Чем дольше в Беларуси продолжается экономический кризис, тем более странные процессы происходят в ее банковской системе и в экономике. Так, например, в ноябре произошел настоящий обвал валютных активов и пассивов белорусских коммерческих банков (без учета Банка развития), но в финансах и экономике страны при этом ничего страшного не произошло. А ведь подобное сокращение объемов кредитования должно было вызвать резкое падение объемов производства на предприятиях, оставшихся без кредитов, банкротства, массовые увольнения. Но ничего подобного не случилось. Почему? Попробуем в этом разобраться.

Падают и пассивы, и активы

Объем привлеченных коммерческими банками средств в иностранной валюте от нерезидентов снизился в ноябре 2015 года по сравнению с октябрем на 124,4 млн. USD и составил на 1 декабря 6,34 млрд. USD. А сумма средств, привлеченных банками от резидентов РБ, сократилась на 265,7 млн. USD – до 13,97 млрд. USD. В целом пассивы белорусских банков в иностранной валюте уменьшились в ноябре на 455,7 млн. USD и составили на 1 декабря 20,72 млрд. USD. Снижение валютных пассивов банков наблюдается на протяжении трех месяцев подряд, и только за это время банки лишились валютных ресурсов на сумму около 1 млрд. USD.

Но столь значительная потеря средств не привела к дефициту валютной ликвидности в банковской системе, так как пропорционально снизились и валютные активы коммерческих банков, то есть сумма кредитов, предоставленных банками предприятиям, населению и органам государственной власти.

Так, в ноябре активы банков в иностранной валюте сократились по сравнению с октябрем на 451,1 млн. USD – до 20,7 млрд. USD. Сокращение данных активов было обусловлено снижением требований в иностранной валюте к резидентам РБ. Их величина уменьшалась в ноябре на 0,5 млрд. USD – до 19,2 млрд. USD. При этом требования к нерезидентам даже увеличились: на 56,4 млн. USD – до 1,53 млрд. USD. Таким образом, банки вывели некоторый избыток валюты за рубеж, но этот избыток был небольшим.

Если рассмотреть данные о кредитных вложениях коммерческих банков в иностранной валюте в сектора экономики Беларуси (государственный и частный), то обнаружится еще более удивительная картина. А именно: такие вложения в ноябре рухнули на 797,5 млн. USD и составили на 1 декабря 2015 года 11,7 млрд. USD. Падение составило 6,4% всего за один месяц.

Более того, сокращение указанных вложений идет с мая 2014 года, когда они достигали 14,3 млрд. USD. Но особенно активно кредиты в иностранной валюте снижались во второй половине 2015 года, причем темпы сокращения постоянно возрастали.

Чтобы понять, почему при этом практически все белорусские предприятия еще продолжают функционировать, надо посмотреть на динамику активов белорусских банков. И тут обнаружится еще одна удивительная вещь.

Государственное финансирование заменяет банковские кредиты

В ноябре вместе с падением объемов банковского кредитования предприятий резко увеличился объем требований коммерческих банков к органам государственного управления: на рекордную величину – 10,4 трлн. BYR. Данные требования достигли 63,3 трлн. BYR. В годовом выражении, то есть по сравнению с 1 декабря 2014 года, требования почти удвоились, и это несмотря на профицитный бюджет.

Этим объясняется отсутствие массовых банкротств и обвала производства на предприятиях, которые сократили объем банковского кредитования: они получили финансирование от органов власти. Это предположение подтверждается также тем, что коммерческие банки снижают объемы кредитования – в основном государственного сектора экономики. Так, в ноябре 2015 года кредитные вложения белорусских коммерческих банков в иностранной валюте в государственный сектор снизились по сравнению с октябрем на 613,4 млн. USD, тогда как в частный сектор – всего на 184,1 млн. USD. Как видим, объем сокращения кредитной поддержки банками государственных предприятий сопоставим с приростом объемов кредитования банками органов государственного управления.

Таким образом, в банковской системе Беларуси в настоящее время происходит довольно любопытный процесс: валютные банковские кредиты государственным предприятиям постепенно заменяются на финансирование со стороны органов власти, причем в основном в белорусских рублях. А сами органы власти берут средства на это в коммерческих банках.

Такой процесс является следствием ужесточения условий предоставления банковских кредитов субъектам хозяйствования. Банки стараются не выделять средства ненадежным предприятиям, предпочитая органы власти, которые, получив кредиты от банков, сами финансируют ненадежные предприятия. Таким образом, правительству и Нацбанку Беларуси удается ужесточить подходы к кредитованию неэффективных предприятий, но при этом не оставить предприятия без денег. Коммерческие банки действительно сокращают объемы подобных кредитов, но предприятия все равно остаются на плаву.

Но бесконечно так продолжаться не может. Ясно, что многие неэффективные предприятия не смогут рассчитаться по долгам, то есть средства для расчетов с банками придется изыскивать в конечном счете в бюджете или же прибегнуть к кредитной эмиссии Нацбанка. Учитывая то, что в бюджете денег нет, даже на выплаты по внешним долгам не хватает, остается второй вариант. А это со временем приведет к новому скачку инфляции и девальвации белорусского рубля.

Государственные чиновники, похоже, надеются на то, что кризис закончится, и неэффективные предприятия станут эффективными. Но это маловероятно, к тому же даже если предприятиям удастся получить прибыль, возможностей рассчитаться по старым долгам у них, скорее всего, не будет.

Таким образом, как будто какое-то проклятие повисло над белорусским рублем, ну никак правительству и Нацбанку не удается проводить такую финансовую политику, чтобы снять угрозу девальвации и скачка цен. Впрочем, пока указанный процесс еще находится в начале, делать окончательные выводы рано. Девальвация не является неизбежным выходом из ситуации, можно, например, государственные банки, выдающие кредиты местным органам власти, обанкротить. А если экономический кризис вдруг закончится, долг органов государственного управления, не исключено, удастся рефинансировать. Будущее покажет. Но мина под финансы Беларуси уже заложена.

 

 

 

Тэги:

, , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,