Министр обороны Республики Беларусь Андрей Равков 21 декабря в интервью программе «Арсенал» белорусского телевидения сообщил: «В ближайшее время продолжится обновление парка авиационной техники и вооружения, зенитных ракетных и радиотехнических войск в рамках двустороннего военно-технического сотрудничества с Россией. Это закупка самолетов Су-30, Як-130, ЗРК-Тор М2».

Между тем обращает на себя внимание тот факт, что еще два месяца назад, 20 октября, командующий ВВС и войсками ПВО Беларуси генерал-майор Олег Двигалев обнародовал информацию о том, что в перспективе (после 2020 года) устаревающие истребители МиГ-29, состоящие на вооружении белорусских ВВС, могут быть заменены новейшими российскими многофункциональными боевыми самолетами Су-30СМ.

Пацан сказал – пацан сделал

Есть все основания полагать, что обнародовать подобные планы без ведома своего главнокомандующего (коим по Конституции РБ является президент страны) ни один, ни второй генерал вряд ли отважились бы, при всей своей смелости и самостоятельности. Во-первых, каждый Су-30СМ стоит как минимум 35-40 млн. долларов. Во-вторых, речь о поставке Россией столь мощных боевых самолетов Беларуси невозможно вести без принципиальной договоренности Александра Лукашенко и Владимира Путина. Тем более что при такой цене можно говорить только о продаже по льготной цене или аренде.

Здесь, очевидно, следует сказать, что тема поставки (вернее, непоставки) боевых самолетов белорусской армии ближайшим союзником является серьезным раздражителем для белорусского лидера, во всяком случае, он высказывается об этом чуть ли не чаще, чем по другим темам.

Так, 11 октября 2015 года Александр Лукашенко в ходе импровизированного брифинга для прессы на избирательном участке № 1 в Минске, заявив в очередной раз о ненужности для Беларуси российской авиабазы, дал понять, что не будет против, если Москва передаст белорусской армии боевые самолеты. «Сегодня, если Россия согласится передать нам полк самолетов – 24, завтра там будут самые лучшие пилоты белорусских Вооруженных сил».

Другое дело, что, судя по всему, и сам глава белорусского государства не совсем верил тогда в реальность подобного сценария развития событий. Выступая 6 октября 2015 года на открытии первого участка новой минской кольцевой автодороги МКАД-2, он сообщил, что еще два года назад просил президента России: «Дайте нам самолетов! 20 штук дайте самолетов», чтобы можно было обеспечить совместную противовоздушную оборону России и Беларуси.

Возьмем на себя смелость предположить, что на этот раз такого рода договоренность уже имеется. Несмотря на раздражение, которое порождает уклончивая позиция белорусской стороны относительно размещения у себя российской военной базы, Москва не заинтересована в полной деградации оборонных возможностей своего союзника, который прикрывает западное стратегическое направление.

Об этом, в частности, может свидетельствовать заявление президента России Владимира Путина по итогам состоявшихся 16 декабря в Москве переговоров с президентом Беларуси Александром Лукашенко: «В целях укрепления региональной стабильности и безопасности условились активно развивать военное и военно-техническое сотрудничество».

Что совершенно оправданно, так как к настоящему моменту в белорусских ВВС уже обозначился дефицит самолетов, способных применять современное высокоточное вооружение по наземным целям. Так, по причине выработки ресурса из эксплуатации выведены 14 истребителей Су-27, находившихся на вооружении 61-й истребительной авиационной базы в Барановичах. Еще раньше по той же причине были сняты с эксплуатации и выведены из состава Вооруженных сил Беларуси порядка 35 фронтовых бомбардировщиков Су-24.

А то будет, как в прошлый раз

Исправить ситуацию в Минске, как мы уже видели выше, надеются с помощью России, заинтересованной в прочности своего западного форпоста. Однако в прошлом уже был прецедент, когда эти надежды не оправдались. Речь идет об истории с 18 российскими истребителями Су-30К, ранее входившими в состав ВВС Индии, которые были поставлены ей по контракту от 1996 года.

Первоначально стороны договорились о передаче индийской армии истребителей Су-30МКИ. Но ввиду задержек с серийным производством последних в 1997-1999 годах заказчику по обоюдной договоренности были поставлены самолеты упрощенной версии К с обязательством их замены в будущем технически более совершенными МКИ.

Обязательства эти были выполнены, и в последующие несколько лет Россия передала Индии все 18 Су-30МКИ, одновременно оформив возврат Су-30К. Правда, вплоть до июля 2011 года самолеты находились на индийской территории. Затем они были доставлены для ремонта и модернизации по программе Су-30КН с целью последующей продажи на 558-й авиационный ремонтный завод в Барановичах, дабы избежать уплаты пошлин при возврате в Россию.

В числе их потенциальных покупателей называли Судан, Эфиопию, Венесуэлу, Аргентину и Вьетнам. Авторитетные источники включали в этот перечень и Беларусь. Учитывая особый характер отношений Москвы и Минска в оборонной сфере, эта версия некоторое время считалась одной из самых правдоподобных. Тем более что в белорусских ВВС уже маячил дефицит самолетов, способных уничтожать воздушные цели, а также боевых машин, предназначенных для выполнения ударных задач.

Безвозмездная (или с минимальной оплатой) передача Беларуси упомянутой партии Су-30К многим экспертам казалась вполне реальной. Однако этого не случилось. В Москве, похоже, посчитали чрезмерной стоимость такого подарка и продали «сушки» братской Анголе. Причем, объясняя причину такого маневра, некоторые эксперты усмотрели в нем не скупость, а намерение Кремля взять в свои руки охрану воздушных границ Беларуси под предлогом сокращения боевых возможностей ее авиации.

Будем думать, что на этот раз Москва всерьез намеревается укрепить воздушную мощь своего союзника. И здесь напрашивается вопрос: почему из всей гаммы российских боевых самолетов белорусскими военными выбран Су-30СМ? Дело в том, что на нем уже сегодня смонтировано бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО), которое будет установлено на перспективный авиакомплекс фронтовой авиации 5-го поколения (ПАК ФА).

Главная ценность Су-30СМ заключается в его многофункциональности, с одинаковой эффективностью он может поражать воздушные цели, наносить удары по наземным и надводным объектам.

Главная ценность Су-30СМ заключается в его многофункциональности, с одинаковой эффективностью он может поражать воздушные цели, наносить удары по наземным и надводным объектам.

И швец, и жнец…

Радиолокационная станция «Барс», которой оснащен Су-30СМ, построена на пассивной фазированной антенной решетке, поэтому сканирование пространства вокруг самолета ведется не при помощи механического движения антенны, а за счет отклонения электронного луча, что резко повышает быстродействие РЛС. «Барс» позволяет уверенно работать со всеми видами целей: наземными, воздушными и морскими – и гарантированно обнаруживать противника на расстоянии не менее 150 км. При этом он может одновременно сопровождать 15 и более воздушных целей, выбирать приоритетные и одновременно обстреливать четыре из них.

Для этого истребитель Су-30СМ оснащен широкой номенклатурой вооружения класса «воздух – воздух» и «воздух – поверхность», в том числе высокоточными средствами поражения. Имеет пушечную установку 30 мм. При максимальной взлетной массе 34,5 т способен поднять на 12 точках подвески 8 т бомб и ракет, как неуправляемых, так и управляемых: Х-25, Х-29 и Х-59М для ударов по земле с дальностью действия до 115 км. В перспективе возможна установка еще более дальнобойных ракет «Калибр-А», для борьбы с авиацией предназначены управляемые ракеты класса «воздух – воздух» Р-60, Р-27, Р-73, Р-77 малой и средней дальности.

Благодаря этому потенциал Су-30СМ сравним с возможностями двух машин предыдущего поколения. Недаром ему присвоен индекс 4++. Авионика Су-30СМ создана по принципу открытой архитектуры, что упрощает интеграцию новых систем и вооружений в состав БРЭО. Платформа самолета с легкостью может использоваться для различных видов вооружения и аппаратуры, что позволяет превращать его и в ударный истребитель-бомбардировщик, и в тяжелый перехватчик ПВО.

Главная ценность Су-30СМ заключается в его многофункциональности: с одинаковой эффективностью он может поражать воздушные цели, наносить удары по наземным и надводным объектам. Расширение боевых возможностей произошло в том числе и за счет увеличения до двух человек состава экипажа, что позволяет одновременно обнаруживать цели и вести дальний воздушный бой, применять оружие по наземному противнику.

Видео IRKUT Corporation

Дальность полета самолета без дозаправки составляет 3 тыс. км, а с двумя дозаправками в воздухе – до 8 тыс. км. Максимальная продолжительность полета по возможностям летчика составляет 10 часов. Максимальная скорость полета у земли – 1350 км/ч, на высоте – 2125 км/ч. Феноменальная маневренность самолета определяется использованием двигателя с отклоняемым вектором тяги. Машина уже успела себя отлично зарекомендовать в ходе воздушной операции России против ИГИЛ в Сирии.

Однако хитросплетения белорусско-российских отношений таковы, что в данный момент трудно предсказать, когда Беларусь сможет получить (и получит ли вообще) эти самолеты. Поэтому Александр Лукашенко и дал указание поддерживать уже имеющийся авиапарк в состоянии летной годности за счет капитального ремонта и модернизации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Когда пилоты моложе своих самолетов

Тэги:

, , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Белорусский рубль ослаб к валютам корзины на торгах на БВФБ 4 января

На Белорусской валютно-фондовой бирже (БВФБ) прошли очередные торги иностранными валютами.

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,