учреждения».
Но что нам до «неадаптированных» кадров, которые еще только адаптируются, еще не стали бойцами за свои учреждения. Слепые щенки, которые вырастут прожорливыми злыми собаками.
Мало было у нас собак? А где собаки, там и блохи. О них ведь тоже надо заботиться.
Прошлой весной руководство ожесточилось против малого бизнеса, против ипэшников, которых обвинили во всех грехах, назвали экономическими неприятелями, завалившими отечественный легпром. Объявили войну, предъявили ультиматум, ожидая, что рынки заработают по установленным им законам – цивилизованно, будут торговать белорусским. Не тут-то было. Белорусское, как весной, оседает на складах, а рынки вполне могут закрыться, поскольку без популярного и дешевого импорта они не нужны ни продавцу, ни покупателю.
…Это война, но не третья мировая. Война белорусского руководства с экономикой страны, которая продолжается более 20 лет. Бессмысленная, жестокая и беспощадная. Если высокие чиновники говорят о третьей мировой войне, они, полагаю, все-таки надеются, что она обойдет нашу благословенную страну. Поскольку Беларусь пока имеет очень косвенное отношение к ней. Наоборот, цивилизованный мир предлагает Беларуси помощь, в том числе и в виде очередного кредита МВФ. В расчете, что белорусское руководство наконец «адаптируется к современным условиям» и откажется пожинать блох вместо посеянных драконов.