16.12.2015, 12:06
Черные дни Казахстана
Черный понедельник и черный вторник выпали на долю Казахстана на этой неделе: за два дня курс национальной валюты на торгах Казахстанской фондовой биржи (KASE) вырос с 312 до 337,8 тенге за доллар. За этим могла бы последовать и черная среда, так как аналитики уверенно пророчили падение тенге до 350 тенге/доллар, однако 16 декабря в стране случилась 24-я годовщина независимости, и вся страна ушла на выходные до конца недели. C курсом доллара в обменниках на уровне примерно 340 тенге/доллар. И средней зарплатой за ноябрь, согласно новому курсу, 365 долларов.
Новая девальвация тенге совпала с падением цены на нефть ниже 38 долларов за баррель и новым историческим минимумом курса российского рубля. Грубо говоря, когда в России доллар стал стоить 70 рублей, в Казахстане он устремился к отметке 350 тенге, так что соотношение российской и казахстанской валют вплотную приблизилось к 1:5.
Один к пяти – это традиционное, годами проверенное, экономически здоровое соотношение российского рубля и тенге, которое в последние полтора года было серьезно нарушено. С начала кризиса в России летом 2014 года, когда рубль стал пикировать и однажды даже приблизился к отметке 70 рублей за доллар, национальная валюта в Казахстане демонстрировала завидную стабильность: 182 тенге/доллар в августе 2014-го, 181 – в декабре, 185 – в феврале 2015-го. Белорусы, напомним, Новый год тогда встретили с 40-процентной не-девальвацией. Россияне Старый Новый год отметили почти двукратной девальвацией по сравнению с серединой лета.
В результате установился неслыханный диспаритет тенге и российского рубля: тенге укрепился почти вдвое против валюты соседки – 1:2,7. И, как это обычно бывает, начался переток денег: казахстанцы стали ездить в Россию «на закупы» – в основном за дорогими автомобилями, но также не брезговали техникой, продуктами питания, одеждой и квартирами. Только в I квартале 2015 года из РФ было ввезено 30 тысяч автомашин, количество вновь зарегистрированных автомобилей в Казахстане увеличилось на 50%.
Обвальная девальвация, которой ждали со дня на день, тогда так и не случилась: помешали выборы президента, намеченные на апрель 2015 года. Потом пришлось делать отсрочку до 6 июля – из-за 75-летнего юбилея Нурсултана Назарбаева.
А вот в августе, когда все торжества отшумели, в «великой сырьевой державе» грянуло. Национальный банк РК выступил с заявлением о том, что с 20 августа сокращает свое участие на внутреннем валютном рынке для сохранения резервов. Как отметил финрегулятор, это соответствует его ранее объявленной политике по свободному курсообразованию и переходу на инфляционное таргетирование.
В тот же день (20 августа) курс на торгах превысил 255 тенге за доллар. Потом он чуть отыграл позиции, но в середине сентября вырос уже до 274 тенге. А в ноябре тенге стремительно пошел по наклонной: 280, 290, 307, 310…
До Нового года остается еще достаточно времени, чтобы курс достиг красивого числа «350». Тогда можно будет говорить о практически двукратной девальвации тенге с начала года. Нацбанк Казахстана уже и не пытается успокоить население обещаниями держать ситуацию под контролем.
«Обменный курс тенге формируется под воздействием факторов, определяемых в основном динамикой ценовой ситуации на мировых финансовых, товарных рынках и спросом на иностранную валюту на внутреннем рынке. Снижение цен на нефть в 2014-2015 годах привело к значительному ухудшению платежного баланса и, соответственно, баланса на внутреннем валютном рынке. Падение цен на нефть марки Brent с начала декабря 2015 года с 44,4 до 37,8 доллара за баррель, или на 15%, привело к дополнительному давлению на обменный курс», – так философски прокомментировал финрегулятор последний обвал тенге.
В Нацбанке также отметили, что пытаются сгладить кратковременные колебания курса тенге, «но при этом не препятствуют действию фундаментальных факторов, определяющих соотношение спроса и предложения на иностранную валюту».
Не обещает больше светлого будущего казахстанцам и президент. На торжественном собрании, посвященном Дню независимости, Нурсултан Назарбаев посулил стране в XXI веке «сложные маршруты».