Консультации между Россией, Еврокомиссией и Украиной по вопросу имплементации Киевом соглашения об ассоциации с ЕС успеха не принесли. В результате Владимир Путин подписал закон о приостановлении с 1 января 2016 года договора о зоне свободной торговли (ЗСТ) в отношении Украины. Это значит, что любой украинский товар, поступающий на территорию России, будет облагаться ввозными пошлинами, предусмотренными единым таможенным тарифом ЕАЭС.

С этого же дня Москва вводит против Украины продовольственное эмбарго – как ответ на присоединение Киева к антироссийским санкциям Евросоюза и США.

Российский запрет автоматически ставит вопрос о том, каким образом украинские товары с нового года будут передвигаться по территории Беларуси и Казахстана. Неудивительно, что на саммите ЕАЭС в Москве 21 декабря эта тема обсуждалась в числе самых главных.

Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заверил, что лидеры других стран – членов ЕАЭС наряду с Россией считают правильным также выйти из соглашения о зоне свободной торговли с Украиной.

«Не так звучала позиция – готовы они или не готовы, – пересказал Шувалов журналистам содержание встречи. – Они сказали, что в принципе было бы правильно, чтобы такое решение – единое решение – было принято всеми пятью странами. Чтобы это был единый режим и для общего внешнего контура таможенной границы, и для отслеживаемости, и в силу различных причин».

Правда, Шувалов тут же заметил, что российская делегация не настаивала на том, чтобы другие страны ЕАЭС присоединялись к ограничительным мерам против Украины.

И на том спасибо. Однако на примере антизападного продэмбарго Минск и Астана уже прекрасно знают, что означает такое одностороннее самоограничение России. «Кремлевская диета» привела к контрабанде товаров через Беларусь и частично через Казахстан, постоянным конфликтам на этой почве, а также к нарушению нормальных поставок западных товаров в Казахстан через территорию России. Эту схему теперь можно смело накладывать на торговлю с Украиной.

Так что, скорее всего, российский вице-премьер очень вольно интерпретировал позицию президентов Беларуси и Казахстана. Верится с трудом, что Минск и Астана изъявили желание прекратить торговлю с Украиной. Потому что риск захлебнуться в беспошлинных европейских товарах, которые могут потечь в ЕАЭС под видом украинских, пока лишь гипотетический. И от него можно застраховаться локальными мерами вроде дополнительной санитарно-гигиенической экспертизы, которую Минск ввел для импорта из-за пределов ЕАЭС еще в августе.

А вот громкое изгнание Украины из ЗСТ не гипотетически, а вполне реально подпортит отношения Минска и Астаны с Западом. Кстати, пока президент Казахстана Нурсултан Назарбаев летал в Москву, министр иностранных дел РК Эрлан Идрисов и высокий представитель ЕС по вопросам внешней политики и безопасности Федерика Могерини подписали соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве с Евросоюзом.

Тем не менее озабоченность у всех стран ЕАЭС в связи со вступлением в силу экономической части соглашения об ассоциации Украины с ЕС самая серьезная. Об этом заявил Александр Лукашенко, выступая на правах президента страны – председателя ЕАЭС в 2015 году.

«Естественно, это соглашение напрягает не только Россию», – сказал Лукашенко, имея в виду ситуацию, что «товар Украины будет замещен товаром Евросоюза, а их товар хлынет на нашу территорию». Или же европейский товар, ввезенный по нулевой ставке, будет перетекать в ЕАЭС под видом украинского.

По этим причинам, по мнению Лукашенко, партнерам по ЕАЭС надо быть готовыми обсуждать эти проблемы с Украиной. «Потому что само не рассосется», – констатировал он.

Вопрос на саммите обсудили, но с выводами торопиться не стали.

«Мы приняли решение: в течение I квартала 2016 года ряд вопросов мы изучаем и рассматриваем, как поступить, прежде всего, Казахстану и Беларуси, чтобы поддержать нашу союзническую Россию», – рассказал о результатах Лукашенко.

По его словам, одной из возможных мер может стать электронное декларирование товаров при перемещении между странами ЕАЭС. Как добавила чуть позже пресс-служба президента РБ, принято решение в течение первого полугодия 2016 года создать единую информационную систему, которая позволит учитывать и взаимно предоставлять информацию по всем товарам, поступающим на территорию ЕАЭС.

Как это будет работать, представить сложно. Ведь даже белорусско-российскую торговлю продовольствием все никак не удается перевести в бесконфликтный режим, несмотря на существование системы электронного слежения за поднадзорными грузами «Меркурий» и многолетние попытки Россельхознадзора внедрить ее в работу на белорусском участке внешней границы ЕАЭС.

Опять же, даже если такая информационная система и заработает безотказно, то она, вероятно, поможет выстроить барьер против контрабанды и против реэкспорта товаров в Россию. Но как она защитит отдельно взятую Беларусь от легального потока товаров, который якобы хлынет на ее территорию из Украины? Или предполагается, что электроника будет призвана лишь вовремя подать сигнал о том, что пора закрывать границу?

Кстати, и без соглашения об ассоциации с ЕС над украинско-белорусской границей навис шлагбаум. Напомним, Киев готов ввести спецпошлины размером 39,2% на белорусские товары с 20 января 2016 года, если Беларусь не прекратит «дискриминационные и недружественные действия в отношении Украины». То есть если Минск не отменит обязательную государственную санитарно-гигиеническую экспертизу продукции, поступающей из-за пределов ЕАЭС, которую ввел в августе этого года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Белорусско-украинские грабли: кто наступил первым?

До сих пор казалось, что стороны повторяют уже разыгранную в 2014 году шахматную партию. Тогда Минск, дождавшись введения Киевом таких же запретительных импортных пошлин, быстренько сдал назад и отменил несправедливое лицензирование для украинских импортеров. Можно было рассчитывать, что и сейчас стороны просто тянут время, испытывают терпение друг друга, а перед наступлением 20 января быстренько договорятся.

Однако теперь, после исключения Украины из ЗСТ с Россией, все стало гораздо сложнее. Может быть, и не договорятся. Украинский Х-фактор делает непредсказуемым течение торговых потоков в ЕАЭС в новом году.

 

 

Тэги:

, , , , , , , , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,