• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Чем дольше в Беларуси продолжается экономический кризис, тем более странные процессы происходят в ее банковской системе и в экономике. Так, например, в ноябре произошел настоящий обвал валютных активов и пассивов белорусских коммерческих банков (без учета Банка развития), но в финансах и экономике страны при этом ничего страшного не произошло. А ведь подобное сокращение объемов кредитования должно было вызвать резкое падение объемов производства на предприятиях, оставшихся без кредитов, банкротства, массовые увольнения. Но ничего подобного не случилось. Почему? Попробуем в этом разобраться.

Падают и пассивы, и активы

Объем привлеченных коммерческими банками средств в иностранной валюте от нерезидентов снизился в ноябре 2015 года по сравнению с октябрем на 124,4 млн. USD и составил на 1 декабря 6,34 млрд. USD. А сумма средств, привлеченных банками от резидентов РБ, сократилась на 265,7 млн. USD – до 13,97 млрд. USD. В целом пассивы белорусских банков в иностранной валюте уменьшились в ноябре на 455,7 млн. USD и составили на 1 декабря 20,72 млрд. USD. Снижение валютных пассивов банков наблюдается на протяжении трех месяцев подряд, и только за это время банки лишились валютных ресурсов на сумму около 1 млрд. USD.

Но столь значительная потеря средств не привела к дефициту валютной ликвидности в банковской системе, так как пропорционально снизились и валютные активы коммерческих банков, то есть сумма кредитов, предоставленных банками предприятиям, населению и органам государственной власти.

Так, в ноябре активы банков в иностранной валюте сократились по сравнению с октябрем на 451,1 млн. USD – до 20,7 млрд. USD. Сокращение данных активов было обусловлено снижением требований в иностранной валюте к резидентам РБ. Их величина уменьшалась в ноябре на 0,5 млрд. USD – до 19,2 млрд. USD. При этом требования к нерезидентам даже увеличились: на 56,4 млн. USD – до 1,53 млрд. USD. Таким образом, банки вывели некоторый избыток валюты за рубеж, но этот избыток был небольшим.

Если рассмотреть данные о кредитных вложениях коммерческих банков в иностранной валюте в сектора экономики Беларуси (государственный и частный), то обнаружится еще более удивительная картина. А именно: такие вложения в ноябре рухнули на 797,5 млн. USD и составили на 1 декабря 2015 года 11,7 млрд. USD. Падение составило 6,4% всего за один месяц.

Более того, сокращение указанных вложений идет с мая 2014 года, когда они достигали 14,3 млрд. USD. Но особенно активно кредиты в иностранной валюте снижались во второй половине 2015 года, причем темпы сокращения постоянно возрастали.

Чтобы понять, почему при этом практически все белорусские предприятия еще продолжают функционировать, надо посмотреть на динамику активов белорусских банков. И тут обнаружится еще одна удивительная вещь.

Государственное финансирование заменяет банковские кредиты

В ноябре вместе с падением объемов банковского кредитования предприятий резко увеличился объем требований коммерческих банков к органам государственного управления: на рекордную величину – 10,4 трлн. BYR. Данные требования достигли 63,3 трлн. BYR. В годовом выражении, то есть по сравнению с 1 декабря 2014 года, требования почти удвоились, и это несмотря на профицитный бюджет.

Этим объясняется отсутствие массовых банкротств и обвала производства на предприятиях, которые сократили объем банковского кредитования: они получили финансирование от органов власти. Это предположение подтверждается также тем, что коммерческие банки снижают объемы кредитования – в основном государственного сектора экономики. Так, в ноябре 2015 года кредитные вложения белорусских коммерческих банков в иностранной валюте в государственный сектор снизились по сравнению с октябрем на 613,4 млн. USD, тогда как в частный сектор – всего на 184,1 млн. USD. Как видим, объем сокращения кредитной поддержки банками государственных предприятий сопоставим с приростом объемов кредитования банками органов государственного управления.

Таким образом, в банковской системе Беларуси в настоящее время происходит довольно любопытный процесс: валютные банковские кредиты государственным предприятиям постепенно заменяются на финансирование со стороны органов власти, причем в основном в белорусских рублях. А сами органы власти берут средства на это в коммерческих банках.

Такой процесс является следствием ужесточения условий предоставления банковских кредитов субъектам хозяйствования. Банки стараются не выделять средства ненадежным предприятиям, предпочитая органы власти, которые, получив кредиты от банков, сами финансируют ненадежные предприятия. Таким образом, правительству и Нацбанку Беларуси удается ужесточить подходы к кредитованию неэффективных предприятий, но при этом не оставить предприятия без денег. Коммерческие банки действительно сокращают объемы подобных кредитов, но предприятия все равно остаются на плаву.

Но бесконечно так продолжаться не может. Ясно, что многие неэффективные предприятия не смогут рассчитаться по долгам, то есть средства для расчетов с банками придется изыскивать в конечном счете в бюджете или же прибегнуть к кредитной эмиссии Нацбанка. Учитывая то, что в бюджете денег нет, даже на выплаты по внешним долгам не хватает, остается второй вариант. А это со временем приведет к новому скачку инфляции и девальвации белорусского рубля.

Государственные чиновники, похоже, надеются на то, что кризис закончится, и неэффективные предприятия станут эффективными. Но это маловероятно, к тому же даже если предприятиям удастся получить прибыль, возможностей рассчитаться по старым долгам у них, скорее всего, не будет.

Таким образом, как будто какое-то проклятие повисло над белорусским рублем, ну никак правительству и Нацбанку не удается проводить такую финансовую политику, чтобы снять угрозу девальвации и скачка цен. Впрочем, пока указанный процесс еще находится в начале, делать окончательные выводы рано. Девальвация не является неизбежным выходом из ситуации, можно, например, государственные банки, выдающие кредиты местным органам власти, обанкротить. А если экономический кризис вдруг закончится, долг органов государственного управления, не исключено, удастся рефинансировать. Будущее покажет. Но мина под финансы Беларуси уже заложена.

 

 

 

Тэги:

, , , ,

Назначен министр обороны Беларуси

Александр Лукашенко сегодня рассмотрел кадровые вопросы и принял решение о назначении новых министра обороны и начальника Генерального штаба Вооруженных Сил. Министром обороны Беларуси назначен генерал-майор Виктор Хренин, который являлся командующим войсками Западного оперативного командования. Начальником Генерального штаба ВС назначен генерал-майор Александр Вольфович, ранее работавший первым заместителем начальника Генштаба. Генерал-майор Хренин Виктор Геннадиевич родился 1 августа

Прогноз курса рубля на неделю 20-24 января

 Рост курса доллара на БВФБ на текущей неделе может приостановиться, и доллар может подешеветь на 0-0,5%. Возможны значительные колебания курсов в связи с формированием нового правительства РФ. В понедельник 20 января курс доллара может подняться на доли процента. На прошедшей неделе средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже увеличился, как и прогнозировалось, но меньше ожидаемого:

Лукашенко подписал указ о некоторых вопросах досрочного пенсионного обеспечения

В Беларуси регулируются вопросы досрочного пенсионного обеспечения граждан, занятых на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности. Соответствующий Указ № 15 подписал 17 января Александр Лукашенко. Работникам, выработавшим на 1 января 2009 года не менее половины необходимого льготного стажа в особых условиях труда, будет предоставлено право на назначение досрочной льготной пенсии согласно

Идет бычок, качается…

Или современный вариант старой песни о главном У властной вертикали в ее белорусском варианте четко различается два полюса: авторитарный лидер наверху и соборный народ внизу. Как и у магнита, знакомого по школьным урокам физики, эти полюса не могут существовать друг без друга.

По какой цене будет покупать газ Беларусь в 2020 году?

Впервые за последние годы Беларусь не подписала с Россией годовой контракт на поставку газа в страну. Временный контракт подписан только на два месяца – январь-февраль. Что будет с поставками газа в Беларусь потом? Чего хочет Беларусь? Белорусская сторона неоднократно озвучивала России свою позицию по газовому вопросу: нужно начать снижение цены на газ уже с 2020

Особенности налоговой оптимизации 2020 года

Наступивший 2020 год без преувеличения можно назвать революционным годом в налоговом законодательстве. При этом указанная революционность для белорусского бизнеса однозначно со знаком плюс. Пожалуй, впервые за последние два десятилетия, государство обошлось без существенных изменений и корректировок налогового законодательства. Соответственно, белорусский бизнес сможет спокойно работать в текущем году по сформированным еще в 2019 году и хорошо

Беспилотные летательные аппараты: есть спрос — будет и предложение

Обострение военно-политической ситуации в мире помогает отечественным производителям высокотехнологичных вооружений найти свою рыночную нишу.

Беларусь-Россия: безальтернативный торг за нефть и газ

Минск рискует не добиться нужных результатов в торге с РФ за более приемлемые условия поставок российских энергоносителей (хотя определенные основания для этого имеются). Даже несмотря на то, что в стремлении отстоять свои интересы белорусское стороне пришлось в начале 2020 года добровольно отказаться от поставок российской нефти по причине несправедливо завышенной цены. С 1 января белорусские