• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Консультации между Россией, Еврокомиссией и Украиной по вопросу имплементации Киевом соглашения об ассоциации с ЕС успеха не принесли. В результате Владимир Путин подписал закон о приостановлении с 1 января 2016 года договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) в отношении Украины. Это значит, что любой украинский товар, поступающий на территорию России, будет облагаться ввозными пошлинами, предусмотренными единым таможенным тарифом ЕАЭС.

С этого же дня Москва вводит против Украины продовольственное эмбарго – как ответ на присоединение Киева к антироссийским санкциям Евросоюза и США.

Российский запрет автоматически ставит вопрос о том, каким образом украинские товары с нового года будут передвигаться по территории Беларуси и Казахстана. Неудивительно, что на саммите ЕАЭС в Москве 21 декабря эта тема обсуждалась в числе самых главных.

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заверил, что лидеры других стран – членов ЕАЭС наряду с Россией считают правильным также выйти из соглашения о зоне свободной торговли с Украиной.

«Не так звучала позиция – готовы они или не готовы, – пересказал Шувалов журналистам содержание встречи. – Они сказали, что в принципе было бы правильно, чтобы такое решение – единое решение – было принято всеми пятью странами. Чтобы это был единый режим и для общего внешнего контура таможенной границы, и для отслеживаемости, и в силу различных причин».

Правда, Шувалов тут же заметил, что российская делегация не настаивала на том, чтобы другие страны ЕАЭС присоединялись к ограничительным мерам против Украины.

И на том спасибо. Однако на примере антизападного продэмбарго Минск и Астана уже прекрасно знают, что означает такое одностороннее самоограничение России. «Кремлевская диета» привела к контрабанде товаров через Беларусь и частично через Казахстан, постоянным конфликтам на этой почве, а также к нарушению нормальных поставок западных товаров в Казахстан через территорию России. Эту схему теперь можно смело накладывать на торговлю с Украиной.

Так что, скорее всего, российский вице-премьер очень вольно интерпретировал позицию президентов Беларуси и Казахстана. Верится с трудом, что Минск и Астана изъявили желание прекратить торговлю с Украиной. Потому что риск захлебнуться в беспошлинных европейских товарах, которые могут потечь в ЕАЭС под видом украинских, пока лишь гипотетический. И от него можно застраховаться локальными мерами вроде дополнительной санитарно-гигиенической экспертизы, которую Минск ввел для импорта из-за пределов ЕАЭС еще в августе.

А вот громкое изгнание Украины из ЗСТ не гипотетически, а вполне реально подпортит отношения Минска и Астаны с Западом. Кстати, пока президент Казахстана Нурсултан Назарбаев летал в Москву, министр иностранных дел РК Эрлан Идрисов и высокий представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Федерика Могерини подписали соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом.

Тем не менее озабоченность у всех стран ЕАЭС в связи со вступлением в силу экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС самая серьезная. Об этом заявил Александр Лукашенко, выступая на правах президента страны – председателя ЕАЭС в 2015 году.

«Естественно, это соглашение напрягает не только Россию», – сказал Лукашенко, имея в виду ситуацию, что «товар Украины будет замещен товаром Евросоюза, а их товар хлынет на нашу территорию». Или же европейский товар, ввезенный по нулевой ставке, будет перетекать в ЕАЭС под видом украинского.

По этим причинам, по мнению Лукашенко, партнерам по ЕАЭС надо быть готовыми обсуждать эти проблемы с Украиной. «Потому что само не рассосется», – констатировал он.

Вопрос на саммите обсудили, но с выводами торопиться не стали.

«Мы приняли решение: в течение I квартала 2016 года ряд вопросов мы изучаем и рассматриваем, как поступить, прежде всего, Казахстану и Беларуси, чтобы поддержать нашу союзническую Россию», – рассказал о результатах Лукашенко.

По его словам, одной из возможных мер может стать электронное декларирование товаров при перемещении между странами ЕАЭС. Как добавила чуть позже пресс-служба президента РБ, принято решение в течение первого полугодия 2016 года создать единую информационную систему, которая позволит учитывать и взаимно предоставлять информацию по всем товарам, поступающим на территорию ЕАЭС.

Как это будет работать, представить сложно. Ведь даже белорусско-российскую торговлю продовольствием все никак не удается перевести в бесконфликтный режим, несмотря на существование системы электронного слежения за поднадзорными грузами «Меркурий» и многолетние попытки Россельхознадзора внедрить ее в работу на белорусском участке внешней границы ЕАЭС.

Опять же, даже если такая информационная система и заработает безотказно, то она, вероятно, поможет выстроить барьер против контрабанды и против реэкспорта товаров в Россию. Но как она защитит отдельно взятую Беларусь от легального потока товаров, который якобы хлынет на ее территорию из Украины? Или предполагается, что электроника будет призвана лишь вовремя подать сигнал о том, что пора закрывать границу?

Кстати, и без соглашения об ассоциации с ЕС над украинско-белорусской границей навис шлагбаум. Напомним, Киев готов ввести спецпошлины размером 39,2% на белорусские товары с 20 января 2016 года, если Беларусь не прекратит «дискриминационные и недружественные действия в отношении Украины». То есть если Минск не отменит обязательную государственную санитарно-гигиеническую экспертизу продукции, поступающей из-за пределов ЕАЭС, которую ввел в августе этого года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Белорусско-украинские грабли: кто наступил первым?

До сих пор казалось, что стороны повторяют уже разыгранную в 2014 году шахматную партию. Тогда Минск, дождавшись введения Киевом таких же запретительных импортных пошлин, быстренько сдал назад и отменил несправедливое лицензирование для украинских импортеров. Можно было рассчитывать, что и сейчас стороны просто тянут время, испытывают терпение друг друга, а перед наступлением 20 января быстренько договорятся.

Однако теперь, после исключения Украины из ЗСТ с Россией, все стало гораздо сложнее. Может быть, и не договорятся. Украинский Х-фактор делает непредсказуемым течение торговых потоков в ЕАЭС в новом году.

 

 

Тэги:

, , , , , , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 16-20 сентября

На текущей неделе можно ожидать нового обвала курса доллара на БВФБ, причем довольно существенного, примерно на 2%. Но существует и другая возможность – снижение примерно на 0,5% (если белорусский рубль теперь привязан к российскому). В понедельник 16 сентября возможно небольшое ослабление как доллара, так евро и российского рубля. Прогноз курса доллара на прошедшей неделе не

В скачках курса доллара виноват Евразийский банк развития?

Возможной причиной значительных колебаний курсов иностранных валют на Белорусской валютно-фондовой бирже в последнее время может быть смена маркет-мейкера биржевого валютного рынка: со 2 сентября белорусский Банк Дабрабыт утратил этот статус и им стал Евразийский банк развития. Пока Национальный банк не объяснил, что происходит на рынке РБ, поэтому приходится рассматривать возможные варианты объяснения происходящих событий. Одной

Назначены новые директора ОАО «Планар» и «Гомельстекло»

Рассматривая сегодня, 12 сентября, кадровые вопросы Александр Лукашенко дал согласие на назначение генеральным директором ОАО «Планар» Сергея Авакова, гендиректором ОАО «Гомельстекло» — Петра Максимчикова. Сергей Аваков ранее работал  на посту директора ОАО «КБТЭМ-ОМО», который также входит в холдинг «Планар». Ранее должность гендиректора ОАО «Планар» занимал Геннадий Ковальчук. Петр Максимчиков  поднялся до уровня гендиректора с должности

Беларусь и реформа госпредприятий: зуб болит давно, а пойти к врачу — страшно

Белорусские власти по-прежнему медлят с реформой предприятий госсектора, что сейчас является ключевым вопросом структурных реформ в стране. Не убеждает и, казалось бы, «убийственный» аргумент: реструктуризация госпредприятий (то есть, даже не приватизация, чего власти опасаются больше всего) будет стоить в несколько раз дешевле, чем их господдержка. Международные организации давно пытаются убедить руководство Беларуси, что реформа госсектора

Курс рубля рухнул почти на 4%. Что это было?

Обвал курса белорусского рубля, произошедший в конце августа – начале сентября, скорее всего, вызван действиями Нацбанка и коммерческих банков, решивших ослабить белорусскую валюту в целях поддержки экспорта. Может ли это повториться? Странные вещи происходили в августе-сентябре на Белорусской валютно-фондовой бирже. В первой половине августа на бирже резко выросло предложение валюты, что привело к падению курсов

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 2

Риски нетипичных договоров Вторым основанием для дополнительных начислений налогов является ситуация, когда основной целью совершения хозяйственной операции являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет, возврат суммы налога (сбора). На практике данная ситуация является наиболее интересной и неоднозначной, как с юридической, так и с экономической точки зрения. По сути данная ситуация предполагает, что контролирующие органы в

Какие конъюнктурные шоки опасны для белорусской экономики?

Правительство Беларуси прогнозирует в 2020 году скромный роста ВВП – 2,5% против намеченных 4% в этом году. Но при этом уточняет, что рассчитывает на такой рост «в условиях отсутствия конъюнктурных шоков». Каких шоков белорусской экономике стоит опасаться в первую очередь? Правительство Беларуси на заседании 30 июля одобрило основные макроэкономические показатели на 2020 год. Рост ВВП

Налоговая оптимизация и 33 статья Налогового кодекса. Часть 1

Одной из наиболее существенных новаций налогового законодательства 2019 года стало принятие 33 статьи Налогового кодекса, которой определены новые формы налогового контроля. Так, пунктом 4 статьи 33 определена возможность корректировки налоговой базы и (или) сумма подлежащего уплате налога, если по результатам проверки было выявлено хотя бы одно из трех оснований. Каждое основание характеризует определенную грань работы