23.12.2015, 9:40
Сернистость Urals зашкаливает
Беларусь рассчитывает в декабре завершить переговоры с Россией об условиях поставки нефти в 2016 году как минимум по двум проблемным вопросам.
Помимо цены (на фоне резкого падения мировых цен на нефть белорусская сторона настаивает на снижении премии российским нефтяникам, поставляющим нефть в Беларусь), появилась еще одна тема для переговоров: качество поставляемой на белорусские НПЗ российской нефти.
C каждым годом все хуже
Качественные характеристики российской нефти ухудшаются из года в год, а это требует дополнительных затрат на ее переработку для получения нефтепродуктов европейского качества, сообщила недавно пресс-служба концерна «Белнефтехим».
Белорусская сторона не случайно всерьез обеспокоилась ухудшением качества российской нефти. Резкое падение мировых цен на нефть, а вслед за этим и падение валютной выручки от экспорта нефтепродуктов вынуждает белорусских нефтяников считать каждую копейку.
Ситуация с продажами еще недавно самой ликвидной экспортной позиции страны выглядит совсем не радостно. Валютная выручка от экспорта белорусских нефтепродуктов стремительно падает, невзирая на рост физических объемов продаж. В частности, в январе – октябре Беларусь увеличила экспорт нефтепродуктов на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 13,721 млн. тонн. В то же время в стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов из Беларуси упал на 32% – до 5,683 млрд. долларов.
Это обстоятельство усугубляет тот факт, что белорусские НПЗ дополнительно теряют прибыль из-за ухудшающихся качественных характеристик российской нефти. Тем более что, ориентируясь на стандарты европейского рынка, белорусские НПЗ пытаются максимально ускорить модернизацию своих мощностей с целью углубить переработку нефти. А это, в свою очередь, должно позволить им снизить объемы производства темных нефтепродуктов, прежде всего мазута, на фоне глобального падения спроса на эту продукцию.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мировой рынок нефти: почему не растут цены?
Отметим, что экс-премьер Беларуси Михаил Мясникович в конце октября 2014 года обязал белорусские НПЗ ускорить модернизацию, то есть провести ее не за 3 года, как планировалась ранее, а за 2 года, чтобы успеть в том числе подготовиться к работе в условиях нефтяной реформы, которую Россия намерена провести в 2015-2017 годах. «Никакого 17-го и тем более 18-го года быть не может. Все эти работы надо сделать в течение 2015 и 2016 годов», – заявил М. Мясникович, подчеркнув, что эти вопросы затрагивают национальную безопасность Беларуси.
По данным БЕЛРЫНКА, сейчас вопросы модернизации «Нафтана» и Мозырского НПЗ курирует лично вице-премьер Владимир Семашко, который ежемесячно инспектирует этот процесс.
Проблемная нефть
На конференции «Argus Рынок российской нефти 2015» заместитель вице-президента компании «Транснефть» Игорь Кацал также обратил внимание на ухудшение качества нефти, которую компания принимает у грузоотправителей.
Urals – сравнительно тяжелая и высокосернистая нефть. Выход легких фракций из нее небольшой, зато дизтоплива получается больше. Например, выход бензина при процессах каталитического крекинга и висбрекинга из Urals составляет 27,1%, а у Brent – 34,6%. Для сравнения: дизтоплива из Urals получается 37,2%, а из Brent – 34%.
Однако, как отмечают эксперты, тяжелой и высокосернистой Urals получается в результате того, что она представляет собой смесь в системе «Транснефти» тяжелой, высокосернистой нефти Урала и Поволжья с легкой низкосернистой западносибирской Siberian Light.
Об этой проблеме в России знают уже несколько десятилетий, предпринимались даже попытки разделить сорта нефти, но результатом эти попытки не увенчались.
Почему? На это тоже есть свои причины. Дело в том, что сами российские нефтяные компании тоже стремятся увеличить переработку малосернистой нефти, поэтому они снижают переработку высокосернистой.
На ухудшение качества российской нефти, которую получают белорусские НПЗ, повлияло еще одно обстоятельство. Дело в том, что российская малосернистая нефть уходит преимущественно на экспорт в Китай по трубопроводной системе ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан). В результате в трубопроводную систему, которая поставляет нефть в западном направлении, в том числе и на белорусские НПЗ, попадает все меньше легкой нефти.
Российское издание «КоммерсантЪ-Деньги» отмечает, что поставляемая в Европу российская нефть сейчас находится на нижней границе диапазона качества Urals.
Меньше бензина и больше мазута
Ухудшающееся качество российской нефти для белорусских НПЗ означает, что из нее бензина можно произвести меньше, а мазута и дизтоплива – больше.
Именно по этой причине, как отмечают эксперты, спрос на российскую нефть Urals в Европе падает, а дисконт к главному ориентиру – котировкам Brent – растет.
Еще не так давно дисконт (нефтетрейдеры предпочитают термин «спред») Urals к Brent колебался в рамках 1,5-2 доллара за баррель. В частности, с 2011 года по август 2014 года, когда цена Brent колебалась в районе отметки 110 долларов/баррель, дисконт Urals к Brent был в пределах 2%.
Но, по данным Thomson-Reuters, уже в конце октября 2015 года дисконт достигал почти 4 долларов за баррель – это максимум с апреля 2011 года. Сейчас спред сузился до 3,4 доллара за баррель, но все равно это очень много, отмечают российские эксперты. Тем более что сейчас, когда и цена нефти Urals опустилась ниже 40 долларов за баррель, размер спреда в процентном отношении увеличился уже до 7-8%.
Мировой тренд
Эксперты обращают внимание, что Европа в течение трех десятилетий усиливала зависимость от поставок тяжелой и сернистой нефти вроде Urals, Arab Light и Iranian Heavy, переориентируя НПЗ с бензина на дизель.
Но эта ориентация на тяжелые и сернистые сорта была оправданна до всплеска производства легкой и низкосернистой сланцевой нефти в США (в то время за более качественные сорта была острая конкуренция со стороны американских НПЗ, ориентированных прежде всего на бензин). Поэтому в ЕС стимулировали использование дизтоплива, в том числе с помощью налоговых инструментов: в Европе акциз на дизтопливо ниже, чем на бензин. В результате сейчас во всех странах ЕС, кроме Греции, потребление дизеля выше, чем бензина, а во Франции и Испании – выше в несколько раз.
Однако в последнее время эффективность переориентации на дизель в Европе стала не столь очевидной. Бум сланцевой нефти в США привел к тому, что исчез дефицит высококлассных сортов нефти. Как следствие, США из-за избытка своей нефти практически перестали импортировать легкую низкосернистую нефть. Помимо этого, после скандала с Volkswagen некоторые автомобильные компании заявили о пересмотре своих долгосрочных стратегий. В частности, Volvo заявила о замене в перспективе дизельных моделей на гибриды и электромобили.
Есть еще один нюанс. Несмотря на то что американские НПЗ ориентированы на производство бензина, дизтопливо они тоже вырабатывают, хотя спрос на него невысокий. Как следствие, США увеличивают экспорт дизтоплива в Евросоюз, в результате чего он за 3 года вырос с почти нулевой отметки до 0,3-0,4 млн. баррелей в день.
Эксперты обращают внимание на еще один ожидаемый удар по дизтопливу, а значит, и по Urals. В период дорогой нефти арабские страны-нефтеэкспортеры успели модернизировать свою нефтепереработку и построить несколько крупных и высокотехнологичных НПЗ.
Среди них можно назвать следующие: в Саудовской Аравии гигантские (по 0,4 млн. баррелей в день каждый) НПЗ Эль-Джубайл (введен в эксплуатацию в 2014 году), Янбу и Джизан (ввод в 2016-2017 годах), в Катаре – проект по переработке газа в жидкое топливо Рас Лафан (2018 год), в ОАЭ – модернизация НПЗ Рувайс (2015 год). Все эти заводы имеют и будут иметь высокую глубину переработки нефти (индекс Нельсона – выше 10. Для сравнения: примерно такой же индекс в среднем имеют заводы в США, в Европе – около 7, в России – менее 5). И хотя создатели НПЗ заявляют, что они строятся для внутренних нужд, эксперты не исключают их выхода на новые рынки.
По оценкам экспертов, маржа переработки (цена корзины нефтепродуктов минус цена барреля и прочие издержки) Urals на НПЗ Северной Европы составляет сейчас 7,16 доллара за баррель, на НПЗ в районе Средиземноморья – 7,81 доллара. В то же время маржа переработки WTI и других сортов нефти в США на атлантическом побережье достигает 15-20 долларов за баррель. Если предположить, что такой же уровень прибыльности будут иметь новые НПЗ в Персидском заливе и они смогут с дисконтом поставлять дизтопливо в ЕС, то европейским НПЗ с очень невысокой рентабельностью переработки Urals придется либо закрываться, либо рассчитывать на хороший дисконт по цене Urals, считают эксперты.
Так что белорусские нефтяники, предъявившие в этом году претензии к качеству Urals, находятся, как говорится, в тренде мировых тенденций.
Читайте также:
- МАРТ опубликовал новые тарифы на прокачку нечти и нефтепродуктов по «Дружбе»
- Правительство «сбалансировало» загрузку белорусских НПЗ
- Россия не планирует поставлять нефть на Нафтан в четвертом квартале
- «Гомельтранснефть Дружба» возобновила прокачку нефти из РФ в Польшу
- Беларусь приостанавливает прокачку нефти в сторону Польши по техническим причинам