• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Чем дольше в Беларуси продолжается экономический кризис, тем более странные процессы происходят в ее банковской системе и в экономике. Так, например, в ноябре произошел настоящий обвал валютных активов и пассивов белорусских коммерческих банков (без учета Банка развития), но в финансах и экономике страны при этом ничего страшного не произошло. А ведь подобное сокращение объемов кредитования должно было вызвать резкое падение объемов производства на предприятиях, оставшихся без кредитов, банкротства, массовые увольнения. Но ничего подобного не случилось. Почему? Попробуем в этом разобраться.

Падают и пассивы, и активы

Объем привлеченных коммерческими банками средств в иностранной валюте от нерезидентов снизился в ноябре 2015 года по сравнению с октябрем на 124,4 млн. USD и составил на 1 декабря 6,34 млрд. USD. А сумма средств, привлеченных банками от резидентов РБ, сократилась на 265,7 млн. USD – до 13,97 млрд. USD. В целом пассивы белорусских банков в иностранной валюте уменьшились в ноябре на 455,7 млн. USD и составили на 1 декабря 20,72 млрд. USD. Снижение валютных пассивов банков наблюдается на протяжении трех месяцев подряд, и только за это время банки лишились валютных ресурсов на сумму около 1 млрд. USD.

Но столь значительная потеря средств не привела к дефициту валютной ликвидности в банковской системе, так как пропорционально снизились и валютные активы коммерческих банков, то есть сумма кредитов, предоставленных банками предприятиям, населению и органам государственной власти.

Так, в ноябре активы банков в иностранной валюте сократились по сравнению с октябрем на 451,1 млн. USD – до 20,7 млрд. USD. Сокращение данных активов было обусловлено снижением требований в иностранной валюте к резидентам РБ. Их величина уменьшалась в ноябре на 0,5 млрд. USD – до 19,2 млрд. USD. При этом требования к нерезидентам даже увеличились: на 56,4 млн. USD – до 1,53 млрд. USD. Таким образом, банки вывели некоторый избыток валюты за рубеж, но этот избыток был небольшим.

Если рассмотреть данные о кредитных вложениях коммерческих банков в иностранной валюте в сектора экономики Беларуси (государственный и частный), то обнаружится еще более удивительная картина. А именно: такие вложения в ноябре рухнули на 797,5 млн. USD и составили на 1 декабря 2015 года 11,7 млрд. USD. Падение составило 6,4% всего за один месяц.

Более того, сокращение указанных вложений идет с мая 2014 года, когда они достигали 14,3 млрд. USD. Но особенно активно кредиты в иностранной валюте снижались во второй половине 2015 года, причем темпы сокращения постоянно возрастали.

Чтобы понять, почему при этом практически все белорусские предприятия еще продолжают функционировать, надо посмотреть на динамику активов белорусских банков. И тут обнаружится еще одна удивительная вещь.

Государственное финансирование заменяет банковские кредиты

В ноябре вместе с падением объемов банковского кредитования предприятий резко увеличился объем требований коммерческих банков к органам государственного управления: на рекордную величину – 10,4 трлн. BYR. Данные требования достигли 63,3 трлн. BYR. В годовом выражении, то есть по сравнению с 1 декабря 2014 года, требования почти удвоились, и это несмотря на профицитный бюджет.

Этим объясняется отсутствие массовых банкротств и обвала производства на предприятиях, которые сократили объем банковского кредитования: они получили финансирование от органов власти. Это предположение подтверждается также тем, что коммерческие банки снижают объемы кредитования – в основном государственного сектора экономики. Так, в ноябре 2015 года кредитные вложения белорусских коммерческих банков в иностранной валюте в государственный сектор снизились по сравнению с октябрем на 613,4 млн. USD, тогда как в частный сектор – всего на 184,1 млн. USD. Как видим, объем сокращения кредитной поддержки банками государственных предприятий сопоставим с приростом объемов кредитования банками органов государственного управления.

Таким образом, в банковской системе Беларуси в настоящее время происходит довольно любопытный процесс: валютные банковские кредиты государственным предприятиям постепенно заменяются на финансирование со стороны органов власти, причем в основном в белорусских рублях. А сами органы власти берут средства на это в коммерческих банках.

Такой процесс является следствием ужесточения условий предоставления банковских кредитов субъектам хозяйствования. Банки стараются не выделять средства ненадежным предприятиям, предпочитая органы власти, которые, получив кредиты от банков, сами финансируют ненадежные предприятия. Таким образом, правительству и Нацбанку Беларуси удается ужесточить подходы к кредитованию неэффективных предприятий, но при этом не оставить предприятия без денег. Коммерческие банки действительно сокращают объемы подобных кредитов, но предприятия все равно остаются на плаву.

Но бесконечно так продолжаться не может. Ясно, что многие неэффективные предприятия не смогут рассчитаться по долгам, то есть средства для расчетов с банками придется изыскивать в конечном счете в бюджете или же прибегнуть к кредитной эмиссии Нацбанка. Учитывая то, что в бюджете денег нет, даже на выплаты по внешним долгам не хватает, остается второй вариант. А это со временем приведет к новому скачку инфляции и девальвации белорусского рубля.

Государственные чиновники, похоже, надеются на то, что кризис закончится, и неэффективные предприятия станут эффективными. Но это маловероятно, к тому же даже если предприятиям удастся получить прибыль, возможностей рассчитаться по старым долгам у них, скорее всего, не будет.

Таким образом, как будто какое-то проклятие повисло над белорусским рублем, ну никак правительству и Нацбанку не удается проводить такую финансовую политику, чтобы снять угрозу девальвации и скачка цен. Впрочем, пока указанный процесс еще находится в начале, делать окончательные выводы рано. Девальвация не является неизбежным выходом из ситуации, можно, например, государственные банки, выдающие кредиты местным органам власти, обанкротить. А если экономический кризис вдруг закончится, долг органов государственного управления, не исключено, удастся рефинансировать. Будущее покажет. Но мина под финансы Беларуси уже заложена.

 

 

 

Тэги:

, , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы

Почему белорусские облигации с высокой доходностью не продаются на белорусской бирже?

В Беларуси доходность государственных и корпоративных облигаций, номинированных в иностранной валюте, намного превышает проценты по валютным депозитам. Но вот парадокс: белорусские облигации, по которым начисляются самые высокие проценты, продаются не на Белорусской валютно-фондовой бирже, а на иностранных биржах или в интернете. Финансовый рынок Беларуси представляет собой довольно странную конструкцию. С одной стороны, существует довольно продвинутая