Европейская исследовательская ассоциация Oikonomos (Вильнюс, Литва)
Специально для БЕЛРЫНОК

В обществе активно обсуждается необходимость пенсионной реформы по той причине, что невозможно сохранять ее финансирование в том же объеме (с ростом количества пенсионеров – в возрастающем объеме). Пенсионная система в нашей стране является солидарной, и ее устойчивость зависит от платежеспособности налогоплательщиков. Но пенсионное обслуживание может быть организовано как накопительная или страховая система, и тогда ее устойчивость будет зависеть от платежеспособности и ответственности будущих пенсионеров, правда, при условии относительно стабильной инфляции и сформированной соответствующей инфраструктуры страхования.

В настоящий момент известным является тот факт, что процессы пенсионного обслуживания жителей страны отягощены как высоким удельным весом пенсионеров в структуре населения, так и низким удельным весом работающих в структуре трудоспособных граждан. Также низким является уровень реальной заработной платы работников, что делает нагрузку на них со стороны пенсионной системы непомерно большой (см. таблицу).

Основные показатели пенсионной системы

2005

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах по труду, занятости и социальной защите, тыс. чел.

2 444,7

2 446,0

2 454,3

2 468,9

2 486,9

2 512,2

2 537,3

2 559,7

Средний размер назначенных пенсий, тыс. руб.

211,0

389,4

429,5

584,7

940,4

1 885,5

2 206,8

2 643,5

Занято в экономике – всего, тыс. чел.

4 414,1

4 610,5

4 643,9

4 703,0

4 691,2

4 612,1

4 578,4

4 550,5

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, за год, тыс. руб.

463,7

868,2

981,6

1 217,3

1 899,8

3 676,1

5 061,4

6 052,4

Источник: http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/


Этот социально-демографический риск, с которым сталкивается общество, влияет на экономические процессы, дополняя экономические риски (например, инфляционные или циклические), и не является новым (о масштабах и скорости старения населения известно давно).

Мы не знаем сейчас, как долго будет сохраняться солидарная пенсионная система, но политика стимулирования рождаемости может расцениваться как условие ее сохранения. Вместе с тем стимулирование рождаемости лишь в долгосрочном периоде способно привнести свой вклад в систему пенсионного обеспечения. А в краткосрочном периоде является фактором дополнительного давления на работающих, потому что дети, как и пенсионеры, и другие категории населения (например, инвалиды), являются для общества иждивенцами, создают нагрузку дополнительных текущих расходов (помимо налоговых выплат) для работающих.

Мы не знаем сейчас, какой способ финансирования пенсионной системы будет выбран, но те изменения в макроэкономической политике, которые мы наблюдаем сегодня, будут иметь значение и для системы пенсионного обеспечения. Например, подписанный президентом Беларуси 2 апреля 2015 года Декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества», названный в обществе «законом о тунеядцах», напрямую нацелен на пополняемость бюджета. А подписанный 11 ноября 2015 года Декрет президента № 7 «О привлечении денежных средств во вклады (депозиты)» вводит с 1 апреля 2016 года налогообложение процентов, полученных по некоторым видам банковских вкладов. Введение подоходного налогообложения процентных доходов по вкладам физических лиц, с одной стороны, будет дополнительным источником бюджетных доходов, а с другой – станет методом ограничения роста денежной массы: не позволит реагировать населению на собственные инфляционные ожидания снятием денег.

Оба эти способа увеличивают налоговую нагрузку на индивидуального налогоплательщика, так как нагрузка на корпоративного налогоплательщика и без того высока. Увеличение нагрузки на деловой сектор всегда чревато спадом деловой активности, тогда как рост нагрузки на индивида подталкивает его к дополнительным действиям в поиске заработков.

Безусловно, выбранные способы не имеют прямой цели сбалансировать пенсионную систему, так как не влияют на объемы пенсионных выплат. Но привлечение дополнительных доходов в бюджет и формирование в структуре налогоплательщиков новой группы субъектов-плательщиков способно облегчить существование и пенсионной системы тоже, в том виде, в котором она сложилась.

Выбранный путь расширения налогооблагаемой базы для подоходного налога, поиска все новых групп людей для налогообложения их заработков оставляет решение проблемы пенсионного обеспечения на плечах государства. Этот путь не формирует ответственности нынешних работающих за собственную пенсию в будущем, не перекладывает финансирование пенсий на плечи их будущих получателей, а значит, и не стимулирует создание соответствующей инфраструктуры пенсионного обеспечения (институтов инвестирования – по принципу пенсионных или трастовых фондов, институтов страхования и перестрахования инвестиционных и валютных рисков и т. п.).

По сути, дополнительное налогообложение – это изыскание средств для сохранения солидарной системы пенсионного обеспечения. Попытки построить альтернативную систему финансирования пенсионных выплат потребуют снижения налоговой нагрузки, высвобождения из-под нее доходов для самостоятельного решения людьми своего будущего пенсионного обеспечения.

Тэги:

, , ,

Утверждены тарифы на газ, тепло и электричество для населения

Совмин Беларуси постановлением №99 от 14 февраля 2024 года повысил тарифы на газ и электричество для населения в 2024 году.Они приведены в соответствие с указом №41 от 2 февраля. Согласно документу, киловатт-час в домах с электроплитами теперь стоит 21,56 копейки, при наличии газа – 25,37 копейки. При использовании дифференцированного тарифа с двумя временными интервалами в

Нацбанк утвердил ОНДКП на 2024 год

Национальный банк Беларуси постановлением правления №363 от 19 октября утвердил Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2024 год Как сообщили в пресс-службе Нацбанка, документ раскрывает действия регулятора по выполнению целевых показателей денежно-кредитной политики, утверждаемых указом. В соответствии с документом, в 2024 году Национальный банк сохранит преемственность проводимой политики и сосредоточится в своей деятельности на

С 1 января 2024 года базовая ставка вырастет на 6,4%

С 1 января 2024 года базовая ставка для оплаты труда в бюджетной сфере вырастет до 250 рублей. В настоящее время она составляет 235 рублей, то есть рост составит 6,4%. Предыдущее повышение произошло 1 сентября 2023 года. Как сообщили в Минтруда и соцзащиты, повышение базовой ставки в 2024 году, как и в 2023 году, будет осуществляться

В Беларуси утверждены предельные тарифы на стоматологические услуги

Минздрав Беларуси утвердил предельные максимальные тарифы на все виды стоматологических услуг. Это закреплено в постановлении ведомства №170 от 13 ноября 2023 года . В частности, осмотр пациента при первичном обращении обойдется в 5,66 рубля; осмотр пациента при повторном обращении — 2,96 рубля; консультация врача-стоматолога — 8,37 рубля; удаление зубных отложений — от 1,71 рубля ручным

Определены плательщики налога на профессиональный доход

Совмин Беларуси постановлением №851 от 8 декабря 2022 года определил перечень видов деятельности, осуществляемых физическими лицами – плательщиками налога на профессиональный доход. 1. Ремесленная деятельность 2. Деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма 3. Реализация физическими лицами, за исключением лиц, указанных в пункте 7 настоящего приложения, товаров потребителям: 3.1. на торговых местах и (или) в

Прогноз курса рубля на 2021 год

После значительного ослабления белорусского рубля против доллара в 2020 году, в 2021 году возможна некоторая стабилизация курса, но только в том случае, если российский рубль снова не обвалится против доллара на Московской бирже, как это произошло в 2020 году. В сделанном «БР» прогнозе на 2020 год было высказано предположение, что курс доллара на Белорусской валютно-фондовой

Повторится ли белорусско-российский «транзитный» конфликт в 2021 году?

Недавно белорусская сторона уведомила российскую «Транснефть» о своем намерении повысить в 2021 году тариф на транзит российской нефти на 25%. Такое повышение явно не отвечает планам российской «Транснефти», которая в этом году имеет серьезные потери из-за снижения объемов транзита нефти. Может ли это спровоцировать очередной «транзитный» конфликт Беларуси и России? Советник президента ПАО «Транснефть», пресс-секретарь

Евразийский формат не поможет Минску сбить цены на газ

Саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который пройдет 11 декабря в онлайн-формате, не оправдает надежд белорусских властей на решение уже набившей оскомину проблемы – добиться в евразийском союзе общих с Россией тарифов на транспортировку газа. Поэтому торговаться с Москвой по цене газа и дальше придется в формате «двойки». Повестка саммита ЕАЭС будет включать, по предварительным данным,