31.12.2015, 9:01
Итоги-2015, май: Что имеем, не храним
или История о том, почему не получилось белорусского автомата
Только самый внимательный наблюдатель обратил внимание на то, что на вооружении китайской роты почетного караула, прошедшей по Красной площади 9 мая 2015 г., были весьма необычные автоматы. Между тем, по некоторым данным, их происхождение связано с Беларусью.
С момента обретения нашей страной в 1991 г. независимости и по сию пору на вооружении личного состава белорусской армии состоит стрелковое оружие, разработанное еще в СССР на базе знаменитого автомата Калашникова (АК-47). Это автомат АКМ (АКМС) и ручной пулемет РПК (РПКС) — под патрон калибра 7,62 мм образца 1943 г.; ручной пулемет РПК-74, автоматы АК-74, АКС-74 и укороченный вариант последнего — АКС-74У — под патрон калибра 5,45 мм. С 1991 г. серийно производился и поступал в войска автомат АК-74М, имеющий модификации под патроны 5,45 мм, 5,56 мм (стандарт НАТО) и 7,62 мм (кроме того, на АК-74М устанавливается легкосъемный подствольный гранатомет ГП-25).
Не является секретом, что все эти «Калашниковы», как и всякая военная техника, с каждым днем морально устаревают, причем все ускоряющимися темпами. И если в развитых странах процесс модернизации данного вида вооружений идет непрерывно, поглощая миллионы долларов, то Беларусь после 1991 г. из-за хронической бедности топчется на месте.
Причем, увы, речь идет об отставании с точки зрения не только технических характеристик оружия, но и специфики современных требований к вооруженным силам. По мнению ведущих аналитиков, эпоха мировых войн, когда в полной мере действовал закон больших чисел, безвозвратно ушла в прошлое: сегодня наиболее вероятны локальные конфликты разной степени интенсивности. И если при столкновении огромных армий кучность стрельбы, прицельная дальность, емкость магазина и т. д. решали не так уж много, то в боях «местного» значения, которые сегодня в большинстве случаев полностью определяют общий итог борьбы, на первое место выходят качественные показатели личного состава, вооружения и боевой техники.
Сравнение же боевых характеристик нашего АК-74 с основным его американским аналогом — винтовкой М16А2 — показывает, что в настоящее время автомат АК-74 уступает и по бронепробиваемости, и по кучности стрельбы. Например, при стрельбе лежа с руки последний показатель у него хуже в 3,3-3,8 раза. А это означает, что для поражения цели нашему солдату потребуется в несколько раз больше боеприпасов, чем американскому. Лишь при стрельбе из автомата лежа с упора его характеристики рассеивания приближаются к характеристикам винтовки М16А2.
Не случайно в кругах специалистов АК-74 считается оружием не для точной стрельбы, а для создания плотности огня, и стоит на мировом рынке от 100 до 200 USD. Производитель же винтовки М16А2 — американский филиал бельгийской Национальной фабрики военного оружия в штате Колумбия — продает ее Министерству обороны США по 506 USD плюс цена комплектующих и дополнительного оснащения.
Между тем исследования белорусских ученых еще в начале 90-х гг. XX века показали, что за предельно малые сроки и при весьма скромном уровне затрат республика может не только обеспечить перевооружение своей армии стрелковым оружием в соответствии с современными требованиями, но и предложить на международном рынке вооружений вполне конкурентоспособный товар. Этот теоретический вывод стал сигналом к началу в 1993 г. практической работы, непосредственное руководство которой осуществлялось специалистами Военной академии РБ. В качестве базового образца было решено взять одну из последних на тот момент модификаций автомата Калашникова — АК-74М — и модернизировать ее по прогрессивной схеме компоновки «булпап».
Поскольку современное стрелковое оружие уже немыслимо без оптических прицелов, то для оснащения новых автоматов было предложено использовать последние разработки Белорусского оптико-механического объединения (БелОМО): семейство унифицированных оптических прицелов постоянного увеличения, в том числе и самую современную модель с переменной кратностью увеличения, которая входит в десятку лучших снайперских прицелов мира и не производится в других странах СНГ; семейство стереоскопических коллиматорных прицелов широкого назначения; коллиматорные прицелы со светящейся точкой; лазерные целеуказатели.
Тогда же на Минском станкостроительном заводе им. Кирова были изготовлены опытные образцы нового оружия и проведены пробные стрельбы из него. До получения результатов, сопоставимых с лучшими мировыми, было еще далеко, но итоги стрельб подтвердили правильность принятых проектных решений и убедили даже самых закоренелых скептиков в том, что не только можно, но и нужно производить собственное стрелковое оружие. Далее необходимо было разработать методику и программу испытаний, изготовить необходимое количество автоматов разных модификаций, проверить их на военном полигоне, доработать и, наконец, приступить к развернутой подготовке серийного производства и продвижению товара на зарубежные рынки.
По предварительным оценкам, стоимость серийного образца белорусского автомата не должна была превышать 250 USD. А то, что спрос на него будет достаточно большим, подтверждали отзывы зарубежных военных специалистов, ознакомившихся с новинкой в Военной академии РБ. Многие государства, имеющие на вооружении автомат Калашникова, как и Беларусь, остро нуждаются в его модернизации, поскольку достаточными средствами для закупок абсолютно нового оружия не располагают. По некоторым данным, общее количество рассеянных по миру «Калашниковых» — как оригинальных, так и изготовленных по лицензии — достигает 70 млн. единиц.
С учетом рыночных перспектив нового для себя изделия завод имени С. М. Кирова сразу же приступил к подготовке проектирования станков для серийной модернизации стрелкового оружия. Но эти усилия оказались преждевременными: финансирование проекта полностью прекратилось. Хотя речь шла о просто смешных деньгах: в пересчете по курсу приблизительно 7-8 тыс. USD. Для проведения войсковых испытаний требовалось изготовить всего-то полтора десятка стволов, и это позволило бы принять обоснованное решение о дальнейшей судьбе белорусского автомата. Но государство, выбрасывающее миллионы долларов на содержание предприятий-банкротов, здесь решило сэкономить.
Доводы разработчиков не возымели действия на вышестоящие инстанции, и дальнейшие работы над модернизацией стрелкового оружия в Беларуси были прекращены. Коллектив энтузиастов распался. А идея не погибла — через несколько лет она была реализована в КНР. Достаточно взглянуть на китайский автомат Type 86S, чтобы понять, где его исторические корни.