23.12.2015, 15:11
ОДКБ не НАТО
Специально для БЕЛРЫНОК
Итоги прошедшего 21 декабря внеочередного саммита ОДКБ в Москве еще ждут своего осмысления. Пока же все ограничивается официальной информацией о том, что в ходе встречи обсуждались ключевые вопросы укрепления региональной безопасности и стабильности, эффективного противодействия международному терроризму, дальнейшие шаги по укреплению ОДКБ. Остаются без конкретики и слова Путина о необходимости совместных действий стран – участниц ОДКБ. Очевидно, что сегодня Кремль нуждается в поддержке и солидарности своей политики в мире. И с этим у него есть определенные трудности. В том числе и со своими союзниками.
Не преувеличивая роль председательствующего в ОДКБ, все же можно отметить, что данный саммит был созван по инициативе Армении, которая сейчас председательствует в этой организации и находится в состоянии войны с соседним Азербайджаном.
Как стало известно, в ночь с 19 на 20 декабря на линии соприкосновения в непризнанной Нагорно-Карабахской Республике продолжились столкновения между конфликтующими сторонами. Очередное обострение произошло сразу после встречи президентов Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Сержа Саргсяна в Берне.
Обычно армяно-азербайджанские переговоры на высшем уровне сопровождаются заметным и относительно продолжительным снижением напряженности на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. Встреча в Берне стала неприятным исключением. И одновременно тревожным. Поскольку можно заподозрить, что ситуация в зоне конфликта окончательно может выйти из-под контроля. Так что прошедший под канонаду воюющих сторон саммит в Москве был более чем актуальным для Армении. Да и для братской для Азербайджана соседней Турции, оказавшейся в конфликте с Москвой – флагманом ОДКБ. О состоянии их нынешних отношений можно судить и по заявлению главы МИДа Турции, обнародованному им буквально накануне внеочередного саммита ОДКБ в Москве.
По словам турецкого министра, 20 декабря во время российских авиаударов в сирийской провинции Идлиб погибли 200 мирных жителей. Очевидно, что такой мрачный фон не дает повода для оптимизма в отношениях между Москвой и Анкарой. Поэтому особое внимание привлекло заявление президента Армении по вопросу злополучного российского самолета, сбитого турками и ставшего причиной острого конфликта Москвы с Анкарой. В распространенной информации российских и некоторых других СМИ утверждалось, что, обсуждая инцидент со сбитым Турцией Су-24, лидеры стран ОДКБ выразили полную солидарность и поддержку Москве. Однако в дословной ретрансляции тема «полной солидарности» звучит так: «Мы обсудили инцидент с российским военным самолетом Су-24, участвовавшим в антитеррористической операции в Сирии и сбитым турецкими Вооруженными силами, – сказал президент Армении С. Саргсян. – Данный шаг Турции никак не способствует консолидации международных усилий, направленных на противодействие терроризму, урегулирование ситуации в Сирии и восстановление мира в регионе». И тут ни слова о поддержке и солидарности.
Как представляется, произошла изящная корректировка с подменой желаемого на действительное в стиле рупоров кремлевской пропаганды. Возможны ли негативные последствия таких интерпретаций для атмосферы взаимопонимания внутри ОДКБ – вопрос уместный и открытый. Стоит напомнить, что два члена ОДКБ – Казахстан и Кыргызстан – являются полноправными членами Совета Сотрудничества тюркоязычных государств, главная цель которого – развитие всестороннего сотрудничества между государствами-членами. А среди них еще натовская Турция, Азербайджан и Туркменистан, нейтральный статус которого с некоторых пор стал образцом для такого члена ОДКБ, как Беларусь. В ныне действующей белорусской Конституции провозглашено лишь стремление к нейтралитету, которое, надо полагать, стало недостижимой целью в условиях членства в ОДКБ.
Можно напомнить и о том, что в принятой в сентябре 2015 года Астанинской декларации стран – участниц Тюркского совета отмечается: он «ставит перед собой задачу укрепления политической и экономической безопасности стран-участниц в соответствии с общепринятыми нормами и принципами международного права, включая уважение и поддержку суверенитета, территориальной целостности, нерушимости границ, признанных на международном уровне, и невмешательства во внутренние дела государства». Так что проявленные «полная поддержка и солидарность» России на московском саммите ОДКБ не представляются действительными. Что и отразилось в сдержанных официальных сообщениях других участников саммита, которые могут оказаться далекими от итоговых.
В пользу недосказанности происшедших в Кремле разноформатных заседаний постсоветского оборонительного союза говорит и несостоявшаяся, хотя и обещанная ранее, ротация генерального секретаря ОДКБ. 12-летний стаж генерала Бордюжи на этой должности было решено продлить до 2017 года. В чем истинная причина столь неожиданного решения, остается неизвестным. По этому поводу высказываются разные версии. Одни эксперты, политики прогнозируют, что наступающий 2016 год будет очень тяжелым в экономическом и, как следствие, политическом планах для России и остальных стран – членов ОДКБ. Другие отмечают, что в России грядут парламентские и возможны досрочные президентские выборы. И какие бы версии ни оказались реальностью, Кремлю будет крайне необходим многоопытный модератор такого силового инструмента, как ОДКБ со всеми своими войсками быстрого реагирования и спецопераций. Сегодня на такую роль, кроме надежного Бордюжи, видимо, других кандидатур для Путина нет.
Также следует отметить, что в странах этой организации происходит процесс их трансформации в парламентские республики. Вслед за Кыргызстаном такой страной недавно стала и Армения. Так что председательствовавший на московском саммите президент Саргсян уже был не таким полновесным, как остальные президенты стран – участниц ОДКБ. При всей зависимости от Москвы в оборонной сфере и имея на своей территории российскую военную базу в Гюмри, Еревану, в отличие от остальных партнеров по ОДКБ, все же удается поддерживать на солидном уровне отношения с НАТО. Все попытки Москвы установить прямые отношения ОДКБ с НАТО остались в прошлом. После аннексии Крыма в таком формате они просто стали невозможными.
Как известно, политика НАТО заключается в развитии двусторонних отношений с каждым из членов ОДКБ. По мере усиления угрозы международного терроризма и нерешенности проблемы Афганистана, где остаются войска стран НАТО, взаимодействие альянса с соседями Афганистана должно стать еще более тесным. А нынешние отношения России с Западом и его военным ядром НАТО вряд ли способны содействовать такому тесному взаимодействию. По некоторым данным, появились признаки вновь возрастающего интереса Кремля к Афганистану. Интересными являются выводы некоторых экспертов насчет рейтинга безопасности участков афганской границы. Так вот, признается, что самым слабым участком является граница с нейтральным Туркменистаном, а крепким – с Узбекистаном, покинувшим ОДКБ.
Безусловно, в Москве обсуждался и самый опасный участок афганской границы – Таджикистан. Стоит напомнить, что накануне прошлого, сентябрьского саммита ОДКБ в Душанбе в Таджикистане случился вооруженный мятеж во главе с генералом, бывшим замминистра обороны. А накануне нынешнего саммита в Москве из Еревана пришло известие об аресте бывшего первого замминистра обороны страны. Служба национальной безопасности Армении сообщила о его причастности к задержанной в Ереване вооруженной группе. Вот такие «подарки» к столу гостей в ОДКБ уже приобрели некую периодичность, а может, даже и системность. Ничего подобного в истории саммитов НАТО никогда не наблюдалось. Зато в ОДКБ сочли полезным, по примеру НАТО, принять в случае возникновения угрозы и у себя мушкетерский принцип: один за всех и все за одного.
Но, как оказалось, не прижился в ОДКБ другой натовский постулат, предусмотренный статьей 4 Североатлантического договора. Она обязывает союзников включать режим постоянных консультаций в оговоренных случаях. Эта статья уже работала в случае с Турцией. Что касается состояния ОДКБ, то Москва просто не считает нужным советоваться со своими союзниками. Это наглядно продемонстрировало поведение Кремля в случаях с Крымом, Сирией и Турцией. Как отмечают эксперты, решение Совбеза ООН от 29 сентября о начале военной операции в Сирии принималось без учета мнения ОДКБ. А там, судя по всему, могут далеко не все безусловно поддерживать Дамаск, одновременно поддерживая в Сирии антитеррористические действия Москвы.
Примерно о такой поддержке действий России в Сирии было заявлено главой МИДа Беларуси еще до саммита в Москве. Правда, также в Москве после специальной встречи глав внешнеполитических ведомств двух стран, что дало повод некоторым комментаторам говорить о жестких критериях, которые Москва ставит своим союзникам: поддержка не должна быть двусмысленной с некими рассуждениями о нейтралитете.
Вообще-то, звучащие в последнее время заявления министра обороны Беларуси о российской авиабазе, приобретении новых видов вооружений, создании собственного ракетостроения в пользу некоего нейтралитета, оставаясь в ОДКБ, серьезно не воспринимаются. Зато есть основания предполагать, что одной из серьезных тем на прошедшем саммите ОДКБ в Москве могла быть тема предстоящего в следующем году в мае саммита НАТО в Варшаве, куда хотят пригласить Украину с пока еще неясным статусом. Скорее всего, Киев будет присутствовать в Варшаве со статусом «специально приглашенный». А может, уже и кандидатом в члены альянса.
Высказываются суждения, что к этому времени на востоке Украины война должна окончательно перейти в «замороженное» состояние. А вот что может происходить в это время в зоне ответственности ОДКБ, сегодня уверенно сказать никто не может.
Читайте также:
- Внеочередной саммит ОДКБ по ситуации в Афганистане проходит в режиме видеоконференции
- В ОДКБ прошли консультации по подготовке системы коллективной безопасности на 2022 год
- Путин: Россия создала резерв из правоохранителей для Беларуси по просьбе Лукашенко
- Власти ФРГ: присутствие войск США в Германии важно для безопасности Америки и Европы
- Лукашенко: интересы Беларуси совпадают с интересами России, да и не очень-то противоречат интересам Украины