• EUR  2.4281
  • USD  2.1384
  • RUB (100)  3.2611
Минск  0.6 Погода в Минске

Беларусь рассчитывает в декабре завершить переговоры с Россией об условиях поставки нефти в 2016 году как минимум по двум проблемным вопросам.

Помимо цены (на фоне резкого падения мировых цен на нефть белорусская сторона настаивает на снижении премии российским нефтяникам, поставляющим нефть в Беларусь), появилась еще одна тема для переговоров: качество поставляемой на белорусские НПЗ российской нефти.

C каждым годом все хуже

Качественные характеристики российской нефти ухудшаются из года в год, а это требует дополнительных затрат на ее переработку для получения нефтепродуктов европейского качества, сообщила недавно пресс-служба концерна «Белнефтехим».

Белорусская сторона не случайно всерьез обеспокоилась ухудшением качества российской нефти. Резкое падение мировых цен на нефть, а вслед за этим и падение валютной выручки от экспорта нефтепродуктов вынуждает белорусских нефтяников считать каждую копейку.

Ситуация с продажами еще недавно самой ликвидной экспортной позиции страны выглядит совсем не радостно. Валютная выручка от экспорта белорусских нефтепродуктов стремительно падает, невзирая на рост физических объемов продаж. В частности, в январе – октябре Беларусь увеличила экспорт нефтепродуктов на 21% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 13,721 млн. тонн. В то же время в стоимостном выражении экспорт нефтепродуктов из Беларуси упал на 32% – до 5,683 млрд. долларов.

Это обстоятельство усугубляет тот факт, что белорусские НПЗ дополнительно теряют прибыль из-за ухудшающихся качественных характеристик российской нефти. Тем более что, ориентируясь на стандарты европейского рынка, белорусские НПЗ пытаются максимально ускорить модернизацию своих мощностей с целью углубить переработку нефти. А это, в свою очередь, должно позволить им снизить объемы производства темных нефтепродуктов, прежде всего мазута, на фоне глобального падения спроса на эту продукцию.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мировой рынок нефти: почему не растут цены?

Отметим, что экс-премьер Беларуси Михаил Мясникович в конце октября 2014 года обязал белорусские НПЗ ускорить модернизацию, то есть провести ее не за 3 года, как планировалась ранее, а за 2 года, чтобы успеть в том числе подготовиться к работе в условиях нефтяной реформы, которую Россия намерена провести в 2015-2017 годах. «Никакого 17-го и тем более 18-го года быть не может. Все эти работы надо сделать в течение 2015 и 2016 годов», – заявил М. Мясникович, подчеркнув, что эти вопросы затрагивают национальную безопасность Беларуси.

По данным БЕЛРЫНКА, сейчас вопросы модернизации «Нафтана» и Мозырского НПЗ курирует лично вице-премьер Владимир Семашко, который ежемесячно инспектирует этот процесс.

Проблемная нефть

На конференции «Argus Рынок российской нефти 2015» заместитель вице-президента компании «Транснефть» Игорь Кацал также обратил внимание на ухудшение качества нефти, которую компания принимает у грузоотправителей.

Urals – сравнительно тяжелая и высокосернистая нефть. Выход легких фракций из нее небольшой, зато дизтоплива получается больше. Например, выход бензина при процессах каталитического крекинга и висбрекинга из Urals составляет 27,1%, а у Brent – 34,6%. Для сравнения: дизтоплива из Urals получается 37,2%, а из Brent – 34%.

Однако, как отмечают эксперты, тяжелой и высокосернистой Urals получается в результате того, что она представляет собой смесь в системе «Транснефти» тяжелой, высокосернистой нефти Урала и Поволжья с легкой низкосернистой западносибирской Siberian Light.

Об этой проблеме в России знают уже несколько десятилетий, предпринимались даже попытки разделить сорта нефти, но результатом эти попытки не увенчались.

Почему? На это тоже есть свои причины. Дело в том, что сами российские нефтяные компании тоже стремятся увеличить переработку малосернистой нефти, поэтому они снижают переработку высокосернистой.

На ухудшение качества российской нефти, которую получают белорусские НПЗ, повлияло еще одно обстоятельство. Дело в том, что российская малосернистая нефть уходит преимущественно на экспорт в Китай по трубопроводной системе ВСТО (Восточная Сибирь – Тихий океан). В результате в трубопроводную систему, которая поставляет нефть в западном направлении, в том числе и на белорусские НПЗ, попадает все меньше легкой нефти.

Российское издание «КоммерсантЪ-Деньги» отмечает, что поставляемая в Европу российская нефть сейчас находится на нижней границе диапазона качества Urals.

Меньше бензина и больше мазута

Ухудшающееся качество российской нефти для белорусских НПЗ означает, что из нее бензина можно произвести меньше, а мазута и дизтоплива – больше.

Именно по этой причине, как отмечают эксперты, спрос на российскую нефть Urals в Европе падает, а дисконт к главному ориентиру – котировкам Brent – растет.

Еще не так давно дисконт (нефтетрейдеры предпочитают термин «спред») Urals к Brent колебался в рамках 1,5-2 доллара за баррель. В частности, с 2011 года по август 2014 года, когда цена Brent колебалась в районе отметки 110 долларов/баррель, дисконт Urals к Brent был в пределах 2%.

Но, по данным Thomson-Reuters, уже в конце октября 2015 года дисконт достигал почти 4 долларов за баррель – это максимум с апреля 2011 года. Сейчас спред сузился до 3,4 доллара за баррель, но все равно это очень много, отмечают российские эксперты. Тем более что сейчас, когда и цена нефти Urals опустилась ниже 40 долларов за баррель, размер спреда в процентном отношении увеличился уже до 7-8%.

Мировой тренд

Эксперты обращают внимание, что Европа в течение трех десятилетий усиливала зависимость от поставок тяжелой и сернистой нефти вроде Urals, Arab Light и Iranian Heavy, переориентируя НПЗ с бензина на дизель.

Но эта ориентация на тяжелые и сернистые сорта была оправданна до всплеска производства легкой и низкосернистой сланцевой нефти в США (в то время за более качественные сорта была острая конкуренция со стороны американских НПЗ, ориентированных прежде всего на бензин). Поэтому в ЕС стимулировали использование дизтоплива, в том числе с помощью налоговых инструментов: в Европе акциз на дизтопливо ниже, чем на бензин. В результате сейчас во всех странах ЕС, кроме Греции, потребление дизеля выше, чем бензина, а во Франции и Испании – выше в несколько раз.

Однако в последнее время эффективность переориентации на дизель в Европе стала не столь очевидной. Бум сланцевой нефти в США привел к тому, что исчез дефицит высококлассных сортов нефти. Как следствие, США из-за избытка своей нефти практически перестали импортировать легкую низкосернистую нефть. Помимо этого, после скандала с Volkswagen некоторые автомобильные компании заявили о пересмотре своих долгосрочных стратегий. В частности, Volvo заявила о замене в перспективе дизельных моделей на гибриды и электромобили.

Есть еще один нюанс. Несмотря на то что американские НПЗ ориентированы на производство бензина, дизтопливо они тоже вырабатывают, хотя спрос на него невысокий. Как следствие, США увеличивают экспорт дизтоплива в Евросоюз, в результате чего он за 3 года вырос с почти нулевой отметки до 0,3-0,4 млн. баррелей в день.

Эксперты обращают внимание на еще один ожидаемый удар по дизтопливу, а значит, и по Urals. В период дорогой нефти арабские страны-нефтеэкспортеры успели модернизировать свою нефтепереработку и построить несколько крупных и высокотехнологичных НПЗ.

Среди них можно назвать следующие: в Саудовской Аравии гигантские (по 0,4 млн. баррелей в день каждый) НПЗ Эль-Джубайл (введен в эксплуатацию в 2014 году), Янбу и Джизан (ввод в 2016-2017 годах), в Катаре – проект по переработке газа в жидкое топливо Рас Лафан (2018 год), в ОАЭ – модернизация НПЗ Рувайс (2015 год). Все эти заводы имеют и будут иметь высокую глубину переработки нефти (индекс Нельсона – выше 10. Для сравнения: примерно такой же индекс в среднем имеют заводы в США, в Европе – около 7, в России – менее 5). И хотя создатели НПЗ заявляют, что они строятся для внутренних нужд, эксперты не исключают их выхода на новые рынки.

По оценкам экспертов, маржа переработки (цена корзины нефтепродуктов минус цена барреля и прочие издержки) Urals на НПЗ Северной Европы составляет сейчас 7,16 доллара за баррель, на НПЗ в районе Средиземноморья – 7,81 доллара. В то же время маржа переработки WTI и других сортов нефти в США на атлантическом побережье достигает 15-20 долларов за баррель. Если предположить, что такой же уровень прибыльности будут иметь новые НПЗ в Персидском заливе и они смогут с дисконтом поставлять дизтопливо в ЕС, то европейским НПЗ с очень невысокой рентабельностью переработки Urals придется либо закрываться, либо рассчитывать на хороший дисконт по цене Urals, считают эксперты.

Так что белорусские нефтяники, предъявившие в этом году претензии к качеству Urals, находятся, как говорится, в тренде мировых тенденций.

Тэги:

, , , , ,

Прогноз курса рубля на неделю 11-16 ноября

Курс доллара на БВФБ может снова уменьшиться, но не так значительно, как на прошедшей неделе, то есть всего на 0-0,5%. Курс евро может опуститься примерно на такую же величину, а вот российский рубль, скорее всего, подешевеет в большей степени. В начале прошедшей недели средневзвешенный курс доллара на Белорусской валютно-фондовой бирже, как и ожидалось, снизился, затем

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает

Мы по-прежнему уделяем большое внимание оценке рисков, связанных с динамикой заработной платы — глава Нацбанка

Нациоанльный банк распространил заявление Председателя Правления Национального банка Республики Беларусь по итогам заседания Правления 6 ноября 2019 года. Приводим текст полностью: Сегодня на заседании по денежно-кредитной политике Правление Национального банка приняло два решения. Первое – снизить с 20 ноября ставку рефинансирования с 9,5 до 9 процентов годовых. Второе решение касается ставок Национального банка по операциям

Банки подаются в финтех не от хорошей жизни

В сентябре текущего года задолженность по кредитам белорусской экономики существенно сократилась – на 343,8 млн. рублей, достигнув 1 октября 45,89 млрд. рублей. Но парадокс: банки в таких условиях продолжали наращивать прибыль. Сокращение задолженности в сентябре было вызвано снижением объема кредитования юридических лиц, в то время как физические лица активно набирали новые кредиты. Более того, задолженность

Цифровая пятилетка для энергозависимой Беларуси

Вопросы борьбы за дешевые нефть и газ уходят на второй план, а следующая пятилетка должна стать цифровой. Это заявление первого вице-премьера Беларуси Александра Турчина на конференции «Кастрычніцкі эканамічны форум KEF–2019» 31 октября прозвучало чуть ли не сенсационно. Особенно на фоне того, что Минск за последние годы не снизил колоссальную зависимость от импорта энергоносителей и продолжает

Военно-политическая ситуация: Коридорные страхи

Западные СМИ вновь обеспокоены судьбой Сувалкского коридора — небольшого участка земли между Польшей и Литвой, захватом которого Россия в случае начала войны может отсечь Балтию от остальных стран НАТО. Однако информационная компания может стать одним из факторов обострения военно-политической ситуации в нашем регионе. На днях американское издание The Daily Beast опубликовало статью из которой следует,

Игорь ЮШКОВ: «Российские чиновники сейчас явно предлагают Беларуси: дайте нам что-то большее, чем интеграционные карты»

О проблемных вопросах в отношениях между Беларусью и Россией в сфере энергетики в канун ожидаемого подписания дорожных карт по интеграции обозреватель БЕЛРЫНКА беседует с ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности, экспертом Финансового университета при правительстве РФ Игорем ЮШКОВЫМ. — Недавно белорусский вице-премьер Игорь Ляшенко заявил, что в декабре Минск и Москва договорятся по условиям поставок