Не имея возможность повысить в ближайшее время доходы населения, государство решило поживиться за счет расходов граждан: Минфин подготовил предложения, обновив их по состоянию на 8 сентября, по изменениям в Налоговый кодекс, которые вводят дополнительные ставки подоходного налога с физических лиц. Так, с сумм превышения расходов над доходами граждан предлагается взимать подоходный налог по повышенной ставке – 16%.

Доходы и расходы

Подоходный налог с физических лиц является важным источником поступления средств в бюджет государства (в настоящее время в Беларуси поступает в местные бюджеты). Поэтому уже второй год подряд Минфин пытается взять с доходов граждан больше. Так, в 2015 году была увеличена ставка подоходного налога с 12 до 13%. Это повышение власти связали с введением так называемого материнского капитала, заявив, что дополнительный 1% пойдет на детей. В силу установившегося у нас в стране порядка распределения бюджетных средств сразу было понятно, что целевым способом дополнительные средства направить «на детей» вряд ли удастся, однако повышение уровня налогообложения граждан прошло для властей довольно безболезненно и не вызвало бурной отрицательной реакции населения.

В то же время оно и не дало больших поступлений в бюджет, так как доходы граждан в этом году снизились: за первое полугодие реальные доходы сократились на 4,9% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, и, соответственно, бюджет вряд ли получит то, что он рассчитывал получить от повышения. Поэтому вопрос об источниках средств, которыми можно залатать бюджетные дыры в следующем году, встал вновь.

О том, что денег в бюджете не совсем хватает, несмотря на профицит, говорят довольно скромные показатели доходов Фонда соцзащиты (ФСЗН), который формируется из отчислений от фонда заработной платы. По данным Минфина, план по доходам за 7 месяцев выполнен лишь на 51,6% от годового плана. Хотя на соцрасходы, включая все тот же ФСЗН, потрачено уже 54,8%.

Так что деньги бюджету нужны. Выходить с заявкой на повышение еще раз ставки подоходного налога для всех в предвыборный период было бы совсем уж неразумно, да и на этот раз небезопасно на фоне снижения доходов населения. Поэтому в этом году Минфин и государство в целом пошли в наступление на расходы.

Общественный недоговор

Первый звоночек прозвучал в связи с принятием декрета о тунеядцах. По сути, попытка взять с тех, кто не имеет официальных доходов, определенную сумму в бюджет – это налог на расходы, ведь доходов у человека формально нет или это частично не облагаемые по закону доходы: например, домохозяйка живет за счет мужа или сын-алкоголик – за счет матери-пенсионерки. Хотя, конечно же, государство подразумевало под теми, кого в народе окрестили «тунеядцами», прежде всего нарушителей налогового законодательства, которые свои доходы скрывают.

Казалось бы, государство, чтобы попытаться взять налог с нелегальных доходов, предложило гражданам новый общественно-налоговый договор: мол, раз не хотите декларировать свои доходы, тогда просто заплатите государству оброк, а если сделаете это заранее и добровольно, то еще и получите скидку в размере 10%. И все было бы ничего, и многие граждане, наверное, даже воспользовались бы предложенной офертой, но уже во время выхода декрета появились первые признаки того, что это только начало. Представители государственных ведомств, ответственных за сбор и распределение бюджетных денег, заявили, что, несмотря на уплату «налога на тунеядцев» в добровольном порядке, некоторые из этой когорты могут попасть под анализ их расходов. То есть введение налога на тунеядцев – это вовсе не плата за выход из-под дополнительного контроля государства, это – плата за вход налоговой в твою личную финансовую жизнь.

Обеспечив себе таким образом вход на «черный рынок» доходов граждан, государство делает второй шаг: хочет увеличить ставку налога с сумм расходов, которые превышают официальные доходы. В данном случае речь идет не только о тунеядцах или о тех, кто не получает доходов никаким другим образом, кроме как посильным, но нелегальным трудом. Здесь уже подразумевается более широкий круг физических лиц, среди которых и те, кто, возможно, устроился на какие-то работы из-за декрета, чтобы не платить налог на тунеядцев, но при этом зарплаты «нарисовал» себе небольшие. Если они тратят больше, чем официально получают, то государство попытается у них часть этих средств взять себе.

Теперь уже и этим людям предлагают новый общественный договор. Ведь и раньше тоже налоговые органы могли взять подоходный налог с сумм превышения расходов над доходами, но только для этого не было специальной ставки. Сейчас ее предлагают повысить на 3 процентных пункта по сравнению с общей, что будет соответствовать ставке, по которой платят налог нотариусы и адвокаты. Довольно странное приравнивание всех тех, кто живет на какие-то неучтенные доходы, к людям этих уважаемых профессий.

Тем не менее это вроде бы не так уж болезненно. В конце концов, ставка подоходного налога в некоторых странах составляет больше 20%, правда, там и доходы повыше, и методика распределения этих поступлений в социальную сферу совсем другая. То есть там не надо дополнительно к подоходному налогу, например, платить за ремонт класса и школы.

А так как дальнейшее повышение ставки подоходного налога неминуемо приведет к тому, что граждане начнут стараться понять принципы распределения уплаченных ими налогов, то власти действуют достаточно аккуратно. В каком-то смысле даже незаметно: ничего не меняя в государственной системе расходов, они постепенно вползают в личные бюджеты своих налогоплательщиков.

Налоговый случай

Сначала вам говорят: заплатите налог на тунеядцев и вроде как спите спокойно. Всего-то 3,6 млн. Заплатили? Ну здорово! А откуда у вас взялись 3,6 млн.? Хотите, чтобы вас проверили? Ой, ну тогда заплатите еще по ставке 16% с превышения расходов над доходами, ну хотя бы с этих 3,6 млн. Еще раз заплатили? А откуда у вас эти деньги? На работу устроились? И сколько вы там получаете? 1,5-2 миллиона в месяц? И вам хватает? А сколько вы за телефон платите, а за квартиру? А на работу пешком ходите? А едите вы что? А дача у вас есть? Ну ладно, на этот год прощаем, а в следующем пересчитаем на даче огурцы.

Вопросы могут появляться разные. Ведь стройной и прозрачной системы контроля за расходами граждан у нас нет, потому что нет налогообложения домашнего хозяйства в целом, когда подоходный налог платят с доходов семьи, где учитываются и некоторые семейные расходы. Однако какие-то законодательные акты о декларировании расходов есть. Но текущий момент явно требует нестандартных решений.

Так, помимо введения новой ставки налога, в Налоговый кодекс предлагают внести еще одно малозаметное изменение, а именно: немного подкорректировать статью 181, где и сейчас упоминается возможность взять налог с сумм превышения расходов над доходами.

Из текста пункта статьи, который гласит: «Суммы подоходного налога с физических лиц по доходам, исчисленным исходя из сумм превышения расходов над доходами в случаях, установленных законодательными актами о декларировании физическими лицами доходов и имущества, уплачиваются плательщиком на основании извещения налогового органа», предложено убрать слова «о декларировании физическими лицами доходов и имущества». То есть теперь понятие налогового «случая» расширяется на любой законодательный акт.

То есть либо готовятся какие-то новые законодательные «бомбы», либо в случае «перегибов на местах» это может привести к тотальной экспроприации.

Локомотиву перевели стрелку

Раз уж налоговая встала на путь контроля за расходами, то, конечно же, она будет прежде всего искать источники доходов. Среди наиболее распространенных доходов, которые позволяют людям безбедно жить, особо не работая, стоит назвать сдачу жилья в аренду. Отметим, что эту тему государство создало само, долгие годы раздавая направо и налево льготные кредиты на строительство. В итоге наиболее предприимчивые граждане обзавелись квартирами, которые им для жизни не нужны, и могут их сдавать.

Но не все могут сдавать квартиры официально по договору. Кому-то просто не хочется платить налог, кто-то не может это сделать в связи с ограничениями, введенными в конце концов на сдачу квартир, построенных за льготные кредиты. Для этих категорий предусмотрены свои ответственность и штрафы, но многие граждане резонно рассуждают, что до каждого «руки» налоговой все равно не дойдут, ну а если дойдут, то дешевле один раз заплатить штраф и плюс, может быть, налог за месяц, так как доказать, что ты сдаешь квартиру не один месяц, а уже лет пять, будет практически невозможно.

Чтобы увеличить материальную ответственность таких вот несознательных граждан, недостаточно участвующих в финансировании государства, введена пятикратная ставка налога при сдаче внаем квартиры, гаража и т. д. То есть если вас «накроют» со сдачей жилья, вы сразу же заплатите налог за пять месяцев, а не за один, а если еще будет очевидно, что сдаете не первый месяц, то по такой ставке налог возьмут за весь налоговый период.

Чтобы налоговой стало очевидно, что вы сдаете квартиру давно, проверят и ваши расходы. Ну а дальше вы знаете…

Возможно, в Минфине считают, что в глобальном смысле они способствуют восстановлению справедливости. Ведь льготные кредиты на жилье после нескольких девальваций практически обесценились, по сути, многие получили свои квартиры чуть ли не даром, так и не вернув государству потраченные на строительство деньги, и теперь государство пытается забрать их с помощью налога. Безусловно, определенная логика в этом есть. Но все же хотелось бы узнать: а по какой ставке будут платить подоходный налог авторы белорусской экономической модели, которые сначала сделали локомотивом экономики жилищное строительство, а потом на этом локомотиве заехали в девальвационный тупик? Их доходы соизмеримы с их расходами? А с расходами и доходами государства и народа?

См. также: Новый налоговый контроль

Тэги:

, , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,